Дело № 2-3/66/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Орлов Кировской области 03 марта 2017 года
Котельничский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Малкова А.В.,
при секретаре Соловьевой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> района в интересах Свининой Л. И. к главе <адрес> района Кировской области о признании незаконным распоряжения об увольнении и восстановлении на работе,
установил.
Прокурор <адрес> района обратился в суд с иском в интересах Свининой Л.И. к главе <адрес> района Кировской области, в котором просит признать незаконным распоряжение главы <адрес> района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ. № об увольнении Свининой Л.И., восстановить Свинину Л.И. на работе в должности главного инспектора контрольно-счетной комиссии <адрес> района Кировской области с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что Свинина Л.И. работала в должности главного инспектора контрольно-счетной комиссии <адрес> района с ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением главы <адрес> района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ. № трудовой договор расторгнут, уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штатной численности.
По мнению прокурора увольнение является незаконным, так как принятие распоряжения об увольнении истицы нарушают Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», а также Устав Муниципального образования <адрес> муниципальный район, в связи с чем просит признать незаконным распоряжение главы <адрес> района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об увольнении Свининой Л.И. и восстановить её на работе в прежней должности.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> района Сучков А.В. на удовлетворении исковых требований настаивал по указанным основаниям.
Истица Свинина Л.И. указывая, что не согласна с увольнением просит восстановить её на работе.
Представитель ответчика Макерова Т.Е. суду пояснила, что в соответствии со ст. 19 Устава <адрес> района структуру органов местного самоуправления района образуют: <адрес> районная Дума, глава <адрес> района, администрация <адрес> района, контрольно-счетная комиссия <адрес> района и финансовый орган администрации <адрес> района.
Распоряжением Правительства Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждена Методика расчета предельной штатной численности работников органов местного самоуправления муниципальных образований. Расчет количества муниципальных служащих (за исключением муниципальных служащих финансовых органов) и лиц, замещающих муниципальные должности муниципальных районов производится на основе факторов и их весовых коэффициентов.
Ежегодно Правительством Кировской области в соответствии с вышеуказанной методикой до органов местного самоуправления района доводится предельная штатная численность работников. С учетом данной численности рассчитывается норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в следующем году.
В 2016 году предельная штатная. численность работников органов местного
самоуправления <адрес> района составляла <данные изъяты> единицы, из них лица, замещающие муниципальные должности и муниципальные служащие - <данные изъяты> единиц. (Письмо министерства финансов Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ№)
На 2017 год предельная штатная численность работников органов местного самоуправления <адрес> района установлена <данные изъяты> единиц, из них лица, замещающие муниципальные должности и муниципальные служащие - <данные изъяты> единиц. (Письмо министерства финансов Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ№).
В соответствии с данными требованиями по предельной штатной численности главой <адрес> района было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении организационно-штатных мероприятий аппарата <адрес> районной Думы и Контрольно-счетной комиссии <адрес> района».
Контрольно-счетная комиссия не является юридическим лицом, поэтому- распоряжения, касающиеся муниципальных служащих контрольно-счетной комиссии (прием на работу, предоставление отпуска и т.д.), издавались главой района, который в соответствии с заключенными трудовыми договорами являлся работодателем муниципальных служащих контрольно-счетной комиссии <адрес> района.
Распоряжением главы <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ. № предусмотрено сокращение штатной численности контрольно-счетной комиссии <адрес> района. С уведомлением о возможном предстоящем увольнении Свинина Л.И. была ознакомлена с соблюдением установленного срока. Преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, предусмотренного статьей 179 Трудового кодекса РФ, истица не имела. Увольнение инспектора контрольно-счетной комиссии <адрес> района Свининой Л.И. произведено на законных основаниях с соблюдением установленных законодательством РФ сроков.
Представитель третьего лица председатель контрольно-счетной комиссии <адрес> района ФИО суду пояснила, что в штатном расписании контрольно-счетной комиссии <адрес> района, утвержденном с ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен штат в количестве двух единиц: председатель и главный инспектор. В связи с изданием распоряжения главы <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ. № о проведении организационно-штатных мероприятий изменения в штатное расписание контрольно-счетной комиссии не вносилось, так как данный вопрос на Думу не выносился и решение <адрес> районной Думы по данному вопросу не принималось. Новое штатное расписание с ДД.ММ.ГГГГ. не утверждалось.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные документы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Методикой расчета предельной штатной численности работников органов местного самоуправления муниципальных образований, утвержденной Распоряжением Правительства Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ. №, Правительством Кировской области ежегодно до органов местного самоуправления района доводится предельная штатная численность работников. С учетом данной численности рассчитывается норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в следующем году.
