ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4008/2021 от 30.09.2021 Уссурийского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-4008/2021

25RS0029-01-2021-006250-25

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 сентября 2021 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Дроздовой Н.В., при секретаре судебного заседания Поповой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калюжной Т. И. к АО «Уссурийское предприятие тепловых сетей» о защите прав потребителей, третье лицо ООО УК «XXXX»

У С Т А Н О В И Л

Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что с момента приобретения XXXX многоквартирном жилом XXXX в г. Уссурийске, между АО «XXXX» и истцом автоматически заключен договор энергоснабжения (в горячей воде) для потребителей, проживающих в многоквартирном доме. Где в соответствии с п. 1.1 АО «XXXX» обязалось через присоединенную сеть общего имущества дома (внутридомовые инженерные системы отопления, горячего водоснабжения) бесперебойно и качественно подавать Потребителю тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения (бытовое потребление) до границы эксплуатационной ответственности принадлежности тепловых сетей, а Потребитель обязуется оплатить принятую тепловую энергию, соблюдать режим ее потребления, обеспечить исправность и безопасность находящихся в его ведении внутридомовой системы, в соответствии с Правилами содержания общего имущества многоквартирном доме. Граница эксплуатационной ответственности сторон за состоянием и обслуживание тепловых сетей устанавливается по наружной стороне дома. В этом договоре АО «XXXX» имея границу эксплуатационной ответственности по наружной стене дома, не имея законных оснований незаконно распорядилось общедомовым имуществом, имуществом квартиры истца, и поставляя в дом один коммунальный ресурс в виде Гкалорий брала оплату как за два разных коммунальных ресурса (ст. 29 «закон о защите прав потребителей»).

В соответствии с постановлением администрации Уссурийского городского округа XXXX от ДД.ММ.ГГ АО «XXXX» присвоен статус единой теплоснабжающей организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии, в соответствии с актуализированной схемой теплоснабжения УГО (предыдущее постановление администрации УГО XXXX от ДД.ММ.ГГ). Так как в эксплуатации АО «XXXX» находится 50 самостоятельных систем теплоснабжения, в том числе 4 системы теплоснабжения подключены к сторонним теплоисточникам энергоснабжающей организаций. Тепловые сети выполнены в двух- и четырехтрубном исполнении, в зависимости от наличия самостоятельных трубопроводов ГВС. Согласно схеме теплоснабжения муниципального образования Уссурийского городского округа Приморского края на период с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ годы (Актуализированная редакция на 2021 г.) на микрорайон Междуречья и микрорайон Выгонная обеспечивает отоплением и ГВС котельная XXXX с одним присоединённым ЦТП, приборы учета отпускаемой тепловой энергии с котельной не установлены. Температурный график работы котельной 95/70. Схема теплоснабжения закрытая, на микрорайон Выгонная - двухтрубная, на микрорайон Междуречье - четырехтрубная, с отдельными сетями горячего водоснабжения. Заключенный ДД.ММ.ГГ единый договор XXXX-бп на теплоснабжение является публичным (ст. 426 ГК РФ) и приобретение каждого коммунального ресурса для каждого дома индивидуально в соответствии с ФЗ XXXX, ППXXXX, п. в ст. 6ППРФ XXXX от ДД.ММ.ГГ ч. 1 ст. 157,161 ЖКРФ. АО «XXXX» Ресурсоснабжающая организация» (основания присвоения статуса РСО ПП РФ №154 от 22.02.2012 г., и основания-договор присоединения дома к теплосетям не указаны) выступая «XXXX» заключило с управляющей компанией ООО «XXXX» как (исполнитель), хотя она выступает как «ПОКУПАТЕЛЬ», не указаны основания управления общедомовым имуществом XXXX г. Уссурийска, что является нарушением п. 4 от 14.02.2012 г. ПП РФ №124, ст. 420, 422, 426, 445 ГК РФ, а «ИСПОЛНИТЕЛЬ» подачи каждого коммунального ресурса является котельная №24 (так как в договоре указаны еще 10 домов, то у них разные исполнители). Данный договор является публичным и многосторонним, поэтому должен соответствовать законодательству РФ, а именно ст. 420, 422, 426 ГК РФ, ч. 1 ст.157, 161 ЖК РФ, ФЗ №190 «О теплоснабжении», ФЗ №416 «О водоснабжении и водоотведении», ПП № 808 «Об организации теплоснабжения в РФ», ст. 25 ПП РФ №307 «Правила подключения к системам теплоснабжения», ст. 1, 2, 3, 6, 7, 12, 13, 17 18, 20, 21, 27 ПП №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами», ст. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 17, 31, 33, 42(1), 54, 55, 149, 151 ПП №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах», СанПиН 2.1.4.2496-09 (ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.03.2014 г. №99/пр «методика коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», приказ министерства регионального развития РФ от 28.12.2009 г. №610 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок», СП 41-101-95 «Свод правил по проектированию теплопунктов», приказ Минэнерго РФ от 24.03.2003 г №115 «Правила эксплуатации тепловых энергоустановок», ГОСТ 51617-2014 «коммунальные услуги», ГОСТ Р 56038-2014 «Услуги управления многоквартирными домами», ГОСТ 30494-2011 Межгосударственный стандарт « Здания жилые и общественные, параметры микроклимата в помещениях», СНиП 2.04.01-85 свод правил «Внутренний водопровод и канализация зданий».

