Дело № 2-3/29/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Суна Кировской области 30 апреля 2019 года
Нолинский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Василькова Д.С.,
при секретаре Шибановой О.А.,
с участием заместителя прокурора Сунского района Кировской области Яковенко Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сунского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к КОГОБУ «Средняя школа пгт.Суна» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к КОГОБУ «Средняя школа пгт Суна» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, обосновывая исковые требования тем, что в сентябре 2018 года при проведении проверки прокуратурой района КОГОБУ «Средняя школа пгт Суна» выявлены нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности.
В ходе проверки установлено, что покрытие участка пола в коридоре на втором этаже выполнено в деревянном исполнении. По данному факту в адрес руководителя образовательной организации вынесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено. На указанное представление образовательной организацией представлен ответ о направлении ходатайства в министерство образования Кировской области о выделении средств на указанные цели.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой в феврале 2019 года, установлено, что выявленные нарушения не устранены.
Кроме того, об устранении указанного нарушения начиная с 2015 года ОНДПР МЧС России по Кировской области в адрес руководителя образовательной организации неоднократно вносились меры реагирования.
В соответствии с п.1.19 Устава КОГОБУ «Средняя школа пгт.Суна» осуществляет организацию охраны здоровья обучающихся в соответствии с законодательством РФ.
Нормы действующего законодательства направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, предупреждение чрезвычайных ситуаций и предотвращение какой-либо угрозы.
Выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а также непринятие длительное время существенных мер по устранению нарушений не обеспечивает безопасные условия как для обучающихся образовательной организации, так и самих работников и педагогического состава.
На основании изложенного просит возложить на КОГОБУ «Средняя школа пгт Суна» до 01.09.2019 года обязанность по устранению нарушений пожарной безопасности путем замены покрытия участков пола второго этажа, выполненного в деревянном исполнении, на покрытие, соответствующее требованиям пожарной безопасности в соответствии со ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 4.3.2 Свода Правил системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171, в здании образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес>.
В судебном заседании заместитель прокурора Сунского района Кировской области Яковенко Д.Г. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности ФИО4 с исковыми требованиями прокурора согласна. Суду пояснила, что в настоящее время закуплены все необходимые материалы для замены перекрытия второго этажа школы – линолеум и подложка, все нарушения будут устранены в срок до 01 сентября 2019 года.
Представитель третьего - министерства образования Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление министр образования Кировской области ФИО5 указала, что в настоящее время школа использует здание, введенное в эксплуатацию в 1980 году. По смыслу части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» его положения и иные нормативные документы, устанавливающие более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до вступления их в силу, в соответствии с которыми проектировались и строились эксплуатируемые на момент введения их в действие объекты защиты, к таким объектам применению не подлежат.
Здание школы введено в эксплуатацию до введения в действие Свода Правил системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, утвержденного Приказом МЧС России от 25.03,2009 № 171 (далее - Свод Правил), поэтому в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ существующие требования технических регламентов не распространяются на здания и сооружения, введенные в эксплуатацию до принятия таких регламентов.
Доказательств, подтверждающих применение на путях эвакуации материалов, не соответствующих требованиям, действовавшим в период введения в эксплуатацию зданий, а также того, что эти требования были выше требований, установленных статьей 134 Федерального закона № 123-ФЗ, пунктом 4.3.2 Свода Правил, не представлено.
В силу части 1 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», определяющей общие требования к безопасности зданий, на школу в процессе текущей эксплуатации здания вплоть до его реконструкции или капитального ремонта не может быть возложена обязанность по замене материалов, примененных на путях эвакуации, на материалы с менее высокой пожарной опасностью.
Согласно пункту 1.1 Свода правил он является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521. Свод правил в данный перечень не включен.
На основании части 4 статьи 16.1 Федерального закона №. 184-ФЗ неприменение Свода правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
Кроме того, по предварительной информации школы для устранений требований пожарной безопасности необходима денежная сумма в размере 150000 рублей.
06.03.2019 между министерством образования и школой заключено Дополнительное соглашение № 1 к Соглашению о предоставлении из областного бюджета субсидии областному государственному бюджетному (автономному) учреждению на иные цели от 29.12.2018, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2019 году субсидии на иные цели, в том числе субсидии на выполнение предписаний надзорных органов и приведение зданий в соответствие с требованиям», предъявляемыми к безопасности в процессе эксплуатации, в общеобразовательных организациях в размере 1 150 000 рублей.
Между тем, для устранения нарушений требований пожарной безопасности требуются значительные финансовые средства и временные затраты.
Полагает, что принятие решения о предоставлении срока исполнения исковых требований - до 31.12.2019 года будет способствовать нормальному функционированию образовательной организации с возможностью урегулирования вопроса по устранению нарушений. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства образования Кировской области.
Представитель третьего лица - министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Представитель третьего лица по доверенности ФИО6 в отзыве указала, что считает требования прокурора Сунского района Кировской области подлежащими удовлетворению.
