ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-40-2014 от 26.02.2014 Калининского районного суда (Краснодарский край)

К делу №2-40-2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская Калининского района Краснодарского края 26 февраля 2014 года

Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Матиевского С.М., при секретаре Шумаковой Е.Н., с участием помощника прокурора Калининского района Краснодарского края Ковтун А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района в интересах Золотовой М.В. к администрации муниципального образования Калининский район, администрации Краснодарского края, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края об обязании предоставить жилье лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района Краснодарского края обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением в интересах Золотовой М.В. к администрации муниципального образования Калининский район, администрации Краснодарского края, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края об обязании предоставить жилье лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором указано, что прокуратурой Калининского района проведена проверка исполнения законодательства о защите личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансировании и целевом расходовании средств, направляемых на полное государственное обеспечение воспитанников и выпускников детских домов и интернатов, на их содержание в семьях опекунов (попечителей) и приемных родителей. В ходе проверки установлено, что 10.07.2013 года Золотова М.В. поставлена на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в службу по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий администрации муниципального образования Калининский район для получения жилья. В настоящее время Золотова М.В. приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 23.08.2013 №1911-ж включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. По состоянию на 10.10.2013 жилое помещение Золотовой М.В. не предоставлено. Согласно п.п.1,3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Согласно п.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 №15 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В силу п.2 ст.2, п.1 ст.5 Закона Краснодарского края от 30.06.2009 №1748 «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда. Уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края. Согласно ч.ч.1,2 ст.2 Закона Краснодарского края от 26.12.2010 №2645 «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2013 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона». Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.1, ч.1 ст.7, ч.ч.1,2 ст.ст.18,19). Как неоднократно указывал в своих решения Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16.12.1997 №20-П, определение от 15.02.2005 №17-O). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно, достичь достойного уровня жизни вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношения личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные и с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международное правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, а при этом она предусматривает, что иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40). В соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004 №805 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» уполномоченный орган исполнительной власти края в области опеки, попечительства и семейной политики осуществляет мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещений, рассматривает обращения граждан по вопросам предоставления жилых помещений и выполняет иные функции, определяемые нормативно - правовыми актами Краснодарского края. Согласно п.1.1 Положения о Министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации края от 28.06.2012 №743, Министерство является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения края, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в крае. В прокуратуру района 10.10.2013 поступило заявление Золотовой М.В., в котором заявительница просит прокурора района обратиться в Калининский районный суд в ее интересах. Таким образом, в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав интересов свобод и законных интересов граждан, а также за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании изложенного, ч.1 ст.45 ГПК РФ, ст.ст.27,35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.10 Федерального закона от 21.12.1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор просит суд:

Обязать администрацию муниципального образования Калининский район, администрацию Краснодарского края и Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края предоставить Золотовой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Калининский район.

Золотова М.В., а также представители ответчиков - администрации муниципального образования Калининский район, администрации Краснодарского края, Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Согласно ч.ч.4,5 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие; стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Золотова М.В. в телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В ходатайствах, в то числе содержащихся в возражениях, представители администрации МО Калининский район, администрации Краснодарского края и Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.34,38,53,57,62).

