Дело № 2-4002/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2017 года г. Чита
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Копеистовой О.Н.,
при секретаре Алымовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даурского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта РФ о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Даурский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. Прокуратурой в соответствии с п.11 Плана работы прокуратуры на 2 квартал 2017 года проведена проверка соблюдения требований закона при обеспечении антитеррористической защищенности поднадзорных пунктов пропуска через Государственную границу, в частности ДАПП Староцурухайтуйский. Согласно паспорту пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации ДАПП Староцурухайтуйский, утвержденному совместным решением руководителей контрольных органов и руководителя администрации пункта пропуска ДД.ММ.ГГГГ, на его территории федеральными органами исполнительной власти осуществляются следующие виды контроля: пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный, транспортный. Тем самым, объекты, закрепленные в оперативном управлении ФГКУ Росгранстрой, используются должностными лицами федеральных государственных органов исполнительной власти для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ ДАПП Староцурухатуйский, а следовательно относятся к числу объектов, подлежащих государственной охране. В настоящее время сохранность имущества, закрепленного в оперативном управлении ФГКУ Росгранстрой, обеспечивается нахождением в пункте пропуска сотрудника обособленного отделения ФГКУ Росгранстрой, наличием пожарно-охранной сигнализации, системы видеонаблюдения, наличием ограждения и использованием запирающих устройств с опечатыванием при закрытии дверей. Однако, государственная охрана пункта пропуска через Государственную границу ДАПП Староцурухайтуйский не осуществляется. Просит суд обязать Читинский филиал Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» и Министерство транспорта Российской Федерации принять меры по организации государственной охраны закрепленного в оперативном управлении имущества, находящегося в пункте пропуска через Государственную границу РФ ДАПП Староцурухайтуйский (здание пункта погранично-таможенного контроля, дорогу с асфальтовым покрытием, навес и смотровые ямы) а также земельных участков кадастровые (или условные)номера №, расположенных по адресу: двусторонний автомобильный грузопассажирский постоянный пункт пропуска Староцурухайтуйский; <адрес>. Обязать ответчика выполнить указанные требования в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, в которых просит возложить на ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Читинского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», а при недостаточности средств у Учреждения – на Министерство транспорта РФ обязанность по принятию мер, связанных с организацией государственной охраны закрепленного в оперативном управлении имущества, находящегося в пункте пропуска через государственную границу РФ ДАПП Староцурухайтуйский (здание пункта погранично-таможенного контроля, дорогу с асфальтовым покрытием, навес и смотровые ямы), а также земельных участков кадастровые (или условные) номера №, расположенных по адресу: двусторонний автомобильный грузопассажирский постоянный пункт пропуска Староцурухайтуйский; <адрес>. Указанные требования выполнить в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В отзыве на исковое заявление представитель Читинского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ Росгранстрой) ФИО1 пояснила, что в обоснование иска прокурор ссылается на нормы ФЗ от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране». Указанным законом регулируются отношения по государственной охране Президента РФ, определенных законом лиц, замещающих государственные должности РФ, федеральных государственных служащих и иных лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с Федеральным законом, а также глав иностранных государств и правительств и иных лиц иностранных государств во время пребывания на территории РФ. Указанный перечень является закрытым, расширенному толкованию не подлежит, в перечень не входят пункты пропуска через государственную границу РФ. Согласно п.6.5 Устава при осуществлении права оперативного управления имуществом Дирекция не допускает ухудшения технического состояния имущества, помимо его ухудшения, связанного с нормальным износом по мере старения. Таким образом, учредительными документами организации закреплена обязанность по сохранению объектов пунктов пропуска в технически исправном состоянии, обязанности же по охране Устав ФГКУ Росгранстрой не предусматривает. Кроме того, согласно ч.3 ст.131 ГПК РФ в заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. Однако, Даурский транспортный прокурор не привел ссылки на нормы права, позволяющие применить избранный им способ защиты. Таким образом, считает, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты, а также не доказан факт ненадлежащего исполнения Читинским филиалом ФГКУ Росгранстрой полномочий по сохранности имущества учреждения, просит в удовлетворении требований отказать.
В отзыве на исковое заявление представитель Министерства транспорта РФ ссылается на следующее. В исковом заявлении прокурор ссылается на то, что абз.2 п.1 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 года № 587 «Вопросы частной детективной и частной охранной деятельности» утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране. Постановлением Правительства РФ от 09.09.2015г абз.2 п.1 Постановления № 587 был изложен в следующей редакции: «перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется». Таким образом, требования прокурора об обеспечении государственной охраны ДАПП Староцурухайтуйский основано на утратившей силу редакции Постановления № 587. Кроме того, Министерство транспорта РФ может нести субсидиарную ответственность только в случае недостаточности денежных средств у ФГКУ Росгранстрой. На основании вышеизложенного, просит в удовлетворении требований отказать.
