ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3/330/12 от 18.09.2012 Слободской районного суда (Кировская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Нагорск 18 сентября 2012 года

Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Попова С.Г.,

с участием помощник прокурора Нагорского района Кировской области Соловей А.А.,

при секретаре Вахрушевой Е.А., рассмотрев исковое заявление прокурора Нагорского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Нагорский район Кировской области» о возложении обязанности по проведению паспортизации автомобильной дороги,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нагорского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Нагорский район Кировской области» о возложении обязанности по проведению паспортизации автомобильной дороги.

В обосновании иска указал, что прокуратурой Нагорского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и об автомобиль­ных дорогах.

Пунктом 19 перечня автомобильных дорог общего пользования, предлагаемых к передаче из областной собственности в собственность муниципальных образований Кировской области, утвержденного распо­ряжением Правительства Кировской области от в собствен­ность МО «Нагорский район Кировской области» передана автомобильная дорога <данные изъяты>

Согласно сведениям администрации Нагорского района до настоящего времени паспортизация и государственная регистрация права собственности в отношении указанной автодороги не проведена, то есть ответчиком на протяжении двух лет ненадлежащим образом и не в полном объе­ме исполняются полномочия по осуществлению дорожной деятельности. Принимая, во внимание, что технический паспорт определяет фак­тическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения без­опасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затра­гивает интересы неопределенного круга граждан, являющихся участниками дорожного движения, то прокурор в силу ст. 45 Гражданского процессуаль­ного кодекса Российской. Федерации, ст. ст. 21, 22, 26, 27 и 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Феде­рации" вправе предъявить указанный иск в суд. В связи, с чем просит суд обязать администрацию муниципального образования «Нагорский район Кировской области» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести паспортиза­цию и осуществить государственную регистрацию автомобильной дороги <данные изъяты>.

В судебном заседании пом. прокурора Нагорского района Соловей А.А. на исковых требованиях настаивал, просил обязать администрацию муниципального образования «Нагорский район Кировской области» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести паспортиза­цию и осуществить государственную регистрацию автомобильной дороги <данные изъяты>.

Представитель ответчика - Муниципальное образование «Нагорский район Кировской области» ФИО1 (по доверенности) суду показал, что исковое заявление он признает в полном объеме. Однако в настоящее время в администрации Нагорского района Кировской области нет денежных средств на паспортизацию автомобильных дорог. В связи с этим просит суд определить срок по проведению паспортиза­ции и государственной регистрации автомобильной дороги <данные изъяты>.

Главный специалист по ремонту и содержанию дорог администрации Нагорского района Кировской области ФИО5 (по доверенности) суду показал, что исковое заявление он признает в полном объеме. Однако в настоящее время в администрации Нагорского района Кировской области нет денежных средств на паспортизацию автомобильных дорог. Паспорт на автомобильную дорогу протяженностью один километр стоит 13000 рублей. В связи с этим просит суд определить срок по проведению паспортиза­ции и государственной регистрации автомобильной дороги <данные изъяты>.

Заслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации» дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района, а также осуществ­ление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относит к вопросам местного значения муниципаль­ного района.

Согласно ч.1 ст. 37 указанного Федерального закона местная адми­нистрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образо­вания) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществ­ления отдельных государственных полномочий, переданных органам мест­ного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Рос­сийской Федерации.

Согласно ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10.11.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в со­ответствии с законодательством. Российской Федерации и законодатель­ством субъектов Российской Федерация в пределах своей компетенции са­мостоятельно решают вопросы обеспечения, безопасности дорожного дви­жения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспе­чения безопасности дорожного движения являются расходными обяза­тельствами муниципальных образований.

В силу п. 10 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Россий­ской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федераль­ного, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 10 ст. 5 этого же Федерального закона автомо­бильными дорогами общего пользования местного значения муниципаль­ного района являются автомобильные дороги общего пользования в гра­ницах муниципального района, за исключением автомобильных дорог об­щего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения по­селений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом, местного самоуправления муниципального райо­на.

Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому. учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 5 февраля 1982 Года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их про­тяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортиза­ции подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

Статьи 1, 4, 5 и 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года "Об авто­мобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде­раций" определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных пра­вовых актов, правил, стандартов, технических норм и других норматив­ных документов.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния ав­томобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправлений в обла­сти использования автомобильных дорог и осуществления дорожной дея­тельности.

Статья 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 237-ФЗ "Об
автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федераций"
предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осу­ществляющим функции по выработке государственной политики и норматив­но-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 утверждена Класси­фикация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобиль­ных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

В подпункте 4 пункта 15 Классификации работ определено, что пас­портизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в ра­боты по содержанию дорог.

Таким образом, действующим законодательством - ч. 2 ст. 15 Кон­ституции Российской Федерации, предусмот­рен государственный учет автомобильных, дорог с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, опти­мального выбора и реализации технически необходимых и экономически це­лесообразных управленческих решений для планирования развития сети ав­томобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития Кировской области. При этом технический паспорт дороги является единственным документом технического учета до­рог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние авто­мобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспе­чения безопасности дорожного движения.

Кроме того, согласно ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 4 Федераль­ного закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности и другие вещные права на автомобильные дороги подлежат государственной регистра­ции.

Пунктом 19 перечня автомобильных дорог общего пользования, предлагаемых к передаче из областной собственности в собственность муниципальных образований Кировской области, утвержденного распо­ряжением Правительства Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ в собствен­ность МО «Нагорский район Кировской области» передана автомобильная дорога <данные изъяты>

Согласно сведениям администрации Нагорского района до настоящего времени паспортизация и государственная регистрация права собственности в отношении указанной автодороги не проведена, то есть ответчиком на протяжении двух лет ненадлежащим образом и не в полном объе­ме исполняются полномочия по осуществлению дорожной деятельности.

При таких обстоятельствах иск прокурора Нагорского района следует удовлетворить, обязать администрацию муниципального образования «Нагорский район Кировской области» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести паспортиза­цию и осуществить государственную регистрацию автомобильной дороги <данные изъяты>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Нагорского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Нагорский район Кировской области» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести паспортиза­цию и осуществить государственную регистрацию автомобильной дороги <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд.

Председательствующий С.Г.Попов

Решение вступило в законную силу 19.10.2012 года