Дело № 2-4006/2020 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
[ДД.ММ.ГГГГ][Адрес]
Автозаводский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Ивановой И.М.,
при секретаре судебного заседания Саловой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО1 к
УПФР в [Адрес] о признании права на досрочное назначение пенсии по старости
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратилась в суд с настоящими требованиями, указав, что [ДД.ММ.ГГГГ] обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
Решением УПФР в [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии.
В педагогический стаж включено 22 года 1 месяц 14 дней.
В специальный стаж не включены следующие периоды работы:
с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. в должности учителя русского языка и литературы в школе [Номер] им. [ФИО 2][Адрес]
с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. - учитель начальных классов [Адрес] средней школы,
с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. - воспитатель дошкольного образования в [Адрес] начальной школе-детском саду,
с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. - периоды нахождения на курсах повышения квалификации,
Считает отказ в назначении досрочной страховой пенсии незаконным.
Просит:
Признать решение ГУ УПФР в [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] об отказе в назначении пенсии по старости досрочно незаконным ;
Обязать ГУ УПФР в [Адрес] включить в стаж работы дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности:
с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. в должности учителя русского языка и литературы в школе [Номер] им. [ФИО 2][Адрес]
с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. - учитель начальных классов [Адрес] средней школы,
с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. - воспитатель дошкольного образования в [Адрес] начальной школе-детском саду,
с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. - периоды нахождения на курсах повышения квалификации,
обязать УПФР в [Адрес] назначить пенсию по старости досрочно с момента обращения, т.е. с [ДД.ММ.ГГГГ].
Истец ФИО1 исковые требования поддержала по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика УПФР в [Адрес] ФИО2 исковые требования не признала, суду пояснила, что считает решение об отказе в назначении досрочной пенсии законным и обоснованным.
Представители третьего лица МБОУ [ ... ] МБОУ детский сад [ ... ][Адрес] муниципального района [Адрес], МКОУ [ ... ] Школа МБОУ [Адрес] СОШ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, неявку лиц в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до [ДД.ММ.ГГГГ]
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до [ДД.ММ.ГГГГ] работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с [ДД.ММ.ГГГГ] - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Порядок включения в специальный стаж периодов отпусков названными Правилами не урегулирован.
Согласно п. 2 указанных выше правил при исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от [ДД.ММ.ГГГГ] N 516.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено этими правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована в системе пенсионного страхования [ДД.ММ.ГГГГ].
[ДД.ММ.ГГГГ] ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
Решением УПФР в [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии.
В педагогический стаж включено 22 года 1 месяц 14 дней.
В специальный стаж не включен следующий период работы:
с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. (1 год 6 месяцев 29 дней) в должности учителя русского языка и литературы в школе [Номер] им. [ФИО 2] Республики Казахстан, т.к. сведения, содержащиеся в документах о трудовом (страховом) стаже и заработке, приобретенном на территории иностранного государства после распада СССР (после [ДД.ММ.ГГГГ]), могут быть учтены только после подтверждения компетентными органами [Адрес].
Рассматривая правомерность отказа во включении в специальный стаж указанного периода суд исходит из следующего:
В ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации;
в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с [ДД.ММ.ГГГГ]
До [ДД.ММ.ГГГГ] основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно п. 2 ст. 6 вышеназванного Соглашения от [ДД.ММ.ГГГГ] для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до [ДД.ММ.ГГГГ].
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1, союз ССР прекратил свое существование [ДД.ММ.ГГГГ], то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от [ДД.ММ.ГГГГ] следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада [ДД.ММ.ГГГГ], а после распада этих государств - до [ДД.ММ.ГГГГ].
При этом возможность включения в специальный стаж периодов работы после [ДД.ММ.ГГГГ] может быть урегулирована только законодательными актами Российской Федерации либо международным договором (к таковым не могут относиться письма Министерства соцзащиты населения Российской Федерации и распоряжения Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации).
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников соглашений за период после вступления в силу Соглашения, после [ДД.ММ.ГГГГ].
Статьей 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от [ДД.ММ.ГГГГ] установлено, что государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Таким образом, при новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.
При установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения с бывшими республиками СССР для подтверждения льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников после [ДД.ММ.ГГГГ]. необходимо подтверждение компетентного органа о включении спорного периода на территории данного государства в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства.
Институт досрочной пенсии в [Адрес] отменен с [ДД.ММ.ГГГГ] в связи с принятием Закона [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] N [Номер] "О пенсионном обеспечении в [Адрес]". До [ДД.ММ.ГГГГ] в [Адрес] действовал Закон от [ДД.ММ.ГГГГ] "О пенсионном обеспечении граждан в [Адрес]", согласно ч. 4 ст. 37 которого право на пенсию за выслугу лет имели учителя, непосредственно занятые на педагогической работе в школе - при стаже работы не менее 25 лет.