Предметом данного договора является существенные условия поставки каждого коммунального ресурса из разных источников и разными способами, в договоре указано: п. 1.1 Ресурсоснабжающая организация обязуется осуществить поставку Управляющей компании коммунального ресурса (не указан вид ресурса его параметр, объем и качество, система теплоснабжения и параметры инженерно-технического подключения дома, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере теплоснабжения, технические возможности и наличие общедомового прибора учета и его параметры, далее предусматривается ответственность всех трех сторон договора и их права), для обеспечения Потребителей коммунальными услугами отоплением и горячей водой проживающих в многоквартирных домах, находящихся на управлении Управляющей компании (не указаны существенные условия предоставления каких коммунальных ресурсов для каких коммунальных услуг в каждый дом).

Управляющая компания обязалась соблюдать предусмотренный договором режим его потребления, обеспечить исправность и безопасность эксплуатации находящихся в его ведении внутридомовых инженерных систем, сетей инженерно-технического обеспечения, приборов и другого оборудования, связанных с предоставлением коммунальной услуги в границах ответственности (по проектной документации внутридомовая система ГВС XXXX закрытая, отдельная и находится в общем владении собственников дома, и не оборудована необходимыми санитарно-техническими модулями теплового пункта для качественного приготовления коммунальной услуги ГВС, поэтому управляющая компания не может выполнить обязательство по предоставлению коммунальной услуги ГВС в XXXX, что является ущемлением и нарушением прав УК, и всех собственников помещений дома).

При осуществлении собственниками помещений прямых расчетов с ресурсоснабжающими компанией, АО «XXXX» не имя на то законных оснований выставляло собственникам квартир квитанции за предоставленные Гкалорий до границ дома, разделяя их после общедомового счетчика на отопление, и второй колонкой плата за «тепловую энергию на ГВС». Применяя при расчёте ресурса (отопление на ГВС) удельный расход тепловой энергии на подогрев воды (0,07047 Гкал/мЗ из котельной) умножая его на показания счетчиков ГВС квартир дома, что является грубейшим нарушением законодательства РФ. Во первых, АО «XXXX» предоставляет по одной трубе до счетчика ОДПУ и один коммунальный ресурс, холодная вода для подогрева ими не приобреталась. Во вторых, расчет производился исходя из норматива ЦСГВС котельной (затраченных 0,07047 Гкалорий на подогрев 1 из холодной воды), что не допустимо для закрытой, отдельной сети дома принадлежащей собственникам дома. В третьих, нарушив законодательство РФ в отношении частной, общедомовой собственности, договора теплоснабжения дома, санитарным и техническим правилам, еще и распоряжалось обще домовым имуществом, имуществом собственников помещений XXXX для получения своей прибыли.

Только в марте 2021 года собственникам квартир стало известно, что согласно проектной документации ОАО «Уссурпроект» КМ-1 от 2011 года в XXXX отсутствуют трубы централизованной подачи коммунальной услуги ресурса ГВС горячей воды от тепловой сети котельной XXXX, подключено только отопление, то есть труба подачи тепловой энергии (теплоносителя) в систему отопления дома и труба обратного возврата теплоносителя, на которые в соответствии с документацией, на входе в дом установлен тепловой счетчик для учета всей тепловой энергии. Внутри системы отопления после счетчика (ОДПУ) дома установлены два пластинчатых водонагревателя (теплообменники) для подогрева холодной воды, потребляемой из сети водоканала, от теплоносителя и ее подачи во все помещения XXXX.

