Дело № 2-3/2024
УИД 04RS0003-01-2023-000453-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Бичура «12» января 2024 года
Бичурский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего, судьи Соболевой Н.А., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Бичурского района РБ Норбоевой Д.Э., представителя ответчика – Администрации МО «Бичурский район» Синицыной А.Н., действующей на основании доверенности, представителя соответчика Администрации МО СП "Еланское" Бутаковой Д.И., при секретаре – помощнике судьи Баженовой В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бичурского района РБ, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Бичурский район» о признании подъездной дороги к ООО «Бурятмясторг» автомобильной дорогой местного значения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бичурского района, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО «Бичурский район» о признании подъездной автомобильной дороги к ООО «Бурятмясторг» координаты (<данные изъяты>), протяженностью 1 км. 600 метров, автомобильной дороги к с. Елань от ООО «Бурятмясторг» координаты (<данные изъяты>) протяженностью 1 км. 600 метров автомобильной дорогой местного значения; провести паспортизацию и оценку технического состояния подъездной автомобильной дороги к ООО «Бурятмясторг» координаты <данные изъяты>), протяженностью 1 км. 600 метров, автомобильной дороги к с. Елань от ООО «Бурятмясторг» координаты <данные изъяты>) протяженностью 1 км. 600 метров, присвоить категорию указанной автомобильной дороге в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; поставить на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности подъездную автомобильную дорогу к ООО «Бурятмясторг» координаты (<данные изъяты>), протяженностью 1 км. 600 метров, автомобильную дорогу к с. Елань от ООО «Бурятмясторг» координаты (<данные изъяты>) протяженностью 1 км. 600 метров в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; устранить нарушения требований в области безопасности дорожного движения на подъездной автомобильной дороге к ООО «Бурятмясторг» координаты (<данные изъяты>), протяженностью 1 км. 600 метров, автомобильную дорогу к с. Елань от ООО «Бурятмясторг» координаты (<данные изъяты>) протяженностью 1 км. 600 метров, а именно произвести капитальный1 ремонт дороги.
Исковые требования мотивированы тем, что подъездная автомобильная дорога к ООО «Бурятмясторг» находится на подъездной автомобильной дороге к с. Елань 3км+400м координаты (<данные изъяты>) от автомобильной дороги Мухоршибирь-Бичура-Кяхта <данные изъяты>., имеет протяженность 3,2 км. Паспортизация и оценка технического состояния дороги не проводились, автодорога не отнесена к какой-либо категории, проект организации дорожного движения не разработан и не утвержден, дорога на кадастровый учет не поставлена, право собственности на неё не зарегистрировано.
В силу полномочий, обусловленных пунктом 5 части 1, частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них в соответствии с законодательством Российской Федерации на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Проведение паспортизации, оценки технического состояния, присвоение категории автомобильным дорогам общего пользования местного значения, разработка и утверждение проектов организации Дорожного движения обязательны для обеспечения безопасности дорожного движения и возлагаются на муниципальное образование, в черте которого находятся автомобильные дороги. Орган местного самоуправления также обязан своевременно принимать меры для поддержания в надлежащем состоянии дорог местного значения.
Согласно информации, представленной Отделением ГИБДД Отдела МВД России по Бичурскому району, зафиксировано, что на подъездной автомобильной дороге к ООО «Бурятмясторг» координаты (<данные изъяты>), протяженностью 1 км. 600 метров, имеются выбоины, просадки в асфальтобетонном покрытии. Отсутствует дорожная разметка 1.5, 1.2.
Автомобильная дорога к с. Елань от ООО «Бурятмясторг» координаты (<данные изъяты>) протяженностью 1 км. 600 метров имеет выбоины, просадки в грунтовом покрытии.
Из указанного следует, что ровность дорожного покрытия, а также прочность дорожной одежды (состояние земляного полотна) не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017.
