ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4004/18 от 05.12.2018 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело №2-4004/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Суворовой СМ.,

при секретаре судебного заседания Жуковой Е.С.

с участием:

представителей истца ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по доверенности Садового Р.Ю., Пфейф А.А.,

представителя ответчика Туркина Д.Е. по доверенности Аствацатуровой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 05 декабря 2018 года в г.Пятигорске гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» к Туркину ФИО9 об обязании представить средство измерения из состава узла учета газа для проведения калибровки,

установил:

В обоснование заявленных требований истец пояснил, что между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (Поставщик) и физическим лицом ФИО1 (Покупатель) заключен договор поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ (далее - договор). Согласно договора, Поставщик обязуется поставлять, а Покупатель получать (отбирать) и оплачивать газ, плату за снабженческо-сбытовые услуги и стоимость услуг по транспортировке газа в согласованных объемах. Отношения между поставщиком (истцом) и покупателем газа (ответчиком) регулируются также Правилами поставки газа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, утвержденными приказом Минэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ N 961, зарегистрированными в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 32168 (далее - Правила учета газа). Согласно пункту 2.10 Правил учета газа при приеме-передаче газа его объем измеряется средствами измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определенными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления. Пунктом 1 статьи 543 ГК РФ обязанность обеспечения надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдения установленного режима потребления энергии возложена на абонента. В силу пунктов 24 и 25 Правил поставки газа монтаж, эксплуатация и поверка средств измерений производятся в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений.

Из вышеперечисленных норм права следует, что на ответчике лежит ответственность за техническое состояние узла учета расхода газа, его соответствие требованиям, нормативных документов, нормативно-технической документации и условиям договора поставки газа.

Как определено разделом 4 «Порядок учета газа» договора поставки газа и на: сновании пункта 22 Правил поставки газа, при неисправности или отсутствии узлов учета газа Поставщика, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов объем газа определяется по узлам учета газа Покупателя.

Ввиду отсутствия у ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» узла учета газа, количество поданного-принятого газа по договору определялось по узлу учета газа ФИО6 СГ-ЭК-Вз-Р-0,2-650/16. В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки состояния и применения средств измерений или технических систем и устройств с измерительными функциями СГ-ЭК-Вз-Р-0,2-650/16 установлено, что отсутствуют штуцера отбора давления, отсутствует датчик перепада давления, не представлены документы на все газоиспользующее оборудование, отсутствует режимная карта, не предоставлен доступ ко всему газоиспользующему оборудованию, нет масла в счетчике, в ходе проверки установлены антимагнитные пломбы: 260017784, 260017774. В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки состояния и применения средств измерений и или технических систем и устройств с измерительными функциями СГ-ЭК-Вз-Р-0,2-650/16 установлено, что узел учета газа не соответствует требованиям п. 12.2.4 ФИО8 8.740-2011. Также обнаружено, что данные по корректору VpH отличаются от показаний счетчика RVG G 400 . В допуске к иному оборудованию отказано.

Пунктом 4.3.1 договора в редакции дополнительного соглашения П/17 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Покупатель обязан предоставить представителям поставщика и ГРО доступ к сети газопотребления, газоиспользующим установкам, запорно-регулирующей арматуре, средствам измерений с возможностью проверки в том числе правильности работы средств измерений о проведении проверки прибора учета газа путем проведения калибровки средства измерения, по результатам которой на покупателя может быть возложена обязанность по ремонту, замене и внеочередной поверке указанного средства измерения за счет средств покупателя газа. Изложенный довод подтверждается арбитражной судебной практикой (Постановление Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А20-4235/2016).

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» ДД.ММ.ГГГГ обратилось к ФИО1 с предложением с исх. провести проверку (калибровку) газового счетчика RVG G 400 в лаборатории ФБУ «Пятигорский ЦСМ» в присутствии всех заинтересованных лиц.