Участвующий в деле прокурор просил рассмотреть дело в отсутствие лица, в интересах которого прокурором заявлены требования, а также в отсутствие неявившихся представителей ответчиков. Суд при указанных обстоятельствах, принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Ковтун А.С. поддержал доводы и требования указанные в исковом заявлении в отношении всех заявленных ответчиков, просил иск удовлетворить.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные и поддержанные прокурором требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В письменных возражениях представителя ответчика администрации муниципального образования Калининский район указано, что исковое заявление необоснованно по следующим основаниям: Абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявлен Конституционным Судом Российской Федерации и указан в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009г. №250-О-П, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. В соответствии со ст.ст.5,8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей» финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение является расходным обязательством субъекта РФ. В целях защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и для установления новых форм и порядка предоставления, указанных мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей 3 июня 2009 года Законодательным Собранием Краснодарского края принят Закон Краснодарского края №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», которым установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам вышеуказанной категории путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам найма специализировав жилого помещения. Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.04.2013 года №384 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае». Приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в части 2 статьи 5 указанного выше закона, осуществляются за счет краевого бюджета пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда могут предоставляться по договорам найма органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статьей 19 предусмотрен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а именно наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отделы государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. В соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципального образования Калининский район наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе и предоставление помещений по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. Согласно ст.2 данного закона Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета конкретным муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. В соответствии со ст.6 Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы государственной власти Краснодарского края при передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления обязаны: предусматривать ежегодно в краевом фонде компенсаций субвенции раздельно по каждому из передаваемых органам местного самоуправления полномочий; производить определение размеров субвенций и распределение субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления по единой методике; производить передачу субвенций в местные бюджеты на осуществление отдельных государственных полномочий в соответствии с утвержденной бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств. Во исполнение приказа департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края от 25.04.2012 года №137 «Об утверждении распределения муниципальных образований по группам муниципалитетов на 2013 год» Калининский район отнесен к 1 группе, т.е. доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов бюджета муниципального образования Калининский район. Это означает, что в соответствие с п.3 и п.4 ст.136 Бюджетного кодекса РФ муниципальное образование Калининский район не имеет право принимать расходные обязательства, не отнесенные Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования Калининский район к полномочиям органов местного самоуправления. На основании вышеизложенного муниципальное образование Калининский район имеет бюджетный дефицит в размере 60783,0 тыс. рублей, не может принимать на себя расходные обязательства по финансированию расходов на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение. Золотова М.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении в отдельный список с датой учета 10.07.2013 года. Учитывая, что учет данной категории граждан в муниципальном образовании Калининский район ведется начиная с 2006 года, Золотова М.В. была поставлена на льготный учет в 2013 году, то предоставить ей жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем тогда еще впереди стоящих очередников. Реализация права Золотовой М.В. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий и других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. Вышеизложенная правовая позиция основана в: положениях Конституции РФ; определении Конституционного суда РФ от 18.01.2005 года №7-О сформулировавшие следующее правило: правила действия новых норм закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии льготы, во времени и по кругу лиц должны устанавливаться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч.1 и 2 ст.19), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод; определении судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого» от 5 июля 2011 года определившем, что жилые помещения предоставляются по договору найма, площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы». Учитывая то что, гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момент предоставления, то Золотова М.В. будет обеспечена жилым помещен по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помели муниципальному образованию Калининский район и очередности предоставления. На основании изложенного привлечение администрации муниципала образования Калининский район в качестве ответчика считаю необоснованным. Требования прокурора, обязывающее администрацию муниципального образования Калининский район предоставить Золотовой М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищ фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиями, расположенное в муниципальном образовании Калининский район, не подлежат удовлетворению, в связи с тем, администрация муниципального образования Калининский район ненадлежащая сторон данному делу (л.д.44,45).

В возражениях представителя ответчика администрации Краснодарского края указано, что из положений пункта 8 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Краснодарского края от 26.12.2012г. № 2645-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» и Закон Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-KЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» внесены изменения о порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, лицам, указанным в ст.1 Федерального закона №159-ФЗ дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. Согласно ст.1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями и области социальной сферы», Приложением 1 к указанному закону органы местною самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. Так, в соответствии со статьей 19 Конституции РФ, а также согласно определению Конституционного суда РФ от 18.01.2005 №7-О сформулированы следующее правила действия новых норм, закрепляющих, либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, во времени и по кругу лиц должны устанавливаться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства, который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод. В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края и области опеки, попечительства и семейной политики осуществляет мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещений и выполняет иные функции, определяемые нормативными правовыми актами Краснодарского крин. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом. Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, а также осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований. Согласно Закона Краснодарского края «О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 11.12.2012 № 2615-КЗ, к расходам министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края отнесены расходы по обеспечению жилыми помещения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся мод опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения за счет, полученных из федерального бюджета в порядке софинансирования. На реализацию мероприятия выделено 2020217302 тыс. рублей. Таким образом, исполнить данные требования по обеспечению жильем путем предоставления субвенций соответствующему муниципальному образованию уполномочено министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края. Министерство является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения Краснодарского края, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае. В этой связи, считают, что ответчиком по данному делу наряду с администрацией МО Калининский район является министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края. Кроме того, жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет. На основании изложенного ответчик просит суд исключить из числа ответчиков администрацию Краснодарского края, вынести законное и обоснованное решение (л.д.51-53).

В возражениях представителя ответчика министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края указано, что согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 29.02.2012 №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 29.02.2012 №15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 29.02.2012 №15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 29.02.2012 №15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 29.02.2012 №15-ФЗ. Согласно статье 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (далее - Закон от 03.06.2009 № 1748-КЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края. Исходя из положения пункта 21 статьи 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ, включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в порядке очередности в зависимости от времени и даты принятия уполномоченным органом местного самоуправления заявления о включении указанных лиц в список. Учитывая нормы, указанные в статье 5 и 7 Закона от 03.06.2009 №1748-КЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в порядке очередности в соответствии со списком детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно части 5 статьи 5 Закона от 03.06.2009 №1748-КЗ в случае невозможности предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 5 Закона от 03.06.2009 №1748-КЗ, по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта, с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения в другом населенном пункте в границах Краснодарского края. Следовательно, Золотова М.В. будет обеспечена жилым помещением в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Кроме того, в соответствии с абзацем 25 статьи 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению вопросов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» в части: приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; исключения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из муниципального специализированного жилищного фонда и заключения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа договора социального найма в отношении данных жилых помещений. Согласно подпункту «л» пункта 20 статьи 1 Закона Краснодарского края от 12.02.2012 № 2662-КЗ «О внесении изменения в Закон Краснодарского края «О краевом бюджете на 2013 и плановые периоды 2014 и 2015 годов» приложение 27 к Закону Краснодарского края «О краевом бюджете на 2013 и плановые периоды 2014 и 2015 годов» дополнено таблицей 33 «Распределение субвенций на 2013 год бюджетам муниципальных районов (городских округов) на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа» согласно которой, муниципальному образованию Калининский район в 2013 году выделено 8892200,0 рублей на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, требования об обязании министерства предоставить Золотовой М.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, являются необоснованными. Также, в нарушение статьи 55 ГПК РФ истцом не представлены доказательства, которые подтверждают факт нарушения права Золотовой М.В. на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. На основании изложенного, представитель ответчика просит суд на основании п.2 ч.2 ст.149 ГПК РФ, ч.1 ст.57 ГПК РФ, предложить истцу уточнить исковые требования и фактические основания этих требований, представить доказательства нарушения права на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и в удовлетворении заявленных требований отказать в части обязания министерства предоставить благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного в границах муниципального образования Калининский район (л.д.35-38).

