ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4005/18 от 09.11.2018 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2018 года Свердловский районный суд г.Иркутска

в составе председательствующего судьи Новоселецкой Е.И.,

при секретаре Ивановой К.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4005/18 по иску Серопян Е.Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска о признании действий недобросовестными, признании решения незаконным, обязании произвести перерасчет, взыскании суммы,

У С Т А Н О В И Л:

Серопян Е.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска о признании действий недобросовестными, признании решения незаконным, обязании произвести перерасчет, взыскании суммы. В качестве оснований иска указано, что решением ГУ – УПФ РФ в Свердловском районе г. Иркутска от 21.05.2018 истцу назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ с 17.05.2018 в размере 6119,69 рублей.

Истец не согласен с датой назначения пенсии поскольку, первоначально истец обратился в УПФР с заявлением о назначении пенсии осенью 2016 года.

Заявление было принято к рассмотрению, но в связи с тем, что в трудовой стаж входила служба в армии и работа в Республике Грузия УПФ РФ в Свердловском районе г. Иркутска посчитало необходимым проверить достоверность предоставленных документов и направить запрос в Государственный фонд социального обеспечения Республики Грузия по адресу: 380021, Грузия, г. Тбилиси, ул. Церетели, 144.

По истечении времени при обращении истца, ему пояснили, что ответ на запрос не поступил. После чего истец самостоятельно выяснил, что по адресу 380021, Грузия, г. Тбилиси, ул. Церетели, 144 Государственный фонд социального обеспечения Республики Грузия не располагается, о чем было сообщено работнику пенсионного фонда.

Поскольку ответ на запрос получен не был решением от 03.08.2017 истцу было отказано в назначении пенсии.

Пенсия истцу назначена лишь с 17.05.2018.

В связи с чем, истец просит признать действия недобросовестными, признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 03.08.2017 незаконным, обязании произвести перерасчет пенсионных выплат, взыскании суммы пенсионных выплат с даты первоначального обращения

В судебном заседании истец Серопян Е.Б. и его представитель Пшеничникова Е.Ю., действующая на основании доверенности исковые требования поддержали, по существу пояснили, что Управление Пенсионного фонда направило запросы в архив Республики Грузия, однако по адресу указанному в запросе данная организация не находится. В связи с чем, ответы на запрос получены не были. Истец сообщил работникам пенсионного фонда, что адрес в запросе указан неверно, однако, запросы все равно направлялись по неверному адресу. В результате Серопян Е.Б. самостоятельно поехал в Республику Грузия, нашел архив, сдал запрос и получил ответы, после чего почтой направил ответы в адрес УПФР. Полагает, что пенсия должна быть ему назначена с момента первоначального обращения, поскольку в установленный законом срок ответы не были получены не по его вине, а в связи с тем, что сотрудники УПРФ направляли запросы по неверному адресу.

Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в Свердловском районе г. Иркутска – Фадеенко О.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила суду отзыв на исковое заявление, указав, что в соответствии со ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 400 –ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Согласно ст. 35 указанного закона с 01.10.20015 страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее шести лет страхового стажа с последующим ежегодным увеличением на один год до достижения страхового стажа 15-ти лет и величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2.4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.

На дату обращения Серопяну Е.Б. требовалось не менее восьми лет страхового стажа и величины ИПК не ниже 11,400.

Для подтверждения обоснованности выдачи справки о заработной плате от 07.09.2016 № 4/16, выданной Ахалцинским архивом Национального Архива Грузии, справки о заработной плате от 07.09.2016 № 5/16, выданной Ахалцинским архивом Национального Архива Грузии; архивной справки от 22.06.2016 № АА2016050074-05; справки от 07.12.2016 № 18 и содержащимися в них сведениями ГУ- УПФР в Свердловском районе г. Иркутска были сделаны запросы в Республику Грузия.

Дата регистрации Серопяна Е.Б. в системе ПУ – 05.06.2008. После этой даты страховой стаж подтверждается исключительно сведениями индивидуального (персонифицированного учета).

На основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета подлежит зачету с в страховой стаж 8 месяцев 19 дней.

По заявлению о назначении страховой пенсии по старости от 24.01.2017 было вынесено решение об отказе Серопян Е.Б. в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа (№ 1256 от 03.08.2017).

