дело № 2-4008/2021
УИД: 26RS0029-01-2021-007217-09
Решение
Именем Российской Федерации
04 октября 2021 года город Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Пушкарной Н.Г.,
при секретаре Шетовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Нальчикского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Этапину ФИО5 о запрете проведения авиационно-химических работ с нарушениями требований воздушного законодательства,
установил:
В обоснование заявленных требований истец в иске указал, что Нальчикской транспортной прокуратурой совместно с УФСБ России по Кабардино-Балкарской Республике и ЛОП на <адрес> ЛУ МВД России на транспорте проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при эксплуатации воздушных судов на территории <адрес> Кабардино-Балкарской Республики после имевшего место 04.07.2021 года падения вертолета, выполнявшего полет в отсутствие разрешения. В ходе проверки установлено, что на земельном участке, арендованном ООО «Сады Эльбруса», на территории с.<адрес> КБР, в период с 07 по 09 июля 2021 года базировалось воздушное судно - самолет АН-2 регистрационный номер RA-33621, оснащенный навесным оборудованием для выполнения авиационных химических работ по обработке сельскохозяйственных культур. Так, 09.07.2021 года в период времени с 07 час. 00 мин. до 07 часов 10 минут на воздушном судне - самолете АН-2, регистрационный номер RA-33621 осуществлялся полет в районе <адрес> Кабардино-Балкарской Республики, в ходе которого производились авиационные химические работы в целях борьбы с вредителями по обработке растения кукуруза, произрастающих на земельных участках, арендованных ООО «Сады Эльбруса». Пилотировал воздушное судно пилот ФИО4 Собранными материалами проверки установлено, что владельцем воздушного судна - самолета АН-2 регистрационный номер RA-33621 является Этапин С.В. (согласно свидетельству о регистрации гражданского воздушного судна №, выданного ДД.ММ.ГГГГ), который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в целях заключения договоров на выполнение авиационных работ в интересах сельскохозяйственных предприятий и поручил пилоту ФИО4 выполнять на данном воздушном судне полеты на территории Кабардино-Балкарской Республики. Таким образом, Этапин С.В., являясь фактически эксплуатантом самолета АН-2 регистрационный номер RA-33621, использует его по договорам в сельскохозяйственной авиации для обработки сельскохозяйственных культур различными пестицидами и иными химическими средствами на территории Кабардино-Балкарской Республики, то есть в коммерческих целях. При этом, на самолет АН-2 регистрационный номер RA-33621 у Этапина С.В. нет свидетельств о летной годности, страховки, а также он отсутствует в приложении к сертификату эксплуатанта, что свидетельствует о незаконном его использовании в коммерческих целях.
Согласно ст. 2 ВК РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из ВК РФ, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 61 ВК РФ, эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта, сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам).
В силу ст. 66 ВК РФ к полету допускается воздушное судно, имеющее на борту соответствующую документацию. Из содержания ч. 1 ст. 67 ВК РФ следует, что каждое гражданское судно должно иметь на борту, помимо прочих документов, сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам). Во исполнение вышеуказанных положений ВК РФ 31.07.2009 года Министерством транспорта Российской Федерации издан приказ № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации». Пункт 2.20 Авиационных правил содержит требование, согласно которому, при полете в целях выполнения авиационных работ на борту воздушного судна, в том числе, должны находиться свидетельство о государственной регистрации, сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации, справку, подтверждающая соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья, справку о прохождении проверки навыков, предусмотренной пунктом 2.22 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147, а также доверенность на бумажном или электронном носителе, уполномочивающая его управлять воздушным судном от имени владельца воздушного судна, или при выполнении полетов на воздушных судах, включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, - задание на полет на бумажном или электронном носителе, оформленное эксплуатантом. Проверкой установлено, что вопреки вышеуказанным требованиям действующего законодательства у собственника воздушного судна - самолета АН-2 регистрационный номер RA-33621 Этапина С.В. отсутствуют вышеперечисленные документы, однако на данном самолете производились авиационно-химические работы по обработке сельскохозяйственных культур, произрастающих на полях ООО «Сады Эльбруса». Использование Этапиным С.В. вышеуказанного воздушного судна для выполнения авиационно-химических работ в отсутствие перечисленных документов противоречит действующему воздушному законодательству и угрожает безопасности полетов из-за высокой вероятности возникновения авиационных происшествий, причинения вреда жизни (здоровью) граждан, которые могут пострадать в результате неисправности воздушного судна.
