ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3/2016 от 25.12.2015 Оричевского районного суда (Кировская область)

Гражданское дело № 2-3/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Оричи 25 декабря 2015 года

Оричевский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Земцова Н.В.,

при секретаре Королёвой Н.А.,

с участием заместителя прокурора Оричевского района Пономаревой А.А.,

представителя ответчика – администрации Оричевского района – Б.,

представителя третьего лица – Управления образования администрации Оричевского района – Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оричевского района к муниципальному образованию Оричевский муниципальный район в лице администрации Оричевского района о признании незаконным постановления администрации района от 28 апреля 2015 года № 192 «Об утверждении Положения о плате, взимаемой с родителей ( законных представителей ), за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Оричевского района, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» ( в редакции постановления № 245 от 05 июня 2015 года ),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Оричевского района обратился в суд с иском к муниципальному образованию Оричевский муниципальный район в лице администрации Оричевского района о признании незаконным постановления администрации района от 28 апреля 2015 года № 192 «Об утверждении Положения о плате, взимаемой с родителей ( законных представителей ), за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Оричевского района, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» ( в редакции постановления № 245 от 05 июня 2015 года ).

Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой Оричевского района при проведении антикоррупционной экспертизы постановления администрации района № 192 от 28 апреля 2015 года «Об утверждении Положения о плате, взимаемой с родителей ( законных представителей ), за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Оричевского района, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования», в редакции постановления администрации района № 245 от 05 июня 2015 года «О внесении изменений в постановление администрации Оричевского района от 28 апреля 2015 года № 192», было установлено, что подраздел 2.7 Положения о плате, взимаемой с родителей ( законных представителей ), за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Оричевского района, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, утверждённого указанным постановлением и приложения 1 и 2 к Положению, противоречат действующему законодательству и подлежит изменению.

Постановление администрации района № 192 от 28 апреля 2015 года «Об утверждении Положения о плате, взимаемой с родителей ( законных представителей ), за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Оричевского района, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» обнародовано 28 апреля 2015 года. Постановление администрации района № 245 от 05 июня 2015 года «О внесении изменений в постановление администрации Оричевского района от 28 апреля 2015 года № 192» обнародовано 05 июня 2015 года.

Подраздел 2.7 Положения изложен в следующей редакции: «2.7 Родительская плата не взимается при отсутствии воспитанника в Учреждении по уважительной причине. Родительская плата взимается в случае непосещения воспитанником Учреждения по неуважительной причине. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях и уход за детьми в дошкольных отделениях при школах в случае непосещения воспитанников Учреждения по неуважительной причине определён согласно приложению № 2».

Приложение № 1 устанавливает размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях и дошкольных отделениях при школах, в размере 110 рублей для каждого учреждения.

Приложение № 2 устанавливает размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях и дошкольных отделениях при школах в случае непосещения воспитанником Учреждения без уважительной причины, в размере 40 рублей для каждого учреждения.

На основании ст. 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми.

За присмотр и уход за ребёнком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей ( законных представителей ) ( далее - родительская плата ), и её размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать её с отдельных категорий родителей ( законных представителей ) в определяемых им случаях и порядке.

Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребёнком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше её максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

Постановлением Правительства Кировской области от 15 октября 2014 года № 5/5 ( в редакции от 14 апреля 2015 года ) «О среднем размере платы, взимаемой с родителей ( законных представителей ) за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Кировской области», максимальный размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях Оричевского района установлен в размере 70 рублей в день.

Кроме того, закон об образовании не предусматривает права взимания
платы за неосуществление ухода за детьми.

В связи с чем, подраздел 2.7 Положения о плате, взимаемой с родителей ( законных представителей ), за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Оричевского района, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, в части, предусматривающей взимание платы в случае непосещения воспитанником Учреждения по неуважительной причине, его размер ( приложение 2 к Положению ), а также приложение 1, устанавливающее размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях более 70 рублей в день противоречат действующему законодательству.

Прокуратурой Оричевского района 03 июля 2015 года в администрацию района был направлен протест. Однако в его удовлетворении было отказано.

Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает конституционное право неопределённого круга лиц ( чьи дети посещают и будут посещать детские сады Оричевского района ) на получение дошкольного образования, а также оплату за присмотр и уход за ребёнком в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, заявление подается прокурором района.

Просит суд подраздел 2.7 Положения о плате, взимаемой с родителей ( законных представителей ), за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Оричевского района, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, приложения 1 и 2 к Положению, утверждённые постановлением администрации Оричевского района от 28 апреля 2015 года № 192 ( в редакции постановления администрации района № 245 от 05 июня 2015 года ) признать незаконными и недействующими с момента вступления решения в законную силу.

