дело № 2-3/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2021 г. г. Северобайкальск Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н., при секретаре Дорожковой М.А., Зобниной А.С., помощнике судьи Царевой О.С.,
Рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к АО «Регионстрой» о признании незаконной деятельности по добыче полезных ископаемых и запрете осуществлять хозяйственную деятельность по добыче полезных ископаемых,
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор, обращаясь в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к АО «Регионстрой», просил признать незаконной деятельность по добыче полезных ископаемых, запретить осуществлять хозяйственную деятельность по добыче полезных ископаемых на участке недр - <данные изъяты> в Северо-Байкальском районе, расположенном в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Требования мотивированы тем, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой установлен факт осуществления незаконной деятельности по добыче полезных ископаемых организацией АО «Регионстрой» в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Ответчик осуществляет добычу песка на участке недр <данные изъяты> Северо-Байкальского района Республики Бурятия на основании лицензии. Лицензия выдана сроком пользования до 30.04.2029 г., целевое назначение и вид работ – совмещенное пользование (геологическое изучение, разведка и добыча песка) на участке недр <данные изъяты>
Вместе с тем, деятельность АО «Регионстрой» по добыче полезных ископаемых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, является незаконной, экологически опасной и подлежит запрету, по следующим основаниям.
Границы Байкальской природной территории, в том числе её центральной экологической зоны, установлены Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 1641-р.
Федеральным законом предусмотрен запрет на разработку полезных ископаемых в границах центральной экологической зоне Байкальской природной территории, ранее не затронутых разработками.
Участок недр <данные изъяты> расположен <данные изъяты> в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, определенных Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 1641-р.
Данный участок недр включен в Перечень участков недр местного значения по Республике Бурятия Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 06.03.2014 № 111-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Бурятия от 20.02.2013 № 73-р».
Согласно п. 167 Перечня, участок недр <данные изъяты> является месторождением песка, оценка запасов полезных ископаемых не проводилась.
Вместе с тем, на момент включения участка недр <данные изъяты> в Перечень участков недр местного значения по Республике Бурятия, отсутствовали достоверные и достаточные сведения о том, что ранее данный карьер был затронут эксплуатационными работами.
Установлено, что в период строительства Байкало-Амурской Магистрали (далее БАМ) и до 1993 года в местности, на которой впоследствии образован участок недр <данные изъяты> велись сельскохозяйственные работы совхозом «Эстония» и сельскохозяйственным кооперативом «Ойхал». Учитывая, что карьер <данные изъяты> расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, где федеральным законодательством об охране озера Байкал прямо запрещены разведка и разработка новых месторождений, ранее не затронутых эксплуатационными работами, добыча общераспространенных полезных ископаемых АО «Регионстрой», является незаконной.
Кроме того, проверкой установлено, что АО « Регионстрой» осуществляет недропользование с грубым нарушением законодательства о недрах, а именно с декабря 2019 года осуществляет добычу песка в отсутствие технического проекта на разработку месторождения <данные изъяты> что является нарушением ст. 23.2 Закона РФ « О недрах».
Хозяйственная деятельность АО «Регионстрой» по добыче полезных ископаемых на участке недр - карьере <данные изъяты> Северо- Байкальского района Республики Бурятия, и расположенном в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее ЦЭЗ БПТ), определенных Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641 –р, нарушает требования законодательства об охране окружающей среды и озера Байкал, носит неустранимый характер и является экологически опасной, поскольку создает риск уничтожения лесов, выполняющих водоохранные функции, и расположенных в ЦЭЗ БПТ, угрозу причинения невосполнимого вреда уникальной экосистеме озера Байкал, включенного в Список всемирного наследия, что указывает на необходимость запрета вышеуказанной деятельности.
В судебном заседании прокурор Денисова Н.В. поддержала исковые требования с учетом их уточнения. Суду пояснила, что Байкал - древнейшее и самое глубокое озеро на планете, крупнейший в мире источник пресной воды. Озеро Байкал и прилегающая к нему территория включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 № 8595-XI, принят Закон об охране озера Байкал, которым определены правовые основы охраны озера Байкал,.
Пунктом 1 статьи 2 данного закона установлено, что Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
Охрана территории по результатам комиссии Юнеско возложена на Российскую Федерацию, как имеющей уникальное мировое значение мирового масштаба.
Пунктом 1 статьи 3 Закона об охране озера Байкал установлено, что границы Байкальской природной территории и экологических зон (центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния) утверждаются Правительством Российской Федерации по представлениям органов государственной власти Республики Бурятия, органов государственной власти Иркутской области, органов государственной власти Забайкальского края.
Распоряжением N 1641-р утверждены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Следовательно, границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
По данным публичной кадастровой карты и письменного ответа Управления Росреестра по Республике Бурятия при сопоставлении географических координат участка недр <данные изъяты> и границ центральной экологической зоны байкальской природной территории, утвержденных Распоряжением N 1641-р установлено, что участок недр расположен в границах ЦЭЗ БПТ, следовательно, в границах объекта всемирного природного наследия, находящегося под особой охраной государства в виду особой природной значимости указанной территории.
Факт расположения участка недр в границах ЦЭЗ БПТ также подтверждается наглядной схемой, выполненной управлением Росреестра по Республике Бурятия.
Данные об участке недр <данные изъяты> впервые внесены в Перечень участков недр местного значения по Республике Бурятия распоряжением Правительства Республики Бурятия от 06.03.2014 № 111-р. В соответствии с внесенными указанным распоряжением сведениями ранее экспертиза запасов не проводилась, протокола оценки прогнозных ресурсов не имеется. Указанное свидетельствует об отсутствии данных геологической разведки, вскрытии и добычи в предшествующие периоды.
На запросы прокуратуры какая-либо геологическая информация о недрах, а именно информация о геологическом строении недр, о находящихся в них полезных ископаемых (данные наблюдений, полученные при осуществлении предусмотренных Законом Российской Федерации "О недрах" видов пользования недрами, при охране недр, при осуществлении в соответствии с другими федеральными законами видов деятельности), связанных с геологическим изучением и добычей не предоставлена ни органами государственной власти Республики Бурятия, ни органами местного самоуправления.
Указанное подтверждает, что ранее разведка и разработка указанного месторождения не производилась.
Конкретные запреты определенных видов хозяйственной деятельности, оказывающих негативное воздействие на оз. Байкал и территорию всемирного наследия реализованы в постановлении Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», предусмотревшем запрет разведки и разработки новых месторождений, ранее не затронутых эксплуатационными работами.
В соответствии с информацией и.о. руководителя администрации МО ГП «Поселок Кичера» до 1993 земли, на которых расположен участок недр <данные изъяты> относились к землям совхоза <данные изъяты> позже это был сенокос кооператива <данные изъяты>
В соответствии со схемами расположения участка недр <данные изъяты> выполненных Управлением Росреестра по Республике Бурятия на основании материалов государственного фонда данных, участок недр <данные изъяты> расположен в границах сельскохозяйственных земель.
В настоящий момент земельные участки с кадастровыми номерами № предоставлены по договорам аренды Акционерному обществу «Регионстрой» под разработку и добычу полезных ископаемых из бывших земель с/х назначения кооператива «Ойхал». Согласно сведений автоматизированной информационной системы, земельные участки поставлены на кадастровый учет 11.08.2019 г. из бывших земель с/х кооператива «Ойхал». Вместе с тем, сведения о переводе указанных в установленном порядке, отсутствуют.