Из смысла ст. 2 Конституции Российской Федерации следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.12.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Положением ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в интересах прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с неисполнением Этапиным С.В. требований воздушного законодательства Российской Федерации, необеспечением безопасности полетов при выполнении авиационно-химических работ, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным, так как в случае возникновения авиационного происшествия по причине несоблюдения установленных обязательных требований безопасности полетов может пострадать любой гражданин, находящийся в районе полета эксплуатируемого воздушного судна. В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Помощник Нальчикского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомленный о слушании дела, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, с каким-либо заявлениями, ходатайствами не обращался. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие процессуального истца по имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик Этапин С.В. в суд не явился, надлежащим образом извещён о его времени и месте, что подтверждается уведомлением о вручении заказной судебной корреспонденции, об уважительности причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела не направил.
С учётом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика, признав причину его неявки неуважительной.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства с учётом требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, а также значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, Этапину С.В. на праве собственности принадлежит воздушное судно Ан-2 с заводским номером 1Г23255 с присвоением опознавательного знака RA-33621 на основании свидетельства о регистрации от 13 марта 2009 года № 2297.
Судом установлено и подтверждается письменными доказательствами, что в ходе проведения соответствующей проверки обнаружено нарушение требований действующего законодательства, а именно: выявлен факт нарушения требований воздушного законодательства РФ при эксплуатации ФИО4 воздушного судна Ан-2 RA-33621.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, следует из представленных суду достаточных и достоверных доказательств, Нальчикской транспортной прокуратурой совместно с УФСБ России по Кабардино-Балкарской Республике и ЛОП на <адрес> ЛУ МВД России на транспорте проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при эксплуатации воздушных судов на территории <адрес> Кабардино-Балкарской Республики после имевшего место 04.07.2021 года падения вертолета, выполнявшего полет в отсутствие разрешения.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке, арендованном ООО «Сады Эльбруса», на территории с.<адрес> КБР, в период с 07 по 09 июля 2021 года базировалось воздушное судно - самолет АН-2, регистрационный номер RA-33621, оснащенный навесным оборудованием для выполнения авиационных химических работ по обработке сельскохозяйственных культур. Так, 09.07.2021 года в период времени с 07 час. 00 мин. до 07 часов 10 минут на воздушном судне - самолете АН-2, регистрационный номер RA-33621 осуществлялся полет в районе <адрес> Кабардино-Балкарской Республики, в ходе которого производились авиационные химические работы в целях борьбы с вредителями по обработке растения кукуруза, произрастающих на земельных участках, арендованных ООО «Сады Эльбруса».
Пилотировал воздушное судно пилот ФИО4
Собранными материалами проверки установлено, что владельцем воздушного судна - самолета АН-2 регистрационный номер RA-33621 является Этапин С.В. (согласно свидетельству о регистрации гражданского воздушного судна №, выданного ДД.ММ.ГГГГ), который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в целях заключения договоров на выполнение авиационных работ в интересах сельскохозяйственных предприятий и поручил пилоту ФИО4 выполнять на данном воздушном судне полеты на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Таким образом, Этапин С.В., являясь фактически эксплуатантом самолета АН-2 регистрационный номер RA-33621, использует его по договорам в сельскохозяйственной авиации для обработки сельскохозяйственных культур различными пестицидами и иными химическими средствами на территории Кабардино-Балкарской Республики, то есть в коммерческих целях.
В силу ч.1 ст.8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством РФ, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат пилотируемые гражданские воздушные суда.
На основании ст. 36 Воздушного кодекса РФ гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Форма сертификата летной годности, выдаваемого на воздушное судно, и порядок его оформления устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Федеральными авиационными правилами «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», утверждёнными приказом Минтранса России от 23 декабря 2009 года № 249, установлены сертификационные требования к физическим лицам, выполняющим авиационные работы, порядок проведения сертификации физических лиц, намеревающихся получить сертификат эксплуатанта, и порядок его выдачи.
Из положений статей 66, 67 Воздушного кодекса РФ следует, что к полёту допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учётный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию, в том числе сертификат летной годности (удостоверение годности к полетам).
