ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4-192/20 от 21.12.2020 Дзержинского районного суда (Калужская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дзержинский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Халкиной Е.Н.,

с участием прокурора Юхновского района Калужской области Бубнова А.С.,

при секретаре Черкесовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юхнове 21 декабря 2020 года

гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юхновского района Калужской области в интересах муниципального образования сельское поселение «Село Щелканово» к администрации муниципального образования сельское поселение «Село Щелканово» и ФИО1 о признании сделки недействительной,

У С Т А Н О В И Л:

23.10.2020 года прокурор Юхновского района Калужской области обратился в суд в интересах МО СП «Село Щелканово» к администрации МО СП «Село Щелканово» и ФИО1 о признании сделки недействительной. В обоснование требований указано, что прокуратурой район проведена проверка соблюдения законодательства о приватизации муниципального имущества, в ходе которой установлены нарушения законодательства. Между администрацией МО СП «Село Щелканово» в лице главы администрации М.Ю. и ФИО1 30.05.2018 года заключен договор № 1 купли-продажи имущества, являющегося муниципальной собственностью – здания бани. В отношении главы администрации МО СП «Село Щелканово» по факту продажи вышеуказанного муниципального имущества 27.05.2019 года возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ. Приговором Дзержинского районного суда Калужской области от 08.09.2020 года М.Ю. осужден за совершение преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ и ему назначено наказание. Таким образом, при осуществлении приватизации муниципального имущества – здания бани с КН /…/, площадью 258,2 кв. метров и земельного участка под ним с КН /…/, площадью 1213 кв. метров, находящихся по адресу: /…/, допущены существенные нарушения законодательства. Заключение между администрацией МО СП «Село Щелканово» в лице главы администрации М.Ю. и ФИО1 договора купли-продажи имущества повлекло за собой неэффективное осуществление приватизации данного имущества, занижение его реальной стоимости и, в конечном счете, недополучение бюджетом МО СП «Село Щелканово» денежных средств. Прокурор Юхновского района просит с учетом уточнения исковых требований признать договор от 30.05.2018 года № 1 купли-продажи имущества, являющегося муниципальной собственностью: здания бани с КН /…/, площадью 258,2 кв. метров и земельного участка под ним с КН /…/, площадью 1213 кв. метров, находящихся по адресу: /…/, недействительным. Применить последствия недействительности сделки в виде прекращения права собственности ФИО1 на здание бани с КН /…/, площадью 258,2 кв. метров и земельный участок под ним с КН /…/, площадью 1213 кв. метров, находящиеся по адресу: /…/. Обязать ФИО1 вернуть администрации МО СП «Село Щелканово» здание бани с КН /…/, площадью 258,2 кв. метров и земельный участок под ним с КН /…/, площадью 1213 кв. метров, находящиеся по адресу: /…/, а администрацию МО СП «Село Щелканово» вернуть ФИО1 денежные средства в размере 318941 рубль 79 копеек, полученные за указанные объекты. Исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации права собственности ФИО1 на здание бани с КН /…/, площадью 258,2 кв. метров и земельный участок под ним с КН /…/, площадью 1213 кв. метров, находящиеся по адресу: /…/.

Прокурор Юхновского района Калужской области Бубнов А.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель МО СП «Село Щелканово» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд на основании ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие данного представителя.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась. О месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в суд направила заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд на основании ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие данного лица. В предыдущих судебных заседаниях ответчик ФИО1 уточненные исковые требования признала в полном объеме, не возражала против их удовлетворения.

Представитель ответчика – администрации МО СП «Село Щелканово» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В суд направил заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, с исковыми требованиями согласен. Суд на основании ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие данного представителя.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд на основании ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие данного представителя.

Выслушав прокурора Юхновского района Калужской области, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно ст. 447 (п. п. 1, 3, 4), ст. 449 (п. 1) Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В случаях, указанных в настоящем кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или иной форме, предусмотренной законом.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества установлен Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Согласно ст. 13 Федерального закона № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее по тексту - Федеральный закон № 178-ФЗ) приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными данным Федеральным законом.

В силу ст. 13 (пп. 2 п. 1), ст. 18 (п. 1) названного закона, приватизация муниципального имущества осуществляется, в частности, путем продажи на аукционе. На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнять какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложил в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 178-ФЗ приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 178-ФЗ компетенция органов местного самоуправления определяется правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 178-ФЗ порядок разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 178-ФЗ под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети "Интернет" прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества.

В соответствии с Уставом МО СП «Село Щелканово» Юхновского района Калужской области представительным органом муниципального образования является Сельская Дума сельского поселения «Село Щелканово». (п.1 ч.2 ст.23 Устава)

Местная администрация сельского поселения – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления сельского поселения, наделенный полномочиями по решению вопросов местного самоуправления. Местная администрация обладает правом юридического лица, осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и Калужской области, Уставом МО СП «Село Щелканово» Юхновского района Калужской области, положением об администрации и иными правовыми актами, принятыми Сельской Думой, а также нормативными актами местной администрации. (ст.33 Устава)

В собственности сельского поселения находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей сельского поселения услугами организаций культуры. (ст.51 Устава)

Органы местного самоуправления от имени сельского поселения самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сельского поселения. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Калужской области) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Сельская Дума устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, ставки арендной платы, предоставляет льготы по использованию объектов муниципальной собственности. (ч.ч.1, 2, 3 ст.52 Устава)

Также в соответствии с п.5 ч.10 ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года и п. 6 ч. 1 ст. 26 Устава к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Глава местной администрации распоряжается муниципальной собственностью в соответствии с порядком, установленным представительным органом сельского поселения. (ст.37 Устава)

В соответствии с п.п. 2.1, 3.1 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом муниципального образования сельское поселение «Село Щелканово», утвержденного Решением Сельской Думы МО СП «Село Щелканово» от 15.03.2012 года № 112, к исключительной компетенции Сельской Думы относится принятие решений о приватизации (продаже) недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности. Администрация МО СП «Село Щелканово» исполняет решения Сельской Думы. В сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом администрация МО СП «Село Щелканово» проводит работу по приватизации муниципального имущества в соответствии с решениями Сельской Думы.

