ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3/2016 от 23.03.2016 Лихославльского районного суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2016 года г. Лихославль

Лихославльский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Волошкина О. А.,

при секретаре судебного заседания Мамонтовой А.Б.,

при участии помощника прокурора Лихославльского района Тверской области Боркиной Е.Ю.,

представителя ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» Сектименко М.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3/2016 по исковому заявлению прокурора Лихославльского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц.

У С Т А Н О В И Л:

В Лихославльский районный суд поступил иск прокурора Лихославльского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Крючково», ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и АО «Газпром газораспределение Тверь» о возложении обязанности пролонгировать договор поставки газа, осуществить подачу природного газа на котельную, обеспечить подачу тепловой энергии жителям многоквартирных домов пос. Крючково.

В обоснование исковых требований, с учетом уточнений, прокурор указал, что МУП «Крючково» осуществляет деятельность по производству, передаче, реализации, распределению тепловой и электрической энергии в п. Крючково. ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» осуществлял поставку природного газа на котельную, расположенную в пос. Крючково, на основании договора поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которого в соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ. Транспортировщиком газа в ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» является АО «Газпром газораспределение Тверь». ДД.ММ.ГГГГ МУП «Крючково» обратилось в ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» с просьбой о продлении договора поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» решения по заявке МУП «Крючково» не принято, договор поставки газа не пролонгирован. На входных газовых задвижках котельной в п. Крючково ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» были установлены пломбы, не позволяющие осуществлять деятельность котельной по выработке теплоносителя. В Крючковском сельском поселении отапливаются за счет данной котельной восемь многоквартирных жилых домов с зарегистрированным количеством населения – 607 человек, объекты соцкультбыта – библиотека, МОУ «Крючковская общеобразовательная школа», МДОУ Детский сад «Василек» пос. Крючково, фельдшерско-акушерский пункт пос. Крючково, которые других источников теплоснабжения не имеют. Неподача газа на нужды производства тепловой энергии в виде горячего водоснабжения и отопления в отопительный период в жилищный фонд и на объекты соцкультбыта нарушит права и законные интересы граждан-потребителей. Непролонгацию ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» договоров с муниципальными предприятиями в сфере ЖКХ Лихославльского района следует расценивать как злоупотребление правом и доминирующим положением, что недопустимо в силу ст. 10 ГК РФ и ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ. Действия ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» могут привести к срыву отопительного сезона и, как следствие, к нарушению прав граждан. Котельная МУП «Крючково» не имеет альтернативного вида топлива, кроме газа, проведение пуско-наладочных работ также занимает достаточно длительное время при пуске работы котельной, при наборе температурного режима и давления. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд.

Просит суд: возложить на ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» обязанность пролонгировать договор поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ; возложить на ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и АО «Газпром газораспределение Тверь» обязанность снять пломбы с входных газовых задвижек котельной в п. Крючково, расположенной по адресу: <адрес>, и осуществить подачу природного газа на котельную МУП «Крючково», использующего природный газ для предоставления тепловой энергии жителям многоквартирных жилых домов и на объекты соцкультбыта п. Крючково Крючковского сельского поселения Лихославльского района Тверской области; возложить на МУП «Крючково» обязанность обеспечить подачу тепловой энергии в виде теплоснабжения (отопления) в жилой фонд и на объекты социального назначения Крючковского сельского поселения, получающие данные коммунальные услуги от МУП «Крючково».

В судебном заседании помощник прокурора Боркина Е.Ю. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» Сектименко М.А. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях. Дополнительно пояснил, что отсутствие лицензии у контрагента влияет на заключение договора, поскольку договор не заключается с организациями, которые не имеют лицензию. Прокурор не вправе предъявлять требования в интересах неопределенного круга потребителей о пролонгации договора. Кроме того, у контрагента имеется возможность поиска альтернативного поставщика ресурсов, которые поставляют газ аналогичным образом. Удовлетворение заявленных требований нарушит право поставщика, предусмотренное ст. 25 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации».

