ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4-96/20 от 30.11.2020 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тверская область

поселок городского типа Сандово 30 ноября 2020 года

Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего – судьи Павловой С.О.

при секретаре Сизовой И.В.,

с участием заместителя прокурора Сандовского района Чунина А.С.

представителя ответчика – Сандовского районного потребительского общества и третьего лица – Тверского областного союза потребительских обществ ФИО1

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сандовского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Сандовскому районному потребительскому обществу о возложении обязанности устранить нарушения требовании к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8

у с т а н о в и л:

Прокурор Сандовского района, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением и ссылаясь на положения ст.2,3, п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8, ст. 2 Конституции Российской Федерации, а также результаты проведенной проверки аптечного пункта Сандовского РАЙПО, осуществляемого фармацевтическую деятельность на основании соответствующей лицензии по адресу: <...>, просил возложить на ответчика обязанность в срок до 01.01.2021 провести: обследование и категорирование аптечного пункта Сандовского РАЙПО (<...>) в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 №8; определить должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности; разработать необходимые локальные акты по обеспечению мероприятий по антитеррористической защищенности, в том числе, устанавливающие пропускной и внутриобъектовый режимы, порядок эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта, либо о его совершении; определить порядок действий работников объекта (территории) при получении подозрительных почтовых отправлений, порядок взаимодействия с территориальными органами безопасности, Федеральной службы войск национальной гвардии, Министерства внутренних дел по вопросам противодействия терроризму и др.; провести мероприятия, обеспечивающие защиту служебной информации ограниченного распространения и исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам; провести с работниками аптечного пункта инструктажи и тренировки по антитеррористической защищенности, в том числе включающие обучение способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении, по безопасности и своевременной эвакуации работников и посетителей из зданий.

Обращение в суд в порядке ст.45 ГПК РФ мотивировано невозможностью определить конкретное количество лиц, права которых нарушены.

В судебном заседании процессуальный истец заместитель прокурора Чунин А.С. исковые требования поддержал, подтвердив доводы, изложенные в иске, уточнил исковые требования в части срока исполнения, просил определить срок до 01.08.2021 года.

Представитель ответчика – Сандовского районного потребительского общества и третьего лица – Тверского областного союза потребительских обществ- ФИО1 в судебном заседании просила в удовлетворении предъявленных требований отказать, ссылаясь на п.2 Требований утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. N 8 "Об утверждении требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации", Письмом Министерства здравоохранения в Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 14-3/И/2-4057, ссылаясь на доводы изложенные в письменном отзыве.

Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма (ст.2). Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая* защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (ст.3).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее по тексту - Требования).

Названные Требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований (п. 1 Требований).

Под объектами (территориями) понимаются, в числе прочих, комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), правообладателями которых являются организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность.

Так, согласно пункту 5 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится их категорирование. Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.

На основании п. 7 Требований для проведения категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия).

В соответствие с пунктов 9, 13, 14 Требований комиссия назначается в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований либо при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 30 дней со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию.

Срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 60 рабочих дней.

Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).

В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

Судом установлено и ни кем не оспорено, что аптечный пункт Сандовского РАЙПО длительное время осуществляет фармацевтическую деятельность на основании соответствующей лицензии по адресу: <...>.

Однако, в нарушение вышеуказанных норм законодательства в рамках выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности комиссия по обследованию и категорированию указанного аптечного пункта не создана, до настоящего времени категорирование указанного объекта не проведено, акты обследования и категорирования не составлялись, перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности не разрабатывался. Руководителем Сандовского РАЙПО не определены должностные лица, ответственные за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности, не разработаны необходимые локальные акты по обеспечению мероприятий по антитеррористической защищенности, в том числе, устанавливающие пропускной и внутриобъектовый режимы, порядок эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении, порядок действий работников объекта (территории) при получении подозрительных почтовых отправлений, порядок взаимодействия с территориальными органами безопасности, Федеральной службы войск национальной гвардии, Министерства внутренних дел по вопросам противодействия терроризму и др. Не проводились мероприятия и отсутствуют локальные акты, обеспечивающие защиту служебной информации ограниченного распространения и исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам. С работниками аптечных пунктов не проводились инструктажи и тренировки по антитеррористической защищенности, в том числе включающие обучение способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении, по безопасности и своевременной эвакуации работников и посетителей из зданий, что подтверждается актом проверки и ответчиком не оспаривается.