Как установлено в судебном заседании приговором Дзержинского районного суда Калужской области от 08.09.2020 года М.Ю. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 286 ч. 1 УК РФ и ему назначено наказание в виде 1 года лишения свободы с лишением права занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий на срок два года. На основании ст. 73 УК РФ назначенное М.Ю. наказание в виде лишения свободы постановлено считать условным и установить ему испытательный срок 1 год. Приговор вступил в законную силу.

В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Таким образом, суд считает установленными и не требующими доказывания следующие обстоятельства.

М.Ю., в силу занимаемой им должности Главы администрации муниципального образования сельское поселение «Село Щелканово», т.е. являясь должностным лицом, будучи достоверно осведомленным о рыночной стоимости имущества, находящегося в собственности муниципального образования сельское поселение «Село Щелканово», осознавая, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 26 Устава муниципального образования сельское поселение «Село Щелканово» определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесено к исключительной компетенции Сельской Думы, и что он (М.Ю.) в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 37 Устава муниципального образования сельское поселение «Село Щелканово» вправе распоряжаться муниципальной собственностью только в соответствии с порядком, установленным представительным органом сельского поселения, заведомо зная, что Сельской Думой решение об отчуждении одноэтажного здания бани площадью 258,2 кв.м. с кадастровым номером /…/, расположенного по адресу: /…/, и земельного участка площадью 1213 кв.м. с кадастровым номером /…/, расположенного по адресу: /…/, не принималось, понимая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде причинения имущественного вреда муниципальному образованию сельское поселение «Село Щелканово» и нарушения установленного законом порядка приватизации муниципального имущества, сознательно допуская наступление негативных последствий, действуя умышлено, вопреки интересам службы, из иной личной заинтересованности, ложно понимая интересы службы, не желая эффективно управлять вверенным муниципальным имуществом и намереваясь избежать необходимости выполнения работ по его содержанию, преследуя при этом цель исключить возможные неблагоприятные для себя последствия по работе за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, в интересах своей знакомой ФИО1, явно выходя за пределы своих полномочий, по договору купли-продажи муниципального имущества №1 от 30.05.2018 года продал ей (ФИО1) вышеуказанные объекты недвижимости за 318 941 рубль 79 копеек, что значительно ниже их рыночной стоимости, которая за весь имущественный комплекс, согласно заключению строительно-технической экспертизы №439/2-1 от 12.08.2019 года составляла 2 214 755 рублей. В результате противоправных действий М.Ю. бюджету муниципального образования сельское поселение «Село Щелканово» был причинен ущерб на сумму 1 895 813 рублей 21 копейка, а также подорван авторитет органов местного самоуправления, что является существенным нарушением охраняемых законом интересов государства и общества.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанным приговором суда, вступившим в законную силу, при осуществлении приватизации муниципального имущества – здания бани с КН /…/, площадью 258,2 кв. метров и земельного участка под ним с КН /…/, площадью 1213 кв. метров, находящихся по адресу: /…/, допущены существенные нарушения законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Суд, исходя из изложенных выше норм права, приходит к выводу о том, что договор купли-продажи № 1 от 30.05.2018 года является сделкой ничтожной, поскольку совершен с нарушением норм Федерального закона № 178-ФЗ, нарушает публичные интересы, так как продано имущество, находящееся в муниципальной собственности в собственность физического лица в обход установленного законодательством порядка и с нарушением прав неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, суд находит требования прокурора Юхновского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Принятые меры по обеспечению иска необходимо сохранить до исполнения решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Юхновского района Калужской области в интересах муниципального образования сельское поселение «Село Щелканово» к администрации муниципального образования сельское поселение «Село Щелканово» и ФИО1 о признании сделки недействительной - удовлетворить.

Признать договор от 30.05.2018 года № 1 купли-продажи имущества, являющегося муниципальной собственностью: здания бани с кадастровым номером /…/, площадью 258,2 кв. метров и земельного участка под ним с кадастровым номером /…/, площадью 1213 кв. метров, находящихся по адресу: /…/, недействительным.

Применить последствия недействительности сделки в виде прекращения права собственности ФИО1 на здание бани с кадастровым номером /…/, площадью 258,2 кв. метров и земельный участок под ним с кадастровым номером /…/, площадью 1213 кв. метров, находящиеся по адресу: /…/.

Обязать ФИО1 вернуть администрации муниципального образования сельское поселение «Село Щелканово» здание бани с кадастровым номером /…/, площадью 258,2 кв. метров и земельный участок под ним с кадастровым номером /…/, площадью 1213 кв. метров, находящиеся по адресу: /…/, а администрацию муниципального образования сельское поселение «Село Щелканово» вернуть ФИО1 денежные средства в размере 318941 (триста восемнадцать тысяч девятьсот сорок один) рубль 79 копеек, полученные за указанные объекты.

Исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации права собственности ФИО1 на здание бани с кадастровым номером /…/, площадью 258,2 кв. метров и земельный участок под ним с кадастровым номером /…/, площадью 1213 кв. метров, находящиеся по адресу: /…/.

Принятые меры по обеспечению иска сохранить до исполнения решения суд.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Дзержинский районный суд Калужской области постоянное судебное присутствие в городе Юхнове Юхновского района Калужской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.Н. Халкина