На представленные отзывы, истцом представлено возражение, в котором он ссылается на следующее. С доводами, изложенными в отзыве ФГКУ Росгранстрой нельзя согласиться, так как: прокурор просит суд обязать ответчиков принять меры по организации государственной охраны закрепленного в оперативном управлении имущества, находящегося в пункте пропуска через государственную границу РФ ДАПП Староцурухайтуйский. Во - вторых, согласно п.3.3.11 Устава ФГКУ Росгранстрой для достижения целей деятельности Дирекция выполняет за счет средств федерального бюджета организацию сохранности имущества, закрепленного в оперативном управлении Дирекции. Необеспечение охраной объектов, подлежащих государственной охране, может повлечь незаконное посягательство на отчуждение имущества, принадлежащего как РФ, так и лицам, пересекающим государственную границу РФ в пункте пропуска через государственную границу ДАПП Староцурухайтуйский. Также истец не согласен с позицией Министерства транспорта РФ. В соответствии со ст.11. Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Указанный перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности». В соответствии с п.1 Перечня здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, иных государственных органов Российской Федерации относятся к объектам, на которые частная охранная деятельность не распространяется. Изложенное свидетельствует о том, что здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, иных государственных органов Российской Федерации относятся к объектам, которые подлежат государственной охране, которая в свою очередь может быть обеспечена либо ведомственной охраной, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране», либо государственной охраной, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране». Вместе с тем, в соответствии со ст.1 ФЗ «О ведомственной охране» ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право за организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств. Однако, ФГКУ Росгранстрой не отнесено к организациям, имеющим право создавать ведомственную охрану. Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 743 утверждено Положение о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации. Перечень охраняемых объектов утверждается Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Соответствующий перечень утвержден Приказом Минтранса России от 03.08.2016 № 222 «Об утверждении Перечня охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», однако ни пункты пропуска через Государственную границу РФ, ни находящееся в оперативном управлении ФГКУ Росгранстрой имущество, не включено в перечень объектов, охраняемых ведомственной охраной Минтранса Российской Федерации. Изложенное позволяет сделать вывод, что единственным видом охраны, способным обеспечить надлежащую охрану является государственная охрана.
В судебном заседании прокурор Федорова Е.В. иск поддержала в пределах уточненных требований.
Представитель ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ Росгранстрой) ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы отзыва.
Представитель Министерства транспорта России в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или Российской Федерации.
Достоверно установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права №№ от ДД.ММ.ГГГГ и №№ от ДД.ММ.ГГГГ на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ Росгранстрой переданы: земельный участок кадастровый (или условный) №.Категория земель: земли населенных пунктов - для реконструкции двухстороннего автомобильного пункта пропуска «Староцурухайтуйский». Площадь 1232 м2; земельный участок кадастровый (или условный) №. Категория земель: земли населенных пунктов - для эксплуатации и обслуживания автоперехода. Площадь 12234 м.
Согласно паспорту пункта пропуска через Государственную границу РФ ДАПП Староцурухайтуйский на его территории федеральными органами исполнительной власти осуществляются следующие виды контроля: пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный, транспортный.
