ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4006/2013 от 12.08.2013 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Галкина К.А.,

при секретаре Панявиной А.И.,

с участием: заявителя ФИО1, представителя заинтересованного лица по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО17

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО1 о неправомерном отказе должностного лица – губернатора <адрес> в личном приеме заявителя,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением о неправомерном отказе должностного лица – губернатора <адрес>, в личном приеме заявителя.

В заявлении ФИО1 указывает, что она проживает в домовладении № общей площадью 24,6 кв.м по <адрес>. После пожара дом признан аварийным, проживание в нем опасно для жизни, в связи с этим она признана нуждающейся в улучшении жилусловий постановлением главы <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №. Опасаясь за свою жизнь после многочисленных обращений в различные инстанции по вопросу отселения из аварийного жилья, заявитель решила обратиться с этой просьбой к губернатору <адрес> ФИО4 на личный прием, учитывая то, что отселение её из аварийного жилья не решается с 2008 г., хотя оно должно быть произведено незамедлительно. Её право обратиться на личный прием к должностному лицу установлено действующим законодательством. В частности, в ст.33 Конституции РФ прямо указано на то, что: «каждый имеет право обращаться в государственные органы лично». В п.1 ст.2 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, № ФЗ установлено, что: «Граждане РФ имеют право обращаться лично, в том числе к должностным лицам». Заинтересованное лицо является должностным лицом государственной службы, и ее обращение к нему с просьбой о личном приеме основано на законе. О личном приеме губернатором, заявитель к нему обращалась с заявлениями и жалобами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ В просьбе заявителя было отказано, что нарушило ее законное право быть принятой на личном приеме должностным лицом государственной службы. Из письма на ее имя от ДД.ММ.ГГГГ за подписью первого заместителя руководителя Департамента труда и соцразвития <адрес> ФИО18. видно, что заявитель просилась на личный прием губернатором, а она разъяснила ей порядок личного приема граждан, а просьбу о личном приеме оставила без ответа, чем нарушила её права. В личном приеме губернатором ей было отказано письмом от ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления по работе с обращениями граждан ФИО6 Заявитель еще раз обратилась с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просила о личном приеме губернатором. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в личном приеме. Письмо подписано тем же ФИО6 Данные отказы в личном приеме губернатором ущемляют законные права заявителя обратиться на личный прием губернатором, что вынудило её защитить свои права в судебном порядке. Обращение на личный прием губернатором обусловлено тем, что должностные лица его администрации противоречиво толкуют право на отселение из аварийного, опасного для проживания жилья, что видно из переписки с ними из приложенных к заявлению писем.

Так, например, право заявителя на отселение из аварийного жилья признано заместителем руководителя Управления ЖКХ и энергетики <адрес> ФИО19.в ее письме от ДД.ММ.ГГГГ; первым заместителем руководителя Департамента труда и социального развития <адрес> ФИО20 в ее письме от ДД.ММ.ГГГГ; главой администрации <адрес> ФИО2 в его письме от ДД.ММ.ГГГГ; Главой <адрес> сельского поселения <адрес> в его письме от ДД.ММ.ГГГГ

В своих ответах на обращения заявителя к губернатору об отселении её из аварийного жилья должностные лица администрации: ФИО21 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО22 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО23. от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО24 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО25 от ДД.ММ.ГГГГ, не учли законодательство <адрес> о льготном обеспечении жильем бывших несовершеннолетних узников фашизма; ответили без учета и без изучения документов учетного дела заявителя; без учета всего законодательства об отселении заявителя из аварийного жилья; ошибочно утверждают о том, что отселение допускается только из аварийных многоквартирных домов. Ошибочно утверждают, что отселение допускается по договору социального найма жилья при его наличии. Первый заместитель председателя правительства <адрес> ФИО26. в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщил заявителю, что она будет отселена из аварийного жилья согласно общей очереди № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что заявитель считает неправильным.

Считая свои права и законные интересы нарушенными, заявитель обратилась в суд и просит признать отказ губернатора ФИО4 принять её на личном приеме незаконным, возложить обязанность на губернатора ФИО4 принять её на личном приеме в установленном законом порядке в течение месяца.