Согласно представленным возражениям ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» на исковое заявление, доводы, изложенные в исковом заявлении, не обоснованы и не подлежат удовлетворению. Исходя из характера правоотношений, возникших между ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и теплоснабжающей организацией, в эксплуатации у которой находится спорная котельная, статуса субъектов правоотношений спор о законности приостановления подачи газа должен рассматриваться Арбитражным судом в силу статей 1, 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Прокурором неправильно истолкованы и применены к рассматриваемой ситуации правовые нормы закона Российской Федерации от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354. ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» не имеет договорных отношений с гражданами на оказание коммунальных услуг по горячему водоснабжению и не получает от населения никаких денежных средств за поставку газа, необходимого в целях предоставления такой услуги, в связи с чем не является исполнителем в терминологии с указанными законами. В подтверждение довода о том, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должно приводить к нарушению прав и интересов потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством о предоставлении коммунальных услуг, доказательств добросовестности оплаты коммунальных ресурсов гражданами-потребителями, в дома которых поставляется ресурс в виде горячего водоснабжения, прокурором в материалы дела не представлено. В силу прямого указания федеральных законов и иных нормативно-правовых актов ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ при соблюдении определенного порядка. Вводя ограничения поставки природного газа, ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» действовало в строгом соответствии с Порядком прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 года № 1. ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» путём направления соответствующих писем предупреждало потребителя, органы местной и областной исполнительной власти и правоохранительные органы о возможном ограничении подачи газа. Факт наличия задолженности также подтверждён необходимыми доказательствами, в частности, решениями Арбитражного суда Тверской области. Организация-потребитель в лице теплоснабжающей организации обязана обеспечить добросовестных абонентов горячей водой, а не ООО «Газпром межрегионгаз Тверь». При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями. Инициатива заключения такого соглашения и ответственность за необеспечение подачи добросовестным абонентам топливно-энергетических ресурсов в данном случае лежит на организации-потребителе, как располагающей сведениями о таких абонентах. Таким образом, действующим законодательством предоставлено право газоснабжающей организации вводить ограничение режима и прекращения потребления газа. Возложение обязанности на ответчика возобновить подачу природного газа в судебном порядке невозможно ввиду отсутствия факта прекращения в настоящее время подачи газа со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Тверь». В исковом заявлении не приведено доказательств отсутствия возможности использования иного топлива (мазут и т.д.) на спорном объекте. Не доказано отсутствие возможности у теплоснабжающей организации осуществить закупку газа на биржевых торгах на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, тем самым обеспечить выработку горячей воды даже при ограничении поставки газа со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Тверь». На территории Тверской области осуществляют свою деятельность иные поставщики газа. Документального подтверждения, что котельная отапливает именно дома и социальные объекты, поименованные в исковом заявлении, в материалы дела также не представлено. У теплоснабжающей организации на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта коим является указанная котельная отсутствует лицензия, что является нарушением законодательства. Использование газа, который является источником повышенной опасности, на теплоэлектроцентралях лицом, которое заведомо не прошло процедуру допуска к их эксплуатации, создает риск возникновения аварийных ситуаций, а также возлагает на ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» дополнительную ответственность, с учетом положений ст. 1079 ГК РФ. Вывод истца, о злоупотреблении со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» правом и доминирующем положением необоснованный и бездоказательственный. Администрацией муниципального образования не организовано надлежащим образом тепло- и водоснабжение населения, не использованы местные резервы материальных ресурсов. Просят отказать в части удовлетворения заявленных требований к ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и прекратить производство по делу в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Тверь».

Представитель ответчика АО «Газпром газораспределение Тверь» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Ранее в судебном заседании представители ответчика АО «Газпром газораспределение Тверь» Мишина С.Н. и Кольцов В.В. исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях. Дополнительно пояснили, что газ принадлежит поставщику, а их организация должна обеспечить его подачу. Договор заключен с поставщиком, трехсторонний договор не заключается. Заключенное техническое соглашение не является приложением к договору поставки. Газораспределительных станций на котельной нет. Котлы подключены к сети газопотребления. В пос. Крючково есть газораспределительная станция, МУП «Крючково» она не принадлежит. На котельной МУП «Крючково» есть редуцирующее устройство, которое понижает давление до рабочего.