Обязать ответчика указанное решение довести до сведения общественности путём опубликования ( обнародования ) в течение 10 суток после вступления решения в законную силу.

В судебном заседании заместитель прокурора Оричевского района Воробьева Н.В., исковые требования изменила, просила суд признать незаконными и недействующими с момента вступления решения в законную силу второе и третье предложения пункта 2.7 Положения о плате, взимаемой с родителей ( законных представителей ), за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Оричевского района, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, утверждённого постановлением администрации Оричевского района от 28 апреля 2015 года № 192 ( в редакции постановления администрации района № 245 от 05 июня 2015 года ), приложение № 2. По существу иска, поддерживая изменённые исковые требования, привела в их обоснование доводы, указанные в заявлении.

Представитель ответчика – МО Оричевский район – Б., в судебном заседании, не признавая исковых требований прокурора района, суду пояснила, что Постановлением администрации Оричевского района от 28 апреля 2015 года № 192 «Об утверждении Положения о плате, взимаемой с родителей ( законных представителей ), за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Оричевского района, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования», в редакции постановления администрации Оричевского района от 05 июня 2015 года № 245 «О внесении изменений в постановление администрации Оричевского района от 28 апреля 2015 года № 192 ( далее – Положение ) предусмотрен размер родительской платы в дошкольных образовательных учреждениях и дошкольных отделениях при школах – 110 рублей, в случае непосещения воспитанником Учреждения без уважительной причины – 40 рублей.

Постановлением Правительства Кировской области от 15 октября 2014 года № 5/52 «О среднем размере платы, взимаемой с родителей ( законных представителей ) за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Кировской области», не определяет средний размер родительской платы. Данное Постановление принято с целью реализации части 3 статьи 14 Закона Кировской области от 14 октября 2013 года № 320-Ю «Об образовании в Кировской области» ( с изменениями, внесёнными Законом Кировской области от 06 мая 2014 года № 408-ЗО ), в которой указано, что данное постановление определяет размер компенсации «в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям ( законным представителям ):

1) на первого ребёнка в размере, установленном Правительством Кировской области, но не менее 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Кировской области ( далее - средний размер платы );

2) на второго ребёнка в размере, установленном Правительством Кировской области, но не менее 50 процентов среднего размера платы;

3) на третьего ребёнка и последующих детей в размере, установленном Правительством Кировской области, но не менее 70 процентов среднего размера платы.

Кроме того, в указанных прокуратурой постановлениях также указывается средний размер платы, взимаемой с родителей ( законных представителей ) за присмотр и уход детьми в государственных и муниципальных организация, реализующих программу дошкольного образования для расчёта компенсации, определяемой правительством Кировской области на основании методики расчёта субвенций местным бюджетам из областного бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий по начислению и выплате компенсации.

В соответствии с действующим законодательством ЦБ управления образования произведён расчёт реальной стоимости одного детодня по каждой дошкольной образовательной организации. Стоимость одного детодня в дошкольных организациях варьируется от 148 рублей 43 копеек ( МДОКУ детский сад «Светлячок» пгт Мирный ) до 338 рублей 87 копеек ( детский сад «Колосок» пос. Колос ).

110 рублей – размер родительской платы за детский сад обусловлен минимальной необходимостью содержания ребёнка в детском саду: 70 рублей направлены на приобретение продуктов питания, 40 рублей – это заработная плата с начислениями обслуживающего персонала, медикаменты и прочие материалы, клещевая обработка, дезинфекция и так далее, микробиологические исследования воды и смывов, медосмотры сотрудников и тому подобное.

Таким же образом определена плата родителей в других муниципальных образованиях: г. Киров — 119 рублей 98 копеек, г. Омутнинск – 95 рублей, пос. Кикнур - 55 рублей.

Положением предусмотрен размер родительской платы в дошкольных образовательных учреждениях и дошкольных отделениях при школах в случае непосещения воспитанником Учреждения без уважительной причины – 40 рублей.

Данным положением также определены уважительные причины непосещения ребёнком детского сада: пропуск дней по болезни ребёнка ( согласно представленной медицинской справке ), пропуск по причине карантина, отсутствие ребёнка в учреждении в течение оздоровительного периода ( сроком до 75 дней в летние месяцы ), не посещение ребёнком учреждения от пяти и более календарных дней в период отпуска родителей ( законных представителей ), но не более трёх месяцев в год, закрытие учреждения на ремонтные и ( или ) аварийные работы.