Заявитель ФИО1 в судебном заседании требования полностью поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица по доверенности ФИО3 с требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.56-68).

Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

С учетом требований ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником домовладения №, общей площадью 24,6 кв.м по <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д.10).

После пожара дом признан аварийным, проживание в нем опасно для жизни, в связи с этим она признана нуждающейся в улучшении жилусловий постановлением главы <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.11).

Постановлением администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.12) жилое помещение, принадлежащее ФИО1, признано непригодным для постоянного проживания.

Опасаясь за свою жизнь после многочисленных обращений (л.д.15-25, 28-30, 32-50) в различные инстанции по вопросу отселения из аварийного жилья, заявитель решила обратиться с этой просьбой к губернатору <адрес> ФИО4 на личный прием по вопросу отселение её из аварийного жилья.

Статья 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" закрепляет, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Статья 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ предусматривает, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Согласно п.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Из материалов дела следует, что заявитель ФИО1 неоднократно обращалась с письменными обращениями в адрес правительства <адрес>, губернатора <адрес> и ей по результатам рассмотрения обращений в соответствии с законом давались мотивированные ответы по поручению губернатора <адрес> должностными лицами правительства <адрес> и исполнительных органов государственной власти в пределах их компетенции.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Согласно п.1 ст.35 Устава <адрес> области губернатор <адрес> является высшим должностным лицом <адрес> и возглавляет правительство <адрес>.

Статья 37 Устава <адрес> области закрепляет, что губернатор <адрес> формирует правительство <адрес>, является его председателем и руководит им; назначает на должность и освобождает от должности лиц, входящих в состав правительства <адрес>, принимает решение об отставке правительства <адрес>; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти <адрес> с иными органами государственной власти <адрес>, органами местного самоуправления и общественными объединениями, осуществляет иные полномочия.

Из материалов дела следует, что ФИО1 по вопросу личного приема впервые обратилась ДД.ММ.ГГГГ.

Департаментом труда и социального развития <адрес> и управлениям по работе с обращениями граждан правительства <адрес> ей давались ответы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в которых предлагалось для личного приема должностными лицами правительства области, ведущими прием граждан в соответствии с их компетенцией, обратиться с заявлением в управление по работе с обращениями граждан, а также в общественную приемную губернатора <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, р.<адрес>, действующую на основании Положения об общественных приемных губернатора <адрес>, утвержденного постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно п.1.1 указанного Положения общественные приемные губернатора <адрес> имеют целью решение общественно значимых вопросов, оказание влияния на принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления решения, общественный контроль и внесение корректив в их работу в соответствии с интересами субъектов волеизъявления.

Пункты 2.1 – 2.15 Положения предусматривают, что основными задачами общественных приемных являются: организация приема граждан; взаимодействие с органами власти всех уровней, общественными организациями по вопросам рассмотрения обращений граждан; оказание содействия гражданам в получении консультации специалистов по возникающим проблемам; получение наиболее полной и достоверной информации о социально-экономическом развитии муниципальных образований, морально-психологическом климате и настроении граждан; выявление наиболее актуальных проблем территорий и содействие оперативному принятию мер по их решению.

В соответствии с пунктом 3.5 Положения график приема граждан заместителями губернатора области, членами правительства области, руководителями структурных подразделений правительства области, исполнительных органов государственной власти области и территориальных органов федеральных органов власти в общественных приемных ежемесячно разрабатывается управлением внутренней политики правительства области на основе анализа обращений граждан и заявок общественных приемных, утверждается губернатором области, размещается в общественных приемных.

С обращениями о личном приеме ФИО1 к должностным лицам правительства области, ведущим прием граждан, ни в управление по работе с обращениями граждан правительства <адрес>, ни в общественную приемную губернатора <адрес> не обращалась, что подтверждается информацией управления по работе с обращениями граждан правительства области от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, право граждан на обращение к должностным лицам органов государственной власти не поставлено в зависимость от желания гражданина на рассмотрение его обращения конкретным лицом.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку нарушений прав и свобод заявителя обжалуемыми действиями (бездействиями) не установлено.

В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным отказа губернатора <адрес> в личном приеме заявителя, возложении обязанности принять на личном приеме, отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