ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4-9/2021 от 09.02.2021 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 февраля 2021 года пгт. Сандово Тверская область

Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Шишовой Е.А.,

при секретаре Сизовой И.В.,

с участием представителя процессуального истца помощника прокурора Сандовского района Кочешковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сандовского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию Сандовского района Тверской области «Сандовская Центральная районная аптека № 50 Тверской области» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции,

у с т а н о в и л:

Прокурор Сандовского района Тверской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением, мотивировав следующим. Прокуратурой Сандовского района Тверской области проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции МУП «ЦРА № 50». В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных: лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Одним из способов противодействия коррупции является предотвращение совершения сделок с аффилированными организациями. С этой целью муниципальные унитарные предприятия обязаны составлять и хранить по месту своего нахождения списки аффилированных лиц. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона МУП «Сандовская Центральная районная аптека №50» исполнение данной обязанности проигнорировало, хранение списков аффилированных лиц унитарного предприятия не обеспечено и не осуществляется. Указанный факт может негативно отразиться на порядке использование муниципального имущества. По результатам проведенной проверки прокуратурой района установлено, что в нарушение ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ МУП «Сандовская Центральная районная аптека М 50» меры по предупреждению коррупции не предпринимались, должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений не назначены; сотрудничество с правоохранительными органами не организовано; стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации не установлены; кодекс этики и служебного поведения работников не разработан; документы регламентирующие предотвращение и урегулирование конфликта интересов и недопущения составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, отсутствуют. Просят обязать муниципальное унитарное предприятие Сандовского района Тверской области «Сандовская Центральная районная аптека № 50 Тверской области» выполнить меры по предупреждению коррупции, разработать стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов:

-назначить должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений и сотрудничество с правоохранительными органами;

-разработать и утвердить стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации;

-разработать кодекс этики и служебного поведения работников;

-разработать документы, регламентирующие предотвращение и урегулирование конфликта интересов и недопущения составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов;

-разработать и обеспечить хранение списков аффилированных лиц унитарного предприятия.

В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора района Кочешкова Н.А., заявленные исковые требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме, до настоящего времени указанные в иске нарушения ответчиком не устранены.

Представитель ответчика МУП «Сандовская Центральная районная аптека № 50 Тверской области» надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, возражений не имеет, требования прокуратуры признает.

Представитель третьего лица Администрации Сандовского муниципального округа Тверской области надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просил о рассмотрении дела без их участия, возражений против иска не имеет.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О коррупции» закреплены основные принципы коррупции в Российской Федерации, среди которых: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально- экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

На основании ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется, в том числе путем формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; - принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанных во исполнение подп. "б" п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 года № 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Согласно ст.28 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.11.2020) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие обязано хранить следующие документы: списки аффилированных лиц унитарного предприятия. Унитарное предприятие хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его руководителя или в ином определенном уставом унитарного предприятия месте.

В силу ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон N 948-1) аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Проведенной прокуратурой района проверкой 31.12.2020 установлено, что в МУП «Сандовская Центральная районная аптека № 50 Тверской области» в нарушение требований ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», меры по предупреждению коррупции не предпринимались, должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений не назначены; сотрудничество с правоохранительными органами не организовано; стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации не установлены; кодекс этики и служебного поведения работников не разработан; документы регламентирующие предотвращение и урегулирование конфликта интересов и недопущения составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, отсутствуют, что ответчиком не оспаривается (л.д. 9-10). Кроме того не разработаны и обеспечено хранение списков аффилированных лиц унитарного предприятия.

Непринятие МУП «Сандовская Центральная районная аптека № 50 Тверской области» вышеуказанных мер по предупреждению коррупции создает препятствия к достижению задач и функций государства в сфере борьбы с коррупцией и, как следствие, к реализации гражданами своих конституционных прав и свобод, в связи с чем требования прокурора, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос об определении срока, в течение которого ответчику необходимо принять меры по предупреждению коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», суд принимает во внимание, характер и объем необходимых мероприятий и полагает возможным установить срок исполнения обязанности в пределах срока вступления решения суда в законную силу.

Учитывая, что прокурор при подаче иска в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании п.п.3 п.1 ст.333.19, п.п.8 п.1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, в соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, в связи с обращением прокурора с иском в интересах неопределенного круга (физических) лиц с требованиями неимущественного характера, с ответчика в доход бюджета Сандовского района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

исковые требования прокурора Сандовского района удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие Сандовского района Тверской области «Сандовская Центральная районная аптека № 50 Тверской области» выполнить меры по предупреждению коррупции, разработать стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов:

-назначить должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений и сотрудничество с правоохранительными органами;

-разработать и утвердить стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации;

-разработать кодекс этики и служебного поведения работников;

-разработать документы, регламентирующие предотвращение и урегулирование конфликта интересов и недопущения составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов;

-разработать и обеспечить хранение списков аффилированных лиц унитарного предприятия.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия Сандовского района Тверской области «Сандовская Центральная районная аптека № 50 Тверской области» в бюджет Сандовского муниципального округа Тверской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бежецкий межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Сандово Сандовского района) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Шишова

Решение в окончательной форме принято 09 февраля 2021 года.

Председательствующий Е.А. Шишова

1версия для печатиДело № 2-4-9/2021 ~ М-4-5/2021 (Решения)