Вышеуказанный подъездной путь, протяженностью 3,2 км., ведущий к с. Елань Бичурского района Республики Бурятия относится к автомобильным дорогам местного значения.
Неровности дорожного полотна в виде выбоин, просадок затрудняют движение транспортных средств с максимально разрешенной скоростью. В местах занижения профиля автодороги происходит скопление и застой поверхностных вод.
Паспортизация и оценка технического состояния указанной автомобильной дороги не произведена, категория ей не присвоена, на кадастровый учет она не поставлена, регистрация права собственности не произведена, проект организации дорожного движения не разработан и не утвержден.
Допущенные нарушения законодательства создают угрозу безопасности дорожного движения на территории сельского поселения и нарушают права, законные интересы участников дорожного движения.
Кроме того, Администрацией МО «Бичурский район» ДД.ММ.ГГГГ заключено инвестиционное соглашение с обществом с ограниченной ответственностью «Бурятмясторг», Фондом регионального развития республики о реализации инвестиционного проекта «Организация племенного репродуктора и откормочной площадки молодняка крупного рогатого скота мясного назначения». Пунктом 3.6 указанного соглашения на муниципалитет возложены обязанности оказывать информационную, организационную и правовую поддержку обществу, предоставлять информацию о свободных и (или) освободившихся от прав третьих лиц земельных участках сельскохозяйственного назначения для реализации инвестиционного проекта и содействовать в их оформлении в пользование инвестора.
Вышеуказанный подъездной путь ведет к земельным участкам, на которых расположены объекты ООО «Бурятмясторг». Подъездной путь используется резидентом территории опережающего развития для осуществления хозяйственной деятельности.
Также согласно информации Отделения ГИБДД Отдела МВД России по Бичурскому району на подъездной автомобильной дороге к с. Елань от автомобильной автодороги Мухоршибирь-Бичура-Кяхта за период с 2018 года по истекший период 2023 года зарегистрировано 2 дорожно-транспортных происшествия, в результат которых 3 человека получили повреждения различной степени тяжести.
В силу статей 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Неудовлетворительное состояние подъездного пути нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, на свободный проезд, перевозку пассажиров и грузов. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Непринятие мер по немедленному исполнению решения суда в части обязания ответчика устранить неровности дорожного покрытия нарушает права и законные интересы жителей МО СП «Еланское», создает повышенную опасность и реальную угрозу дорожно-транспортных происшествий.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация МО СП «Еланское», в качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Министерство финансов РБ, ООО «Бурятмясторг».
В судебном заседании старший помощник прокурора Норбоева Д.Э. уточнила исковые требования: просила 1. Обязать администрацию МО «Бичурский район» признать подъездную автомобильную дорогу к ООО «Бурятмясторг» координаты (<данные изъяты>), протяженностью 1 км. 600 метров, автомобильной дорогой местного значения. 2. Обязать администрацию МО «Бичурский район» провести паспортизацию и оценку технического состояния подъездной автомобильной дороги к ООО «Бурятмясторг» координаты (<данные изъяты>), протяженностью 1 км. 600 метров, присвоить категорию указанной автомобильной дороге в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. 3. Обязать Администрацию МО «Бичурский район» поставить на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности подъездную автомобильную дорогу к ООО «Бурятмясторг» координаты (<данные изъяты>), протяженностью 1 км. 600 метров, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. 