ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3/56/2014 от 06.03.2014 Котельничского районного суда (Кировская область)

 Дело № 2-3/56/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г. Орлов Кировской области 06 марта 2014 года

 Котельничский районный суд Кировской области в составе

 председательствующего судьи Малкова А.В.,

 при секретаре Шалагиновой Н.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к главе <адрес> о признании незаконным и отмене распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания,

 установил.

 ФИО1 обратилась в суд <данные изъяты> к главе <адрес> с вышеуказанным иском. Просит признать незаконным и отменить распоряжение № № от ДД.ММ.ГГГГ о наложении на нее дисциплинарного взыскания в виде выговора за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, предусмотренных пунктом № контракта от ДД.ММ.ГГГГ (ненадлежащее руководство деятельностью администрации района по обеспечению прав граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления).

 В обоснование иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ принята на муниципальную службу на должность главы администрации <адрес>. Распоряжением главы <адрес> района ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ на нее наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее руководство деятельностью администрации района по обеспечению прав граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления. Наложенное дисциплинарное взыскание считает необоснованным и незаконным, по следующим причинам. Поводом для наложения дисциплинарного взыскания послужило лишь одно представление прокуратуры <адрес> <адрес>. На уровне администрации было издано распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы с официальным сайтом муниципального образования <адрес> муниципальный район», в соответствии с которым утвержден Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования <адрес> муниципальный район, определены сроки размещения и ответственные исполнители за её подготовку. Контроль за исполнением распоряжения был возложен на конкретное лицо - управляющего <данные изъяты>. Должностная инструкция главы администрации района не предусматривает обязанностей по ведению сайта <адрес>. Контроль за исполнением постановления главы района № № был возложен на управляющую <данные изъяты> Ответственность за содержание, полноту, достоверность и своевременное представление информации установленной сфере деятельности была возложена на ответственных исполнителей, раздел Положения также предусматривает ответственность исполнителей за информационное техническое обеспечение сайта. За нарушения, указанные в представлении прокурора, все исполнители администрации <адрес> района, ответственные за работу с сайтом <адрес> района, были привлечены дисциплинарной ответственности. Таким образом, в ее действиях как главы администрации <адрес> района отсутствует вина и противоправное поведение, поскольку ответственность за актуализацию данных сайта <адрес> района была возложена на определенных лиц, а не конкретно на нее.

 В судебном заседании представитель истицы по доверенности <данные изъяты> (по доверенности) на удовлетворении иска настаивала.

 Представитель ответчика <данные изъяты> (по доверенности) в судебном заседании иск не признала, по мотивам, изложенным в отзыве на иск.

 Заслушав истицу и ее представителя, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 По правилам ст. 11 ТК РФ на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.

 В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1)замечание; 2)выговор; 3)увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

 Аналогичные положения предусмотрены ст. 192 ТК РФ.

 Также статьей 192 ТК РФ предусмотрено, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

 Порядок применения дисциплинарного взыскания определяется нормами ТК РФ.

 Согласно п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № «О применении судами Российской Федерации трудового кодекса Российской Федерации» - представлять доказательства, свидетельствующие о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, надлежит работодателю.

 Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.). Объективной стороной дисциплинарного проступка выступают вредные последствия и прямая связь между ними и действиям (бездействием) правонарушителя.

 Из дела видно, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время занимает муниципальную должность главы администрации <адрес> района.

 ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> района ФИО2 было издано постановление № № «Об официальном сайте МО <адрес> муниципальный район».

 Пунктом 1 постановления № № установлено, что официальным сайтом МО <адрес> муниципальный район <адрес> является сайт с адресом: <адрес>. Также утверждено Положение об официальном сайте МО <адрес> муниципальный район.

 Согласно представлению прокурора <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ», в ходе прокурорской проверки установлено, что должностными лицами администрации <адрес> <адрес> не в полном объеме выполняются требования законодательства в сфере информирования о деятельности местного самоуправления, что нарушает права граждан. В представлении, помимо прочего, в адрес главы <адрес> района адресовано требование – решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления МО <адрес> муниципальный район, виновных в нарушении прав на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления.

 Распоряжением главы <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № № на ФИО1 было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, предусмотренных пунктом № контракта от ДД.ММ.ГГГГ (ненадлежащее руководство деятельностью администрации района по обеспечению прав граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления).

 Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 ссылается на отсутствие вины и противоправного поведения, поскольку обязанности по непосредственной работе с самим сайтом МО <адрес> муниципальный район на нее не возлагались. Данные обязанности были возложены на других лиц.

 Учитывая, что дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, суд считает, что значимыми юридическими обстоятельствами при разрешении настоящего дела, будут являться факт наличия либо отсутствия вины работника, а также оценка его поведения с точки зрения противоправности, поскольку работник должен нести дисциплинарную ответственность только за невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязанностей, которые непосредственно возложены на него.

 Вместе с тем, проанализировав документы, касающиеся порядка работы официального сайта муниципального образования <адрес> муниципальный район, содержание контракта и должностной инструкции главы администрации <адрес> <адрес>, суд приходит к выводу, что отраженные в представлении прокурора нарушения имели место не по вине истицы ФИО1 Факт возложения на ФИО1 обязанностей по непосредственному размещению информации на сайте МО <адрес> муниципальный район, в том числе с соблюдением сроков размещения, а также за актуальность информации, в ходе судебного разбирательства не установлен.