Все иные случаи не посещения воспитанником учреждения считаются пропуском по неуважительной причине, то есть услуги оказываются, но родителями не используются.

В соответствие с пунктом 2 статьи 781 в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объёме, то есть родители ( законные представители ) должны возместить фактически понесённые затраты. В расчёт фактически понесённых затрат не включена плата на приобретение продуктов питания.

Размер родительской платы в случае непосещения воспитанником Учреждения без уважительной причины взимается в некоторых образовательных дошкольных учреждениях, где данный пункт предусмотрен договором между Учреждением и родителями ( законными представителями ).

Представитель третьего лица на стороне ответчика – Управления образования администрации Оричевского района – Л., также полагая требования прокурора района не подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении», которым ранее регламентировалось установление платы, взимаемой с родителей ( законных представителей ) за содержание ребёнка в образовательном учреждении, было отменено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 300.

В настоящее время действует порядок организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 1014, который действительно не определяет плату, взимаемую с родителей ( законных представителей ) за содержание ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.

Но частью 2 статьи 65 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ( далее – Закон об образовании ) предусмотрено право учредителя организации осуществляющей образовательную деятельность, устанавливать плату, взимаемую с родителей ( законных представителей ) ( далее - родительская плата ), и её размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 4 Закона об образовании не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребёнком в таких организациях.

Постановлением администрации Оричевского района от 28 апреля 2015 года № 192 утверждено Положение о плате, взимаемой с родителей ( законных представителей ), за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Оричевского района, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования». Постановлением администрации Оричевского района от 05 июня 2015 года № 245 внесены изменения в постановление администрации Оричевского района от 28 апреля 2015 года № 192, о взимании родительской платы в размере 40 рублей с родителей ( законных представителей ) в случае непосещения ребёнком детского сада по неуважительной причине.

В статье 2 Закона об образовании дано определение понятия «присмотр и уход за детьми». Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Таким образом, впервые образовательная услуга и услуга по присмотру и уходу юридически чётко отделены друг от друга.

Также Министерство образования и науки РФ направило методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ по финансовому обеспечению по оказанию государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования от 31 июля 2014 года № 08-1002.

В вышеуказанном районном постановлении и методических рекомендациях предусмотрен перечень нормативных затрат на создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми:

– оплата труда и начисления на оплату труда – в части платы обслуживающему персоналу, осуществляющему присмотр и уход за ребёнком ( младший воспитатель, повар, шеф-повар, кастелянша, машинист по стирке, швея, кухонный рабочий, кладовщик, грузчик, уборщик, заведующий складом ).

– прочие расходы ( абонентская плата, оплата услуг по грузовым перевозкам, перевозка овощей и товаров, заправка картриджа, дератизация, дезинсекция, противоклещевая обработка, вывоз ТБО, медицинское освидетельствование, исследование продукции СЭС, основные средства, строительные материалы, запасные части, медикаменты, ГСМ, гигиеническое обучение СЭС, услуги прачечной ).

– на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми:

расходы на приобретение продуктов питания и прочие расходы, связанные с приобретением расходных материалов, используемых для обеспечения соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены ).

На основании перечисленных затрат по каждому дошкольному образовательному учреждению сделан расчёт по фактическим затратам стоимости одного детодня. У большинства дошкольных образовательных учреждений фактическая стоимость детодня превышает 110 рублей ( установленную среднюю стоимость детодня ).

Без учёта расходов на продукты питания затраты на создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми составляет в среднем 40 рублей. В тоже время, у большинства дошкольных образовательных учреждений фактическая стоимость данных расходов превышает 40 рублей.

Заслушав прокурора Пономареву А.А., представителей ответчика – администрации Оричевского района – Б. и третьего лица на стороне ответчика – Управления образования администрации Оричевского района – Л., исследовав письменные доказательства, суд полагает исковые требования прокурора района не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется ( статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации ) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую, в том числе, что государство и муниципальные образования – исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

В соответствии с положениями п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях ( за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами ), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях ( за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации ), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время относится к вопросам местного значения муниципального района.

При этом, согласно ч. 2 ст. 18 указанного Федерального закона, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов ( за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации ).

Взимание платы с родителей ( законных представителей ) за содержание воспитанников учреждения, до издания Постановления Правительства РФ № 245 от 29 марта 2014 года «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», производилось в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 года № 1204, которое с 29 марта 2014 года утратило силу.