4. Обязать Администрацию МО «Бичурский район» устранить нарушения требований в области безопасности дорожного движения на подъездной автомобильной дороге к ООО «Бурятмясторг» координаты (<данные изъяты>), протяженностью 1км.600 метров, а именно произвести капитальный ремонт дороги. В указанной части обратить решение суда к немедленному исполнению. 5. Обязать администрацию МО СП «Еланское» устранить нарушения требований в области безопасности дорожного движения на автомобильной дороге к с. Елань до Птицефабрики в границах сельского поселения «Еланское» с идентификационным номером № протяженностью 4 км. 550 метров, а именно привести эксплуатационное состояние указанной дороги в соответствии с «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. 6. Обязать администрацию МО «Бичурский район» финансировать устранение нарушений требований в области безопасности дорожного движения на автомобильной дороге к с. Елань до Птицефабрики в границах сельского поселения «Еланское» с идентификационным номером № протяженностью 4 км. 550 метров, а именно привести эксплуатационное состояние указанной дороги в соответствии с «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО «Бичурский район» Синицына А.Н. исковые требования признала частично, суду пояснила, что указанная автомобильная дорога протяженностью 1км.600 метров была проложена напрямую с автомобильной дороги Мухоршибирь-Бичура-Кяхта до Еланской птицефабрики, в обход села Елань в период функционирования Еланской птицефабрики и использовалась для организации работы данного предприятия, в настоящее время Еланская птицефабрика не работает, на указанной территории осуществляет деятельность ООО «Бурятмясторг». Согласно перспективному плану развития территории опережающего развития «Бурятия, утвержденного Наблюдательным советом ТОР «Бурятия», на территории МО «Бичурский район» предлагается создание инфраструктуры (ООО «Бурятмясторг» - строительство подъездной автомобильной дороги, 1,7 км. с устройством мостового перехода) для потенциальный резидентов ТОР за счет бюджетных средств, выделение которых запланировано на 2026-2027 гг., при согласовании переноса срока на 2024-2025 г.г. Поэтому возражает против обязании администрации МО «Бичурский район» признать подъездную автомобильную дорогу к ООО «Бурятмясторг», протяженностью 1 км. 600 метров, автомобильной дорогой местного значения, провести паспортизацию и оценку технического состояния, поставить на кадастровый учет и устранить нарушения требований в области безопасности дорожного движения на подъездной автомобильной дороге к ООО «Бурятмясторг», протяженностью 1 км. 600 метров, а именно произвести капитальный ремонт. В части заявленных требований прокурора о финансировании устранение нарушений требований в области безопасности дорожного движения на автомобильной дороге к с.Елань до птицефабрики в границах сельского поселения «Еланское» протяженностью 4 км.550 метров исковые требования признала, пояснив суду, что в соответствии с соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче части полномочий и иных бюджетных трансфертов по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, заключенным между муниципальным казенным учреждением Администрации муниципального образования «Бичурский район» Республики Бурятия и Администрацией муниципального образования сельского поселения «Еланское» Бичурского района Республики Бурятия, Администрацией МО СП «Еланское» приняты полномочия к осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Настоящее соглашение ежегодно пролонгируется на следующий год, если ни одна из сторон до 01 ноября текущего года не заявит письменно о его расторжении. В настоящее время указанное соглашение пролонгировано, финансовое обеспечение осуществления части передаваемых Администрацией МО «Бичурский район» полномочий обеспечивается за счет иных межбюджетных трансфертов предоставляемых из бюджета МО «Бичурский район» в бюджет МО СП «Еланское».