В силу ст. 9, 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1"О недрах" единственным подтверждением ранее предоставленных прав на право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, является лицензия. Сведения о ранее проведенной разведке должны содержаться в государственном фонде недр.
Вместе с тем, таковых документов не имеется. Материалами дела подтверждено, что при включении участка недр в реестр, выдачи лицензии и предоставлении права на добычу на участке недр <данные изъяты> документов, подтверждающих ведение ранее геолого-разведочных и разработанных (вскрышных) работ не предоставлено. Эксплуатационные работы подразумевают эксплуатационные вскрышные работы на карьерах в пределах горного отвода при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом (удаление пустых пород, чтобы получить доступ к запасам полезных ископаемых).
Отчет, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью «Бурятское научно- производственное предприятие «Недра-Сервис», также не может подтверждать указанный факт по причине отсутствия доказательств для формирования указанных выводов и отсутствия указанного отчета на момент принятия оспариваемых правовых актов.
При этом необходимо отметить, что недопустимо понимание любого использования указанной территории, а именно проведение ранее эксплуатационных работ по добыче недр в соответствии с требованиями законодательства. Иное толкование позволит вскрывать почвенный покров в любой точке ЦЭЗ БПТ с целью последующей добычи недр, что свидетельствует о попытке легализовать заранее неправомерную деятельность.
Доводы представителя ответчика о том, что ранее работы могли производиться лицом, владеющим земельным участком для собственных нужд, в частности ИП ФИО1, не обоснованы, т.к. добыча недр без лицензии в границах ЦЭЗ БПТ на землях сельхозназначения в районе участка недр <данные изъяты> в нарушение законодательного запрета и режима центральной экологической зоны, являлась незаконной.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 г. лицензия на право пользования недрами от 30.04.2019 СБР 00668, выданная Министерством природных ресурсов Республики Бурятия АО «Регионстрой», с целевым назначением и видами работ – совмещенное пользование (геологическое изучение, разведка и добыча песка) на участке недр <данные изъяты> расположенного в <данные изъяты> признана недействительной (аннулирована).
Из описательно-мотивировочной части решения суда следует, что у Министерства природных ресурсов РБ отсутствовали законные основания и необходимые условия для выдачи АО «Регионстрой» лицензии на пользование недрами. Сведений о том, что данное месторождение было законно затронуто эксплуатационными работами, не имеется.
Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
Считает, что только при вынесении решения суда, обязывающего к запрету незаконной деятельности, могут быть восстановлены нарушенные права и интересы, в данном случае Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Доводы представителя ответчика о том, что дело подлежит рассмотрению Арбитражным судом РБ, необоснованные, т.к. определение суда, которым отказано в удовлетворении ходатайства о передаче дела в Арбитражный суд РБ, оставлено без изменения.
Не согласилась с доводами о пропуске срока исковой давности, поскольку нарушение со стороны ответчика является длящимся.
Считает, что действиями ответчика по незаконной деятельности, связанной с добычей полезных ископаемых – песка, нарушают требования законодательства, права Российской Федерации, которое обязано обеспечивать сохранность озера Байкал, как всемирного наследия ЮНЕСКО, права и интересы неопределенного круга лиц.
Представитель ответчика АО «Регионстрой» в лице руководителя ФИО1, а также ранее допрошенный представитель по доверенности ФИО2, иск не признали, суду пояснили, что участок недр <данные изъяты> является недрами местного значения. Соответственно, при рассмотрении дела необходимо исследовать реестр лицензий на недра местного значения, а не федерального, что предоставлено прокурором при рассмотрении дела.
Федеральным законом «Об охране озера Байкал» центральная экологическая зона Байкальской природной территории, это территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую территорию к озеру Байкал, водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал. Список расширительному толкованию не подлежит.
Согласно абзаца 2 пункта 1 Порядка зонирования, изложенного в Постановлении Правительства РФ «Об экологическом зонировании Байкальской природной территории и информировании населения о границах Байкальской природной территории, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон», экологические зоны Байкальской природной территории (центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния) выделяются в составе территорий, предусмотренных статьей 2 Федерального закона "Об охране озера Байкал".
Из данных правовых норм следует, что ЦЭЗ БПТ должна состоять только из территорий, перечисленных в ст.2 Закона об охране озера Байкал, а именно озеро Байкал с островами, прилегающая к озеру Байкал водоохранная зона, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал. Отнесение к ЦЭЗ БПТ иных территорий противоречит Порядку зонирования, изложенному в Постановлении № 661, а как следствие ст.2 Закона об охране озера Байкал. Следовательно, отнесение ЦЭЗ БПТ иных территорий противоречит закону. Таким образом, участок недр не входит в озеро Байкал с прилегающими островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также в особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал. Следовательно, на него не распространяются ограничения, изложенные в постановлении Правительства «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».
Просили учесть, что в материалах дела содержаться доказательства, свидетельствующие о том, что эксплуатационные работы на участке недр проводились ещё до вступления в силу Постановления «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», такие как показания специалиста В. ответ представителя лесничества К.
Песок добывался для хозяйственно-бытовых нужд предприятий, или колхозов (совхозов), граждан, горный отвод не предоставлялся. То есть разработка и добыча (эксплуатационные работы) велись без предоставления разрешительной документации на основании закона. Соответственно информация о такой разработке и добыче (эксплуатационных работах) может отсутствовать в органах власти.
В силу Кодекса РСФСР «О недрах» 09.07.1976 года, государственные балансы запасов полезных ископаемых учитывались только в отношении месторождений, имеющие промышленное значение. Соответственно информация о таких месторождениях не должна содержаться в балансах полезных ископаемых.
В соответствии с п.2.3 Инструкции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, месторождения песка не учитывались в государственном кадастре месторождений. Соответственно отсутствие информации в кадастре не является доказательством отсутствия разработки.
В связи с принятием Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», на баланс ставились только запасы, имеющие промышленное значение. Собственники, владельцы земельных участков имели право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, для своих нужд на глубину до пяти метров. То есть с 1995 года разрешалась добыча общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд, не числящихся на государственном балансе и не внесенных в государственный кадастр. Это подтверждает довод о том, что до вступления в действие Постановления № 643 можно было законно добывать песок без разрешительных документов, если он использовался для своих нужд.
Тем самым, отсутствие данной информации не может, безусловно, доказывать отсутствие добычи песка в оспариваемой истцом местности.
ФИО1, как физическое лицо, добывал песок для личных нужд на участке недр в 2017 году без лицензий.
