ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3/88/2013 от 14.11.2013 Нолинского районного суда (Кировская область)

     Дело №2-3/88/2013

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 п.Суна                                                                            «14» ноября 2013 г.

 Нолинский районный суд Кировской области в составе:

 председательствующего Сапожникова А.Ю.,

 при секретаре Симахиной С.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Сунского городского поселения о взыскании денежных средств, затраченных на газификацию квартиры,

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав в обосновании, что является нанимателем квартиры площадью <данные изъяты> квадратных метров расположенной по адресу: <адрес> с 1996 года. Квартира расположена в четырех квартирном двухэтажном брусковом доме 1978 года постройки, находится в собственности администрации Сунского городского поселения и относится к муниципальному жилому фонду.

 Данная квартира отапливалась котлом КЧМ в утреннее и вечернее время. В квартире было очень холодно, поэтому она с разрешения администрации Сунского городского поселения в третьем квартале 2011 года осуществила установку системы автономного газового отопления за свой счет, получив для этого кредит в дополнительном офисе № «Россельхозбанка» в размере <данные изъяты> рублей по 14,5 %.

 11.10.2013 года она обратилась с письменным заявлением в администрацию Сунского городского поселения с просьбой о возмещении ей денежных средств, затраченных на газификацию квартиры, на что ей было отказано. Просит взыскать с администрации Сунского городского поселения денежные средства, затраченные ею на газификацию квартиры в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., а также уплаченные проценты по кредиту в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп.

 В судебном заседании истица на иске настаивала, просила суд взыскать с ответчика расходы, понесенные ею в результате установки системы газового отопления в указанном жилом помещении. Всего просила взыскать <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а также уплаченные проценты по кредиту в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка. В данную сумму включила расходы по договору о долевом участии в строительстве газопровода в размере <данные изъяты> рублей, расходы по оплате за изготовление технических условий в размере <данные изъяты> рублей, расходы за строительно-монтажные работы в размере <данные изъяты> рублей, расходы за проверку ветканалов и дымоходов в размере <данные изъяты> рубля, расходы за частичный демонтаж системы отопления в размере <данные изъяты> рублей, расходы за первичный пуск газовой плиты, газового котла в размере <данные изъяты> копеек, расходы на покупку тройника, трубы и перехода в размере <данные изъяты> рублей, расходы на покупку кругов отрезных и крана в размере <данные изъяты> рубля, расходов на покупку переходов, крана и сгона в размере <данные изъяты> рублей, расходов на покупку трубы и тройника в размере <данные изъяты> копеек, расходы на покупку газового котла, дымохода и стабилизатора в размере <данные изъяты> рублей, расходы на покупку газовой плиты в размере <данные изъяты> рублей.    

 Представители ответчика - администрации Сунского городского поселения ФИО3 и ФИО4 исковые требования не признали, пояснили, что квартира истицы находится в муниципальной собственности и предоставлена ей по договору социального найма жилого помещения. В 2010 году на территории Сунского городского поселения проводилась газификация за счет средств областного и районного бюджетов. Администрация Сунского городского поселения в финансировании программы по газификации не участвовала, каких-либо гарантийных писем о компенсации расходов по газификации, в частности нанимателям жилых помещений, не давала.

 Кроме того, истица 07.09.2011 года произвела переустройство занимаемой по договору социального найма жилого помещения, при этом в нарушение требований ст.26 ЖК РФ, не согласовала его с администрацией Сунского городского поселения, нарушив этим порядок и основания переустройства жилья.

 Занимаемая истицей квартира была пригодна для проживания, оборудование для теплоснабжения в квартире имелось, особых, вынужденных оснований для самовольной газификации квартиры не было. Никаких жалоб от истицы о недостатках занимаемого жилого помещения или общего имущества многоквартирного дома, не поступало. Договором социального найма обязанность ответчика по предоставлению услуг теплоснабжения не предусмотрена.

 Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

 В соответствии с ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.

 В соответствии со ст.672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, 681, пункты 1 - 3 ст. 685 ГК РФ.

 Из содержания ст.61 ЖК РФ следует, что пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с ЖК РФ и договором социального найма данного жилого помещения.

 В ч.2 ст.63 ЖК РФ указано, что типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.

 Во исполнение ст. 63 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315 был утвержден Типовой договор социального найма жилого помещения, согласно абзацу 2 пп. "е" пункта 4 которого к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).

 Из материалов дела следует, что истица проживает в квартире по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма жилого помещения с 1996 года. Квартира находится в собственности администрации Сунского городского поселения ( л.д. 6-8).

 Согласно ст.65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, в частности, обязан: осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

 Пунктом 2 ст.681 ГК РФ также предусмотрено, что капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

 В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения.

 В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения наймодателем обязанности по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения наступают последствия, предусмотренные статьей 66 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 Согласно части 2 статьи 66 Жилищного кодекса Российской Федерации при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.

 Вместе с тем, наниматель жилого помещения по договору социального найма в силу ч.3 ст.67 ЖК РФ обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены ЖК РФ; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.

 Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8 и к ним относятся, в частности, работы по замене печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов, переоборудование печей для сжигания в них газа или угля, оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям, полной замене существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, установке бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, переводу существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение, замене внутриквартирных инженерных сетей и другие работы, связанные с переустройством помещений либо заменой оборудования. Пунктом 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, предусмотрено, что к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

 Исходя из изложенных выше норм гражданского и жилищного законодательства работы по восстановлению или замене отопительного оборудования относятся к капитальному ремонту, который должен осуществляться за счет средств наймодателя (собственника жилого помещения).

 Наниматель жилого помещения обязан производить лишь текущий ремонт жилого помещения, к которому, в частности, относится ремонт внутриквартирного инженерного оборудования.

 Вместе с тем, вышеприведенные правовые нормы, устанавливающие право нанимателя жилого помещения требовать надлежащего исполнения этого обязательства не предусматривают возможность нанимателя самостоятельно принимать решение о производстве капитального ремонта и определять объемы производимых работ без учета мнения собственника.

 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые устанавливают требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения его сохранности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, придомовых территорий, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

 В соответствии с пунктом 2.4 вышеуказанных Правил планирование капитального ремонта жилищного фонда следует осуществлять в соответствии с действующими документами. (2.4.1.)

 При капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.

 Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении №8 (2.4.2.)

 При этом в соответствии с приложением N 8 к указанным Правилам примерный перечень работ по капитальному ремонту дома включает такие элементы, как обследование жилых зданий и изготовление проектно-сметной документации.

 Капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок. (2.4.3.)

 Как установлено судом, с момента въезда в квартиру и по настоящее время в квартире истицы установлена печь КЧМ, которая топится дровами. В зимнее время для поддержания комфортной температуры в квартире истицы необходимо было часто топить печь, в противном случае в жилище становилось холодно. Об этом суду в своем объяснении указывает истица, а также подтверждают её соседи - свидетели ФИО8 и ФИО9

 Из объяснений истицы также видно, что в то время, когда в п.Суна готовилась 4 очередь строительства разводящей сети газопровода, она решила провести в квартиру газ для использования его в целях отопления и приготовления пищи.

 С этой целью 01.07.2010 г. истица заключила с КОГУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» договор о долевом участии (инвестировании) в строительстве объекта - разводящей сети газопровода в п.Суна Сунского района(л.д. 20), а 01.07.2011 г. с ООО «ГАЗ-АЛЬЯНС» договор на выполнение строительно-монтажных работ по газоснабжению её квартиры (л.д.28).

 29.11.2010 г. для истицы были изготовлены технические условия (проект) газоснабжения ее квартиры природным газом ( л.д. 23-27).

 30.08.2011 г. ФИО1 заключила договор с ФИО5 о частичном демонтаже системы отопления в квартире (л.д.35).

 18.08.2011 года строительно-монтажные работы по газоснабжению квартиры истицы были окончены (л.д.40).

 07.09.2011 года в квартиру истицы был произведен пуск газа (л.д.38).

 Судом установлено, что в период проживания ФИО1 по вышеуказанному адресу обращений в администрацию Сунского городского поселения по поводу несоблюдения температурного режима в квартире не было. С требованием заменить отопительное оборудование в квартире ФИО1 к ответчику не обращалась.

 Тот факт, что истица произвела капитальный ремонт, предварительно согласовав его с администрацией Сунского городского поселения не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

 Из представленной истицей копии рабочего проекта газоснабжения природным газом <адрес> жилого <адрес> в <адрес> и локального сметного расчета следует, что сметная стоимость работ составляет <данные изъяты> рублей.

 Стоимость изготовления технических условий составила <данные изъяты> рублей, расходы, цена строительно-монтажных работ - <данные изъяты> рублей. Из квитанций, приобщенной истицей к делу видно, что она также понесла расходы за проверку ветканалов и дымоходов в размере <данные изъяты> рубля, расходы за частичный демонтаж системы отопления в размере <данные изъяты> рублей, расходы за первичный пуск газовой плиты, газового котла в размере <данные изъяты> копеек, расходы на покупку тройника, трубы и перехода в размере <данные изъяты> рублей, расходы на покупку кругов отрезных и крана в размере <данные изъяты> рубля, расходов на покупку переходов, крана и сгона в размере <данные изъяты> рублей, расходов на покупку трубы и тройника в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек, расходы на покупку газового котла, дымохода и стабилизатора в размере <данные изъяты> рублей.

 При этом указанный сметный расчет никем не утвержден, отсутствует указание на лицо, его составившее.

 Свидетель ФИО10 - бывший глава администрации Сунского городского поселения пояснил, что ФИО1 с жалобами на жилье не обращалась. Смета расходов на установку газового оборудования в квартире с ним согласована не была, согласия оплатить ремонт он не давал. Вопрос о необходимости ремонта печи должен решаться межведомственной жилищной комиссией по обращению гражданина - нанимателя, после чего решение о финансировании согласованной проектно-сметной документации принимает поселковая Дума. Данная процедура в отношении <адрес> жилого <адрес> в <адрес> не проводилась.