Представитель соответчика Администрации МО-СП «Еланское» Бутакова Д.И. суду пояснила, что признает заявленные требования прокурора Бичурского района, в части устранения нарушений требований в области безопасности дорожного движения на автомобильной дороге к с.Елань до Птицефабрики в границах сельского поселения «Еланское» будут устранены при наличии необходимого финансирования.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерства Финансов Республики Бурятия ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела без ее участия, представила письменный отзыв, согласно которому, подъездной путь, протяженностью 3,2 км., ведущий к с. Елань Бичурского района Республики Бурятия от ООО «Бурятмясторг» относится к автомобильным дорогам местного значения. Согласно ч. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог. Исполнение данной обязанности должно обеспечиваться независимо от того, оформлено ли право муниципальной собственности на данную дорогу или нет. Законодательство исходит из позиции, что к местным дорогам относятся все дороги, соответственно обязанность по содержанию таких дорог подлежит безусловному исполнению органами местного самоуправления. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических и юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ). Министерство финансов Республики Бурятия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.04.2008 года № 188, является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета Республики Бурятия, внутренний государственный контроль, контроль в сфере закупок. В полномочия Министерства финансов Республики Бурятия не входят вопросы в сфере автомобильных дорог, министерство не реализует государственную политику в области сохранения и развития сети автомобильных дорог общего пользования в Республике Бурятия и не является главным распорядителем средств республиканского бюджета, в связи с чем, считают, что интересы Министерства финансов в данном деле не затрагиваются. Исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим в пределах предоставленных полномочий функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, энергетики, связи и дорожного хозяйства, а также в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере транспорта, энергетики, связи и дорожного хозяйства является Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Бурятмясторг» ФИО2, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил письменный отзыв, согласно которому просит исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме. ООО «Бурятмясторг» является инициатором крупного инвестиционного проекта по организации на территории Республики Бурятия, Бичурского района строительства «Организация племенного репродуктора и откормочной площадки молодняка крупно-рогатого скота мясного направления», расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, №, по адресу: <адрес>». Также ДД.ММ.ГГГГ было заключено Соглашение № об осуществлении деятельности на территории опережающего развития, а также зарегистрировано в качестве резидента территории опережающего развития за номером №. Согласно условиям вышеуказанного Соглашения резидент берет на себя обязательства осуществить полный комплекс мероприятий по строительству животноводческого комплекса полного цикла в установленные в план-графике сроки. В целях осуществления данного проекта Инвестором были заключены договоры аренды на земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, №, общей площадью 460,2 Га (собственность ООО «Бурятмясторг») для реализация строительства и реконструкции ОКС, а также заключены договоры аренды и субаренды на земельные участки под кормовую базу для КРС, сроком на 10 - 15 лет, общей площадью 819,5 Га. Итого общая площадь всех оформленных за ООО «Бурятмясторг» земельных участков сельскохозяйственного назначения составляет 2 107,60 га. Дополнительно между ООО «Бурятмясторг» и Администрацией МО «Бичурский район» заключено трехстороннее Инвестиционное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ, направленное на поддержание и развитие инвестиционной деятельности в Республике Бурятия. Предметом настоящего Инвестиционного соглашения является взаимодействие Сторон по реализации инвестиционного проекта. Согласно п. 3.6. Инвестиционного соглашения №, Администрация МО «Бичурский район» обязуется предоставлять информацию о свободных и (или) освободившихся от прав третьих лиц земельные участки сельскохозяйственного назначения для реализации инвестиционного проекта и содействовать в их оформлении в пользование ООО «Бурятмясторг». В свою очередь, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Администраций МО «Бичурский район» никакого содействия не последовало. Инвестором в рамках заключенного с <данные изъяты>» договора подряда № от ДД.ММ.ГГГГ за счет собственных средств дважды были проведены работы по подготовке двух проектов межевания территории и межевого плана по постановке на кадастровый учет объекта капитального строения - подъездной автомобильной дороги, протяженностью 1,7 км. При проведении указанных выше работ ООО «Бурятмясторг» столкнулось с проблемой исключения возражений относительно размера и местоположения границ размещения объекта - подъездная автомобильная дорога. По вопросу строительства объекта дорожной инфраструктуры - подъездной автомобильной дороги к будущему агрокомплексу, который не мог решиться на протяжении более 1 года, региональными органами власти и органами местного самоуправления стали активно проводиться работы только после вмешательства органов прокуратуры как регионального, так и республиканского уровней. Без проведения ремонтных работ Администрацией МО «Бичурский район» по приведению в соответствие с техническими нормами и требованиями действующего законодательства РФ подъездной пороги к животноводческому комплексу ООО «Бурятмясторг» существует риск невыполнения условий (графика) реализации инвестиционного проекта, что в свою очередь негативно отразится на деятельности Инвестора, а также будет являться существенным нарушением условия Соглашения, что в свою очередь повлечет расторжение Инвестиционного соглашения.