ДД.ММ.ГГГГ Даурским транспортным прокурором совместно с сотрудниками ДАПП Староцурухайтуй ФГКУ Росгранстрой была проведена проверка состояния законности в сфере оборудования, эксплуатации технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, а также в сфере обустройства пункта пропуска через государственную границу РФ ДАПП Староцурухайтуй, в том числе антитеррористической защищенности. В ходе проверки установлено: границы пункта пропуска оборудованы периметровым ограждением, имеется система бесконтактного измерения температуры лиц, установлена система автоматического определения весовых параметров автотранспортных средств, система принудительной остановки транспортных средств выполнена в виде кустарно изготовленных устройств с приваренными шипами, устройства не оборудованы электрическим приводом, установлено 2 дорожных знака «ограничение скорости» на грузовом направлении «Въезд в РФ», «Выезд из РФ», перед границами пункта пропуска установлены знаки «Пункт пропуска» и «Check point». Имеется дорожная разметка. Отсутствуют дорожные знаки «ограничение скорости» на легковом направлении «Въезд в РФ», «Выезд из РФ». Отсутствуют информационные знаки и баннеры. Светофоры и шлагбаумы отсутствуют. Элементы деревянного настила осмотровой эстакады имеют следы гниения древесины, признаки коробления древесины. Отсутствуют навесы над досмотровыми ямами грузового и легкового направлений. Освещение пункта пропуска обеспечивается 11 светодиодными лампами, находящимися в исправном состоянии. Отсутствует освещение в досмотровых ямах. Отсутствует статистическая система обнаружения оружия и наркотиков. Имеются переносные средства обнаружения оружия и наркотиков. Имеется автоматизированная система пожарно-охранной сигнализации, установленная в здании погранично- таможенного контроля, гараже, вагоне таможенной службы. В пункте пропуска установлено 2 видеокамеры ФГКУ Росгранстрой, охватывающие территорию грузового и легкового направления «Въезд в РФ», «Выезд из РФ». Трансляция с видеокамер ведется в здание погранично-таможеного контроля. Во время проведения проверки купольная камера № 1 не осуществляет динамическое ведонаблюдение, направлена на один участок. В пункте пропуска установлено 8 видеокамер Читинской таможни. Видеокамеры направлены на помещение таможенной службы. Система распознавания государственных регистрационных знаков, система защиты информации отсутствуют. Государственная охрана пункта пропуска не осуществляется.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 01 апреля 1993 года № 4730-1 под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 5 ФЗ «О государственной охране» государственную охрану осуществляют органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации, войска национальной гвардии Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 ст.296 ГК РФ установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 1.5 Раздела 1 «Общие положения» Устава ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», утвержденного распоряжением Минтранса России от 23.06.2016 № СА-78-р, установлено, что Дирекция является федеральным государственным казенным учреждением, обеспечивающим выполнение функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, оборудованием, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, для обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
Согласно п. 3.3.11 Устава для достижения целей деятельности Дирекция выполняет за счет средств федерального бюджета организацию сохранности имущества, закрепленного в оперативном управлении Дирекции.
В соответствии с письмом ФГКУ Росгранстрой от 23.12.2016 года в доведенной Читинскому филиалу бюджетной смете на 2017 год отсутствуют средства на охрану пунктов пропуска, в связи с этим с 01.01.2017 охрана ДАПП Староцурухайтуйский осуществляться не будет.
Из письма, ФГКУ «Росгранстрой» от 20.12.2016 года следует, что режим работы пункта пропуска ДАПП Староцурухайтуйский с 09-00 до 18-00 часов, выходной - воскресенье. В 2016 году охрана пункта пропуска осуществлялась ФГУП «Охрана» МВД России в ночное время и в выходные и праздничные дни. При этом в письме отмечается, что район, в котором находится пункт пропуска, является неблагоприятным с точки зрения криминогенности, на пунктах пропуска возможны преступления против государственной собственности. Из письма также следует, что в п. 1 Перечня объектов, подлежащих государственной охране, включены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, коими и являются здания и помещения, в которых осуществляют свою деятельность государственные контрольные органы.
Объекты, закрепленные в оперативном управлении ФГКУ Росгранстрой, используются должностными лицами федеральных государственных органов исполнительной власти для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ ДАПП Староцурухайтуйский, а следовательно относятся к числу объектов, подлежащих государственной охране.
Исходя из изложенного выше, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» и в соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом объема заявленных требований и возможностей их выполнения, устанавливает срок исполнения судебного решения – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований к Министерству транспорта РФ о привлечении Министерства как распорядителя бюджетных средств к субсидиарной ответственности следует отказать, так как данное требование не соответствует положениям Бюджетного Кодекса РФ.
В силу положений ст. 103 ГПК РФ взыскать с ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Даурского транспортного прокурора удовлетворить частично.
Обязать Федеральное государственное учреждение Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять меры, связанные с организацией государственной охраны закрепленного в оперативном управлении имущества, находящегося в пункте пропуска через государственную границу РФ ДАПП Староцурухайтуйский (здание пункта погранично-таможенного контроля, дорогу с асфальтовым покрытием, навес и смотровые ямы), а также земельных участков кадастровые (или условные) номера № расположенных по адресу: двусторонний автомобильный грузопассажирский постоянный пункт пропуска Староцурухайтуйский; <адрес>.
В удовлетворении исковых требований к Министерству транспорта РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
В окончательной форме решение изготовлено 1 декабря 2017 года
Судья О.Н.Копеистова