До вступления в силу с [ДД.ММ.ГГГГ] Закона [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] N 136-1 "О пенсионном обеспечении в [Адрес]", нормами которого досрочные пенсии предусмотрены не были, на территории государства действовал Закон [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] "О пенсионном обеспечении граждан в [Адрес]", которым предусматривались следующие виды государственных пенсий: трудовые (по возрасту; по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет) и социальные.
Таким образом, поскольку до [ДД.ММ.ГГГГ] пенсионное законодательство [Адрес] предусматривало назначение пенсий за выслугу лет (пенсия педагогическим работникам относится к категории пенсий за выслугу лет) и данный институт утратил силу лишь с [ДД.ММ.ГГГГ], в то время как спорный период работы истца имел место до отмены института досрочной пенсии в [Адрес], оснований для отказа во включении указанного спорного периода работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, по мотиву отсутствия подтверждения компетентного органа [Адрес] того, что данный период учитывался при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством [Адрес], у суда первой инстанции не имеется.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с [ДД.ММ.ГГГГ] и действовал до [ДД.ММ.ГГГГ] - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с [ДД.ММ.ГГГГ], за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до [ДД.ММ.ГГГГ], единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до [ДД.ММ.ГГГГ], единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до [ДД.ММ.ГГГГ] - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015);
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до [ДД.ММ.ГГГГ] и с [ДД.ММ.ГГГГ] - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015);
единый социальный налог (взнос) за период с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ] - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015);
единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от [ДД.ММ.ГГГГ] N [Номер] (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в [Адрес]) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от [ДД.ММ.ГГГГ], и имевших место за пределами Российской Федерации до [ДД.ММ.ГГГГ] (даты вступления в силу Федерального закона от [ДД.ММ.ГГГГ] N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с [ДД.ММ.ГГГГ] стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов),
-учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от [ДД.ММ.ГГГГ], за пределами Российской Федерации после [ДД.ММ.ГГГГ]
(даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации")
-могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от [ДД.ММ.ГГГГ] должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от [ДД.ММ.ГГГГ] N [Номер], в [Адрес] органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от [ДД.ММ.ГГГГ], также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами);
справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность;
архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от [ДД.ММ.ГГГГ]
Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке.
ФИО1 зарегистрирована в системе пенсионного страхования [ДД.ММ.ГГГГ].
В качестве доказательств осуществления трудовой деятельности в период с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. в должности учителя русского языка и литературы в школе [Номер] им. [ФИО 2][Адрес], истцом предоставлена трудовая книжка, которая оформлена в соответствии с Правилами ведения трудовых книжек.
В соответствии со Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, право на досрочное пенсионное обеспечение дает работа в должности учителя в общеобразовательных учреждениях: школах всех наименований и гимназиях (пункт 1 раздела "Наименование должностей", пункт 1.1 раздела "Наименование учреждений").
Согласно пунктам 4, 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости..., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до [ДД.ММ.ГГГГ] работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с [ДД.ММ.ГГГГ] - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Работа истицы в период с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. в должности учителя русского языка и литературы в школе [Номер] подтверждается как трудовой книжкой, так и справкой работодателя [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ], направленной в адрес ответчика письмом, которая надлежащим образом заверена должностным лицом.
Приказ от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] подтверждает, что [ФИО 1](ФИО1) принята на работу учителем русского языка и литературы с [ДД.ММ.ГГГГ] на период декретного отпуска учителя.([ ... ]
Приказ [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] подтверждает, что на [ФИО 1](ФИО1) возложены как на учителя русского языка и литературы обязанности директора[ ... ]
Приказом [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] в личном деле фамилия [ФИО 1] изменена на фамилию ФИО1 в связи с заключением брака.
Приказ по средней школе [Номер] имени [ФИО 2] от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] подтверждает проведение аттестации ФИО1 по 8 разряду[ ... ]
Приказ от [ДД.ММ.ГГГГ] по средней школе [Номер] имени [ФИО 2] подтверждает предоставление ФИО1 отпуска.([ ... ]
Приказ « [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] подтверждает предоставление [ФИО 1](ФИО1) дополнительного отпуска. [ ... ]
Приказ по средней школе [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] подтверждает увольнение ФИО1 с должности учителя русского и литературы[ ... ]
Все справки скреплены печатью, подписаны должностным лицом.
УПФ РФ направлен запрос в Филиал РГКП [ ... ] об оказании содействия в истребовании справок, уточняющих особый характер работы заявителя. Ответа до настоящего времени нее поступило.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от [ДД.ММ.ГГГГ], учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от [ДД.ММ.ГГГГ], приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы по найму после [ДД.ММ.ГГГГ] (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от [ДД.ММ.ГГГГ] подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В силу положений части 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в связи с чем не поступление в установленный срок ответа из компетентного органа Республики Казахстан на запрос пенсионного органа о подтверждении стажа истца в спорный период не может быть поставлено ей в вину, при наличии у последней трудовой книжки, имеющей записи о ее работе в спорный период, который также подтвержден надлежащим образом заверенной справкой из компетентного органа Республики Казахстан.