 Так, в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об официальном сайте МО <адрес> муниципальный район» определено, что глава <адрес> <адрес> ФИО1 отвечает за: назначение ответственных исполнителей за подготовку и предоставление документов и информационных материалов для размещения на сайте (п. 3.1), утверждает перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, с указанием сроков размещения (п. 3.2).

 То есть, на ФИО1 возложены лишь общая координация и подбор ответственных сотрудников аппарата администрации для размещения информации на сайте.

 Из постановления от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что обязанность обеспечить размещение на сайте в сети Интернет информации, а также соблюдать сроки размещения на сайте информации о деятельности органов местного самоуправления, возложена на ведущего специалиста <данные изъяты> Техническое обеспечение размещения сведений на сайте возложена на главного специалиста <данные изъяты> Контроль за исполнением постановления возложен на управляющую <данные изъяты>

 Разделом 6 постановления предусмотрена ответственность за информационное и техническое обеспечение сайта, в котором указано:

 - п. 7.1 Ответственность за наполнение сайта и своевременное размещение информации несет лицо, ответственное за информационное наполнение сайта;

 - 7.2. Ответственность за своевременность представления информации для размещения, ее актуальность, достоверность, полноту, идентичность содержания информационных материалов, представляемых в электронном и бумажном виде несут ответственные исполнители;

 - 7.3. Ответственность за оформление, модернизацию, круглосуточное функционирование и техническую поддержку сайта несет специалист по информатизации администрации <адрес> района (по согласованию), за исключением случаев технического сбоя оборудования организации, обеспечивающей физическое размещение информации (файлы, базы данных, скрипты и т.д.) сайта на сервере.

 Во исполнение постановления от ДД.ММ.ГГГГ № № главой администрации <адрес> района ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ было издано постановление № «Об организации работы официальным сайтом МО <адрес> муниципальный район», которым утвержден перечень информации, размещаемой на сайте, сроки размещения, назначены ответственные исполнители. Контроль за выполнением постановления возложен на управляющего <данные изъяты>

 В перечне ответственных исполнителей за подготовку и предоставление информации на сайт, глава администрации ФИО1 не указана.

 Таким образом, персональная ответственность за непосредственное размещение информации на сайте МО Орловский муниципальный район, в том числе с соблюдением сроков размещения, а также за актуальность информации, возложена на конкретных работников аппарата администрации, которые и должны нести дисциплинарную ответственность за нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №

 Поэтому, вопреки доводам представителя ответчика координация и контроль аппарата администрации не свидетельствуют о возложении на истца должностных обязанностей по непосредственному размещению информации на сайте.

 Как установлено выше, свои должностные обязанности руководителя ФИО1 исполняла надлежащим образом: произведен подбор кадров, за конкретными работниками закреплены определенные обязанности по обеспечению граждан информацией о деятельности органов местного самоуправления через сеть Интернет, в связи с чем ФИО1 не может нести дисциплинарную ответственность за неисполнение обязанностей работниками, ответственным за информационное обеспечение сайта.

 Из пункта № контракта от ДД.ММ.ГГГГ года, на который имеется ссылка в распоряжении о привлечении к дисциплинарной ответственности, следует, что глава администрации ФИО1 должна исполнять обязанности муниципального служащего, не нарушать запреты, установленные статьями 12, 13, 14 и другими положениями Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», а также иными федеральными законами.

 При наличии вышеуказанных установленных судом обстоятельств, у суда не имеется оснований согласится с тем, что ФИО1 нарушила пункт 3.4.2 контракта.

 Кроме того, из представленных в судебном заседании представителем истца документов, следует, что на основании представления прокурора <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ № главой администрации Орловского района ФИО1 за нарушение сроков размещения информации в соответствии с распоряжением администрации <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ № « Об организации работы с официальным сайтом МО <адрес> муниципальный район» объявлен выговор следующим ответственным лицам: <данные изъяты>

 То есть, при наличии уже привлеченных к дисциплинарной ответственности соответствующих работников аппарата администрации, дополнительное привлечение главы администрации к дисциплинарной ответственности является излишним, поскольку закон не предусматривает двойной ответственности, т.е. ответственности разных лиц за одно и тоже нарушение закона.

 При этом в представлении прокурора также не содержится требования о применении мер дисциплинарной ответственности именно к ФИО1

 ФИО1 как руководитель могла бы нести дисциплинарную ответственности только в том случае, если бы в нарушение пункта № постановления от ДД.ММ.ГГГГ № № не назначила ответственных исполнителей за подготовку и предоставление документов и информационных материалов для размещения на сайте.

 Таким образом, суд исходит из того, что в действиях ФИО1 не усматривается состава проступка, за который она привлечена к дисциплинарной ответственности.

 Также суд не может оставить без внимания то обстоятельство, что по представленным документам нельзя сделать вывод о том, что при наложении дисциплинарного взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, хотя данные обстоятельства подлежали учету работодателем в обязательном порядке.

 Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 53 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 года № 2, работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и что при наложении дисциплинарного взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

 Ответчиком не представлено доказательств того, что при наложении дисциплинарного взыскания учитывалась тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, суд исходит из того, что по делу не установлено наступление серьезных негативных последствий в результате действий именно ФИО1, а нарушение требований Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ, в части наполнения сайта, прокуратурой <адрес> <адрес> выявлено впервые.

 При таких обстоятельствах, распоряжение о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности является незаконным, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.

 Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Признать незаконным и отменить Распоряжение Главы <адрес> <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к дисциплинарной ответственности главы администрации <адрес> <адрес> ФИО1.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ года, в Кировский областной суд путем подачи жалобы через районный суд.

 Федеральный судья: А.В. Малков