В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о ранних эксплуатационных работах на участке недр: пояснения специалиста В. который указал, что им установлены карьерные отработки, выемки разных лет с применением тяжелой техники и перемещением горной массы с подъездами для тяжелой техники или без неё; акт осмотра специалистами участка недр <данные изъяты> согласно которому на участке недр установлены следы ранних эксплуатационных работ; ответ главного лесничего отдела организации и обеспечения деятельности Северо-Байкальского лесничества Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО16 от 01.09.2020 года о том, что возраст лесных насаждений на отвалах составляет 20-30 лет; отчет о результатах геологоразведочных работ с подсчетом запасов песка на участке недр <данные изъяты> согласно которому на участке недр установлено около десяти карьерных отработок прошлых лет общим объемом изъятых грунтов более 23 тыс. куб м; заключение государственной экспертизы № 181 на данный отчет за подписью Министра природных ресурсов Республики Бурятия, согласно которому на участке недр обнаружены выработки прошлых лет, в том числе при строительстве станции Кичера; ответ главы МО ГП «поселок Кичера» ФИО3 о том, что песок с участка недр <данные изъяты> использовался для строительства объектов БАМа и объектов совхоза <данные изъяты> (то есть для собственных нужд совхоза); фото таблица осмотра участка недр <данные изъяты> на которой видны ржавые трубы - остатки от системы осушения или полива (ирригации),- использовавшиеся в период нахождения там совхоза и подтверждающие проведение эксплуатационных работ по нарушению целостности земельного покрытия участка, что так же подтверждено специалистом В.; письма от Администрации МО «Северо-Байкальский район» от 28.08.2018 исх. № 2692, от 12.08.2013 исх. 2029, от 21.05.2020 исх. 1375, согласно которым участок недр отрабатывался в период строительства БАМа; заключение специалиста ООО «Кадастровый центр «Байкал», согласно которому координаты ранних отработок во время строительства БАМа из Администрации МО «Северо-Байкальский район» от 28.08.2018 исх. совпадают с границами участка недр <данные изъяты>
Таким образом, в совокупности данные доказательства однозначно свидетельствуют о наличии ранних эксплуатационных работ на участке недр, до вступления в силу Постановления № 643, соответственно, ограничения абзаца восьмого данного Постановления не распространяются на участок недр <данные изъяты>
В настоящее время решением суда лицензия аннулирована, деятельность по разработке карьера не ведется. Соответственно, нет оснований для вынесения решения о запрете деятельности по добыче полезных ископаемых, которая была фактически прекращена также во исполнение решения суда об обеспечительных мерах в виде запрета деятельности. До аннулирования лицензии общество имело право осуществлять деятельность по добыче песка и деятельность общества не может признаваться незаконной при наличии законно выданной лицензии.
Просили учесть, что истцом пропущен срок исковой давности, а также то, что данное дело подлежит рассмотрению Арбитражным судом.
Просили в иске отказать.
Представитель третьего лица администрация МО ГП «поселок Кичера» в лице главы администрации ФИО3 иск не признала, суду пояснила, что разработка карьера началась со строительством поселка, т.к. все здания и сооружения на территории поселения были возведены за счет песка, который добывался в том же карьере. Годы начала начала строительства поселения 1977- 1978. С этого времени разрабатывался карьер. Из этого же карьера осуществлялась добыча песка для строительству БАМ.
Третьи лица Министерство природных ресурсов Республика Бурятия, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия, Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще. Суд определил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, выслушав представителя истца, считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
5 декабря 1996 г. на XX сессии комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию принято решение о включении озера Байкал и прилегающих к нему территорий в список всемирного (природного) наследия.
В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 09.03.1988 г. № 8595-XI, принят Федеральный закон от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», которым определены правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
Статьей 1 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) установлено, что законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации положениям федеральных законов, регулирующих отношения недропользования, действуют данный Закон и иные федеральные законы.
Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» определены правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
В силу статьи 1 Федерального закона от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, применение Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» на Байкальской природной территории должно осуществляться с учётом требований, запретов и ограничений, установленных законодательством об охране озера Байкал.
Статьей 5 Федерального закона «Об охране озера Байкал» определено, что в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой, в том числе, в соответствии с принципом приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об охране озера Байкал" установлено, что Байкальская природная территория - это территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
На Байкальской природной территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния. В центральную экологическую зону входит территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2 статьи 2 данного Федерального закона).
Распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории, в которую включена территория озера Байкал, Байкало-Ленский государственный природный заповедник, Байкальский государственный природный биосферный заповедник, Баргузинский государственный природный биосферный заповедник, Прибайкальский национальный парк, Тункинский национальный парк, Забайкальский национальный парк, государственный природный заказник федерального значения "Фролихинский", ряд особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также территория водоохранной зоны озера Байкал, установленная постановлением Совета Министров СССР от 21 января 1969 г. N 52 "О мерах по сохранению и рациональному использованию природных комплексов бассейна озера Байкал" и постановлением Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 13 апреля 1987 г. N 434 "О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987 - 1995 годах".
Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 г. № 368-р утверждены границы водоохранной зоны озера Байкал, которые в дальнейшем сокращены Распоряжением Правительства РФ от 26.03.2018 г.№ 507-р.
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (Управления Росреестра по Республике Бурятия) от 14.07.2020 г, представленной по запросу суда, при сопоставлении географических координат участка, точек и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, выявлено, что участок недр <данные изъяты> расположен в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р», приложена схема (т.1, л.д.151-152).
В связи с чем, суд признает не состоятельными доводы представителя ответчика ФИО1 о том, что участок недр <данные изъяты> не относится к центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Его же доводы о том, что имеются противоречия между Федеральным законом «Об охране озера Байкал», которым определено, что центральная экологическая зона Байкальской природной территории включает в себя только озеро Байкал, с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые при родные территории, и постановлением Правительства от 27.11.2006 № 1641-р, куда включена территория, в том числе участок недр <данные изъяты> судом исследованы.
В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.) принят Федеральный закон "Об охране озера Байкал", предусматривающий экологическое зонирование Байкальской природной территории (статья 2).
Согласно положениям Постановления от 6 сентября 2000 г. n 661 «Об экологическом зонировании Байкальской природной территории и информировании населения о границах байкальской природной территории, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон», Правительство Российской Федерации постановило, что экологическое зонирование Байкальской природной территории осуществляется в целях сохранения уникальной экологической системы озера Байкал и предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ее состояние.
Министерству природных ресурсов Российской Федерации поручено обеспечить организацию работ по экологическому зонированию Байкальской природной территории и совместно с другими специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды в пределах их компетенции и органами исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа осуществить эти работы.
Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждаются в порядке, предусмотренном статьей 3 Федерального закона "Об охране озера Байкал", и устанавливаются на местности органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации.
Указанное постановление указывает, что зоны зонирования определяются Министерством природных ресурсов Российской Федерации совместно с другими специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды в пределах их компетенции и органами исполнительной власти, в том числе органами власти Республики Бурятия.
Проект границ Байкальской природной территории разрабатывался Институтом географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, согласован с администрацией Иркутской области, администрацией Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, администрацией Читинской области, Правительством Республики Бурятия, федеральными органами исполнительной власти. (Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17.04.2018 N АПЛ18-131 ).
Соответственно, полагать, что имеются расхождения между нормативно-правовыми актами, оснований не имеется. Проект границ определен в соответствии с Законом об охране озера Байкал и постановлением Правительства от 27.11.2006 № 1641-р.
Такую же позицию высказал Верховный суд Российской Федерации в своем решении от 29 января 2018 г. N АКПИ17-1100
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» определено, что Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 г. № 643 утвержден Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (далее - Перечень). Данное постановление действовало с 14.09.2001 г. и до 01.01.2021 г.
Перечень предусматривал запрет на разведку и разработку новых месторождений, ранее не затронутых эксплуатационными работами.