На указанное обращение получен ответ ФИО1 вх. от ДД.ММ.ГГГГ, в котором согласия на проведение калибровки от покупателя газа не поступило.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» повторно предложило выполнить проверку технического состояния счетчика, входящего в состав измерительного комплекса в лаборатории ФБУ «Пятигорский ЦСМ» в присутствии всех заинтересованных сторон, за счет поставщика газа и расчетом объема поставленного газа, в период отсутствия счетчика исходя из среднего расхода за прошлые сутки. Таким образом, предложения о проведении проверки не предусматривали риска ограничения поставки газа потребителю и возложения на ФИО1 расходов, связанных с ее проведением. Ответ на указанное обращение от ФИО1 не поступил.

Учитывая изложенное истец считает, что ФИО1 злоупотребляет правом, препятствуя поставщику газа на проведение проверки за свой счет в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Просит обязать ответчика представить газовый счетчик RVG G 400 для проведения проверки должностными лицами ФБУ «Пятигорский ЦСМ» в присутствии всех заинтересованных сторон с произведением его калибровки.

В судебное заседание не явился ответчик ФИО1, однако в судебном заседании принимает участие его полномочный представитель по доверенности. С учетом мнения присутствующих лиц, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным слушать дело в отсутствие ответчика с участием его полномочного представителя.

В судебном заседании полномочные представители истца иск поддержали по доводам, изложенным в заявлении, требование просили удовлетворить.

В судебном заседании полномочный представитель ответчика против удовлетворения требований возражала, суду пояснила, что калибровка газового счетчика была произведена недавно, счетчик опломбирован в установленном законом порядке, является исправным, действующим, оснований для калибровки не имеется. В иске просила отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что требования, заявленные ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

К отношениям, связанным со снабжением через присоединительную сеть газом, согласно статье 548 Гражданского кодекса РФ, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547).

В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям, энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В судебном заседании достоверно установлено, что между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (Поставщик) и физическим лицом ФИО1 (Покупатель) заключен договор поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ (далее - договор). Согласно договора, Поставщик обязуется поставлять, а Покупатель получать (отбирать) и оплачивать газ, плату за снабженческо-сбытовые услуги и стоимость услуг по транспортировке газа в согласованных объемах. Отношения между поставщиком (истцом) и покупателем газа (ответчиком) регулируются также Правилами поставки газа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, утвержденными приказом Минэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ N 961, зарегистрированными в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 32168 (далее - Правила учета газа).

Согласно материалов гражданского дела между ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (Поставщик) и физическим лицом ФИО1 (Покупатель) заключен договор поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ, который является действующим договором.

Согласно договора поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ средством измерений и (или) технической системой и устройством с измерительными функциями является прибор учета RVG G400 .

Согласно свидетельства о поверке от ДД.ММ.ГГГГ прибор учета газа RVG G400 проверен ФБУ «Пятигорский ЦСМ» в объеме требований методики поверки и на основании результатов периодической поверки признано соответствующим установленным в описании типа метрологическим требованиям и пригодным к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Свидетельство о поверке действительно до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктами 56 - 59 Правил, проверка газоснабжающей организацией проводится с предварительным уведомлением абонента о дате и времени проведения проверки. Уведомление о проведении проверки направляется абоненту любым способом, обеспечивающим его получение абонентом не менее чем за 7 дней до проверки и позволяющим достоверно установить его получение абонентом. Лица, проводящие проверку, обязаны предъявить служебные удостоверения, а по требованию, основной документ, удостоверяющий их личность. Результаты проверки должны быть отражены в составленном в 2-х экземплярах акте, который должен быть подписан гражданами, присутствовавшими при проведении проверки и составлении акта. Второй экземпляр акта вручается абоненту (его представителю) под роспись, а в случае отказа от его получения, направляется ему по почте с уведомлением о вручении и описью вложения. В акте должны быть указаны дата и место проведения проверки, сведения об абоненте, у которого проводится проверка, сведения о гражданах, присутствовавших при проведении проверки, и реквизиты документов, удостоверяющих их личность, показания прибора учета газа, описание технического состояния пломб, описание нарушений с указанием конкретного пункта договора, который нарушен, а в случае их отсутствия - соответствующая запись. Акт должен быть подписан лицами, проводившими проверку и гражданами, присутствовавшими при проверке. Если абонент (его представитель) отказался от подписания акта, об этом должно быть указано в акте с указанием причин такого отказа.