 Суд находит, что поскольку истица официально в администрацию не обращалась и решение о проведении капитального ремонта дома администрацией не принималось, отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о проведении обследования дома, составлении дефектной ведомости с указанием объемов и видов работ по капитальному ремонту дома, проектно-сметная документация не составлялась, финансовые средства на ремонт дома из местного бюджета не выделялись.

 Таким образом, решение о необходимости проведения капитального ремонта квартиры, занимаемой истицей, администрацией не принималось, в связи с чем работы по капитальному ремонту ответчиком не производились. Поскольку объем и стоимость работ, проведенных ФИО1 не были предварительно согласованы с наймодателем, это не является основанием для возложения на ответчика обязанности возместить понесенные истцом затраты.

 К данному выводу суд пришел, проанализировав положения статей 65, 66 и 67 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 Указанные в части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации права наниматель осуществляет не произвольно, а в порядке, установленном Кодексом, иными актами жилищного законодательства, а также заключенным с ним договором социального найма жилого помещения. При реализации своих прав наниматель не вправе выходить за пределы тех требований, которые установлены в императивных нормах актов жилищного законодательства.

 Закрепленное пунктом 5 части 1 статьи 67 ЖК РФ право нанимателя требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения предполагает обоснованность и правомерность такого требования, а также обязательное уведомление наймодателя об объемах и стоимости работ, подлежащих, по мнению нанимателя, выполнению.

 Вместе с тем, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт осуществления истицей переустройства жилого помещения с согласия собственника.

 В соответствии с ч.1 ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

 Согласно п.3.9 и приложению №2 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утв. Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 г. N 37 в технический паспорт жилого помещения вносятся в обязательном порядке сведения об отопительных печах и их разновидностях (газовая, электрическая, на твердом топливе).

 Согласно письму администрации Сунского городского поселения № от 01.11.2010 г., администрация не возражала в газификации <адрес> по адресу: <адрес>( л.д. 11)

 Данное разрешение было дано администрацией Сунского городского поселения как органом местного самоуправления, который на основании ст.26 ЖК РФ вправе согласовывать переустройство жилых помещений, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

 Отопительное оборудование, которое имелось в квартире на момент вселения в неё в настоящее время по-прежнему в исправном состоянии и служит запасным (аварийным) источником тепла. В результате проведенного переустройства ФИО1 установила дополнительное, более энергоэффективное газовое оборудование. Данное оборудование позволяет истице минимизировать затраты своего времени на отопление квартиры, и экономить на топливе, что повышает уровень благоустройства квартиры.

 В соответствии с Приложением №8 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года N 312, работы по переустройству и перепланировке жилых помещений, согласно утвержденным в установленном порядке проектам, с целью повышения уровня благоустройства выполняются за счет средств нанимателей.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании расходов на изготовления технических условий, строительно-монтажных работ, за проверку ветканалов и дымоходов, за частичный демонтаж системы отопления, за первичный пуск плиты и газового котла, расходов на покупку тройника, трубы и перехода, расходов на покупку кругов отрезных и крана, на покупку переходов, крана и сгона, на покупку трубы и тройника, а также расходов на покупку газового котла, дымохода и стабилизатора.

 По этим же основаниям, не подлежит взысканию как необоснованная сумма процентов по кредиту, взятому ФИО1 в ОАО «Россельхозбанк» на приобретение газового оборудования.

 В силу ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, и в силу п.3 ст. 308 ГК РФ обязательства не создают обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон.

 Ответчик не являлся стороной обязательства, поэтому его ответственность за надлежащее исполнение кредитного договора отсутствует.

 Требование истицы о возмещении <данные изъяты> рублей за участие долевом строительстве газопровода не подлежит удовлетворению, в связи с тем, что данный договор инвестирования был заключен с КОГУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» и сторонами исполнен в полном объеме. Обязанность ответчика вместо истицы участвовать в строительстве разводящей сети газопровода по поселку не усматривается.

 Необходимость в установлении новой газовой плиты истицей также не доказана, поскольку не представлено доказательств подтверждающих, что данные расходы должны были быть понесены ответчиком в связи с капитальным ремонтом. Сама ФИО1 пояснила суду, что прежняя газовая плита, предоставленная ей при вселении в квартиру была предназначена для сжигания газа из баллонов, поэтому для природного газа ею была приобретена новая.

 Однако, из справки мастера Сунского газового участка ФИО6 следует, что плиту, работающую на сжиженном газе возможно использовать на природном газе после калибровки отверстий форсунок.

 Таким образом, при наличии исправного оборудования истица воспользовалась правом улучшить свое благосостояние за счет собственных средств. Поэтому, правовых оснований для взыскания с ответчика вышеуказанных расходов не имеется, а исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

 Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении иска ФИО1 отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия через Нолинский районный суд Кировской области.

 Решение в окончательной форме принято 15.11.2013 г.

 Судья                                                                     А.Ю. Сапожников