19.12.2017 в адрес пенсионного фонда поступили ставки о стаже и заработке Серопян Е.Б за период с 01.06.1979 по 31.12.1983 и с 1\05.01.1984 по 18.12.1984. с учетом поступивших справок подлежит зачету в страховой стаж 6 лет 3 месяца 4 дня, что также недостаточно для назначения страховой пенсии Серопяну Е.Б. (№ 340 от 05.04.2018.

16.04.2018 поступила архивная справка от 29.03.2018 № 10 о службе в рядах Советской Амии Серопян Е.Б.

Решением об отказе в установлении пенсии от 14.05.2018 № 422 Серопян Е.Б. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием документа о подтверждении постоянного жительства на территории РФ и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

Полагает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Согласно ст. 22 вышеуказанного закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Частью 8 ст. 22 предусмотрено, что в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
в силу ч. 9 чт. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Согласно п. 22.23 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 N 884н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

а) дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;

б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

в) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;

г) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии;

д) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;

е) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;

ж) возвращает заявителю подлинники представленных им документов;

з) приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пунктом 34 вышеназванного приказа предусмотрено, что в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую, непредставления по запросу территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе приостановить срок рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

Статьей 66 ТК РФ установлено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Согласно п.1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 года № 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Как установлено в судебном заседании первоначально Серопян Е.Б. обратился с заявлением о назначении страховой пенсии 24.01.2017.

К заявлению были приложены следующие документы: паспорт гражданина РФ, справка военного комиссариата (воинского подразделения), справка архивного учреждения, справка о регистрации по месту пребывания на территории РФ, документ, подтверждающий среднемесячный заработок.

А именно истцом была представлена справка выданная службой призыва и военного учета управ Ахалцинского муниципалитета № 18 от 07.12.2016, подтверждающая службу Серопяна Е.Б. в рядах Советской Армии (справка переведена на русский язык и заверена нотариусом); Архивная справка № АА2016050074-05 от 22.06.2016, выданная Национальный Архивом Грузии Архивом Ахалцихе о периодах работы истца с 01.01.1979 по 31.12.1983 и с 05.01.1984 по 18.12.1984; справка № 4/16 от 07.09.2016 о заработной плате Серопяна Е.Б. за период с 1979 по 1983 годы (перевод справок на русский язык заверен нотариусом Мациевской Н.М.)

Трудовая книжка истцом не представлялась.

Согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Серопян Е.Б. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 05.06.2008.

За период с момента регистрации Серопян Е.Б. в системе обязательного пенсионного страхования его стаж, подлежащий зачету в страховой трудовой стаж составляет 08 месяцев 19 дней.

В связи тем, что истцом в подтверждение стажа работы трудовая книжка не представлялась, а в подтверждение периодов работы истца в Республике Грузия последним были представлены архивные справки, УПФР принято решение о проверке достоверности сведений, содержащихся в представленных справках, в связи с чем, 10.11.2016, 30.01.2017, 27.04.2017, 21.06.2018 ГУ – УПФР в Свердловском районе г. Иркутска в адрес Государственного единого фонда социального страхования Республики Грузия направлялись запросы о проверке достоверности выданных национальным Архивом Грузии Ахалцинским Архивом справок о заработной плате Серопян Е.Б. и справки о службе в Советской Армии.

Как пояснили стороны в судебном заседании первоначально в ноябре 2016 года указанный запрос был направлен в связи с устным обращением Серопян Е.Б.

В связи с не поступлением ответов решением ГУ – УПФР в Свердловском районе г. Иркутска от 25.04.2017 было принято решение о приостановлении срока рассмотрения заявления на основании ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ до 28 марта 2017 года для проведения проверки достоверности указанных в справке сведений, срок рассмотрения заявления был приостановлен до получения межведомственного ответа до 25.07.2017.

24.07.2017 вынесено решение о восстановлении срока рассмотрения заявления с 24.07.2017.

Поскольку в установленный законом трехмесячный срок ответ на запрос пенсионного органа не поступил Решением ГУ УПРФ в Свердловском районе г. Иркутска № 1256 от 03.08.2017 Серопяну Е.Б. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа.

