Дело № 2-3/52/2013 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2013 года г.Яранск
Яранский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Солоницына Н.А., при секретаре Чижовой В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора ***** района в интересах В.А. заинтересованное лицо администрация *** городского поселения об оспаривании решения органов местного самоуправления,
УС ТАНОВИЛ:
Прокурор *** района обратился в суд в защиту интересов В.А., заинтересованное лицо Администрация *** городского поселения *** района Кировской области с заявлением об оспаривании постановления администрации *** городского поселения от «».07.2012 года № *** « О назначении публичных слушаний для внесения изменений в правила землепользования и застройки».
В заявлении требования мотивировал, тем, что в прокуратуру *** района «».06.2013 года обратилась В.А. и другие жители города *** с обращением о проверке законности строительства торговых объектов на территории П-ого сквера города ****, в котором содержится информация о нарушении их права на благоприятную окружающую среду.
При проведении проверки по доводам обращения прокуратурой района изучено на предмет соответствия действующему градостроительному законодательству и законодательству о местном самоуправлении постановление администрации *** городского поселения *** района Кировской области от «».07.2012 г. № ** «О назначении публичных слушаний для внесения изменений в правила землепользования и застройки» (далее - Постановление).
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ от 06.10.2003 г.) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 28 ФЗ от 06.10.2003 г. на публичные слушания должны выноситься проекты правил землепользования и застройки.
В силу ч. 1 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
На основании ч. 3 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с абз. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ от 06.10.2003 г. публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.
«».07.2012 г. к главе администрации *** городского поселения обратился С.Б. с заявлением о переводе зоны Р-1 парков и скверов в границах улиц: Р-ого, М-са, Р-ого, Н-ная - в зону общественно-делового центра. При этом, с письменным заявлением он обратился один, несмотря на то, что согласно абз. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ от 06.10.2003 г. публичные слушания проводятся по инициативе населения.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ от 06.10.2003 г. публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
На основании постановления администрации ***городского поселения от «».07.2012 г. № 223 назначены публичные слушания для внесения изменений в правила землепользования и застройки.
Между тем, администрация *** городского поселения является исполнительным, а не представительным органом муниципального образования, в связи с чем полномочий на вынесение правового акта о назначении публичных слушаний не имела.
Согласно протокола № 4/- от «».08.2012 года, инициатором проведения публичных слушаний являлась администрация *** городского поселения. Однако, исходя из положений абз. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ от 06.10.2003 г., перечень субъектов, которые вправе выходить с инициативой проведения публичных слушаний, закрытый. Администрация инициатором проведения публичных слушаний в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ от 06.10.2003 г. быть не может.
В соответствии с п. 5 Постановления оно вступило в силу с момента его подписания. Постановление не предусматривает порядка его опубликования. Между тем, на основании ст.15 Конституции РФ, ст.47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официальное опубликования.
В пункте 1 Постановления указано, что к Постановлению прилагается проект решения по изменению правил землепользования и застройки. Однако данный проект не приложен.
Совокупность всех вышеуказанных обстоятельств явилась результатом того, что В.А. и другие жители города *** не были информированы надлежащим образом о дате, месте, времени проведения публичных слушаний, в связи с чем, не смогли принять участия в их проведении.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В конечном итоге, на основании оспариваемого Постановления принято решение *** городской Думы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, которым зона парков и скверов переведена в зону общественно-деловой застройки, вырублены деревья, произраставшие на территории П-ого сквера, являющегося историческим местом для жителей города ***, нарушено право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду.
В.А. и другие жители города *** узнали о принятии оспариваемого Постановления и, как следствие, о нарушении своего права на участие в публичных слушаниях, нарушении права на благоприятную окружающую природную среду с момента начала вырубки деревьев и осуществления строительства - 03.06.2013 года.
02.07.2013 года прокуратурой района внесен протест на постановление администрации *** городского поселения *** района Кировской области от «».07.2012 г. № ***«О назначении публичных слушаний для внесения изменений в правила землепользования и застройки». Однако, администрация *** городского поселения протест отклонила, в его удовлетворении отказала.
Просит признать постановление администрации *** городского поселения *** района Кировской области от «».07.2012 г. № *** «О назначении публичных слушаний для внесения изменений в правила землепользования и застройки» незаконным.
В судебном заседании помощник прокурора *** района В.И. требования изложенные в заявлении поддержала.
В.А. в судебном заседании пояснила, что она проживает в г.***, в конце мая 2013 года увидела, что в сквере напротив автостанции г.*** вырубают деревья. Обратилась в администрацию *** городского поселения, затем в *** городскую Думу, где ей пояснили, что данный земельный участок был передан под застройку, так как решением Думы данный участок земли переведен из одной зоны использования в другую. Ни каких публичных слушаний администрация города о переводе данного участка из одной зоны землепользования в другую не проводилось.