Не принятие должных мер по обеспечению антитеррористической защищенности аптечного пункта Сандовского РАЙПО создает предпосылки к совершению различного рода посягательств на находящихся и работающих в данном аптечном пункте граждан со стороны третьих лиц, в частности, совершению террористических актов, в связи с чем, суд считает исковые требования прокурора о понуждении ответчика к устранению указанных нарушений обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что в соответствии с положениями Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства здравоохранения Российской Федерации, и Письмом Министерства здравоохранения в Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 14-3/И/2-4057 их аптечный пункт, как расположенный в одном здании с магазином и административным помещением Сандовского РАЙПО, то есть не имеющий отдельного входа и выхода не подпадает под вышеуказанные Требования, в связи с чем, они не обязаны выполнять указанные в иске прокурора требования антитеррористической защищенности, суд считает не состоятельными, основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства и разъяснений Министерства здравоохранения Российской Федерации, согласно последних медицинские организации, занимающие часть здания и не имеющие отдельных входов и выходов (например, стоматологическая клиника на 2-м этаже торгово-развлекательного комплекса), не будут являться объектом (территорией) в рамках реализации Требований.

Однако, как следует из представленных суду доказательств, одноэтажное здание в котором располагается аптечный пункт, полностью принадлежит Сандовскому РАЙПО. Аптечный пункт занимает большую часть здания. Вход и выход осуществляется непосредственно в аптечный пункт, из помещения которого уже имеются проходы, не оборудованные дверьми, в помещение магазина и административный кабинет, что подтверждается и представленными снимками и техническим паспортом здания, в связи с чем, аптечный пункт, в соответствии с п.2 Требований подпадает под объект, на который распространяются требования к антитеррористической защищенности.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что исполнение данного решения суда не требует финансовых и значительных временных затрат, однако принимая во внимание сложившуюся ситуацию с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), суд полагает необходимым в соответствии со ст.206 ГПК РФ возложить на ответчика обязанность исполнить решение суда в срок до 01.08.2021.

Учитывая, что прокурор при подаче иска в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании п.п.3 п.1 ст.333-19, п.п.8 п.1 ст.333-20 Налогового кодекса РФ, в соответствии со ст.103 УПК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, в связи с обращением прокурора с иском в интересах неопределенного круга (физических) лиц с требованиями неимущественного характера, с ответчика в доход бюджета Сандовского района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.45,194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Сандовского района удовлетворить. Возложить на Сандовское районное потребительское общество Тверской области обязанность, в срок до 01.08.2021, провести:

обследование и категорирование аптечного пункта Сандовского РАЙПО (<...>) в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8;

определить должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности;

разработать необходимые локальные акты по обеспечению мероприятий по антитеррористической защищенности, в том числе, устанавливающие пропускной и внутриобъектовый режимы, порядок эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта, либо о его совершении;

определить порядок действий работников объекта (территории) при получении подозрительных почтовых отправлений, порядок взаимодействия с территориальными органами безопасности, Федеральной службы войск национальной гвардии, Министерства внутренних дел по вопросам противодействия терроризму и др.;

провести мероприятия, обеспечивающие защиту служебной информации ограниченного распространения и исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам; провести с работниками аптечного пункта инструктажи и тренировки по антитеррористической защищенности, в том числе включающие обучение способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении, по безопасности и своевременной эвакуации работников и посетителей из зданий.

Взыскать с Сандовского районного потребительского общества Тверской области в бюджет Сандовского муниципального района Тверской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бежецкий межрайонный суд (постоянное судебное присутствие в пгт. Сандово Сандовского района) Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 30.11.2020.

Председательствующий

1версия для печатиДело № 2-4-96/2020 ~ М-4-88/2020 (Решения)