Ранее в судебном заседании представитель ООО «Бурятмясторг» ФИО7 выразил аналогичную позицию.
Допрошенный в судебном заседании по ходатайству представителя истца в качестве свидетеля старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД О МВД России по Бичурскому району ФИО8 суду пояснил, что
состояние дорожной сети в районе неудовлетворительное, в частности в отношении дороги ведущий к птицефабрике в селе Елань имеются выбоины на проезжей части, просадки, поперечное волнообразование. Нужно привести дорогу в надлежащее состояние, так как она несет угрозу жизни и здоровью, одна из самых плохих в районе.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, свидетеля ФИО8, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 31 мая 2016 года №14-П (статья 34, часть 1) указано, что обеспечению экономического развития и благополучия страны призвана служить транспортная инфраструктура общего пользования, строительство и модернизация которой, доступность и содержание в надлежащем состоянии создают необходимые предпосылки для реализации гражданами закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, включая право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 12 Федерального Закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам и техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Согласно п.п. 6, 10, 12 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных Федеральным законом от 08.11.2007 № 257, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 6 и 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом, содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Как установлено ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» (далее - федеральный закон от 10.12.1995 № 196), ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Частью 2 ст. 12 указанного Федерального закона установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Частью 10 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусмотрено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.(часть 10 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Бичурского района проведена проверка законодательства о дорогах и дорожной деятельности. Установлено, что на подъездной автомобильной дороги к ООО «Бурятмясторг» координаты (<данные изъяты>) протяженностью 1 км.600 метров имеет выбоины, просадки в грунтовом покрытии. Из указанного следует, что ровность дорожного покрытия, а также прочность, состояние земляного полотна не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017. \Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 дороги автомобильные и улицы требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.\ Паспортизация и оценка технического состояния дороги не проводилась, автодорога не отнесена к какой-либо категории, проект организации дорожного движения не разработан и не утвержден, дорога на кадастровый учет не поставлена, право собственности на неё не зарегистрировано.
Согласно акту обследования автомобильной дороги «Подъезд от муниципальной автомобильной дороги «Подъезд к с. Елань» к птицефабрике в Бичурском районе РБ» от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Бурятрегионавтодор» мост построен по типовому проекту 3.503.1-75. Имеются дефекты по разрушению защитного слоя плит пролетных строений. Отсутствует сопряжение моста с насыпью. Наблюдаются просадки на подходах к мосту в связи с разрушением швов омоноличивания заборной стенки опор, отсутствует перильное ограждение на мосту, барьерное ограждение на мосту и подходах. Дефекты влияющих на грузоподъемность места не выявлены. Необходимо выполнить работы по капитальному ремонту моста с частичной заменой плит пролетных строений, устройство сопряжений моста с насыпью, замене заборной стенки и обустройства. Участок автомобильной дороги имеет асфальтобетонное покрытие, покрытие имеет многочисленные выбоины, трещины, просадки, отсутствуют дорожные знаки.
В результате обследования автомобильной дороги с идентификационным номером № протяженностью 4 км.550 метров, установлены нарушения «ГОСТ Р50597-2017», на пешеходном переходе отсутствуют знаки 5.19.1-5.19.2 (пешеходный переход) – 2 шт., дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 (пешеходный переход) применены на синем фоне, должны быть применены на желтом фоне. Также на пешеходном переходе отсутствует искусственная дорожная неровность, отсутствует светофорный объект типа Т-7, отсутствует дорожная разметка 1.14.1. Отсутствует дорожный знак 1.23 (осторожно дети) на желтом фоне, отсутствует дорожный знак 3.24 (ограничение максимальной скорости). На автомобильной дороге от с.Елань до Птицефабрики в границах сельского поселения «Еланское» Бичурского района Республики Бурятия, с 0 км. по 2 км.400 метров отсутствует дорожная разметка 1.2,1.5. На проезжей части автомобильной дороги от села Елань до Птицефабрики в границах сельского поселения «Еланское» с 0 км. по 2 км. 400 м. имеются выбоины, просадки в асфальтовом покрытии.