Также пояснила, что распоряжением Правительства Кировской области от 23.10.2017 № 20 «О принятии в собственность Кировской области муниципальных общеобразовательных организаций» с 01.01.2018 приняты из собственности муниципальных образований Кировской области в собственность Кировской области общеобразовательные организации, в том числе КОГОБУ «СШ пгт.Суна». Имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
Предоставление имущества в оперативное управление предполагает переход к государственным предприятиям либо учреждениям прав собственника имущества по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом в соответствии со статьёй 296 ГК РФ.
Статьёй 3 Закона Кировской области от 06.10.2008 № 287-30 «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области» ответственность за сохранность, эксплуатацию и использование по назначению государственного имущества области, закреплённого за областными государственными учреждениями на праве оперативного управления, несут соответствующие областные государственные учреждения.
В соответствии с пунктом 3.1.6.4 Положения о министерстве имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 № 62-П «Об утверждении Положения о министерстве имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области», министерство осуществляет планирование расходов областного бюджета, главным распорядителем которых оно является.
Согласно части 2 статьи 9 Закона Кировской области от 06.10.2008 № 287-30 «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области» в компетенцию органа по управлению государственной собственностью области не входит содержание и эксплуатация имущества области.
КОГОБУ «СШ пгт.Суна» не подведомственно министерству имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области, министерство не осуществляет финансирование данного учреждения, владея зданием на законном праве, эксплуатируя его, учреждение обязано соблюдать требования, установленные действующим законодательством, в том числе, в области пожарной безопасности.
Представитель третьего лица – ОНД и ПР Сунского района ГУ МЧС России по Кировской области ФИО7 в суде с исковыми требованиями прокурора согласился, подтвердив наличие в общеобразовательном учреждении нарушений требований противопожарной безопасности.
При изложенных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 20, ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из основных принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Как следует из п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п. 8, 9 ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со ст. 37 названного закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Уставом КОГОБУ СШ пгт. Суна предусмотрено, что учреждение является правопреемником муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 п. Суна Кировской области (п.1.1).
Учредителем указанного образовательного учреждения является Кировская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования Кировской области (п.1.8 Устава).
Собственником имущества учреждения является Кировская область. Функции и полномочия собственника имущества осуществляет Министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области (п. 1.9 Устава)
Учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком (п. 1.11 Устава)
Учреждение осуществляет организацию охраны здоровья обучающихся в соответствии с законодательством РФ (п. 1.19 Устава)
Как усматривается из материалов дела, в результате проверки соблюдения противопожарного законодательства, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ прокуратурой Сунского района в КОГОБУ СШ пгт. Суна выявлено, что на втором этаже покрытие участка пола выполнено в деревянном исполнении, что не соответствует требованиям ст.134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п.4.3.2 Свода Правил системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171.
Данные обстоятельства подтверждаются информацией ОНД Сунского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5), представлением прокурора района отДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства об образовании, о несовершеннолетних, о противопожарной и антитеррористической защищенности (л.д. 6-7), информацией КОГОБУ СШ пгт. Суна от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении представления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), постановлениями о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29-30, 39-40, 48-49, 62--63), предписанием ОНД Сунского района № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений противопожарного законодательства, актами проведенных ранее проверок (л.д. 31, 32-35, 42, 43-44, 50, 51-52, 55-56, 59-60), ходатайством КОГОБУ СШ пгт. Суна от ДД.ММ.ГГГГ о выделении дополнительного финансирования на проведений мероприятий по пожарной безопасности (л.д. 36).
В соответствии с пояснениями представителя ответчика - в настоящее время приняты меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности, однако нарушения не устранены (материалы соответствующие требованиям противопожарной безопасности закуплены но не установлены).
На основании изложенного, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд находит доказанным указанный прокурором факт нарушения КОГОБУ СШ пгт. Суна требований законодательства в сфере пожарной безопасности.
В связи с этим, суд считает, что исковые требования о возложении на КОГОБУ СШ пгт. Суна обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности путем замены покрытия участков пола второго этажа, выполненного в деревянном исполнении, на покрытие, соответствующее требованиям пожарной безопасности в соответствии со ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 4.3.2 Свода Правил системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, утвержденные приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171 в здании образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес>., подлежат удовлетворению.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд соглашается с доводами прокурора и представителя ответчика и определяет срок исполнения решения до 01.09.2019 г., который, по- мнению суда, является разумным для устранения допущенных нарушений требований противопожарной безопасности. Доводы министерства образования о необходимости предоставления более длительного срока для устранения нарушений ничем не подтверждены и опровергаются пояснениями в суде представителя ответчика.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку на основании п.п. 9 п.1 ст. 333.36 НК РФ прокурор, действующий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Вместе с тем, учитывая сложное финансовое положение ответчика КОГОБУ СШ пгт.Суна, суд считает возможным снизить государственную пошлину до 100 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора Сунского района Кировской области удовлетворить.
Обязать Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт.Суна» в срок до 01.09.2019 года устранить нарушения пожарной безопасности путем замены покрытия участков пола второго этажа, выполненного в деревянном исполнении, на покрытие, соответствующее требованиям пожарной безопасности в соответствии со ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 4.3.2 Свода Правил системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171, в здании образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес>.
Взыскать с КОГОБУ «Средняя школа пгт.Суна» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Сунский муниципальный район Кировской области» в размере 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня вынесения через Нолинский районный суд.
Председательствующий Д.С. Васильков