ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-40(2020 от 26.03.2020 Городищенского районного суда (Пензенская область)

№2-40(2020)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мотивированное решение

изготовлено 31 марта 2020г.

Городищенский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Барышенского И.В., при секретаре Каракасиди Т.А., в открытом судебном заседании рассмотрел гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Городищенского района Пензенской области о признании незаконным постановления об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, включении в стаж периодов работы, признании права на пенсию и назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, из которого следует, что она является получателем пенсии по старости с 25 июля 2009г. Она уволена с федеральной государственной гражданской службы с 25 июля 2019г. в связи с достижением предельного возраста пребывания на гражданской службе. Ее трудовой стаж состоит из стажа федеральной государственной гражданской службы и стажа муниципальной службы на должностях, которые приравнены к муниципальным должностям. На основании положений п.3.1 ст.7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» она решила обратиться в администрацию Городищенского района Пензенской области за назначением ей муниципальной пенсии за выслугу лет, так как считает, что имеет право выбора в соответствии с этой нормой. 05 сентября 2019г. ею было подано соответствующее заявление о назначении ей указанной пенсии, устанавливаемой к страховой пенсии по старости. Однако постановлением администрации Городищенского района от 04 октября 2019г. №788-п в назначении муниципальной пенсии ей было отказано. В качестве оснований к отказу в постановлении указаны недостаточность стажа муниципальной службы на день увольнения с муниципальной службы - 12 лет 2 месяца 24 дня за период с 14 февраля 1980г. по 12 мая 1992г., а также отсутствие оснований для включения в стаж для назначения надбавки стажа федеральной государственной гражданской службы. Истец считает, что ответчиком в ее стаж муниципальной службы необоснованно не был включен стаж работы на должности библиотекаря Городищенского райкома КПСС за период с 13 сентября 1973г. по 13 июня 1979г., составивший 5 лет 9 месяцев. Она просит суд обязать ответчика назначить ей пенсию за выслугу лет, обязать включить в стаж муниципальной службы период работы в Городищенском райкоме КПСС и установить ей общий стаж муниципальной службы сроком 17 лет 11 месяцев 24 дня, обязать ответчика засчитать ее общий стаж в размере 36 лет 6 месяцев 15 дней в стаж муниципальной службы, назначить ей пенсию за выслугу лет по должности «управляющий делами исполкома районного совета народных депутатов» и признать за ней право на получение муниципальной пенсии за выслугу лет.

В судебном заседании истец подтвердила заявленные требования и дополнительно пояснила, что должность управляющего делами аппарата администрации Городищенского района Пензенской области существовала по 1998г., после чего изменилась на соответствующую ей должность руководителя аппарата. Должности «секретарь исполкома», «управляющий делами» и «руководитель аппарата» по своей сути являются идентичными. Этот вывод соответствует содержанию Приложения №3 к Закону Пензенской области «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области» от 08.09.2004г. №653-ЗПО, где и должность «управляющий делами», и должность «руководитель аппарата» одновременно соответствуют должности «заместитель Председателя Законодательного Собрания Пензенской области». Законодателем используются одни и те же принципы и подходы к организации как государственной, так и муниципальной службы.

Истец также считает, что поскольку она замещала должности секретаря исполкома, а затем должность управляющего делами администрации, то последняя должность должна быть приравнена к должности «руководитель аппарата». Ссылку ответчика на п.5.3 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Городищенского района Пензенской области, в соответствии с которым для назначения ей пенсии ей необходимо было замещать должность муниципальной службы Городищенского района в течение 12 полных месяцев, непосредственно предшествующих обращению за пенсией, она считает необоснованной. Она считает, что пенсия ей должна быть назначена в соответствии с п.5.1 этого Положения, так как фактически ее стаж муниципальной службы превышает 16 лет 6 месяцев, и она была уволена с муниципальной службы с должности управляющего делами, которая фактически соответствует муниципальной должности «руководитель аппарата».

Представитель ответчика ФИО2 (по доверенности) с иском не согласен. Суду пояснил, что ФИО1 стажа работы на должностях муниципальной службы Городищенского района Пензенской области по состоянию на 25 июля 2019г. вообще не имеет. Должности муниципальной службы в течение 12 полных месяцев, непосредственно предшествующих обращению за пенсией, она не замещала. К тому же, должности, которые она замещала в период с 14 февраля 1980г. по 12 мая 1992г., в Перечень должностей, замещавшихся до 19 декабря 1997г., предусмотренных приложением №1 к Положению о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Городищенского района Пензенской области, не включены. Довод ФИО1 о том, что период ее работы в должности библиотекаря Городищенского райкома КПСС подлежит включению в стаж муниципальной службы, является несостоятельным, так как библиотекарь не выполняет функции государственного управления.

Свидетель М.Т.П. показала, что в 1990 году она работала в должности начальника отдела культуры исполкома райсовета народных депутатов Городищенского района Пензенской области. ФИО1 работала в должности секретаря исполкома, затем ее назначили на должность управляющего делами районной администрации, при этом ее полномочия, круг обязанностей остались те же самые.

Выслушав пояснения сторон, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пп.5 п.1 ст.23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.

В соответствии с п.1 ст.24 того же закона, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Аналогичная норма закреплена в п.1 ст.10 Закона Пензенской области «О муниципальной службе в Пензенской области».