В пункте 5.2.4 ГОСТ 50597-2017 указано, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В соответствии с пунктом 6.3.1 ГОСТ 50597-2017 дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Допущенные нарушения законодательства создают угрозу безопасности дорожного движения на территории сельского поселения и нарушают права, законные интересы участников дорожного движения.
Администрацией МО «Бичурский район» в суде не оспаривался факт нахождения на территории Бичурского района Республики Бурятия подъездной автомобильной дороги к ООО «Бурятмясторг» координаты (<данные изъяты>), протяженностью 1 км. 600 метров, указанная дорога в силу закона является дорогой местного значения.
Администрацией МО «Бичурский район» ДД.ММ.ГГГГ заключено инвестиционное соглашение с обществом с ограниченной ответственностью «Бурятмясторг», Фондом регионального развития республики о реализации инвестиционного проекта «Организация племенного репродуктора и откормочной площадки молодняка крупного рогатого скота мясного назначения». Пунктом 3.6 указанного соглашения на муниципалитет возложены обязанности оказывать информационную, организационную и правовую поддержку обществу, предоставлять информацию о свободных и (или) освободившихся от прав третьих лиц земельных участках сельскохозяйственного назначения для реализации инвестиционного проекта и содействовать в их оформлении в пользование инвестора.
Вышеуказанный подъездной путь ведет к земельным участкам, на которых расположены объекты ООО «Бурятмясторг». Подъездной путь используется резидентом территории опережающего развития для осуществления хозяйственной деятельности.
Также согласно информации Отделения ГИБДД Отдела МВД России по Бичурскому району на подъездной автомобильной дороге к с. Елань от автомобильной автодороги Мухоршибирь-Бичура-Кяхта за период с 2018 года по истекший период 2023 года зарегистрировано 2 дорожно-транспортных происшествия, в результат которых 3 человека получили повреждения различной степени тяжести.
Неудовлетворительное состояние подъездного пути нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, на свободный проезд, перевозку пассажиров и грузов. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Непринятие мер по немедленному исполнению решения суда в части обязания ответчика устранить неровности дорожного покрытия нарушает права и законные интересы жителей МО СП «Еланское», создает повышенную опасность и реальную угрозу дорожно-транспортных происшествий.
Разрешая спор, проанализировав положения Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ и Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ, установив, что фактически существующая и эксплуатируемая автомобильная дорога ведущая к ООО «Бурятмясторг», которая не является дорогой общего пользования федерального либо регионального значения, земельный участок под ней не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, право муниципальной собственности на нее не оформлено, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований в целях надлежащей организации и осуществления дорожной деятельности на территории района в интересах неопределенного круга лиц.
Из системного анализа положений пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и части 10 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ прямо следует, что уполномоченные органы местного самоуправления должны принять в муниципальную собственность автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, а также частных автомобильных дорог.
Суд отвергает доводы представителя Администрации МО «Бичурский район» Синицыной А.Н. о том, что возложение обязанности на администрацию МО «Бичурский район» по признании подъездной автомобильной дороги к ООО «Бурятмясторг» с координатами <данные изъяты> автомобильной дороги местного значения, проведении паспортизации и оценки технического состоянии, постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности и проведении капитального ремонта являются незаконными, т.к. в технико-экономическом обосновании инвестиционного проекта «Создание агрокластера в рамках развития мясного скотоводства Республики Бурятия» предусмотрено строительство подъездной автомобильной дороги 1,7 км. с устройством мостового перехода на 2026-2027 г.г., на указанные цели заложены определенные денежные средства.