Как пояснил истец Серопян Е.Б. в судебном заседании в связи с тем, что пенсионным фондом запросы направлялись по неверному адресу, он сам поехал в Республику Грузия с запросом, в ноябре 2017 года получил ответ из Архива и направил документы почтой в адрес пенсионного фонда.

Так Ахалцинским Архивом Национального Архива Грузии выданы справки № АА2017042274-03 от 22.11.2017 и № А2017041437-03 от 15.11.2017 из которых следует, что Серопян Е.Б.

с 01.06.1979 принят бригадиром на участок Цира в Схвилисский совхоз Ахалцинского района

С 31.12.1983 освобожден в связи с реорганизацией совхоза,

С 05.01.1984 принят бригадиром на участок Цира в Цхрусткий совхоз Ахалцинского района, с 18.12.1984 освобожден с должности бригадира и переведен рабочим.

В книгах приказов и личных счетов Цхрутского совхоза за 1985-1990 гг. указанное лицо не найдено. В 1985 году зарплата начислена только за январь месяц, а в 1987 году – только за февраль.

Документы Ахалцинского водоснабжения за 1990-1995 в архив на сохранение не поступали. В приказе № 1189 от 1984 года отчество указанного лица фиксируется «Бахтермос»

Также выдана справка о заработной плате Серопян Е.Б. за период с июня 1979 по январь 1982 года.

Согласно справки № 04-11/3420 от 15.11.2017 выданной Самцхе-Джавахетским краевым центром социального обслуживания Юлпп Агентства социального облуживания Министерства труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии Серопян Е.Б. не получает никакой государственной выплаты с Самцхе-Джавахетского краевого центра социального обслуживания Агентства социального обслуживания.

Согласно справки № 10 от 29.03.2018 выданной Мэрией Ахалцинского муниципалитета, Службы воинского учета и призыва Серопян Е.Б. с 13.05.1975 по 07.05.1977 действительно служил в рядах Советской Армии.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что после обращения Серопяна Е.Б. 24.01.2017 ГУ-УПФР в Свердловском районе г. Иркутска проведена проверка достоверности сведений содержащихся в представленных архивных справках, подтверждающих период работы истца с 1979 по 1984 год, справок о заработной плате за указанный период времени, а также сведений о прохождении военной службы в рядах Советской Армии, выданных в республике Грузия.

Ответы на запрос Управления Пенсионного фонда подтверждающие стаж работы истца, необходимый для назначения пенсии, (с 1979 по 1984 годы) выданы Ахалцинским Архивом Национального Архива Грузии лишь 15 и 22 ноября 2017 года, а справка, подтверждающая период военной службы выдана 29.03.2018

Поскольку по истечении трехмесячного срока (в течение которого рассмотрение заявления Серопяна Е.Б.) было приостановлено не поступили документы, подтверждающие достоверность сведений о периоде работы и заработной плате истца содержащихся в представленных Серопяном Е.Б. справках у ГУ УПФР в Свердловском районе г. Иркутска отсутствовали основания для назначения пенсии. На день вынесения решения 03.08.2017 отсутствовали доказательства, подтверждающие достоверность сведений, содержащихся в справках представленных Серопяном Е.Б. при первоначальном обращении с заявлением о назначении пенсии.

17.05.2018 после получения всех необходимых документов Серопян ЕБ. Повторно обратился с заявлением о назначении пенсии. Решением УПФР от 30.05.2018 истцу назначена страховая пенсия по старости с 17.05.2018.

Таким образом, исследовав все представленные доказательства в совокупности суд приходит к выводу, что решение 03.08.2017 об отказе Серопяну Е.Б. в назначении пенсии является обоснованным, поскольку на момент вынесения решения отсутствовали доказательства, подтверждающие наличие трудового стажа необходимого для назначения пенсии.

При таких фактически установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Серопяна Е.Б. о признании недобросовестными действий, признании решения незаконным, обязании произвести перерасчет пенсионных выплаты, взыскании задолженности удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Серопян Е.Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска о признании действий недобросовестными, признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 03.08.2017 незаконным, обязании произвести перерасчет пенсионных выплат, взыскании суммы пенсионных выплат с даты первоначального обращения – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Е.И.Новоселецкая