Представитель администрации *** городского поселения, по доверенности О.Ю. заявленные требования не признала, пояснив, что публичные слушания проводились в соответствии с Уставом ***городского поселения, Правилами землепользования и застройки в *** городском поселении, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами *** городского поселения.
Проведение публичных слушаний было возложено поручением ***городской Думы на администрацию *** городского поселения, что отражено в протоколе № *** от «».07.2012 года очередного заседания ***городской Думы.
«».07.2012 года к главе администрации *** городского поселения обратился С.Б. с заявлением о переводе зоны Р-1 парков и скверов в границах улиц Р-ого, М-а, Н-ая в зону общественно-делового центра.
На основании постановления администрации **** городского поселения от «».07.2012 года № *** были назначены публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки.
Данное постановление было опубликовано в информационном бюллетене органов местного самоуправления, что является официальным источником опубликования информации. Данная информация была размещена на доске объявлений администрации *** района.
Просит в заявленных требованиях отказать.
Суд, выслушав стороны, прокурора, оценив в совокупности представленные доказательства, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.78 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий органов местного самоуправления, должностных лиц возлагается, согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ, на орган и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия.
Судом установлено, что администрацией *** городского поселения было принято постановление от «» июля 2012 года № *** «О назначении публичных слушаний для внесения изменений в правила землепользования и застройки».
Вместе с тем, оспариваемые постановление администрации *** городского поселения не соответствуют требованиям федерального закона, Устава муниципального образования **** городское поселения.
Так, согласно ч.1,2 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), ст. 15 (Публичные слушания) Устава муниципального образования *** городское поселение ***района Кировской области для обсуждения с участием населения проектов муниципальных правовых актов поселения по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания. Инициатива по проведению таких слушаний может принадлежать населению, главе поселения или городской Думе. Решение о назначении публичных слушаний, инициированных населением или городской Думой, принимает городская Дума, а о назначении публичных слушаний, инициированных главой поселения – главой поселения
На публичные слушания должны выноситься:
3) … проекты правил землепользования и застройки….
Согласно Положения «О публичных слушаниях в муниципальном образовании *** городское поселение», утвержденных решением ***городской Думой второго созыва от «».04.2008 № ** содержит аналогичные требования к организации и проведению публичных слушаний. Согласно статьи 2 данного положения инициаторами публичных слушаний могут быть:
1) население – инициативная группа жителей муниципального образования обладающим активным избирательным правом, численностью не менее 100 человек;
2) представительный орган муниципального образования;
3) глава муниципального образования
Утверждение представителя администрации *** городского поселения о том, что проведение публичных слушаний было возложено поручением *** городской Думы (протокол № ** от «».07.2012 года) на администрацию Яранского городского поселения не соответствует действительности.
Согласно пункта 10 протокол № *** от «».07.2012 года ***городской Думы второго созыва решено: «Поручить администрации *** городского поселения организовать работу по внесению изменений в Правила землепользования и застройки»
В судебном заседании стороны не оспаривали, что с инициативой о проведении публичных слушаний выступила администрация ***городского поселения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что принимая постановление от 27.07.2012 г. № 223 «О назначении публичных слушаний для внесения изменений в правила землепользовании и застройки» администрация *** городского поселения вышла за пределы своих полномочий, поскольку в соответствии с требованиями ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ст.15 Устава муниципального образования *** городское поселение Яранского района Кировской области, Положения о публичных слушаний в муниципальном образовании *** городское поселение (Утвержденных решением *** городской Думы второго созыва от «».04.2008 № 37), поскольку назначение публичных слушаний не входит в компетенцию администрации **** городского поселения.
Кроме того, приняв незаконное постановление и не обнародовав его, чем создала препятствия для осуществления прав граждан на участие в публичных слушаниях, а также препятствуют осуществлению прав заявителя и всех жителей поселения на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления, а потому являются незаконными.
В судебном заседании администрацией *** городского поселения законность принятия оспариваемого постановления не доказана.
Руководствуясь ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 254-258, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Яранского района в интересах В.А. удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации *** городского поселения **** района Кировской области от «».07.2012 года № *** «О назначении публичных слушаний для внесения изменений в правила землепользования и застройки».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда в течение месяца, со дня вынесения в окончательном виде, то есть с 20 августа 2013 года, с подачей жалобы через Яранский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2013 года.
Судья Н.А.Солоницын