Однако, как следует из представленных надлежащих письменных доказательств, судовая и полётная документация установленного образца, свидетельство эксплуатанта и сертификат лётной годности на воздушное судно Ан-2 RA-33621 у ответчика отсутствуют (объяснения ФИО4 от 09.07.2021 года); акт осмотра от 09.07.2021 года; объяснения Этапина С.В.; карточка борта АН-2Р, ответ ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» (Нальчикский центр ОВД от 09.07.2021 года №3-1/516; о том, что на самолет АН-2 регистрационный номер RA-33621 у Этапина С.В. нет свидетельств о летной годности, страховки, а также он отсутствует в приложении к сертификату эксплуатанта, что свидетельствует о незаконном его использовании в коммерческих целях.
В соответствии с ч. 4 ст. 88 Воздушного кодекса РФ полеты воздушных судов не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.
По нормам ст. 16 Воздушного кодекса РФ в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.
Согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства РФ, утверждённым постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года № 138, регламентирован уведомительный и разрешительный порядок использования воздушного пространства.
В соответствии с ч. 3 ст. 61 ВК РФ, эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта, сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам).
В силу ст. 66 ВК РФ к полету допускается воздушное судно, имеющее на борту соответствующую документацию.
Из содержания ч. 1 ст. 67 ВК РФ следует, что каждое гражданское судно должно иметь на борту, помимо прочих документов, сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам).
Во исполнение вышеуказанных положений ВК РФ 31.07.2009 года Министерством транспорта Российской Федерации издан приказ № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации».
Пункт 2.20 Авиационных правил содержит требование, согласно которому, при полете в целях выполнения авиационных работ на борту воздушного судна, в том числе, должны находиться свидетельство о государственной регистрации, сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации, справку, подтверждающая соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья, справку о прохождении проверки навыков, предусмотренной пунктом 2.22 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147, а также доверенность на бумажном или электронном носителе, уполномочивающая его управлять воздушным судном от имени владельца воздушного судна, или при выполнении полетов на воздушных судах, включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, - задание на полет на бумажном или электронном носителе, оформленное эксплуатантом.
Как следует из материалов проведенной прокурором проверки, не оспаривалась в ходе судебного разбирательства ответчиком Этапиным С.В., - вопреки вышеуказанным требованиям действующего законодательства у собственника воздушного судна - самолета АН-2 регистрационный номер RA-33621, Этапина С.В. отсутствуют сертификат (свидетельство) эксплуатанта, сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), страховой полис, однако на данном самолете производились авиационно-химические работы по обработке сельскохозяйственных культур, произрастающих на полях ООО «Сады Эльбруса».
Использование Этапиным С.В. вышеуказанного воздушного судна для выполнения авиационно-химических работ в отсутствие перечисленных документов противоречит действующему воздушному законодательству и угрожает безопасности полетов из-за высокой вероятности возникновения авиационных происшествий, причинения вреда жизни (здоровью) граждан, которые могут пострадать в результате неисправности воздушного судна.
Таким образом, ответчик в нарушение вышеуказанных требований передал третьему лицу принадлежащее ему воздушное судно Ан-2 RA-33621 для выполнения полетов по осуществлению авиационно-химических работ на сельхозугодиях при отсутствии сертификата летной годности, сертификата эксплуатанта, без уведомления соответствующих служб об использовании воздушного судна.
При указанных обстоятельствах эксплуатация воздушного судна Ан-2 RA-33621, принадлежащего Этапину С.В., противоречит требованиям федерального законодательства, направленного на обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности.
Данные обстоятельства подтверждены указанными выше надлежащими письменными доказательствами, имеющимися в материалах гражданского дела, которым судом дана правовая оценка с учетом требований ст.67 ГПК РФ.
Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Нальчикского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Этапину ФИО6 о запрете проведения авиационно-химических работ с нарушениями требований воздушного законодательства удовлетворить.
Запретить Этапину ФИО7 эксплуатацию воздушного судна Ан-2 RA-33621, серийный (идентификационный) номер 1Г23255, для выполнения авиационно-химических работ до получения на него сертификата (свидетельства) эксплуатанта, получения сертификата летной годности (удостоверение о годности к полетам), полиса страхования.
Решение может быть обжаловано, а прокурором опротестовано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы (представления) через Пятигорский городской суд.
Судья Н.Г. Пушкарная