ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-400 от 24.12.2012 Березовского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-400

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Березовка 24 декабря 2012г.

Березовский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Рюминой Г.И. при секретаре Кановой Г.И. с участием заместителя прокурора района Доминовой И.Н., представителя ответчика ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района к муниципальному образованию «Кляповское сельское поселение Березовского муниципального района Пермского края» о возложении на ответчика обязанности по разработке и принятию муниципальных нормативных правовых актов в сфере управления, распоряжения муниципальной собственностью на территории сельского поселения в соответствии с требованиями Федеральных законов, о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Кляповского сельского поселения Березовского муниципального района, выразившегося в непринятии муниципальных нормативных правовых актов в сфере управления, распоряжения муниципальной собственностью на территории муниципального образования,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Березовского района обратился с иском к муниципальному образованию «Кляповское сельское поселение Березовского муниципального района Пермского края» о возложении на ответчика обязанности по разработке и принятию муниципальных нормативных правовых актов в сфере управления, распоряжения муниципальной собственностью на территории сельского поселения в соответствии с требованиями Федеральных законов от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 21.12.2001 года № 178-ФЗ « О приватизации государственного и муниципального имущества», от 14.11.2002 года № 161-ФЗ « О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», от 12.01.1996 года № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях», « Об автономных учреждениях», Постановлений Правительства РФ от 12.08.2002 года № 584 и 585, о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Кляповского сельского поселения, выразившегося в непринятии муниципальных нормативных правовых актов в сфере управления, распоряжения муниципальной собственностью на территории муниципального образования.

Прокурор заявляя требования к поселению, полагает, что отсутствие нормативных правовых актов, действующих на территории сельского поселения нарушает права и интересы лиц, участвующих в приватизации муниципального имущества.

Представитель ответчика ФИО1 иск признала, пояснив, что требуемые прокурором нормативные акты разработаны и будут утверждены в 2013 году.

В соответствии с подпунктами 5, 6, 7, 8 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительным органом муниципального образования должны быть приняты нормативные правовые акты, определяющие порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий; порядок участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; порядок материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Кроме того, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусматривает необходимость принятия органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регламентирующих (определяющих):

компетенцию органов местного самоуправления (в соответствии с указанным Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; ч. 2 ст. 6); порядок планирования приватизации муниципального имущества (ч. 1 ст. 10); порядок принятия

решений об условиях приватизации (ч. 4 ст. 14); официальные печатные издания и официальные сайты в сети «Интернет», для публикации информации (абз. 2 ч. 1 ст. 15); порядок голосования победителя конкурса по продаже акций открытого акционерного общества, долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, по вопросам, указанным в ч. 19 ст. 20 Федерального закона; порядок разработки и утверждения условий конкурса по продаже акций открытого акционерного общества, долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на конкурсе, порядок контроля за их исполнением и порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий (ч. 22 ст. 20); порядок подведения итогов продажи муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены (ч. 5 ст. 24); порядок и объем осуществления продавцами муниципального имущества от имени муниципального образования некоторых прав акционера акционерного общества или участника общества с ограниченной ответственностью, в случаях, предусмотренных Ч. 1 СТ. 39 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» (абз. 4 ч. 1 ст. 39); порядок управления находящимися в муниципальной собственности акциями открытых акционерных обществ, долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации (абз. 5 1 ст. 39); порядок осуществления полномочий высшего органа управления общества от имени собственника акций открытого акционерного общества, собственника доли в Qбществе с ограниченной ответственностью (в случае, если в муниципальной собственности находятся не закрепленные за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями 100 процентов акций открытого акционерного общества, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, составляющая 100 процентов его уставного капитала; ч. 2 ст. 39); порядок оплаты имущества, находящегося в муниципальной собственности (ч. 7 ст. 35).

В соответствии с абз. 3 п. 2 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, абз. 3 п. 2 Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 585, абз. 3 п. 2 Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 584, правовыми актами органов местного самоуправления должны быть установлены порядки определения продавцов при продаже имущества, находящегося в муниципальной собственности, на конкурсе, аукционе, а также специализированном аукционе.

В соответствии с п. 16 (2) Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе,

утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 585, абз. 2 пункта 18 (2) Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 584, правовыми актами органов местного самоуправления устанавливаются порядки и сроки перечисления задатка, а также денежных средств в счет оплаты приватизируемого имущества в местный бюджет, при проведении конкурса, аукциона.

В соответствии с п. 28 Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 584, при продаже имущества, находящегося в муниципальной собственности, порядок контроля за исполнением условий конкурса и порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий определяются органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 5 Правил привлечения брокеров для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 845, порядок определения количества брокеров, подлежащих отбору на конкурсе по продаже находящихся в муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг, определяется органами местного самоуправления. В соответствии с абз. 2 пункта 21 указанных Правил, органами местного самоуправления устанавливается порядок оценки критериев отбора брокеров.

Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и

муниципальных унитарных предприятиях» предусматривает необходимость определения органами местного самоуправления: порядка, размеров и сроков ежегодного перечисления муниципальным предприятием в бюджет части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей (ч. 2 ст. 17); порядка распределения доходов муниципального казенного предприятия (ч. 3 ст. 17); перечня документов, которые унитарное предприятие по окончании отчетного периода обязано представлять уполномоченным органам местного самоуправления (ч. 3 ст. 26); порядка проведения аттестации руководителя унитарного предприятия (абз. 2 ч. 2 ст. 21); порядка определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем (абз. 2 ч. 5 ст. 8); порядка осуществления заимствований унитарными предприятиями (ч. 2 ст.24); порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе.

Кроме того, в соответствии с ч. 4.1 ст. 18 указанного Федерального муниципальными нормативными правовыми актами определяется порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 статьи 4 перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них муниципального имущества.

В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений определяется: порядок принятия решения о создании муниципальной некоммерческой организации в результате ее учреждения (подп. 3 ч. 2 ст. 13); порядок утверждения устава муниципального бюджетного, казенного учреждения (пункт 3 ч. 1.1 ст. 14); порядок внесения изменений в устав муниципального бюджетного, казенного учреждения (ч. 4 ст. 14); порядок принятия решения о реорганизации и проведения реорганизации муниципальных бюджетных или казенных учреждений (пункт 3 ч. 2.1 ст.16);

порядок изменения типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения, а также изменения типа казенного учреждения в целях создания бюджетного учреждения (пункт 3 ч. 2 ст. 17.1); порядок принятия решения о ликвидации и проведения ликвидации бюджетного, казенного учреждения (пункт 3 ч. 5 ст. 18); порядок "осуществления контроля за деятельностью бюджетных, казенных учреждений (пункт 3 ч. 1 ст. 19.1 ФЗ).

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» органом местного самоуправления устанавливается порядок участия их представителей в органах управления автономной некоммерческой организации (в случае, если учредителем автономной некоммерческой организации является муниципальное образование).

В соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях», с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», местной администрацией муниципального образования - для автономных

учреждений, созданных на базе муниципального имущества, устанавливается: порядок осуществления контроля за деятельностью автономных учреждений (п. 3. ч. 3.23 ст. 2); порядок утверждения устава муниципального автономного учреждения (пункт 3 ч. 1.1 ст. 14); порядок осуществления органом местного самоуправления функции и полномочий учредителя автономного учреждения (п. 3. ч. 3 ст. 6); порядок принятия решения о ликвидации и про ведения ликвидации автономного учреждения (пункт 3 ч. 1 ст. 19).

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» местная администрация может устанавливать порядок определения видов особо ценного движимого имущества в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 3 ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» местной администрацией устанавливается порядок определения перечней особо ценного движимого имущества в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона местной администрацией муниципального образования могут определяться перечни муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению.

Пунктом 3 ч. 5 ст. 18 Федерального закона «Об автономных учреждениях» на органы местного самоуправления в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, возложена обязанность по определению порядка принятия решения о создании бюджетного или казенного учреждения учредителем автономного учреждения путем изменения его типа.

18.05.2012 года прокуратурой района в адрес главы Кляповского сельского поселения было направлено предложение в порядке ст. 9. Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» о разработке и принятии муниципальных нормативных правовых актов в сфере управления, распоряжения муниципальной собственностью на территории сельского поселения.

Несмотря на внесенное прокуратурой предложение, органами местного самоуправления Кляповского сельского поселения края указанные нормативные правовые акты до сих пор не разработаны и не приняты, о чем свидетельствует ответ администрации поселения по данному поводу от 30.11.2012 № 1105 и пояснения представителя ответчика.

Между тем, с момента внесения прокуратурой района предложения в порядке правотворческой инициативы у органов местного самоуправления Кляповского сельского поселения имелось достаточно времени для принятия мер к разработке и принятию указанных муниципальных актов самостоятельно, что своевременно сделано не было и не делается до сих пор. Данный факт свидетельствует о незаконном бездействии органов местного

самоуправления Кляповского сельского поселения, поэтому иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Отсутствие на уровне Кляповского сельского поселения нормативных правовых актов, необходимость принятия которых обусловлена требованиями Федеральных законов от 06.10.2003 № 13 1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», «Об автономных учреждениях», а также Постановлений Правительства РФ от 12.08.2002 № 584 и 585 может существенно нарушить права и интересы лиц, участвующих в приватизации муниципального имущества и круг которых на данный момент определить не представляется возможным, а также права и интересы муниципальных предприятий и учреждений.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие органов местного самоуправления Кляповского сельского поселения Березовского муниципального района Пермского края, выразившееся в не принятии муниципальных нормативных правовых актов в сфере управления, распоряжения муниципальной собственностью на территории муниципального образования.

Обязать муниципальное образование «Кляповское сельское поселение Березовского муниципального района Пермского края» разработать и принять муниципальные нормативные правовые акты в сфере управления, распоряжения муниципальной собственностью на территории сельского поселения в соответствии с требованиями Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», «Об автономных учреждениях», Постановлений Правительства РФ от 12.08.2002 № 584 и 585.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Рюмина Г.И.