Дело №
Мотивированное решение изготовлено 14.08.2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2017 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга <адрес> в составе председательствующего судьи Лазаревой В.И.,
при секретаре Хасановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Екатеринбурга к Администрации г. Екатеринбурга, Департаменту по управлению муниципальным имуществом администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
истец обратился в суд с указанным иском. С учетом уточнений просил возложить на администрацию г. Екатеринбурга обязанность подготовить и обратиться с заявлениями о постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет в территориальный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в отношении бесхозяйных коммунальных сетей, объектов инженерной инфраструктуры:
1.дворовая канализационная сеть протяженностью 96 метров от здания МОУ СОШ № с присоединением в выгребную яму (<адрес>, г. Екатеринбург, кадастровый №);
2.дворовая канализация протяженностью 68 метров от жилого дома по <адрес> до выгребной ямы, кадастровый №;
3.дворовая канализация протяженностью 55 метров от жилого дома по <адрес> до выгребной ямы, кадастровый №;
4.дворовая канализация протяженностью 123 метра от жилых домов <адрес> 13 до присоединения в дворовую канализацию от жилых домов № и 8 по <адрес> кадастровый №;
5.дворовая канализация протяженностью 73 метра от жилого дома по <адрес> до выгребной ямы, кадастровый №;
6.внутриквартальный коллектор протяженностью 79 метров вдоль жилого <адрес>, кадастровый №;
7.дворовая канализация протяженностью 119 метров от жилых домов № и 12 по <адрес> до выгребной ямы;
8.дворовая канализационная сеть протяженностью 74 метра от МДОУ № по <адрес> с присоединением в выгребную яму, кадастровый №;
9.дворовая канализация протяженностью 181 метр от жилых домов № и 4 по <адрес> до присоединения в дворовую канализацию <адрес> мм от жилого <адрес>, кадастровый №;
10.дворовая канализация протяженностью 66 метров от жилых домов № и 9 по <адрес> до выгребной ямы, кадастровый 66:41:0306099:182.
В судебном заседании представитель истца Прокуратуры г. Екатеринбурга – старший помощник прокурора Малых А.М., уточненные требования просил удовлетворить по предмету и основаниям, не поддержал требования в части п. 3 просительной части – дворовая канализация протяженностью 55 метров от жилого дома по <адрес> до выгребной ямы, кадастровый № (в установленном порядке от требований не отказался), в связи с тем, что на настоящий момент указанный дом подключен к централизованной системе. Обязанность просил возложить на надлежащего ответчика ответчика администрацию г. Екатеринбурга.
Представитель ответчика администрации г. Екатеринбурга – Щеплыгина Н.Л., действующая по доверенности, в удовлетворении требований просила отказать, представила письменный отзыв. В обоснование возражений указала на то, что указанные сети не являются частью централизованной системы, ведут к выгребным ямам, используются для обслуживания конкретных домов, отвечают признакам общего имущества собственников многоквартирных домов. Относительно шестимесячного срока для исполнения обязательств возражений не высказала.
Ответчик ДУМИ администрации г. Екатеринбурга в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно надлежащим образом, ранее в судебном заседании представитель Захарова С.А., действующая по доверенности, в удовлетворении требований к ДУМИ просила отказать в связи с тем, что ДУМИ является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица ЗАО «УК «Верх-Исетская» - Попов В.А., действующий по доверенности, в судебном заседании требования поддержал, дополнительно суду пояснил, что имущество к общедомовому не относится, необходимы для обслуживания нескольких многоквартирных домов.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования обоснованным и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Поскольку спорный объект недвижимости является объектом водоотведения, а в соответствии с положениями Федерального закона от <//> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на администрацию муниципального района возложена обязанность осуществлять водоотведения надлежащим образом, последняя должна принять меры направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей водоотведения сточных вод.
На основании п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от <//> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно ст. 36 Устава муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от <//>№, Администрация города Екатеринбурга является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу абз. 4 п. 1 Приложения № к постановлению Верховного Совета РФ от <//>№ (далее - Постановление №) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся к муниципальной собственности.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993№ «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень \объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, всоответствии с приложением № к постановлению №.
Пунктом 1 Приложения № к Постановлению № сети водоотведения (канализационные сети), как объекты инженерной инфраструктуры, являются объектами, отнесенными к муниципальной собственности в силу закона независимо от того оформлено ли это право в установленном порядке и независимо от того, на чьем балансе они находятся.
