Дело № 2-3/85/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Суна «25» мая 2012 г.
Нолинский районный суд Кировской области в составе председательствующего Сапожникова А.Ю.,
прокурора Сунского района Кировской области Шиляева О.В.,
при секретаре Симахиной С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сунского района Кировской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Сунского муниципального района Кировской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции и обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Сунского района Кировской области обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Сунского муниципального района Кировской области.
В обоснование иска указал, что проведенной 27.03.2012 г. проверкой соблюдения законодательства РФ администрацией Сунского муниципального района установлены нарушения законодательства о противодействии коррупции.
Было установлено, что антикоррупционная экспертиза принятых нормативных правовых актов и проектов ответчиком не проводится, заключения о проведении указанной экспертизы не составляются, что делает невозможным проверку работы по проведению антикоррупционной экспертизы принимаемых правовых актов и их проектов.
Отсутствие надлежащей работы по проведении антикоррупционной экспертизы нарушает права и интересы граждан, неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации, которых проблема коррупции в органах власти затрагивает непосредственным образом.
Согласно 4.1 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В соответствии со ст.ст.27, 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратится в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании приведенных норм законодательства, прокурор просил обязать администрацию Сунского муниципального района Кировской области устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции, обеспечив проведение антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов с составлением по результатам экспертизы соответствующих заключений.
В судебном заседании прокурор поддержал иск по вышеуказанным основаниям, полагая необходимым установить срок исполнения судебного решения до конца 2012 года.
Представитель ответчика по доверенности - ФИО3 исковые требования не признала.
В отзыве на исковое заявление глава администрации Сунского муниципального района ФИО4 указал следующее.
Утверждение прокурора о том, что администрацией района антикоррупционная экспертиза принятых нормативных правовых актов и их проектов не проводится, не верно, так как постановлением администрации Сунского муниципального района Кировской области от 10.03.2010 г. №18 утверждена Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов администрации Сунского района в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. В соответствии с пунктом 2.3 вышеуказанной Методики, в случае выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, проект документа возвращается разработчику на доработку. В данной Методике также утверждены коррупционные факторы, допущение которых в проекте нормативного правового акта или в нормативном правовом акте является нарушением антикоррупционного законодательства. В случае выявления коррупционных факторов в проекте нормативного правового акта данные факторы разработчику акта предлагается устранить данные нарушения, возвращаются на доработку его разработчику. В случае согласия разработчика нормативного правого акта устранить нарушения такие нарушения устраняются, а нормативный правой акт проходит процедуру согласования, итогом которой является визирование нормативного акта.
Таким образом, все выявленные нарушения антикоррупционного законодательства устраняются в ходе доработки правого акта его разработчиком.
Во-вторых, каждый проект нормативного правового акта проходит процедуру согласования, что отражено в разделе 6 Положения о порядке подготовки, принятия и издания постановлений и распоряжений администрации Сунского района, утвержденного постановлением администрации Сунского муниципального района Кировской области от 11.01.2010 № 2 (далее по тексту - Положение). В соответствии с пунктом 6.2 Положения перед согласованием подлинники всех проектов постановлений и распоряжений и приложения к ним представляются в организационно-правовой отдел администрации района, где проводится предварительная правовая экспертиза на предмет соответствия их содержания действующему законодательству, для визирования работниками организационно-правового отдела администрации района. В соответствии с пунктом 6.6 Положения ответственность за содержание и качество подготовки проектов постановлений и распоряжений, их согласование с заинтересованными органами и организациями несут руководители отраслевых органов, структурных подразделений администрации района - разработчики проекта документа. В соответствии с пунктом 6.8 Положения если у лица визирующего проект акта, есть возражения или замечания, то оно расписывается в строке (с указанием даты визирования) и делает соответствующую отметку («С замечаниями», «С заключением»). Сами возражения или замечания по проекту излагаются на отдельном листе, подписываются (с указанием даты) и прилагаются к проекту постановления или распоряжения.
В соответствии с пунктом 6.10 Положения лица, ответственные за подготовку проекта акта, обязаны рассмотреть все поступившие замечания и предложения и с их учетом доработать текст проекта. Если при доработке проекта постановления или распоряжения не учтены высказанные при его согласовании возражения или замечания, проект акта возвращается разработчику как не соответствующий требованиям настоящего Положения.
Кроме того, пунктом 5.3 раздела 5 Положения установлено, что проект акта должен соответствовать по своему содержанию действующему законодательству. Те же самые нормы содержатся и в разделах 5, 6 Положения о порядке подготовки, принятия и издания постановлений и распоряжений главы Сунского района, утвержденного постановлением главы Сунского муниципального района Кировской области от 11.01.2010 г. №1.
В третьих, статьей 30 Регламента Сунской районной Думы, утвержденного решением Сунской районной Думы от 25.03.2011 г. №7, установлены требования к проектам решений районной Думы. Частью 4 настоящей статьи установлено, что если представленный проект решения не отвечает требованиям настоящего Регламента, он возвращается главой района, заместителем председателя районной Думы его инициатору для выполнения им установленных требований к проекту решения. Кроме того, каждый проект решения проходит процедуру согласования и правовую экспертизу сотрудниками организационно - правового отдела администрации района, в рамках которой проводится и антикоррупционная экспертиза.
Таким образом, администрация считает, что не составление заключений в результате проведения антикоррупционной экспертизы не является основанием полагать, что данная экспертиза не проводится. Антикоррупционная экспертиза проводится в рамках правой экспертизы на соответствие действующему законодательству и заключения в результате такой экспертизы составляются лишь в том случае, если положения муниципального правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, не были устранены. В таком случае такие акты не подписываются главой администрации района, главой района.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.1 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со ст.2 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а так же по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальных характер.
Согласно ч.1 ст.43 Федерального закона № 131-Ф3 в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Из списка муниципальных нормативных правовых актов Сунского муниципального района Кировской области видно, что в настоящее время действующими являются 224 решения Сунской районной Думы и 316 постановлений администрации Сунского района.
В п.2 ст.7 Устава муниципального образования Сунский муниципальный район Кировской области, принятого решением Сунской районной Думы от 22.06.2005 г. №22 указано, что правовые акты, принимаемые в муниципальном районе не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу области, законам области, иным нормативным правовым актам.
Статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В силу п.2 ст.6 данного закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Из п.1 и п.3 ст.2 Федерального закона от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» следует, что основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность её проведения, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
В силу п.4 ст.3 Федерального закона № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Выявленные коррупциогенные факторы согласно п.п.2 п.1 ст.4 Федерального закона № 172-ФЗ отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека.
Таким образом, обязанность в проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых на уровне Сунского муниципального района с отражением её результатов в заключении, лежит на районной администрации.
Вместе с тем, из материалов дела и объяснений сторон видно, что ответчиком проводится антикоррупционная экспертиза лишь вновь принимаемых нормативных правовых актов. В отношении остальных действующих муниципальных нормативных правовых актов ответчиком такая экспертиза не проведена, заключения о её проведении отсутствуют.
Это обстоятельство нарушает права и интересы граждан Российской Федерации, поэтому суд находит, что иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд определяет срок исполнения решения до 31 декабря 2012 года.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Сунского района Кировской области удовлетворить.
Возложить на администрацию Сунского муниципального района Кировской области обязанность в срок до 31.12.2012 г. устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции, обеспечив проведение антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов с составлением по результатам экспертизы соответствующих заключений.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд в течение 1 месяца со дня его принятия.
Председательствующий: А.Ю.Сапожников