Согласно представленному отзыву АО «Газпром газораспределение Тверь», иск предъявлен к ненадлежащим ответчикам. В случае нарушения прав определённого круга лиц по ограничению горячего водоснабжения на момент подачи иска ДД.ММ.ГГГГ ответственным за такое нарушение должно выступать МУП «Крючково» как исполнитель услуги по горячему водоснабжению части населения, вырабатывающий коммунальный ресурс. Пополнение запасов резервного топлива является уставной обязанностью МУП «Крючково», поэтому факт его отсутствия у теплоснабжающей организации не оправдывает принудительные меры к газораспределительной организации. АО «Газпром газораспределение Тверь» не является поставщиком газа и не получало оферту на заключение договора от МУП «Крючково», трехсторонних договорных отношений между АО «Газпром газораспределение Тверь», ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и МУП «Крючково», касающихся поставки газа на котельную в пос. Крючково, не имеется. Отключение по инициативе АО «Газпром газораспределение Тверь» не проводилось и не планировалось. Безоговорочный запрет на непоставку газа противоречит Техническому регламенту о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 года № 870. Регламент принят с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды, а также для обеспечения энергетической эффективности. Как следует из пункта 71 Регламента, при эксплуатации технологических устройств эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение утечек природного газа, проверку срабатывания предохранительных и сбросных клапанов, техническое обслуживание, текущие ремонты и наладку. Прокурор вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность АО «Газпром газораспределение Тверь». Проигнорированы правила безопасности, предупреждения аварий, установленные Федеральным законом от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Удовлетворение исковых требований сделает невозможным исполнение Обществом своих прямых обязанностей, поскольку без прекращения (ограничения) поставки (транспортировки) газа техническое обслуживание газового оборудования не проводится.

Представитель ответчика МУП «Крючково» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Ранее в судебном заседании представитель МУП «Крючково» Волков А.П. исковые требования прокурора не признал. Пояснил, что котельная не подходит под 3-й класс опасности, у котлов нет таких мощностей, которые требуют лицензирования на их эксплуатацию.

Конкурсный управляющий МУП «Крючково» Пушкарев Ю.В. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного разбирательства заказной корреспонденцией.

Представитель ответчика – администрации МО «Крючковское сельское поселение Лихославльского района» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), привлеченная к участию в деле в порядке ст. 47 ГПК РФ, указала, что необходимость получения лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности определяется результатами идентификации опасного производственного объекта, проводимой в соответствии с п. 14 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов. Анализ представленных паспортов на котлы «Факел-Г» показал, что указанное оборудование подпадает под признаки IV класса опасности. Вместе с тем, если объект имеет признаки опасности, установленные приложением 1 и (или) приложением 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ, то необходимо оформить лицензию на осуществление вида деятельности, связанного с эксплуатацией опасного производственного объекта. К полномочиям Ростехнадзора относится оценка готовности муниципальных образований к отопительному периоду путём проведения проверок.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ. Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.

Согласно ст. 546 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 162 от 05.02.1998 года, поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3, п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электроэнергии, тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 1 от 05.01.1998 года, при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя, за сутки до введения ограничения.

В случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 года, под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2).

Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложение № 1 (подпункт «в» пункта 3).

Ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается (пункт 121).

Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе; проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Как установлено судом и следует из материалов дела, МУП «Крючково» осуществляет деятельность по производству, передаче, реализации, распределению тепловой и электрической энергии на территории Крючковского сельского поселения Лихославльского района.

Администрацией Крючковского сельского поселения МУП «Крючково» передано для хранения и использования для самостоятельной эксплуатации муниципальное имущество: здание котельной с оборудованием и тепловые сети в пос. Крючково Лихославльского района, что подтверждается договором хранения от ДД.ММ.ГГГГ и передаточным актом.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и МУП «Крючково» был заключен договор поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ на котельную в посёлке Крючково, согласно которому ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», как поставщик, обязуется поставлять МУП «Крючково», как покупателю, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, а покупатель обязуется принимать и оплачивать газ.