Главой <адрес> района было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении организационно-штатных мероприятий аппарата <адрес> районной Думы и Контрольно-счетной комиссии <адрес> района». В результате проведения организационно-штатных мероприятий, главой <адрес> района было принято решение о сокращении должности главного инспектора контрольно-счетной комиссии <адрес> района.
Нарушений процедуры увольнения не установлено.
Между тем, сокращение численности штата КСК <адрес> района, при котором он образуется в составе одной штатной единицы председателя, противоречит действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 34, частью 2 статьи 38 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07 февраля 2011 года №6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон), настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности (статья 4 Закона).
В силу части 2 статьи 5 Закона контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольносчетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа.
В части 5 статьи 8 Закона закреплены гарантии статуса должностных лиц контрольно-счетных органов и независимого осуществления ими своих должностных обязанностей в виде законодательного ограничения оснований досрочного освобождения их от должности.
Приведенные выше положения федерального законодательства нашли отражение в Уставе Муниципального образования <адрес> муниципальный район и Положении о контрольно-счетной комиссии <адрес> района, утвержденного решением <адрес> районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Согласно части № статьи № Устава Муниципального образования <адрес> муниципальный район контрольно-счетная комиссия района формируется районной Думой на срок её полномочий из числа кандидатур, представленных в соответствии с частями № и № настоящей статьи. Пунктом № предусмотрено, что по представлению контрольно-счетной комиссии районная Дума назначает членов контрольно-счетной комиссии.
Пункт № статьи № Положения о контрольно-счетной комиссии <адрес> района, утвержденного решением <адрес> районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ. №, предусматривает, что штатная численность контрольно-счетной комиссии устанавливается нормативным правовым актом <адрес> районной Думы.
Глава <адрес> района утверждает штатное расписание контрольно-счетной комиссии. (п.№ ст.№ Положения)
Таким образом, законодатель в целях единообразия структуры и состава контрольно-счетных органов установил, что структура контрольно-счетных органов муниципальных образований в обязательном порядке должна включать в себя председателя и аппарат контрольно-счетного органа, состоящий из инспекторов и иных штатных работников. Должности заместителя председателя и аудиторов для контрольно-счетного органа муниципального образования при этом обязательными не являются.
При этом в части 6 статьи 5 Закона прямо предусмотрены обязанности инспекторов контрольно-счетных органов по организации и непосредственному проведению финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа.
Анализ вышеприведенных положений закона свидетельствует о том, что должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования обладает особым статусом, не позволяющим отнести её к аппарату контрольно-счетного органа. Функционирование же контрольно-счетного органа без образования соответствующего аппарата Законом не предусмотрено.
Уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования структура и состав контрольно-счетного органа может определяться более детально, однако они при этом не должны противоречить основному принципу формирования контрольно-счетного органа, определяющему контрольно-счетный орган муниципального образования в составе председателя и аппарата контрольносчетного органа.
При таких обстоятельствах принятие главой <адрес> района Кировской области ФИО1 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. № о расторжении со Свининой Л.И. трудового договора в связи с сокращением штатной численности противоречит целям и принципам деятельности контрольно-счетного органа, не соответствует как нормам Закона, так и Устава.
Следовательно, данное распоряжение подлежит отмене как незаконное с восстановлением Свининой Л.И. на работе в должности главного инспектора контрольно-счетной комиссии <адрес> района Кировской области с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статьи 396 Трудового кодекса РФ и статьи 211 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.
Иных исковых требований не заявлено.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> района в интересах Свининой Л. И. удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение главы <адрес> района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об увольнении Свининой Л. И..
Восстановить Свинину Л. И. на работе в должности главного инспектора контрольно-счетной комиссии <адрес> района Кировской области с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в части восстановления на работе обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, в Кировский областной суд путем подачи жалобы через районный суд.
Судья: А.В. Малков