В судебном заседании установлено, что газоснабжающей организацией ДД.ММ.ГГГГ составлен акт поверки состояния и применения средств измерений /или технических систем и устройств с измерительными функциями, согласно которого узел учета газа не соответствует требованиям ФИО88.740-2011. В ходе поверки обнаружено, что данные по корректору отличаются от показаний счетчика RVG G400. В доступе к газовому оборудованию отказано. При этом целостность пломб не нарушена.

Калибровка средств измерений на основании ч. 10 ст. 2 Закона представляет собой совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений. Общие положения законодательства о калибровке средств измерений изложены в ст. 18 Закона и проанализированы при ее комментировании. На подзаконном уровне действуют Правила по метрологии "Требования к выполнению калибровочных работ", утвержденные Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17.

Согласно положениям ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обеспечении единства измерений" Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии.

Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).

Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Согласно п.18 Приказа Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГ N 1815 "Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 38822) периодической поверке подвергается каждый экземпляр СИ (средство измерения), находящийся в эксплуатации, через установленный межповерочный интервал.

СИ, введенные в эксплуатацию и находящиеся на длительном хранении (более одного межповерочного интервала), подвергаются периодической поверке только после окончания хранения.

Периодическую поверку СИ, предназначенных для измерений (воспроизведения) нескольких величин или имеющих несколько поддиапазонов измерений, но используемых для измерений (воспроизведения) меньшего числа величин или на меньшем числе поддиапазонов измерений, допускается на основании письменного заявления владельца СИ, оформленного в произвольной форме, при условии наличия в методике поверки соответствующих указаний.

Соответствующая запись должна быть сделана в свидетельстве о поверке и (или) в паспорте (формуляре), если это допускается конструкцией СИ.

Согласно представленного суду свидетельства о поверке прибора учета газа межповерочный интервал установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 19 этого же приказа предусмотрено, что обязательное представление СИ на периодическую поверку чаще установленного межповерочного интервала (внеочередная поверка) осуществляется, в том числе в случаях:

несоответствия знака поверки формам, приведенным в приложении 3 к настоящему Порядку (знаки поверки считаются поврежденными, если нанесенную на них информацию невозможно прочитать без применения специальных средств. Поврежденные знаки поверки восстановлению не подлежат);

повреждения пломбы (пломбы считаются поврежденными, если нанесенную на них информацию невозможно прочитать без применения специальных средств и если пломбы не препятствуют доступу к узлам регулировки и (или) элементам конструкции СИ);

проведения повторной регулировки или настройки, с вскрытием пломб, предотвращающих доступ к узлам регулировки и (или) элементам конструкции, известного или предполагаемого ударного или иного воздействия или при возникновении сомнений в его показаниях.

Однако в настоящем случае отсутствуют сведения о повреждении знака поверки, повреждении пломбы либо ударное или иное воздействие на прибор учета газа. Такие обстоятельства судом не установлены, доказательств наличия этих обстоятельств суду не представлены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для обязания ответчика предоставить для поверки с проведением его калибровки отсутствуют.

В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 566-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 888-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В судебном заседании истцом не доказана необходимость проведения поверки с последующей калибровкой прибора учета газа в отсутствие добровольного согласия на такие действия абонента.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» к ФИО1 об обязании представить газовый счетчик RVG G 400 для проведения поверки должностными лицами ФБУ «Пятигорский ЦСМ» в присутствии всех заинтересованных сторон с произведением его калибровки, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья С.М. Суворова