Дело №...
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2016 года г. Санкт-Петербург
224 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Шляхова А.В., при секретаре ФИО 3, с участием представителя истца – майора юстиции ФИО 7, ответчика подполковника ФИО 2, в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев исковое заявление командира войсковой части №... о привлечении ответчика – военнослужащего войсковой части №... ФИО 2 к материальной ответственности на сумму 17767 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Командир войсковой части №... на основании пункта 2 ст. 4 ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» обратился в суд с исковым заявлением к ответчику – ФИО 2, в котором просит привлечь ответчика к материальной ответственности и взыскать с него сумму в размере 17767 рублей.
В обоснование своих исковых требований истец указывает на то, что вследствие непринятия заместителем командира войсковой части №... по тылу – начальником тыла подполковником ФИО 9 каких-либо мер по снижению количества твердых бытовых отходов вывозимых с территории воинской части, произошло завышение объемов выполненных работ, чем государству был причинен ущерб в виде излишне выплаченных денежных средств произведенных войсковой частью №... за период с января 2014 года по декабрь 2014 года на сумму 17767 рублей. Кроме того, ФИО 2 не осуществлял надлежащий контроль за действиями своих подчиненных, а именно капитана ФИО 4, старшего лейтенанта ФИО 5 и старшего лейтенанта ФИО 6 и в ряде случаев совместно с ними самоустранился от контроля за вывозом твердых бытовых отходов.
Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл. Его представитель ФИО 7 в судебном заседании исковые требования по вышеуказанным основаниям поддержал.
Ответчик ФИО 2 заявленные исковые требования не признал и, ссылаясь на Федеральный закон № 161-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О материальной ответственности военнослужащих», Наставление по квартирно-эксплуатационному обеспечению внутренних войск МВД России, утв. приказом ГК ВВ МВД России №... от ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что в воинской части организовывается планирование лимитов коммунальных услуг согласно фактического потребления, после чего данные лимиты в денежном и натуральном выражении подаются в управление соединения и в дальнейшем лимиты проверяются, формируются в Северо-западном региональном командовании ВВ МВД России и направляются в Главное командование ВВ МДВ России, а за тем производится выделение денежных средств на данные лимиты потребления коммунальных услуг. При формировании заявки на денежные средства и составление годовых лимитов потребления коммунальных услуг необходимо учитывать фактическое потребление коммунальных услуг за последние три года. Вместе с тем расчеты по фактическому накоплению твердых бытовых отходов войсковой части №... истцом были сделаны исходя из требований раздела 4 Норм коммунальных услуг для воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений МО РФ, утв. приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об утверждении норм коммунальных услуг», которые по его (ФИО 2) мнению являются устаревшими, поскольку составлялись еще в девяностых годах, в настоящее время необходимо пользоваться другими исследовательскими нормами образования твердых бытовых отходов и одной из таких работ является научная работа по исследованию норм образования твердых бытовых отходов в городе Сосновый Бор. Из данной работы специалистами был сделан вывод о том, что норма образования твердых бытовых отходов на территории <адрес> по состоянию на 2012 года составляет 2,44 кубических метра. А сам приказ МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Норм коммунальных услуг" распространяет свою юридическую силу только в Министерстве обороны Российской Федерации.
Выслушав представителя истца, ответчика и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из договоров на вывоз твердых бытовых отходов, действовавших в 2014 году, заключенных между командиром войсковой части №... и гражданскими организациями, стоимость услуг определяется ежемесячно по фактическому объему вывоза ТБО, действующим тарифам.
Выполнение данных условий договоров подтверждается объяснениями сторон и ими не оспаривается.
Каких либо штрафов, пеней или неустойки войсковая часть за ненадлежащее выполнение условий договора не возмещала.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» (далее - Закона) военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" к реальному ущербу относится утрата или повреждение имущества войсковой части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
При этом в соответствии с Законом N 161-ФЗ излишние денежные выплаты включают в себя:
выплаты при незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы);
выплаты при незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части;
выплаты при незаконном переводе или назначении на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности;
оплату штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей.
Как усматривается из ст. 6 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, - в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.
В силу ст. 7 указанного Закона командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.
Согласно объяснений представителя истца административное расследование не проводилось, поскольку указанные выше обстоятельства были установлены актом документальной ревизии.
Как следует из акта документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности войсковой части №... от ДД.ММ.ГГГГ , инспектором была выявлена переплата денежных средств за оказанные услуги по вывозу твердых бытовых отходов в 2014 году на общую сумму 17676 рублей по договору, заключенному командиром войсковой части №... с ООО «<звание>» от ДД.ММ.ГГГГ . Должностными лицами войсковой части к проверке не представлены утвержденные расчеты лимитов накопления твердых бытовых отходов. При этом инспектор –ревизор в своих расчетах исходил из требований раздела 4 приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... , который применяется в МВД РФ, утвердивших максимальные годовые нормы коммунальных услуг для воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений МО РФ исходя из штатной численности военнослужащих.
Приказом МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... утверждено Положение о войсковом хозяйстве ВВ МВД, согласно которого хозяйственная деятельность включает в себя в частности своевременное определение потребности, истребование, получение, учет и хранение всех видов материальных средств, их распределение, выдачу (отправку, передачу) по назначению, доведение установленных норм, обеспечение правильного и экономного расходования и ведение отчетности.
При этом руководит хозяйственной деятельностью соединения (воинской части) командир соединения (воинской части), а должностные лица соединения (воинской части), осуществляющие хозяйственную деятельность, выполняют обязанности в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и настоящим Положением в части касающейся.
Как усматривается из ст. ст. 104, 105 Устава внутренней службы ВС РФ в должностные обязанности ответчика как заместителя командира воинской части по тылу- начальника тыла не входит в обязанность принимать меры по снижению количества твердых бытовых отходов, вывозимых с территории воинской части.
Из главы 13 Наставления по квартирно-эксплуатационному обеспечению внутренних войск МВД России, утв. приказом ГК ВВ МВД России №... от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что при нормировании коммунальных услуг воинских частей учитывается изменение штатной численности личного состава, ввод в эксплуатацию строительных объектов, высвобождение казарменно-жилищного фонда, ввод (сокращение) специальной и военной техники и фактическое потребление коммунальных услуг за последние три года.
Таким образом, исходя из вышеназванного, норма (лимиты) накопления твердых бытовых отходов могут варьироваться в зависимости от изменения (увеличения или уменьшения) штатного количества военнослужащих и других условий, возникающих в ходе эксплуатации казарменно-жилищного фонда войсковой части и, следовательно выводы, указанные в акте документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности войсковой части №... от ДД.ММ.ГГГГ о причиненном ущербе войсковой части по смыслу ст. 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» являются не обоснованными.
Суду также не представлено доказательств о том, что ответчик устранился от составления обоснованных расчетов на выделение лимитов по вывозу твердых бытовых отходов, или по своей вине не правильно откорректировал эти расчеты в сроки, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Иных доказательств причинение ущерба воинской части действиями (бездействием) ответчика истцом и его представителем, как того требуют положения ст. 56 ГПК РФ, в судебном заседании не представлено.
При таких обстоятельствах суд находит не доказанным факт причинения ущерба войсковой части и наличие вины в действиях (бездействии) ответчика.
В связи с чем суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований командира войсковой части №... о привлечении ответчика к материальной ответственности.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований командира войсковой части №... к ответчику ФИО 2 на сумму 17767 рублей в счет возмещения причиненного ущерба, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через 224 гарнизонный военный суд в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме.
Судья А.В. Шляхов