Дополнительными соглашениями были продлены сроки действия указанного договора поставки газа до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договору возмездного оказания услуг по транспортировке газа от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительному соглашению к нему от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Газпром газораспределение Тверь» (ранее – АО «Тверьоблгаз») принимает и транспортирует по принадлежащим ему сетям газораспределения газ, поданный ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», до границы сетей Покупателей газа.

Взаимоотношения ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» (поставщик), АО «Газпром газораспределение Тверь» (ранее АО «Тверьоблгаз») (ГРО) и МУП «Крючково» (покупатель) по техническому исполнению договора поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ и договора транспортировки газа от ДД.ММ.ГГГГ определяются техническим соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому прекращение (ограничение) транспортировки газа, предусмотренные законодательством и осуществляемые ГРО по письменному требованию поставщика, производятся с помощью запорно-регулирующей арматуры, установленной на сетях ГРО.

У МУП «Крючково» имеется задолженность перед ООО «Газпром межрегионгаз Тверь».

Согласно уведомлению об ограничении подачи газа от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» предупреждало МУП «Крючково» о принудительном ограничении подачи газа на 100% с 11 часов ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» было введено ограничение поставки газа на 100 % на котельную МУП «Крючково», что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с началом отопительного сезона МУП «Крючково» обращалось в ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» за разрешением на снятие пломбы с входной газовой задвижки в котельной и на пуск газа в котельную пос. Крючково.

Поставка газа была возобновлена на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер по обеспечению иска.

Газовой котельной поселка Крючково отапливается восемь многоквартирных домов, в которых проживают не менее 607 человек, 80 процентов жителей данных домов не имеют задолженности за оплату коммунальных услуг. Также указанной котельной отапливаются фельдшерско-акушерский пункт, библиотека, детский сад, школа.

Невозобновление ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» подачи газа повлекло за собой прекращение выработки и предоставления МУП «Крючково» коммунальной услуги в виде теплоснабжения жителям Крючковского сельского поселения Лихославльского района.

Исходя из приведенных положений законов, не исключается возможность приостановления и прекращения ресурсоснабжающими организациями подачи газа организациям-потребителям в том случае, если такими организациями-потребителями являются юридические лица, однако организация-потребитель по соглашению с газоснабжающей организацией обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к его сетям, которые своевременно оплачивают использование топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах.

МУП «Крючково», являясь, с одной стороны организацией-потребителем, в то же время выступает посредником между газоснабжающей организацией – ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и гражданами – жителями Крючковского сельского поселения, обеспечивая их теплоснабжением.

Действующим законодательством закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерацией (статья 40).

Из приведенных выше норм законодательства не следует, что в отношении граждан, добросовестно производящих платежи, возможен перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи теплоснабжения из-за наличия преддоговорного спора между организациями, состоящими в технологической цепочке, связанной с поставкой газа для выработки тепловой энергии для потребителей.

Ответчик МУП «Крючково» не выполняет положения договоров о своевременной оплате за полученный от ресурсоснабжающей организации газ, что, по мнению ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», является основанием для ограничения подачи природного газа на котельную в пос. Крючково, в связи с чем во исполнение технического соглашения АО «Газпром газораспределение Тверь» были установлены пломбы на входных газовых задвижках котельной, что повлекло отключение жителей многоквартирных домов от горячего водоснабжения.

Таким образом, вследствие нарушения указанных норм добросовестные плательщики были лишены возможности получать услуги по теплоснабжению. Прекратив поставку газа для МУП «Крючково», ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и АО «Газпром газораспределение Тверь» оставили жителей жилых домов, а также лиц, пользующихся услугами социальных учреждений фельдшерско-акушерского пункта, библиотеки, школы и детского сада, без теплоснабжения, подвергнув опасности их жизнь и здоровье. А бездействие МУП «Крючково» по обеспечению потребителей коммунальной услугой по теплоснабжению нарушает права добросовестных плательщиков – получателей данной коммунальной услуги.

В силу специфики и интересов сторон договор на поставку энергоресурсов заключается, как правило, не с гражданами-потребителями, а с обслуживающими организациями (исполнителями), однако гражданин, использующий тепловую энергию для бытовых нужд, становится абонентом снабжающей организации вне зависимости от наличия между ними письменного договора. Прекращение подачи теплоснабжения в жилой фонд без согласия проживающих в нем граждан нарушает их права как потребителей услуг и является неправомерным.

Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» прекратил поставку газа, что привело к нарушению прав и законных интересов добросовестных потребителей коммунальной услуги теплоснабжения, не имеющих возможности получить указанную услугу иным способом.

МУП «Крючково», как исполнителем коммунальной услуги в виде теплоснабжения, предпринимались меры к своевременному заключению договора на поставку газа с ООО «Газпром межрегионгаз Тверь».

Судом не принимается довод о том, что ограничение поставки газа в связи с прекращением срока действия договора при неисполнении со стороны МУП «Крючково» обязанностей по получению лицензии на использование взрывопожароопасного производственного оборудования, поскольку получение разрешения (лицензии) на использование установленных в котельной котлов не предусмотрено законом, на что также обращено внимание Федеральной службы Ростехнадзора.

Центральным Управлением Ростехнадзора МО «Крючковское сельское поселение Лихославльского района» выдан паспорт о готовности к отопительному периоду 2015/2016 годов.

Суд также принимает во внимание, что на момент заключения дополнительных соглашений о продлении договора поставки газа у МУП «Крючково» также отсутствовала лицензия.

Непродление действия договора поставки газа не может служить основанием для ограничения поставки газа для нужд населения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из основных принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» занимает доминирующее положение на рынке поставки газа потребителям, в связи с чем МУП «Крючково» не имеет технической возможности использовать другие топливно-энергетические ресурсы для выработки тепловой энергии для нужд жителей Крючковского сельского поселения.

Согласно информации МУП «Крючково» котельная работает только на природном газе, другой вид топлива не используется, каких-либо других источников теплоснабжения не имеют.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», являющегося единственным поставщиком природного газа на территории Крючковского сельского поселения Лихославльского района, по прекращению (ограничению) поставок газа при отсутствии возможности использования альтернативного топлива в указанном населенном пункте, не могут быть признаны законными.

Действия ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» суд расценивает как злоупотребление правом и доминирующим положением, что недопустимо в силу ст.10 ГК РФ и ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Суд не может согласиться с позицией ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» о том, что на данные правоотношения не распространяется Закон «О защите прав потребителей».

В силу Закона Российской Федерации от 07.02.1997 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель-гражданин, приобретающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, потребителем является не только то лицо, которое непосредственно состоит в договорных отношениях с продавцом, но и то, которое использует товар, работу, услугу для определенных законом целей.

На территории пос. Крючково отсутствуют управляющие компании. Жители многоквартирных домов вносят плату за отопление непосредственно МУП «Крючково».

В соответствии со ст.14 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» любому потерпевшему предоставляется право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков услуги, независимо от того, состоял он в договорных отношениях с ресурсоснабжающими организациями или нет.

То обстоятельство, что теплоснабжение поставляется гражданам-потребителям опосредованно, а также отсутствие договорных отношений ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» с гражданами-потребителями не может служить основанием для нарушения прав и законных интересов граждан.

В соответствии с приведенными положениями законодательства гражданам–потребителям коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

В связи с указанным, довод об отсутствии договорных отношений между ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и гражданами-потребителями не может быть принят во внимание.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Неопределенный круг лиц предполагает, что круг потенциальных лиц, права которых могут быть нарушены, не определен, данных лиц индивидуализировать невозможно.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Действия ответчиков по прекращению поставки газа затрагивают права и законные интересы жителей Крючковского сельского поселения, а также лиц, пользующихся услугами социальных учреждений, являющихся потребителями коммунальной услуги по теплоснабжению.

