ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3/66/17 от 03.03.2017 Котельничского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-3/66/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Орлов Кировской области 03 марта 2017 года

Котельничский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Малкова А.В.,

при секретаре Соловьевой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> района в интересах Свининой Л. И. к главе <адрес> района Кировской области о признании незаконным распоряжения об увольнении и восстановлении на работе,

установил.

Прокурор <адрес> района обратился в суд с иском в интересах Свининой Л.И. к главе <адрес> района Кировской области, в котором просит признать незаконным распоряжение главы <адрес> района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ. об увольнении Свининой Л.И., восстановить Свинину Л.И. на работе в должности главного инспектора контрольно-счетной комиссии <адрес> района Кировской области с ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированы тем, что Свинина Л.И. работала в должности главного инспектора контрольно-счетной комиссии <адрес> района с ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением главы <адрес> района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ. трудовой договор расторгнут, уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штатной численности.

По мнению прокурора увольнение является незаконным, так как принятие распоряжения об увольнении истицы нарушают Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», а также Устав Муниципального образования <адрес> муниципальный район, в связи с чем просит признать незаконным распоряжение главы <адрес> района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Свининой Л.И. и восстановить её на работе в прежней должности.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> района Сучков А.В. на удовлетворении исковых требований настаивал по указанным основаниям.

Истица Свинина Л.И. указывая, что не согласна с увольнением просит восстановить её на работе.

Представитель ответчика Макерова Т.Е. суду пояснила, что в соответствии со ст. 19 Устава <адрес> района структуру органов местного самоуправления района образуют: <адрес> районная Дума, глава <адрес> района, администрация <адрес> района, контрольно-счетная комиссия <адрес> района и финансовый орган администрации <адрес> района.

Распоряжением Правительства Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена Методика расчета предельной штатной численности работников органов местного самоуправления муниципальных образований. Расчет количества муниципальных служащих (за исключением муниципальных служащих финансовых органов) и лиц, замещающих муниципальные должности муниципальных районов производится на основе факторов и их весовых коэффициентов.

Ежегодно Правительством Кировской области в соответствии с вышеуказанной методикой до органов местного самоуправления района доводится предельная штатная численность работников. С учетом данной численности рассчитывается норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в следующем году.

В 2016 году предельная штатная. численность работников органов местного

самоуправления <адрес> района составляла <данные изъяты> единицы, из них лица, замещающие муниципальные должности и муниципальные служащие - <данные изъяты> единиц. (Письмо министерства финансов Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ)

На 2017 год предельная штатная численность работников органов местного самоуправления <адрес> района установлена <данные изъяты> единиц, из них лица, замещающие муниципальные должности и муниципальные служащие - <данные изъяты> единиц. (Письмо министерства финансов Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с данными требованиями по предельной штатной численности главой <адрес> района было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении организационно-штатных мероприятий аппарата <адрес> районной Думы и Контрольно-счетной комиссии <адрес> района».

Контрольно-счетная комиссия не является юридическим лицом, поэтому- распоряжения, касающиеся муниципальных служащих контрольно-счетной комиссии (прием на работу, предоставление отпуска и т.д.), издавались главой района, который в соответствии с заключенными трудовыми договорами являлся работодателем муниципальных служащих контрольно-счетной комиссии <адрес> района.

Распоряжением главы <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ. предусмотрено сокращение штатной численности контрольно-счетной комиссии <адрес> района. С уведомлением о возможном предстоящем увольнении Свинина Л.И. была ознакомлена с соблюдением установленного срока. Преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, предусмотренного статьей 179 Трудового кодекса РФ, истица не имела. Увольнение инспектора контрольно-счетной комиссии <адрес> района Свининой Л.И. произведено на законных основаниях с соблюдением установленных законодательством РФ сроков.

Представитель третьего лица председатель контрольно-счетной комиссии <адрес> района ФИО суду пояснила, что в штатном расписании контрольно-счетной комиссии <адрес> района, утвержденном с ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен штат в количестве двух единиц: председатель и главный инспектор. В связи с изданием распоряжения главы <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ. о проведении организационно-штатных мероприятий изменения в штатное расписание контрольно-счетной комиссии не вносилось, так как данный вопрос на Думу не выносился и решение <адрес> районной Думы по данному вопросу не принималось. Новое штатное расписание с ДД.ММ.ГГГГ. не утверждалось.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные документы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Методикой расчета предельной штатной численности работников органов местного самоуправления муниципальных образований, утвержденной Распоряжением Правительства Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ. , Правительством Кировской области ежегодно до органов местного самоуправления района доводится предельная штатная численность работников. С учетом данной численности рассчитывается норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в следующем году.