С 01.01.2021 г. утвержден постановлением Правительства Российской Федерации
от 31 декабря 2020 г. N 2399 Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, из пункта 6 которого следует, что запрещена разведка и разработка новых месторождений полезных ископаемых, ранее не затронутых эксплуатационными работами, за исключением разведки и разработки новых месторождений полезных ископаемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, добычи минеральных и термальных вод.
Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 г. № 435, утверждены изменения, которые вносятся в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории внесены изменения, согласно которым в границах ЦЭЗ БПТ также был установлен запрет на добычу полезных ископаемых на акватории озера Байкал и в его водоохранной зоне. Данное постановление утратило силу с 01.01.2021 г.
Из указанных нормативных актов следует, что в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещена разведка и разработка новых месторождений полезных ископаемых, ранее не затронутых эксплуатационными работами.
В соответствии со ст. 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (абзац 3 статьи 11 Закона о недрах).
На основании статьи 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 2.3 Закона о недрах установлено, что к участкам недр местного значения относятся, в том числе участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Порядок пользования недрами на участках недр местного значения, включающих участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, и участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, установлен Законом Республики Бурятия от 29.11.2005 № 1346-III «О порядке пользования недрами на участках недр местного значения в Республике Бурятия» (далее - Закон РБ № 1346-III).
Поскольку лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока, соответственно, для определения законности добычи полезных ископаемых необходимо установить, выдавалось ли на законном основании разрешение – лицензия на право пользования недрами.
Распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России и Правительства Республики Бурятия от 24 февраля 2004 г. N 95-р/Р-2/147-р утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Бурятия, в том числе песок (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащих рудные минералы в повышенных концентрациях).
Из материалов дела следует, 30 ноября 2018 г. Министерством природных ресурсов Республики Бурятия издан приказ № 432-ПР, которым утвержден план проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Республики Бурятия на 2019 год.
Протоколом рассмотрения заявления на участие в аукционе от 03.04.2019 г. №657473/1 на пользование недрами местного значения на территории Республики Бурятия Министерством природных ресурсов Республики Бурятия АО «Регионстрой» признан победителем.
По результатам проведения аукциона на предоставление права пользования недрами местного значения на территории Республики Бурятия Министерством природных ресурсов Республики Бурятия 08 апреля 2019 г. издан приказ о предоставлении права пользования № 127-ПР, пунктом 1.1 которого АО «Регионстрой» предоставлено право пользования, в том числе участком недр <данные изъяты> расположенным в <данные изъяты> с целью совмещенного пользования.
На основании лицензии СБР 00668 ПС от 30.04.2019 г. АО «Регионстрой» осуществлял добычу песка на участке недр <данные изъяты> Северо-Байкальского района Республики Бурятия сроком пользования до 30.04.2029 г., целевое назначение и вид работ – совмещенное пользование (геологическое изучение, разведка и добыча песка) на участке недр <данные изъяты>
Участок недр <данные изъяты> расположен в <данные изъяты> в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, определенных Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 1641-р.
На основании договора аренды земельного участка, находящегося муниципальной собственности, от 30.09.2019 г., сроком действия до 30.09.2029 г. земельный участок с кадастровым номером: <данные изъяты>, передан АО «Регионстрой». Место расположение данного земельного участка: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, м. Кичерские поля, (бывшие земли с/х назначения кооператива Ойхал). Категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под разработку и добычу общераспространенных полезных ископаемых. ( л.д. 135-136 Т. 1)
На основании договора аренды земельного участка, находящегося муниципальной собственности, от 30.09.2019 г., сроком действия до 30.09.2029 г. земельный участок с кадастровым номером: <данные изъяты>, передан АО «Регионстрой». Место расположение данного земельного участка: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, м. Кичерские поля, (бывшие земли с/х назначения кооператива Ойхал). Категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под разработку и добычу общераспространенных полезных ископаемых. ( л.д. 138-139 Т. 1)
Ранее, Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 6 марта 2014 года № 111-р, утратившим силу с 24 марта 2014 года, внесены изменения в Перечень участков недр местного значения по Республике Бурятия, утвержденный распоряжением Правительства Республики Бурятия от 20.02.2013 № 73-р. (л.д. 58 т.1 )
В частности, внесен пункт 167 в Группу полезных ископаемых: «общераспространенные полезные ископаемые», где вид полезного ископаемого - песок; наименование участка недр (месторождение, перспективная площадь, горизонт и т.д.), местоположение (район) - участок недр <данные изъяты> Северо-Байкальский район Республики Бурятия; общая площадь (S) - 0,693 кв.м.; указаны географические координаты крайних точек участка недр.
Судом также установлено, что включение в Группу полезных ископаемых участка недр <данные изъяты> были инициировано ИП ФИО1, который владел и пользовался земельным участком с кадастровым номером № на основании договора аренды земельного участка, заключенными между администрацией МО «Северо-Байкальский район», соответственно, осуществлял добычу полезных ископаемых на участке недр <данные изъяты>
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что на момент включения участка недр <данные изъяты> в Перечень участков недр местного значения по Республике Бурятия, отсутствовали достоверные и достаточные сведения о том, что ранее данный карьер был затронут эксплуатационными работами.
К такому выводу суд пришел на основании следующего.
Так, из показаний представителя администрации МО ГП «Поселок Кичера» ФИО3 следует, что разработка карьера «<данные изъяты> началась с момента строительства поселка Кичера. Песок использовался для изготовления бетона и других строительных материалов, используемых для возведения строений в поселении.
Свидетели Т., Я. также подтвердили, что с момента строительства поселка, а также образования совхоза Эстония, начались разработки карьера, откуда добывали песок, использовали его для строительства домов в поселке Кичера.
Указанное, по мнению представителя ответчика ФИО26, свидетельствует об установлении факта ведения разработок участка недр <данные изъяты>
Вместе с тем, суд считает, что сам по себе факт добычи песка и использование его для хозяйственных нужд при строительстве домов в поселении не свидетельствует о разведке и разработке месторождения полезных ископаемых как это понимается в законодательстве о недрах.
Согласно сообщению межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории от 140.04.2020 г. ( л.д. 2 -23 Т.1), реестр недропользователей ведется в Министерстве природы Республики Бурятия с декабря 2007 г., данные о предыдущих пользователях недр на участок карьера <данные изъяты> до указанной даты отсутствуют.
Согласно скрин шотов местности ст. Кичера, полученной из общедоступной программы Google Eart, на 31.12.2006 г. и на 31.12.2009 г. добыча общераспространенных полезных ископаемых на данном участке недр не выявлена.
По состоянию на 31.12.2016 г. на скрин шоте местности ст. Кичера северобайкальского района, полученной из общедоступной программы Google Eart, зафиксирована добыча общераспространенных полезных ископаемых.