Таким образом, учитывая приведенные положения пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от [ДД.ММ.ГГГГ] N [Номер], за ФИО1 работодателем производилась уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение в спорные периоды трудовой деятельности, суд приходит к выводу о том, что спорные периоды работы ФИО1, с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].(1год 6 месяцев 29 дней) в должности учителя русского языка и литературы в школе [Номер]подлежат включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку, периоды работы с особыми условиями труда после [ДД.ММ.ГГГГ], могут быть учтены в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 30 - 31 Закона N 400-ФЗ, при наличии схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий, при которых определяется право на досрочную пенсию по старости,
Рассматривая отказ пенсионного фонда во включении в специальный стаж истца периода работы с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].( 1 месяц 13 дней) в должности учителя начальных классов [Адрес] средней школы, суд исходит из следующего:
Указанный период не включен в стаж поскольку справка от [ДД.ММ.ГГГГ], уточняющая особый характер работы не представлена, в связи с чем не представилось возможным определить были ли в указанный период административные отпуска, простои, курсы повышения квалификации.
Согласно пункту 2 постановления Совета Министров РСФСР от [ДД.ММ.ГГГГ] N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, утвержденным данным постановлением, независимо от ведомственной принадлежности, в разделе "Наименование должностей" предусмотрена должность «учитель».
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 также предусмотрены школы всех наименований и должность учитель.
Согласно пунктам 4, 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости..., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до [ДД.ММ.ГГГГ] работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки),
Поскольку спорный период работы с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].(1 месяц 13 дней) протекал до [ДД.ММ.ГГГГ] отказ во включении указанного периода в специальный стаж является неправомерным.
Рассматривая отказ пенсионного фонда во включении в специальный стаж истца периода работы с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].(11 месяцев 26 дней) в должности воспитателя дошкольного образования в [Адрес] начальной школе-детском саду – суд исходит из следующего:
Данный период не принят к зачету поскольку должность воспитателя дошкольного образования не поименована в Списках и в тождествах отдельных наименований должностей.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", в редакции, действовавшей в спорный период, образовательное учреждение является юридическим лицом. Образовательное учреждение по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).
Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организация) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный трудовой стаж, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года предусмотрена должность учителя, в числе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста - начальная школа (школа) - детский сад.
В Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от [ДД.ММ.ГГГГ] N 1067, предусмотрена должность учителя, в числе учреждений начальная школа - детский сад.
В Списке, утвержденном Постановлением Министров РСФСР N 463 от [ДД.ММ.ГГГГ], предусмотрена должность воспитателя, а также учреждения Школа - детский сад.
Из разъяснений, содержащихся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года "30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" следует, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Приказом Минтруда России от 24 сентября 2015 года N 661н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях", установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в общеобразовательных организациях для детей независимо от их наименований, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам дошкольного образования и образовательным программам начального общего образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа (школа) - детский сад, предусмотренных пунктом 1.7 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Федеральный закон от 01.04.1996 г. М: 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования вступил в законную силу с [ДД.ММ.ГГГГ]
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с абзацем 4 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации
В силу пункта 39 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются,
Поскольку на момент рассмотрении вопроса о назначении истцу досрочной пенсии в СНИЛС спорный период работы указан специальным педагогическим стажем при норме выработки, оснований для отказа во включении сворного периода в специальный стаж не имеется, поскольку после регистрации в системе пенсионного страхования льготный характер работы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Рассматривая правомерность отказа во включении в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации(3 месяца 16 дней)
с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. -
суд исходит из следующего:
По общему правилу, установленному в части 1 статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем данные периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения пенсии.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Направление истца на курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы подтверждается приказами работодателя
Учитывая, что ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно [ДД.ММ.ГГГГ], на момент обращения ответчиком добровольно включено в специальный стаж 22 года 1 месяц 14 дней, с учетом подлежащего включению в специальный стаж дополнительного периода работы, суд приходит к выводу, что на момент обращения специальный стаж истца составил 25 лет 1 месяц 8 дней, что позволяет назначить ей пенсию по старости досрочно с момента обращения, т.е. с [ДД.ММ.ГГГГ].
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые ФИО1 к
УПФР в [Адрес] о признании права на досрочное назначение пенсии по старости
– удовлетворить.
Признать решение ГУ УПФР в [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] об отказе в назначении пенсии ФИО1 по старости досрочно незаконным ;
Обязать УПФР в [Адрес] включить в специальный стаж работы ФИО1 периоды работы :
с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. в должности учителя русского языка и литературы в школе [Номер] им. [ФИО 2][Адрес]
с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. - учитель начальных классов [Адрес] средней школы,
с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. - воспитатель дошкольного образования в [Адрес] начальной школе-детском саду,
с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ] с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ].; с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. - периоды нахождения на курсах повышения квалификации,
Обязать УПФР в [Адрес] назначить ФИО1 пенсию по старости досрочно с момента обращения, т.е. с [ДД.ММ.ГГГГ],
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке через Автозаводский районный суд города Нижнего Новгорода в Нижегородский областной суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Судья: И.М. Иванова