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 31 июля 2014 года № 08-1002, на оказание методической поддержки органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации полномочий по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, направлены «Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации полномочий по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования» ( л.д. 122-126 ), в соответствии с которой в настоящее время рассчитываются затраты на оказание услуги по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования регламентируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ ( в редакции от 03 февраля 2014 года ) «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу, за исключением отдельных его положений, с 01 сентября 2013 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 данного Федерального закона дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

В силу ч. 1 ст. 65 Закона, дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми, под которым следует понимать комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня

( п. 34 ст. 2 Закона ).

Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления ( п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона ).

В этой связи ч. 2 ст. 65 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что за присмотр и уход за ребёнком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей ( законных представителей ) и её размер, если иное не установлено Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать её с отдельных категорий родителей ( законных представителей ) в определяемых им случаях и порядке.

Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребёнка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом, Федеральный закон № 273-ФЗ оставляет на усмотрение учредителя и не устанавливает определённых параметров и каких-либо ограничений в регулировании учредителем образовательной организации вопросов установления родительской платы, за исключением содержащегося в ч. 4 ст. 65 закона запрета на включение в родительскую плату расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества данных образовательных организаций.

Более того, закон, относя обязанность по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в муниципальных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность, к полномочиям органов местного самоуправления, реализуемых за счёт средств местных бюджетов, не предусматривает права иных участников отношений в сфере образования на получение подобных услуг авансом.

28 апреля 2015 года обнародовано Постановление администрации Оричевского района № 192 от 28 апреля 2015 года «Об утверждении Положения о плате, взимаемой с родителей ( законных представителей ), за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Оричевского района, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования» ( л.д. 13 ).

05 июня 2015 года обнародовано Постановление администрации Оричевского района № 245 от 05 июня 2015 года «О внесении изменений в постановление администрации Оричевского района от 28 апреля 2015 года № 192» ( л.д. 20 ).

Согласно обжалуемым прокурором района второму и третьему предложений п. 2.7. Постановления администрации района № 245 от 05 июня 2015 года ( Приложение № 2 ), «Родительская плата взимается в случае непосещения воспитанником Учреждения по неуважительной причине. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях и уход за детьми в дошкольных отделениях при школах в случае непосещения воспитанников Учреждения по неуважительной причине определён согласно приложению № 2 ( л.д. 18 ).

Приложение № 2 указанного Постановления, устанавливает размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях и дошкольных отделениях при школах в случае непосещения воспитанником учреждения без уважительной причины, в размере 40 рублей для каждого учреждения ( л.д. 18 оборотная сторона – 19 ).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление администрации Оричевского района принято надлежащим органом власти местного самоуправления, в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий. Противоречий положениям данного постановления нормам федерального законодательства об оплате за содержание ребёнка в муниципальных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не усматривается, нарушений гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, указанное постановление не влечёт, поэтому в удовлетворении требований прокурора необходимо отказать.

При этом, суд считает несостоятельными доводы прокурора о том, что закон об образовании не предусматривает права взимания платы за неосуществление ухода за детьми, поскольку указанное утверждение основано на неверном толковании принципов организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Нормы гражданского законодательства, а также связанные с ними другие положения гражданского законодательства об оплате потребителем ( заказчиком ) выполненных услуг – ст. 781, 782 ГК РФ, ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», в любом случае предусматривают оплату исполнителю фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств, что в полной мере согласуется с представленными Администрацией Оричевского района и не оспоренными прокурором доказательствами условного разделения родительской платы на части, отражающими размер расходов, которые дошкольные учреждения будут вынуждены фактически нести вне зависимости от их посещаемости воспитанниками ( л.д. 109 ).

В данном случае установление учредителем в составе родительской платы части расходов, отражающей фактические расходы учреждений и подлежащих взиманию в связи с отказом от посещения учреждения, не свидетельствует о нарушении закреплённых Конституцией Российской Федерацией и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных учреждениях.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 215 КАС РФ суд, признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований прокурора Оричевского района к муниципальному образованию Оричевский муниципальный район в лице администрации Оричевского района о признании незаконными и недействующими с момента вступления решения в законную силу второго и третьего предложений пункта 2.7 Положения о плате, взимаемой с родителей ( законных представителей ), за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Оричевского района, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, утверждённого постановлением администрации Оричевского района от 28 апреля 2015 года № 192 ( в редакции постановления администрации района № 245 от 05 июня 2015 года ), приложение № 2, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Оричевский районный суд.

Судья Земцов Н.В.