С учетом приведенных положений, настоящее исковое заявление, вопреки доводам ответчика, подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

Поскольку судом установлено, что в связи с неправомерными действиями ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», АО «Газпром газораспределение Тверь», МУП «Крючково» население пос. Крючково было лишено возможности получать коммунальные услуги в виде теплоснабжения, произвольное ограничение и приостановление подачи тепловой энергии в виде теплоснабжения в жилищный фонд является нарушением законных прав граждан, а возобновление поставки газа произошло на основании определения суда о принятии обеспечительных мер, исковые требования прокурора о возложении на АО «Газпром газораспределение Тверь» обязанности снять пломбы с входных газовых задвижек котельной в п. Крючково, на ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» обязанности осуществить подачу природного газа на котельную МУП «Крючково», на МУП «Крючково» обязанность обеспечить подачу тепловой энергии в виде теплоснабжения (отопления) в жилой фонд и на объекты социального назначения Крючковского сельского поселения, - подлежат удовлетворению.

Возложение на ответчиков обязанностей по возобновлению подачи газа на котельную, а также обеспечение предоставления теплоснабжения гражданам не является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность ресурсоснабжающих организаций и не влияет на возможность исполнения требований Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ, а также Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 года №870.

Требования установить запрет на ограничение подачи газа на будущее не заявлены.

Ссылка на неподсудность спора суду общей юрисдикции несостоятельна, поскольку в данном случае иск правомерно заявлен в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – граждан-потребителей коммунальных услуг.

Предъявление иска прокурором не может расцениваться как произвольное вмешательство в предпринимательскую деятельность.

Ст.12 ГК РФ среди способов защиты гражданских прав предусмотрено восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения.

Разрешая исковые требования прокурора о возложении на ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» обязанность по пролонгации договора поставки газа суд исходит из следующего.

Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров (выполнению работ или оказанию услуг), которые она по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Учитывая, что ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» является коммерческой организацией, которая по характеру своей деятельности обязана оказывать услуги по поставке газа каждому, кто к ней обратится, договор на поставку газа носит публичный характер.

Обязательность заключения публичного договора означает недопустимость одностороннего отказа исполнителя обязательств по договору, если у него есть возможность исполнить свои обязательства (п. 3 ст. 426 ГК РФ). Следовательно, односторонний отказ от исполнения договора поставки и услуги по поставке природного газа недопустим в силу публичности договора.

В ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав. Понуждение к продлению договора не названо в качестве способа защиты гражданских прав.

По своей правовой природе договор на поставку природного газа является договором возмездного оказания услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги.

Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Срок действия договора от ДД.ММ.ГГГГ на поставку газа истёк ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

В обоснование требований о продлении договора на поставку газа прокурор не ссылался на существование условий, предусмотренных ст. 451 ГК РФ.

Дополнительное соглашение о пролонгации договора на конкретный новый срок между МУП «Крючково» и ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» заключено не было. Возложение обязанности пролонгировать договор без указания существенных условий такого договора и соблюдения установленной главой 28 ГК РФ процедуры его заключения противоречит положениям ст. 426 п. 3 и ст. 445 п. 4 ГК РФ, согласно которым при необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Таким образом, прокурором неверно избран способ защиты права, в связи с чем в удовлетворении искового требования о возложении на ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» обязанности о пролонгации договора поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ надлежит отказать.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Лихославльского района удовлетворить частично.

Возложить на ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» обязанность осуществить подачу природного газа на котельную МУП «Крючково», расположенную по адресу: <адрес>, использующего природный газ для предоставления тепловой энергии жителям многоквартирных жилых домов и на объекты социального назначения п. Крючково Крючковского сельского поселения Лихославльского района Тверской области.

Возложить на АО «Газпром газораспределение Тверь» обязанность снять пломбы с входных газовых задвижек котельной в п. Крючково, расположенной по адресу: <адрес>, для обеспечения подачи природного газа на котельную МУП «Крючково», использующего природный газ для предоставления тепловой энергии жителям многоквартирных жилых домов и на объекты социального назначения п. Крючково Крючковского сельского поселения Лихославльского района Тверской области.

Возложить на МУП «Крючково» обязанность обеспечить подачу тепловой энергии в виде теплоснабжения (отопления) жителям многоквартирных жилых домов и на объекты социального назначения п. Крючково Крючковского сельского поселения Лихославльского района Тверской области.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Сохранить до вступления решения суда в законную силу меры по обеспечению иска, установленные определением Лихославльского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца.

Председательствующий судья О. А. Волошкин