Согласно сообщению Министерства природы Республики Бурятия от 22.04.2020 г., право пользования участком недр <данные изъяты> было предоставлено АО «Регионстрой» на основании лицензии от 30.4.20109 г, ранее с 23.04.2007 г. по 30.04.2019 г. лицензии на совмещенную добычу песка и установление факта открытия месторождения Минприроды РБ на участок недр <данные изъяты>» в Северобайкальском районе не предоставляло. При этом к сообщению приложены следующие документы:
1. Отношение от 23.01.1989 г., из которого следует, что Нижнеангарская группа заказчика Министерства путей сообщения СССР строительства БАМ участок Нижнеангарск- Чара, обратились с регистрацией песчаного карьера 654, расположенного на территории Северобайкальского района бурятской АССР на землях Северомуйского лесхоза;
2. Решение исполнительного комитета Совета народных депутатов № 383 от 14 июня 1987 г., о горном отводе притрассовых карьеров на участке Байкало-Амурской железнодорожной магистрали на землях Гослесфонда Северо-Байкальского, Ангоянского, Уоянского и Муйского лесхозов;
3. Копии журнала регистрации лицензий/разрешений на право пользования участками недр с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых за 1996-2006 г.г., из которого следует, что на участок недр карьер «<данные изъяты> не выдавались лицензия или разрешение на добычу песка.
Аналогичная копия журнала исследовалась в судебном заседании ( л.д. 195- 221, т3), из которого следует, что с 1996 г. по 2004 г. не регистрировались сведения о карьере «<данные изъяты> о выдаче разрешения / лицензии на добычу песка.
Согласно сообщению Минприроды Республики Бурятия от 28.04.2020 г. Минприроды РБ в ответ на запрос прокурора указывает, что Минприроды Республики Бурятия не располагает информацией, с какого периода карьер <данные изъяты> затронут эксплуатационными работами, предложили обратиться в администрацию района.
Тем самым, из совокупности указанных документов следует, что орган, в ведении которого находятся вопросы о недрах, их разработке, не владел информацией о том, был ли участок недр карьер <данные изъяты> затронут разработками ранее, предлагая получить ответ на данный вопрос в администрации МО «Северо-Байкальский район».
Судом исследовался ответ администрации МО «Север-Байкальский район» от 12.08.2013 г., согласно которому ИП ФИО1 было сообщено, что в Северо-Байкальском районе в районе поселка Кичера во время строительства БАМа разрабатывался песчаный карьер с указанием координат (л.д. 40 т.1), а также сообщение АО «Регионстрой», выданное руководителем администрации МО «северо-Байкальский район» от 28.08.2018 г., из которого следует, что во время строительства БАМа в районе поселка Кичера отрабатывался карьер <данные изъяты> общая площадь обработки 0.88 кв.км., полную информацию предоставить невозможно из-за давности лет ( л.д. 39, т.1).
Вместе с тем, судом критически оцениваются данные сообщения, т.к. в них отсутствуют ссылки, на основании которых администрация района предоставила данные ответы. При этом администрация района указывает, что у них отсутствуют документы по карьеру. Соответственно, информация, содержащаяся в письмах, не указывает на законность добычи полезных ископаемых на спорном участке.
Согласно сообщению руководителя администрации МО «Северо-Байкальский район» от 21 мая 2020 г. г., данного на имя прокурора, во время строительства БАМа в районе поселка Кичера Северо-Байкальского района отрабатывался карьер <данные изъяты> При этом дополнительно сообщили, что сведениями о предоставлении данного карьера и с какого периода данный карьер затронут эксплуатационными работами администрация МО «Северо-Байкальский район» не располагает в связи с произошедшим пожаром в здании администрации 15.04.2005 г. ( л.д. 41, т.1).
Согласно сообщению и.о. руководителя администрации МО ГП «поселок Кичера» от 19.05.2020 г., в период строительства БАМ до 1993 г. на участке недр <данные изъяты> были земли совхоза «Эстония ( засаживали овсом, горохом,) позже был сенокос кооператива «Ойхал». Администрация не располагает информацией, когда начал разрабатываться карьер <данные изъяты> (л.д. 45, т.1)
Согласно сообщению Бурятского филиала ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу» от 22.04.2020 г., в Бурятском филиала информации о предоставлении по участку недр <данные изъяты> расположенного в <данные изъяты> нет. С 2021 г. геологическая информация, ведение баланса, выдача лицензий и хранение лицензионных дел, прием, статотчетности и т.д. по строительным материалам были переданы в Министерство природных ресурсов ( л.д. 49, т.1).
Анализируя сведения, указанные в данном сообщении в совокупности со сведениями, предоставленными Министерством Природы Республики Бурятия, а также исследованными выше доказательствами, суд приходит к выводу о том, что каких-либо сведений о наличии выданных на законном основании разрешений и лицензий, о регистрации таких лицензий и разрешений, что свидетельствовало бы о законности разработки месторождения песка на участке недр «<данные изъяты> не имелось.
Указанное свидетельствует, что если и были какие-то работы по добыче песка в карьере «<данные изъяты>», то данная добыча не соответствовала требованиям закона и была незаконна.
Кроме того, судом исследовались следующие доказательства, по карьеру <данные изъяты> до того как он стал использоваться ИП ФИО1, а в дальнейшем АО «Регионстрой» по добыче полезных ископаемых.
Так, согласно сообщению департамента по недропользованию по дальневосточному федеральному округу от 28.05.2020 г., информацией о разработке участка недр <данные изъяты> в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия, отдел не обладает. ( л.д. 51 т.1 )
Согласно сообщению Республиканского агентства лесного хозяйства от 18.05.2020 г. РАЛХ сообщает, что по данным книги учета земель государственного лесного фонда Северо-Байкальского лесничества в соответствии с решением Северо-Байкальского районного Совета депутатов №383 от 14.06.1987 г., карьеры из земель лесного фонда не изымались. ( л.д. 53, т.1).
Судом исследовались данные ретроспективной съемки Google Eart, предоставленные как со стороны прокурора, так и со стороны представителя ответчика.
Представитель ответчика ФИО1 показал, что на картах космосъемок видно, что карьер <данные изъяты> на 1986 год был уже зафиксирован в местности, недалеко от п. Кичера. Вместе с тем, указанные доводы ничем не подтверждены и доказательств о том, что на 1986 г. и в последующие годы имелись разработки карьера, не предоставлено.
Судом исследованы договоры аренды земельных участков с кадастровым номером №, заключенными между администрацией МО «Северо-Байкальский район» и ИП ФИО1, из которого следует, что данный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: под разработку и добычу общераспространенных полезных ископаемых, расположен: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, местность Кичерские поля, (бывшие земли с/х назначения кооператива Ойхал). Категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: ( л.д. 28, т. 2).
Судом исследовано уведомление от 03.11.2017 г. согласно которому ФИО1 сообщил в Министерство Природных ресурсов по РБ о том, что с 15.11.2017 г. по 15.12.2018 г. на участке с кадастровым номером № согласно закона о недрах будет производиться выемка грунта для собственных нужд.
Вместе с тем, сведений о том, что ИП ФИО1 имел право на осуществление добычи полезных ископаемых, материалы дела не содержат и ответчиком не предоставлено.
Соответственно, доводы представителя ФИО1, что ранее карьер был затронут разработками ИП ФИО1, судом отклоняются, т.к. данные разработки не осуществлялись на законном основании.
Согласно сообщению Росреестра от 09.06.2021 г. при анализе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами №, № образованы из земельного участка с кадастровым номером: № с сохранением исходного земельного участка в измененных границах в соответствии с п.6 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ и на них зарегистрированы договоры аренды.
Следовательно, и ИП ФИО1 и АО «Регионстрой» осуществляли добычу полезных ископаемых на одной и той же территории.