Главой <адрес> района было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении организационно-штатных мероприятий аппарата <адрес> районной Думы и Контрольно-счетной комиссии <адрес> района». В результате проведения организационно-штатных мероприятий, главой <адрес> района было принято решение о сокращении должности главного инспектора контрольно-счетной комиссии <адрес> района.

Нарушений процедуры увольнения не установлено.

Между тем, сокращение численности штата КСК <адрес> района, при котором он образуется в составе одной штатной единицы председателя, противоречит действующему законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 34, частью 2 статьи 38 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07 февраля 2011 года №6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон), настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности (статья 4 Закона).

В силу части 2 статьи 5 Закона контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольносчетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа.

В части 5 статьи 8 Закона закреплены гарантии статуса должностных лиц контрольно-счетных органов и независимого осуществления ими своих должностных обязанностей в виде законодательного ограничения оснований досрочного освобождения их от должности.

Приведенные выше положения федерального законодательства нашли отражение в Уставе Муниципального образования <адрес> муниципальный район и Положении о контрольно-счетной комиссии <адрес> района, утвержденного решением <адрес> районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ. .

Согласно части статьи Устава Муниципального образования <адрес> муниципальный район контрольно-счетная комиссия района формируется районной Думой на срок её полномочий из числа кандидатур, представленных в соответствии с частями и настоящей статьи. Пунктом предусмотрено, что по представлению контрольно-счетной комиссии районная Дума назначает членов контрольно-счетной комиссии.

Пункт статьи Положения о контрольно-счетной комиссии <адрес> района, утвержденного решением <адрес> районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ. , предусматривает, что штатная численность контрольно-счетной комиссии устанавливается нормативным правовым актом <адрес> районной Думы.

Глава <адрес> района утверждает штатное расписание контрольно-счетной комиссии. (п. ст. Положения)

Таким образом, законодатель в целях единообразия структуры и состава контрольно-счетных органов установил, что структура контрольно-счетных органов муниципальных образований в обязательном порядке должна включать в себя председателя и аппарат контрольно-счетного органа, состоящий из инспекторов и иных штатных работников. Должности заместителя председателя и аудиторов для контрольно-счетного органа муниципального образования при этом обязательными не являются.

При этом в части 6 статьи 5 Закона прямо предусмотрены обязанности инспекторов контрольно-счетных органов по организации и непосредственному проведению финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа.

Анализ вышеприведенных положений закона свидетельствует о том, что должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования обладает особым статусом, не позволяющим отнести её к аппарату контрольно-счетного органа. Функционирование же контрольно-счетного органа без образования соответствующего аппарата Законом не предусмотрено.

Уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования структура и состав контрольно-счетного органа может определяться более детально, однако они при этом не должны противоречить основному принципу формирования контрольно-счетного органа, определяющему контрольно-счетный орган муниципального образования в составе председателя и аппарата контрольносчетного органа.

При таких обстоятельствах принятие главой <адрес> района Кировской области ФИО1 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. о расторжении со Свининой Л.И. трудового договора в связи с сокращением штатной численности противоречит целям и принципам деятельности контрольно-счетного органа, не соответствует как нормам Закона, так и Устава.

Следовательно, данное распоряжение подлежит отмене как незаконное с восстановлением Свининой Л.И. на работе в должности главного инспектора контрольно-счетной комиссии <адрес> района Кировской области с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 396 Трудового кодекса РФ и статьи 211 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.

Иных исковых требований не заявлено.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> района в интересах Свининой Л. И. удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение главы <адрес> района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Свининой Л. И..

Восстановить Свинину Л. И. на работе в должности главного инспектора контрольно-счетной комиссии <адрес> района Кировской области с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение в части восстановления на работе обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, в Кировский областной суд путем подачи жалобы через районный суд.

Судья: А.В. Малков