Принимая во внимание изложенное, суд учитывает правовую позицию, содержащуюся в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года №250-О-П, в котором указано «…Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. В соответствии с этим законами ряда субъектов Российской Федерации (Приморский край, Хабаровский край, Сахалинская область, Москва, Санкт-Петербург и др.) обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возлагается на те или иные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. 3. Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2000 года №15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71,72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Также суд учитывает положение п.1 резолютивной части Определения Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года №250-О-П, согласно которому «Абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями».

В судебном заседании установлено, что приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 23.08.2013 года №1911-жс, Золотова М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.21,22). Согласно заявлению на имя прокурора Калининского района от 10.10.2013 года, Золотова М.В. просила прокурора обратиться в ее интересах в суд с заявлением об обязании предоставить жилое помещение, как лицу из числа детей сирот (л.д.23).

На основании изложенного и в силу ст.5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (в редакции закона Краснодарского края от 26.12.2012 года №2645-КЗ), Золотова М.В. отнесена к лицам, которым, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), которым однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

В том числе, согласно ч.4 ст.5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», по договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина, установленным органами местного самоуправления.

Согласно ст.1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению следующих вопросов: предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Приложению №1 к Закону Краснодарского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», муниципальное образование Калининский район включено в Перечень муниципальных образований Краснодарского края, органы местного самоуправления которых наделяются соответствующими государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст.8 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года №805-КЗ, органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий обязаны утвердить в доходной части местных бюджетов субвенции, предоставленные на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также соответствующие расходы в расходной части местных бюджетов.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.2 Закона Краснодарского края от 26.12.2012 года №2645-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае». Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2013 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона.

Согласно п.1 и п.3 ст.8 Федеральный закон от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года №15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно п.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно Постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.09.2013 года №1045, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и со статьей 6 Закона Краснодарского края от 04.02.2002 года №437-КЗ «О бюджетном процессе в Краснодарском крае», утверждение исполнения соответствующих бюджетов субъекта, в том числе направленных на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, находится в компетенции администрации Краснодарского края.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.04.2013 года №384 в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Краснодарского края от 03.06.2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», в целях реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение на территории Краснодарского края, утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение №3).

Согласно п.2.3 Положения о министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края (утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 года №743), задачами министерства являются разработка и реализация в пределах установленной компетенции краевых программ, направленных на улучшение положения семьи, женщин, детей, защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, предоставление мер социальной поддержки пожилым гражданам, инвалидам, семьям с несовершеннолетними детьми, малообеспеченным группам населения и иным категориям населения в случаях, установленных законодательством Краснодарского края. Разработка и осуществление мер по оказанию адресной социальной помощи гражданам, нуждающимся в государственной поддержке.

Принимая во внимание, что администрация муниципального образования Калининский район, администрация Краснодарского края, министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края наделены соответствующими государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в свою очередь, дополнительные гарантии по социальной поддержке указанных лиц являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, при этом на администрацию МО Калининский район, как орган местного самоуправления при осуществлении переданных вышеуказанных государственных полномочий, возложена обязанность утверждения в доходной части местного бюджета субвенций, предоставленных на осуществление государственных полномочий, а также соответствующие расходы в расходной части местных бюджетов и учитывая, что Золотова М.В. состоит на учете в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении по указанной категории, которая не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 года №15-ФЗ (01.01.2013 года), а также на дату вынесения решения, суд с учетом изложенного, приходит к выводу, что исковые требования, как обоснованные и предъявленные в отношении надлежащих ответчиков, подлежат удовлетворению в порядке ч.3 ст.196 ГПК РФ, в связи с чем, подлежит обязать администрацию муниципального образования Калининский район, администрацию Краснодарского края и Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края предоставить Золотовой М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Калининский район. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования Калининский район, администрацию Краснодарского края и Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края предоставить Золотовой М.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Калининский район.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:____________________________

В окончательной форме 03.03.2014 года.