Судом исследована предоставленная информация по запросу прокурора Сибирского отделения Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский Федеральный геологический фонд» от 07.12.2020 № АК-83/43, согласно которому по данным Карт-Приложений к выпускам Государственного баланса запасов твердых полезных ископаемых на 01.01.2020, Сборника сводных материалов о запасах общераспространенных полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2020г., составленного на основе государственного и территориального баланса запасов, Базы данных Информационной системы «Недра» (ИС «Недра»), Федеральной Государственной информационной системы лицензирования недропользования (ФГИС ACJIH) и Государственного кадастра месторождений и проявлений (ГКМ), месторождения песчано-гравийных пород, расположенные в границах участка с кадастровым номером Росреестра № отсутствуют.
Судом исследован Отчет о результатах геологоразведочных работ с подсчетом запасов песка на участке недр <данные изъяты> ( далее Отчет), расположенный в 1.7. км. северо-восточнее от станции Кичера БАМ, изготовленное ООО «БНПП Недра-Сервис» и утвержденное директором АО «Регионстрой» 01 марта 2020 г. (. л.д. 59-144, т.2. ).
На странице 26 указанного Отчета следует, что на участке недр <данные изъяты> установлено около 10 карьерных отработок прошлых лет общим объемом изъятых грунтов более 23 тыс. м.3 Месторождение отрабатывалось при строительстве станции Кичера, о чем свидетельствуют многочисленные данные по инженерно-геологическим исследованиям территории предполагаемого строительства станции и данные уцелевшей части архива по Северобайкальскому району, данные этих исследований института ВОСТСИБТИСИЗ и данные по разведке совпадают. На странице 49 Отчета указывается список используемой литературы.
Вместе с тем, судом данный Отчет оценивается критически в части наличия выводов том, что на участке недр <данные изъяты> имелись данные о предыдущих разработках, которые зафиксированы в каких-то научно–изыскательных исследованиях.
Так, во- первых, согласно сообщению заместителя начальника МКУ «Управление культуры и Архивного дела муниципального образования «Северо-Байкальский район» от 01.10.2020 г., ООО «Научно-производственное предприятие «Недра-Сервис» с запросом о разработке карьера <данные изъяты> п. Кичера, в МКУ «Управление культуры и Архивного дела муниципального образования «Северо-Байкальский район» не обращалось.
Представитель администрации МО ГП «поселок Кичера» ФИО3 в судебном заседании показала, что в архиве администрации поселения сведения о разработках карьера <данные изъяты> отсутствуют.
Ранее судом также исследовались сведения, предоставленные администрации МО «Северо-Байкальский район», из которых следует, что администрация района сведениями о разработках карьера <данные изъяты> не располагает ( л.д. 39- 41 т.1.).
Следовательно, сведения о том, что Отчет подготовлен на основе данных, предоставленных со стороны администрации района, не соответствует действительности.
Судом исследованы предоставленные по запросу прокурора документы, которые были исследованы при составлении Отчета:
1. ВОСТСИБТИСИЗ, технический отчет по инженерно–геофизическим изысканиям на площадке строительства поселка Кичера. Улан-Удэ, 1976 г., на 51 л., согласно данного отчету речь идет о проведении изысканий, связанных с решением вопроса о строительстве поселка Кичера, при этом исследовался грунт, воды на предмет возможности строительства домов, определения фундаментов, строительного материала;
2. СиБГиПроТРАНС, Технический отчет об инженерно-геологических изысканиях на ст. Кичера БАМ. Новосибирск, 1985 г., на 45л.. Данный отчет выполнен для производственно- технических зданий и сооружений, таких как пассажирское здание на ст. Кичера, котельная и другое. Данный отчет к разработкам месторождений не имел никакого отношения;
3.ФИО4, Геологическая карта масштаба 1:200000, серия Прибайкальская, лист №-49-III. Москва. 1975, на 35 л., который также не имеет никакого отношения по проведению исследований участка недр <данные изъяты>
4. протокол №600 от 23.06.1961 г. заседания Научно- технического Совета Бурятского геологического управления по рассмотрению результатов поисково-разведочных работ Кичерской партии за 1960 г. на 14., из которого следует о проведении поисковых и поисково-разведочных работ на участках Акит и Честен на 1960 г.;
5.Протокол №5 заседания производственно- технического совещания Северо-Байкальской экспедиции по рассмотрению отчета Кичерской партии за 1960 г., из которого следует о том, что Кичерской партией проводились поисково-разведочные работы на участках Честен и Акиа.
Таким образом, ссылки в предоставленном Отчете на проведение исследовательских работ и разведочных работ на участке недр <данные изъяты> что, могло бы свидетельствовать о ранее проводимых работах по исследованию участка недр <данные изъяты> являются неосновательными. В связи с чем, данный Отчет невозможно принять в качестве доказательств ведения разработок карьера <данные изъяты> на законном основании.
По этим же основаниям судом не принимается во внимание заключение экспертной комиссии №181 об утверждении Министром природных ресурсов Республики Бурятия 31 марта 2020 г. Отчета о результатах геологоразведочных работ с подсчетом запасов песка на участке недр <данные изъяты> расположенном в 1.7. км. северо-восточнее от станции Кичера БАМ, изготовленное ООО «БНПП Недра-Сервис.
Судом исследованы фотографии, предоставленные прокурором (л.д. 183-186, т.2 ). Стороны в судебном заседании не отрицали, что на фотографиях изображена местность- участок недр <данные изъяты>
При этом как прокурор показал, что на фотографии ст. 184 т.2 видна труба. В судебном заседании свидетели Я., Б. показали, что в местности, где проводится добыча песка участок недр «Песчаный» на фотографиях видна система орошения полей – трубопровод.
Из пояснений представителя администрации МО ГП «поселок Кичера» ФИО3 следует, что карьер расположен на землях совхоза Эстония, которые в последующем занимал сельскохозяйственный кооператив Ойхал.
Тем самым, из указанного следует, что разработка карьера началась уже после того как распался совхоз, а в последующем и с/х кооператив «Ойхал».
Свидетель Я. показал, что совхоз распался в начале 2000-х годов, примерно в 2004 г.
Соответственно, из указанного можно сделать вывод, что до указанного времени никакие разработки участка недр не проводились, а те работы по вывозу песка для строительства поселка нельзя расценивать как эксплуатационные работы и разработка карьера на законном основании.
Согласно решению Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 февраля 2021 года по делу № А10- 2918/2020 по заявлению Байкальского межрегионального природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия о признании недействительным приказа от 08.04.2019 № 127-ПР в части предоставления АО «Регионстрой» права пользования участком недр <данные изъяты> расположенного в <данные изъяты>, к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия, акционерному обществу «Регионстрой» о признании недействительной лицензии на право пользования недрами от 30.04.2019 СБР 00668 ПС с целевым назначением и видами работ - совмещенное пользование (геологическое изучение, разведка и добыча песка) на участке недр «<данные изъяты> расположенного <данные изъяты>
Решением суда первой инстанции от 24.02.2021 требования заявителя удовлетворены полностью.