Документами, подтверждающими право муниципальной собственности на отдельные объекты, является реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности, а до момента внесения объектов в указанные реестры - перечень объектов, определяется в соответствии с Приложением № к Постановлению №.
Таким образом, спорные объекты инженерной инфраструктуры города являются муниципальной собственностью в силу прямого указания названного Постановления №.
В соответствии со ст 6. Федерального закона от декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, в связи с чем, также усматривается необходимость в принятии на баланс муниципалитета бесхозяйных сетей водоотведения на территории <адрес> в г. Екатеринбурге.
Согласно ч. 3 ст. 25 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Указанные положения возлагают на компетентные органы местного самоуправления, в данном случае на Администрацию города Екатеринбурга, обязанность по подготовке и обращению с заявлением в территориальный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в отношении объектов недвижимого имущества (бесхозяйных коммунальных сетей, объектов инженерной инфраструктуры), расположенных на территории <адрес> в г. Екатеринбурге.
Администрация города Екатеринбурга обязана принять своевременные меры по подготовке и обращению с заявлением в территориальный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в отношении объектов недвижимого имущества (бесхозяйных коммунальных сетей, объектов инженерной инфраструктуры), расположенных на территории г. Екатеринбурга.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Бездействие Администрации города Екатеринбурга, которая обязана принять своевременные меры по подготовке и обращению с заявлением в территориальный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в отношении объектов недвижимого имущества (бесхозяйных коммунальных сетей, объектов инженерной инфраструктуры), нарушает право неопределённого круга лиц, на безопасное функционирование коммунальных сетей, и может повлечь получение коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В отсутствии собственника указанные сети эксплуатируются, но не содержатся и не ремонтируются, их износ представляет угрозу неопределённому кругу лиц, собственникам жилых домов, к которым присоединены эти сети, также иным гражданам, жизни, здоровью, имуществу которых может быть причинён вред при аварии на данных сетях, так как данные сети проведены по территории населённого пункта, доступ к сетям не ограничен, в месте аварии могут оказаться случайные люди и их имущество.
Жизнь, здоровье, имущество граждан, неопределённого круга лиц являются охраняемыми законодательством объектами права.
С учетом установленных обстоятельств, суд находит требования к ответчику администрации г. Екатеринбурга подлежащими удовлетворению частично (за исключением п. 3 просительной части, в данной части требования подлежат отклонению в связи с подключением объекта к централизованной сети).
Срок исполнения считает возможным установить 06 месяцев, исходя из необходимости проведения соответствующих мероприятий – включения в перечень, подготовка технической документации, получение кадастровых паспортов, подготовка и согласование проектов Постановлений, осуществление действий, необходимых для постановки на учет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования Прокурора г. Екатеринбурга к Администрации г. Екатеринбурга удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию города Екатеринбурга обязанность обязанность подготовить и обратиться с заявлениями о постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет в территориальный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в отношении бесхозяйных коммунальных сетей, объектов инженерной инфраструктуры:
дворовая канализационная сеть протяженностью 96 метров от здания МОУ СОШ № с присоединением в выгребную яму (<адрес>, г. Екатеринбург, кадастровый №);
дворовая канализация протяженностью 68 метров от жилого дома по <адрес> до выгребной ямы, кадастровый №;
дворовая канализация протяженностью 123 метра от жилых домов <адрес> 13 до присоединения в дворовую канализацию от жилых домов № и 8 по <адрес> кадастровый №;
дворовая канализация протяженностью 73 метра от жилого дома по <адрес> до выгребной ямы, кадастровый №;
внутриквартальный коллектор протяженностью 79 метров вдоль жилого <адрес>, кадастровый №;
дворовая канализация протяженностью 119 метров от жилых домов № и 12 по <адрес> до выгребной ямы;
дворовая канализационная сеть протяженностью 74 метра от МДОУ № по <адрес> с присоединением в выгребную яму, кадастровый №;
дворовая канализация протяженностью 181 метр от жилых домов № и 4 по <адрес> до присоединения в дворовую канализацию <адрес> мм от жилого <адрес>, кадастровый №;
дворовая канализация протяженностью 66 метров от жилых домов № и 9 по <адрес> до выгребной ямы, кадастровый 66:41:0306099:182.
в срок не позднее 6 месяцев, с момента вступления судебного решения в законную силу.
В удовлетворении требований в отношении дворовой канализации протяженностью 55 метров от жилого дома по <адрес> до выгребной ямы, кадастровый № – отказать.
В удовлетворении требований к ДУМИ администрации г. Екатеринбурга – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья:
Секретарь: