ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4000/13 от 03.09.2013 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело № 2-4000/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 сентября 2013 г. г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Брянской О.Е., при секретаре Жойкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, ФИО1 указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (далее КУИиЗ) с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства автостоянки, площадью 355 кв.м., по <адрес>. Решением КУИиЗ от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании места размещения объекта ему было отказано в связи с прохождением по участку сети водоснабжения. Считает отказ незаконным, поскольку при прохождении через участок сетей производится вынос сетей за пределы земельного участка. Исходя из практики предоставления земельных участков, вынос инженерных сетей само собой разумеющийся факт, так как на инженерных сетях строительство не осуществляется. Исходя из этого, у КУИиЗ отсутствовали основания для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта. Просил обязать КУИиЗ устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем отмены решения от ДД.ММ.ГГГГ и предварительного согласования места размещения объекта.

Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (ранее Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ), ООО «Байкальские коммунальные системы».

В судебном заседании заявитель ФИО1 заявление поддержал, уточнил требования, просил признать отказ КУИиЗ незаконным и обязать КУИиЗ устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем отмены решения КУИиЗ от ДД.ММ.ГГГГ и предварительного согласования места размещения объекта. Дополнил, что КУИиЗ в отказе не указывает юридического обоснования отказа. Возможность выноса сетей определяется после предварительного согласования места размещения объекта, вынос инженерных сетей в данном случае возможен, о чем ему устно пояснили в ООО «БКС». КУИиЗ нарушен п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ: сначала орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка, а затем делает запрос в ресурсоснабжающие организации на предмет получения технических условий, в том числе и вынос инженерных сетей. Земельные участки с инженерными сетями согласовываются по всему городу. Отказ без обоснования нарушает его права и свободы как гражданина. Просил заявление удовлетворить.

Представитель КУИиЗ ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) против удовлетворения заявления возражал, представил письменный отзыв, полагал отказ КУИиЗ законным. Пояснил, что в предварительном согласовании места размещения объекта заявителю отказано в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ и Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, в связи с тем, что при осуществлении установленной законом процедуры выбора земельного участка для строительства было получено заключение Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ об отказе в согласовании предоставления испрашиваемого ФИО1 земельного участка, в связи с прохождением по земельному участку сетей водоснабжения.

Представитель заинтересованного лица ООО «Байкальские коммунальные системы» ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном пояснила, что по данному земельному участку действительно проходит сеть водоснабжения, возможен или нет вынос сетей в настоящее время сказать невозможно без согласования проекта выноса сетей.

Представитель заинтересованного лица Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в КУИиЗ с заявлением о выборе земельного участка, государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности, для строительства, и предварительном согласовании места размещения объекта, с просьбой определить возможность предоставления земельного участка в аренду сроком на 3 года, ориентировочной площадью 355 кв.м., для строительства автостоянки, предполагаемое место размещения объекта: вблизи <адрес>.

Согласно решению КУИиЗ от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании места размещения объекта ФИО1 отказано в связи с прохождением по участку сети водоснабжения.

Основанием для принятия КУИиЗ решения об отказе ФИО1 в предварительном согласовании места размещения объекта послужил отказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании предоставления земельного участка в связи с прохождением по нему сети водоснабжения.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, предусматривающем первоначально выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Согласно ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 № 807-82 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности (далее Положение).

Согласно пункту 1.3 Положения, орган местного самоуправления в лице КУИиЗ, уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью на территории г. Улан-Удэ, обеспечивает предоставление земельных участков для различных целей на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Порядок рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц и принятия решений по предоставлению земельных участков для строительства определен в п. 4 указанного Положения.

С соответствии с п. 4.7 Положения предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, предусмотренном настоящим Положением;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Согласно п. 4.7.1 Положения (в редакции от 16.06.2011, действовавшей на момент подачи ФИО1 заявления о выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта), гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, подает в КУИиЗ заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Согласно п. 4.7.2 (в редакции от 16.06.2011) КУИиЗ обеспечивает выбор земельного участка в следующем порядке:

КУИиЗ направляет копию заявления в Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ, которое определяет возможность предоставления земельного участка и направляет заключение о возможности или невозможности размещения объекта в КУИиЗ с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в соответствии с возможным вариантом его выбора.

В случае невозможности размещения объекта КУИиЗ в пятидневный срок со дня поступления заключения от Управления архитектуры градостроительства г. Улан-Удэ принимает решение об отказе в размещении объекта.

При поступлении заключения о возможности размещения объекта КУИиЗ размещает соответствующую информацию, выясняет наличие технических условий. При поступлении информации о технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения КУИиЗ оформляет акт о выборе земельного участка для строительства, который согласовывается уполномоченным государственным органом охраны памятников. При поступлении согласованного акта о выборе земельного участка КУИиЗ принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.

Как видно из приведенных выше норм, процедура принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта предусматривала обязательное наличие заключения Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ о возможности или невозможности размещения объекта, на что было указано в п. 4.7.2 Положения. Из толкования данных норм следует, что заключение Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ о невозможности размещения объекта исключало возможность принятия КУИиЗ решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Указанная в п. 4 Положения процедура согласовывается с требованиями ч. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ о порядке обеспечения органом местного самоуправления выбора земельного участка по заявлению гражданина посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

При этом ни Земельным кодексом РФ, ни вышеуказанным Положением не предусмотрена возможность оценки органом местного самоуправления, обеспечивающим выбор земельного участка, правомерности отказа в согласовании предоставления земельного участка соответствующим органом.

Факт прохождения сетей водоснабжения по испрашиваемому земельному участку заявителем не оспаривался.

Отказ Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ (Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ) в согласовании предоставления земельного участка заявителем в установленном законом порядке не обжалован.

В отказе КУИиЗ от ДД.ММ.ГГГГ, направленном заявителю, указано на причину отказа, имеется ссылка на п. 4.7.2 вышеприведенного Положения, предусматривающего, что в случае невозможности размещения объекта КУИиЗ в пятидневный срок со дня поступления заключения от Управления архитектуры градостроительства г. Улан-Удэ принимает решение об отказе в размещении объекта.

Доводы заявителя о том, что КУИиЗ нарушен п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ о порядке принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку указанная норма закона не регламентирует процедуру предоставления земельных участков таким образом, как на это указывает заявитель.

В силу части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Учитывая, что уполномоченный орган местного самоуправления вправе принять отрицательное решение по вопросу о предварительном согласовании места размещения объекта в конкретных запрошенных границах и для определенной заявителем цели, несоответствие оспариваемого решения КУИиЗ требованиям закона не установлено, права заявителя не нарушены, принимая во внимание, что наличие у заявителя права на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о согласовании места размещения объекта, не порождает встречной обязанности уполномоченного органа в обязательном порядке согласовать место размещения объекта, выбранного заявителем, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления.

Руководствуясь ст. 258, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья О.Е. Брянская