Суд признал недействительным приказ Министерства природных ресурсов Республики Бурятия от 8 апреля 2019 года № 127-ПР в части предоставления акционерному обществу «Регионстрой» права пользования участком недр <данные изъяты> расположенного <данные изъяты>, как несоответствующий Закону Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
Суд признал недействительной лицензию на право пользования недрами от 30 апреля 2019 года СБР 00668 ПС, выданной акционерному обществу «Регионстрой», с целевым назначением и видами работ - совмещенное пользование (геологическое изучение, разведка и добыча песка) на участке недр <данные изъяты> расположенного <данные изъяты>.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Республики Бурятия от «24» февраля 2021 года по делу №А10-2918/2020 изменено, изложена резолютивная часть решения в следующей редакции:
Признать недействительной (аннулировать) действие лицензии на право пользования недрами от 30 апреля 2019 года СБР 00668 ПС, выданной Министерством природных ресурсов Республики Бурятия акционерному обществу «Регионстрой», с целевым назначением и видами работ - совмещенное пользование (геологическое изучение, разведка и добыча песка) на участке недр <данные изъяты> расположенного в <данные изъяты>
В удовлетворении остальных требований отказать.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Указанное решение имеет для суда преюдициальное значение, т.к. по настоящему делу участвуют теми же лица. Соответственно, обстоятельства, установленные решением суда, не подлежат доказыванию вновь.
Тем самым, при рассмотрении дела Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом было установлено, что АО «Регионстрой не предоставлены сведения о разведке и разработке на законных основаниях месторождения общераспространенного полезного ископаемого песка на участке недр <данные изъяты> до 2001 года.
Судом установлено, что у Министерства отсутствовали законные основания и необходимые условия для выдачи Обществу лицензии на пользование недрами СБР 00668 ПС от 30.04.2019 г.
Доводы представителя ответчика ФИО1 о том, что в настоящее время деятельность по добыче полезных ископаемых не ведется, т.к. выданная лицензия аннулирована, имеется определение суда, согласно которому были приняты обеспечительные меры по установлению запрета ответчику Акционерному обществу «Регионстрой» осуществлять деятельность по добыче полезных ископаемых на участке недр – карьере <данные изъяты> что, по его мнению, свидетельствует необоснованности предъявления требований о запрещении по осуществлению деятельности по добыче полезных ископаемых, судом отклоняются.
Из материалов дела следует, что определением суда от 25.08.2020 г. в целях обеспечения иска установлен запрет ответчику Акционерному обществу «Регионстрой» осуществлять деятельность по добыче полезных ископаемых на участке недр – карьер <данные изъяты>
Вместе с тем, при вынесении решения по настоящему делу в соответствии со ст. 144 ГПК РФ обеспечительные меры подлежат отмене.
Кроме того, судом установлено, что, несмотря на то, что в Арбитражном суде Республики Бурятия рассматривался иск прокурора о признании недействительным приказа от 08.04.2019 № 127-ПР в части предоставления АО «Регионстрой» права пользования участком недр <данные изъяты>, о признании недействительной лицензии на право пользования недрами от 30.04.2019 СБР 00668 ПС с целевым назначением, АО «Регионстрой» в декабре 2020 г. предоставило проект разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с использованием участками недр местного значения, который на основании протокола от 11.12.2020 г. был согласован комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с использованием участками недр.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 показал, что представителем АО «Регионстрой» принимаются меры для решения вопроса об узаконении деятельности по добыче полезных ископаемых на участке недр <данные изъяты> путем обращения в Комитет по правам человека, к представителю Генеральной прокуратуры РФ, что свидетельствует о намерениях ответчика продолжить деятельность по добыче полезных ископаемых.
Кроме того, несмотря на то, что решением суда была аннулирована лицензия на право пользования недрами от 30.04.2019 СБР 00668 ПС с целевым назначением АО «Регионстрой», приказ от 08.04.2019 № 127-ПР в части предоставления АО «Регионстрой» права пользования участком недр <данные изъяты> недействительным не признавался.
В настоящее время договоры аренды земельных участков, на котором расположен участок недр <данные изъяты> не расторгнуты.
Доводы представителя ответчика о том, что ранее для разработки карьеров до добыче общераспространенных полезных ископаемых не требовалось получение разрешительных документов, судом признаются не состоятельными.
Кодекс РСФСР о недрах от 09.07.1976 г. регулировал горные отношения в целях обеспечения рационального, комплексного использования недр ( ст. 1 Кодекса)
В силу статьи 3 того же Кодекса недра состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на недра, запрещается.
Кодекс РСФСР о недрах действовал до 21.01.1992 г.
В соответствии со статьей 15 Кодекса РСФСР о недрах недра предоставлялись для добычи полезных ископаемых в пользование на основании акта, удостоверяющего горный отвод.
На основании статьи 55 Кодекса РСФСР о недрах запасы и месторождения полезных ископаемых, а также проявления полезных ископаемых подлежат государственному учету по единым для Союза ССР системам.
Согласно статье 56 Кодекса РСФСР о недрах государственный кадастр месторождений полезных ископаемых должен содержать сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, горнотехнические, гидрогеологические и другие условия разработки месторождения и его геологоэкономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.
Статьей 57 Кодекса РСФСР о недрах предусмотрено, что государственные балансы запасов полезных ископаемых должны содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 11 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах от 9 июля 1975 года (действовавшего до 8 декабря 1991 года, далее - Основы законодательства о недрах), статьей 10 Кодекса РСФСР о недрах от 9 июля 1976 года предоставление горных отводов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых относилось к ведению исполнительных комитетов районных, городских Советов народных депутатов по государственному управлению в области использования и охраны недр.
Согласно статье 11 Основ законодательства о недрах горные отводы для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых предоставляются исполнительными комитетами районных (городских) Советов народных депутатов и подлежат регистрации в органах государственного горного надзора. Отнесение полезных ископаемых к общераспространенным производится органами государственного горного надзора в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.
Предприятия, организации, учреждения и граждане имеют право пользоваться недрами в пределах предоставленных им земельных участков с целью добычи для своих хозяйственных и бытовых нужд общераспространенных полезных ископаемых, торфа и пресных подземных вод без предоставления горного отвода, в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик.
Статьей 33 Основ законодательства о недрах и статьей 50 Кодекса РСФСР о недрах закреплено требование по утверждению запасов полезных ископаемых, относящегося к условиям осуществления государственного учета.
При этом применительно к обеспечению планирования работ по геологическому изучению недр, рациональному использованию месторождений полезных ископаемых, размещению предприятий по добыче полезных ископаемых и решению иных народнохозяйственных задач было предусмотрено ведение государственного кадастра месторождений полезных ископаемых и государственных балансов запасов полезных ископаемых (статья 37 Основ законодательства о недрах).
В соответствии со статьей 39 Основ законодательства о недрах государственные балансы запасов полезных ископаемых должны содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов полезных Ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.
На основании статьи 40 Основ законодательства о недрах запасы полезных ископаемых разведанных месторождений, а также запасы полезных ископаемых, дополнительно разведанные в процессе разработки месторождений, подлежат утверждению специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.
При утверждении запасов устанавливаются достоверность разведанных запасов полезных ископаемых, их количество и качество, условия залегания, степень изученности, народнохозяйственное значение и подготовленность месторождения для промышленного освоения.
Исходя из статьи 42 Основ законодательства о недрах участки недр, предоставленные для строительства и эксплуатации подземных сооружений и для иных целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, подлежали государственному учету по единым для Союза ССР системам.