Согласно ст.5 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их назначения подразделяются на :1)автомобильные дороги федерального значения;2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3)автомобильные дороги местного значения; 4)частные автомобильные дороги. Дороги, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения. При этом перечни автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения утверждаются Правительство РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, соответственно, эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог.
Администрацией МО «Бичурский район» в суде не оспаривался факт нахождения на территории Бичурского района Республики Бурятия подъездной автомобильной дороги к ООО «Бурятмясторг» координаты (<данные изъяты>), протяженностью 1 км. 600 метров, указанная дорога в силу закона является дорогой местного значения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3, частью 3 статьи 15, статьей 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе, дорожные знаки, пешеходные дорожки, тротуары. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения их сохранности. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14, подпунктом 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, частью 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ. С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Пунктом 10 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ определено, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание, что с учетом положений статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, автомобильная дорога является линейным объектом, права на который подлежат регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче части полномочий и иных бюджетных трансфертов по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, заключенным между муниципальным казенным учреждением Администрации муниципального образования «Бичурский район» Республики Бурятия и Администрацией муниципального образования сельского поселения «Еланское» Бичурского района Республики Бурятия, Администрацией МО СП «Еланское» приняты полномочия к осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Настоящее соглашение ежегодно пролонгируется на следующий год, если ни одна из сторон до 01 ноября текущего года не заявит письменно о его расторжении. В настоящее время указанное соглашение пролонгировано, финансовое обеспечение осуществления части передаваемых Администрацией МО «Бичурский район» полномочий обеспечивается за счет иных межбюджетных трансфертов предоставляемых из бюджета МО «Бичурский район» в бюджет МО СП «Еланское», в связи с указанными обстоятельствами заявленные требования прокурора Бичурского района в части возложении обязанности на администрацию МО СП «Еланское» устранения нарушений требований в области безопасности дорожного движения на автомобильной дороге протяженностью 4 км.550 м. к с.Елань до птицефабрики в границах сельского поселения «Еланское» и возложении обязанности на администрацию МО «Бичурский район» произвести финансирование указанных мероприятий подлежит удовлетворению.
В силу статей 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Бичурского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Бичурский район» признать подъездную автомобильную дорогу к ООО «Бурятмясторг» координаты (<данные изъяты>), протяженностью 1 км. 600 метров, автомобильной дорогой местного значения.
Обязать администрацию МО «Бичурский район» провести паспортизацию и оценку технического состояния подъездной автомобильной дороги к ООО «Бурятмясторг» координаты (<данные изъяты>), протяженностью 1 км. 600 метров, присвоить категорию указанной автомобильной дороге в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию МО «Бичурский район» поставить на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности подъездную автомобильную дорогу к ООО «Бурятмясторг» координаты (<данные изъяты>), протяженностью 1 км. 600 метров, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию МО «Бичурский район» устранить нарушения требований в области безопасности дорожного движения на подъездной автомобильной дороге к ООО «Бурятмясторг» координаты (<данные изъяты>), протяженностью 1 км.600 м., а именно произвести капитальный ремонт дороги. В указанной части обратить решение суда к немедленному исполнению.
Обязать администрацию МО СП «Еланкое» устранить нарушения требований в области безопасности дорожного движения на автомобильной дороге к с. Елань до Птицефабрики в границах сельского поселения «Еланское» с идентификационным номером № протяженностью 4 км. 550 метров, а именно привести эксплуатационное состояние указанной дороги в соответствии с «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст. в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию МО «Бичурский район» финансировать устранение нарушений требований в области безопасности дорожного движения на автомобильной дороге к с. Елань до Птицефабрики в границах сельского поселения «Еланское» с идентификационным номером № протяженностью 4 км. 550 метров, а именно привести эксплуатационное состояние указанной дороги в соответствии с «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст. в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Бичурского районного суда РБ Н.А. Соболева
Мотивированное решение изготовлено 17 января 2024 года