Согласно п.3.1 ст.7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» лицам, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей или одна из иных указанных выплат по их выбору.

В силу с п.4 ст.7 указанного Закона условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также актами органов местного самоуправления.

Из копии пенсионного удостоверения следует, что ФИО1 назначена страховая пенсия по старости с 25 июля 2009г.

Из копии трудовой книжки истца следует, что в период с 13 сентября 1973г. по 13 июня 1979г. ФИО1 замещала должность библиотекаря Городищенского райкома КПСС, с 14 февраля 1980г. по 26 октября 1988г. - секретаря исполкома городского совета народных депутатов Городищенского района Пензенской области, с 26 октября 1988г. по 16 марта 1990г. - секретаря исполкома районного совета народных депутатов Городищенского района Пензенской области, с 16 марта 1990г. по 22 января 1992г. - управляющего делами исполкома райсовета.

В соответствии с п.3.1 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Городищенского района Пензенской области, утвержденного решением Собрания представителей Городищенского района Пензенской области от 20.07.2012г. №108-6/3 (с изменениями и дополнениями), право на пенсию за выслугу лет в соответствии с этим Положением имеют лица, замещавшие до 19.02.1997г. должности, приравненные должностям муниципальной службы высшей группы Городищенского района, указанным в приложении №1.

В приложении №1 приведен Перечень таких должностей, включающий в себя следующие должности: второй секретарь райкома КПСС, секретарь райкома КПСС, заведующий отделом райкома КПСС, председатель партийной комиссии при райкоме КПСС, первый заместитель председателя райисполкома, заместитель председателя райисполкома, секретарь райисполкома, заведующий отделом райисполкома, председатель районного комитета народного контроля, а также начальник управления, отдела, председатель комитета, финансирование которого осуществлялось за счет средств бюджета Городищенского района.

Из приложения №2 к указанному выше Положению следует, что должность «секретарь райисполкома» соответствует должности муниципальной службы Городищенского района Пензенской области «руководитель аппарата администрации Городищенского района».

Согласно п.5.1 этого Положения, лицам, имеющим право на пенсию за выслугу лет в соответствии с приведенным выше пунктом, указанная пенсия назначается при наличии стажа муниципальной службы не менее 16 лет 6 месяцев и достижении ими возраста для назначения трудовой пенсии по старости либо при наличии стажа муниципальной службы не менее 16 лет 6 месяцев и установлении трудовой пенсии по инвалидности.

В соответствии с п.5.3 этого Положения, гражданам, имеющим стаж муниципальной службы 16 лет 6 месяцев, а стаж работы на должностях муниципальной службы Городищенского района менее 4-х лет, пенсия за выслугу лет назначается, если в течение 12 полных месяцев, непосредственно предшествующих обращению за пенсией, они замещали должности муниципальной службы Городищенского района.

Суд находит, что по своему содержанию эта норма является подобной норме, закрепленной в п.3 ст.5 Закона Пензенской области «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области».

Из смысла этой нормы следует, что назначение муниципальной пенсии в соответствии с данным Положением возможно лишь лицу, которое непосредственно перед обращением за ней замещало должность муниципальной службы Городищенского района Пензенской области, то есть фактически муниципальному служащему. Кроме того, необходимым условием назначения такой пенсии, в том числе и в соответствии с п.5.1 Положения, является наличие определенного стажа работы на должностях муниципальной службы Городищенского района Пензенской области.

Таким образом, одним из обязательных условий назначения муниципальной пенсии является замещение должности муниципальной службы Городищенского района в определенный период времени, непосредственно предшествующий обращению за пенсией.

Суд считает, что по смыслу закона наделение органов местного самоуправления указанным в пункте 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" правомочием основано на конституционно-правовой природе института муниципальной службы как одного из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, гарантированной Конституцией Российской Федерации (статья 12). При принятии муниципальных правовых актов по вопросам дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих и определении условий предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов органам местного самоуправления предоставлена широкая свобода усмотрения.

Суд находит, что должности муниципальной службы Городищенского района Пензенской области, перечисленные в приложении №2 к указанному Положению, ФИО1 фактически не замещала. Поэтому оснований для неприменения к ней п.5.3 указанного выше Положения, судом не установлено. В течение 12 полных месяцев, которые непосредственно предшествовали ее обращению за пенсией, она замещала должность начальника межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Городищенскому, Лопатинскому и Шемышейскому районам Пензенской области. Эта должность относится к должностям федеральной государственной гражданской службы, но не к должностям муниципальной службы Городищенского района.

Поскольку должности муниципальной службы ФИО1 непосредственно перед обращением за назначением муниципальной пенсии не замещала, оснований для применения к ней п.5.3 указанного Положения не имелось. В этой связи довод о невключении в стаж муниципальной службы истца стажа работы на должности библиотекаря Городищенского райкома КПСС самостоятельного значения, влияющего на вопрос о назначении ей муниципальной пенсии, не имеет.

Таким образом, оснований для назначения ФИО1 муниципальной пенсии судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Городищенского района Пензенской области о признании незаконным постановления об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, включении в стаж периодов работы, признании права на пенсию за выслугу лет и назначении пенсии - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Городищенский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Барышенский