Таким образом, указанными нормативными актами, действовавшими в советском периоде в сфере недропользования, предусматривалась система утверждения запасов полезных ископаемых на основе учета минерально-сырьевой базы, в том числе связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно статье 28 Закона о недрах (в редакции, действовавшей до 2001 года) государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами. Государственные учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.
На основании статей 30 и 31 Закона о недрах ведется государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, который должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.
С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 32 Закона о недрах (в редакции, действовавшей до 2001 года) государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Основами законодательства о недрах, Кодексом РСФСР о недрах и Законом о недрах предусмотрено, что запасы полезных ископаемых подлежали и подлежат постановке на государственный учет, осуществляется учет состояния и изменений запасов полезных ископаемых.
Вместе с тем, ответчиком не предоставлено и материалы дела не содержат доказательств, сведений о разведке и разработке на законных основаниях месторождения общераспространенного полезного ископаемого песка на участке недр <данные изъяты>
Указанный вывод содержится и в решении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 г.
Доводы представителя ответчика о том, что Администрация МО ГП «поселок Кичера», в письме, адресованном генеральному директору АО «Регионстрой», подтверждает о том, что разработка карьера осуществлялась с момента строительства поселка Кичера, не является надлежащим доказательством, подтверждающим законность добычи полезных ископаемых на карьере <данные изъяты> участке.
данное месторождение можно отнести к новым месторождениям, ранее не затронутых эксплуатационными работами.
песок» вел совхоз «Эстония», а затем предприниматель ФИО1, суд апелляционной инстанции оценивает критически, поскольку в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о законности добычи полезных ископаемых данными субъектами, а также что разработка данного месторождения осуществляюсь ими в соответствии с законодательством о недрах.
Добыча полезных ископаемых для собственных нужд не требует получения лицензии, следовательно, не свидетельствует о том, что в отношении данного месторождения осуществляется разведка и разработка месторождения, как это установлено законодательством о недрах.
Таким образом, совокупность исследованных доказательств позволяет суду прийти к выводу, что месторождение участок недр <данные изъяты> ранее разрабатывалось на законных основаниях, в силу чего его можно признать новым, ранее не затронутым эксплуатационными работами.
Доводы представителя ответчика о том, что АО «Регионстрой» добывает песок для ООО «Элит СпецСтрой», являющегося субподрядчиком на выполнение комплекса строительномонтажных работ по строительству (реконструкции) объекта «Железнодорожная инфраструктура на участке Лена-Восточная - Таксимо Восточно-Сибирской железной дороги «Строительство двухпутной вставки на перегоне Северобайкальск-Блок-пост 1084», в связи с чем, на основании Федерального закона от 31.07.2020 № 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ответчик вправе добывать песок по спорной лицензии, судом отклоняются.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливаются особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Частями 3 и 4 этого же Закона определено, что Перечень объектов инфраструктуры, в том числе объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, в отношении которых применяются особенности, установленные настоящим Федеральным законом, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 № 2774-р принятым в соответствии с данным законом утвержден Перечень объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало- Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, куда включен объект: «Железнодорожная инфраструктура на участке Лена-Восточная - Таксимо Восточно-Сибирской железной дороги "Строительство двухпутной вставки на перегоне Северобайкальск - Блок-пост 1084" (пункт 25).
Вместе с тем, каких - либо указаний о включении в перечень участке недр <данные изъяты> как объекта необходимого для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской магистрали и Транссибирское железнодорожных магистралей не содержит, какие-либо изменения в Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне байкальской природной территории, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2399, не внесены.
Кроме того, судом исследованы письма, предоставленные на запрос прокурора от 22.09.2020 г., от 07.10.2020 г., и.о. заместителя начальника группы по безопасности Р.. дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта Иркутская группа заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта ОАО «РЖД», заместителя начальника Восточно-Сибирской железной дороги по безопасности и режиму Н. филиала Восточно-сибирская железная дорога филиала ОАО «РЖД», из которых следует, что разведка и разработка карьера на участке недр <данные изъяты> не обусловлена необходимостью расширения пропускной способности Байкало-Амурской магистрали и транссибирской железнодорожных магистралей в границах Байкальской природной территории.
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что отсутствие деятельности по разработке карьера <данные изъяты> негативно скажется на строительстве железной дороги и инфраструктуры, не имеется.
Доводы представителя ответчика ФИО1 о том, что прокурор пропустил срок обращения в суд, судом отклоняются.
В силу ст. 196 ГПК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
По настоящему делу правоотношения по добыче полезных ископаемых являются длящимися. Соответственно, срок должен исчисляться не с момента заключения договора аренды земельного участка и начала осуществления деятельности по добыче полезных ископаемых.
Не состоятельны доводы представителя ответчика о неподсудности данного дела районному суду.
Указанные доводы были предметом рассмотрения в судебном заседании, им дана правовая оценка, судом принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства о направлении дела в Арбитражный суд Республики Бурятия от 20.07.2020 г.
Определение в данной части было обжаловано ответчиком и оставлено в силе апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 30.09.2020 г.
Лицо, считающее свои права нарушенными, может избрать любой из указанных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты, либо иной, предусмотренный законом, который обеспечит восстановление этих прав. Выбор способа защиты права принадлежит субъекту права, который вправе воспользоваться как одним из них, так и несколькими способами, и вместе с тем он предопределяется правовыми нормами с учетом характера нарушения и фактических обстоятельств дела.
В силу статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
Статьей 56 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 8 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.
Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» следует, что если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность (например, при размещении отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектов размещения отходов) (п. 26).
Опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ). Истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности (например, при планировании строительства или возведении нового промышленного объекта в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов).
Учитывая, что действия ответчика нарушают требования законодательства, могут повлечь нарушение неопределенного круга лиц, которые имеют право на благоприятную окружающую среду, влекут нарушение прав Российской Федерации, которое обязалось нести ответственность за сохранность озера Байкал, в рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, суд считает, что нарушенное право подлежит восстановлению путем признания незаконной деятельности АО «Регионстрой» по добыче полезных ископаемых в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и запрету данной деятельности.
Также суд считает, что прокурор вправе в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с требованиями в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, т.к. установлены нарушения норм природоохранного законодательства, Закона о недрах, нарушения прав неопределенного круг лиц на благоприятные условия проживания и сохранения природных ресурсов Российской Федерации.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход МО «город Северобайкальск» в размере 6000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
Признать незаконной деятельность Акционерного общества «Регионстрой» по добыче полезных ископаемых на участке недр - <данные изъяты>, имеющем географические координаты угловых точек <данные изъяты> расположенном в <данные изъяты> в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, определенных Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 г. №1641-р.
Запретить акционерному обществу «Регионстрой» осуществлять хозяйственную деятельность по добыче полезных ископаемых на участке недр – карьере <данные изъяты> имеющем географические координаты угловых точек <данные изъяты> расположенном в <данные изъяты>, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, определенных Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 г. №1641-р.
Отменить обеспечительные меры, наложенные определением суда от 25.08.2020 г.
Взыскать с Акционерного общества «Регионстрой» госпошлину в доход МО «город Северобайкальск» в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.
Окончательная форма решения принята 10.06.2021 г.
Председательствующий судья: Е.Н.Казакова
УИД: 04RS0020-01-2020-000930-93