На основании технических условий от ДД.ММ.ГГXXXX согласованной с «XXXX», проектной документации, договором о подключении XXXX от ДД.ММ.ГГ, XXXX технологически подключен к закрытой системе центрального теплоснабжения (зависимым способом) к котельной XXXX, с температурой теплоносителя в падающем трубопроводе 95° С и в обратном трубопроводе 70° С, с установленным на границе ответственности общедомовым счетчиком (ОДПУ) и плата за отопление должна быть в соответствии со ст. 42(1) ПП РФ 354 по одному тарифу со всех собственников жилых и встроенных не жилых помещений по общим показаниям ОДПУ дома (в XXXX все нежилые помещений встроенные и пользуются одной системой отопления дома через ОДПУ). Внутридомовая система ГВС является закрытой, отдельной сетью (нецентрализованная система) только подогревает холодную воду, и не соответствует необходимому объему подачи коммунальной услуги ГВС в час пик на все помещения дома, и соответствия подогреваемой холодной воды санитарно-эпидемиологическим техническим требованиям следующих нормативных законов РФ: СП 41-101-95 «проектирование тепловых пунктов», СНиП 2.04.01-85 «Свод правил внутренний водопровод и канализация зданий», правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок» №115 от 24.03.2003 года, санитарно-гигиеническим требованиям СанПиН 4723-88, СанПиН 2.1.4.2496-09 (ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), так же ГОСТу 56779-2015 «Системы распределения горячего бытового водоснабжения», ГОСТ 2874-82 и СП 124.13330 п. 1.1 и 1.2 приготовление горячей воды». Внутридомовая система ГВС закрытая, отдельная и зависимая от системы отопления, построена с минимальными затратами, и не соответствует указанными выше нормативам, поэтому не может считаться системой подачи коммунальной услуги ГВС в доме, так как она при помощи двух пластинчатых водонагревателей (производительность 11,9 л. Мин, без предварительной очистки, аэрации поступающей воды, без запаса приготовленной горячей воды для подачи в час пик) просто подогревает холодную воду до 50 С, обслуживается исполнителем УК «XXXX» в соответствии со ст. 161 ЖК РФ по договору управления, и в соответствии со ст. 39 ЖК РФ распоряжаются ею самостоятельно все собственники лома. На основании договора (купли-продажи) от 01.10.2015 г. №1256-бп АО «XXXX» поставляет в XXXX (только теплоноситель) после ОДПУ дома и в границе дома со ст. 39 ЖК РФ несут ответственность собственники и по ст. 161 ЖК РФ управляющая компания. Данный единственный ресурс используется всеми собственниками дома для нужд отопления и самостоятельного нагрева холодной воды, на основании прямых оплат за ресурсы собственники индивидуально оплачивают за холодную воду согласно счетчикам ГВС и отдельно обязаны оплачивать за потребленную тепловую энергию в соответствии со ст. 42 (1) ГШ №354 ( в сезон отопления разделить платежи по двум затратам на отопление и подогрев воды незаконно и невозможно, так как нагретая холодная вода в нецентрализованной сети дома не соответствует коммунальной услуге ГВС, поэтому установить затраты Гкалорий на ее использование в одной трубе и в одной циркулирующей системе отопления всего дома не предоставляется возможным), а в летний сезон по ст. 55 ГШ №354 - При отсутствии централизованного горячего водоснабжения и использовании для обеспечения потребности в горячем водоснабжении нагревательного оборудования, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не взимается. В этом случае объем холодной воды, а так же тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, оплачивается потребителем в составе оплаты за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и теплоснабжению. АО «XXXX» поставляя в XXXX по одному тарифу один коммунальный ресурс по ОДПУ, незаконно разделяло его показания на две коммунальные услуги первая оплата за услугу отопление по ст. 54 ПП РФ №354, без учета квадратных метров встроенных не жилых помещений дома, и вторая услуга как «тепловая энергия на ГВС» (не соответствующая и не предоставляемая услуга ГВС) по завышенной цене применяя удельный расход тепловой энергии на подогрев воды (0,07047 Гкал/мЗ из котельной) умножая на потребленную собственниками холодную воду, обманывая управляющую компанию и всех потребителей XXXX целях личного обогащения.

Своими действиями ответчик нарушил не только права Управляющей компании ООО «XXXX», а так же всех собственников жилых и не жилых помещений вcex указанных в договоре домов (11 домов), предусмотренные ст. 2, 7, 18, 19, 25, 35,. 3, ст. 41 Конституции РФ, ст. 36, ч. 1, ст. 39, 57, 161 ЖК РФ, ст. 154, 166, 420, 422, 426, 445 ГК РФ, п. 12 ст. 2, и ч. 6 ст. 31 ФЗ №416, п.п. 1; 2; 3; 4; 5; 5.1; 6; 9; 10; 11; 13; 14; 15; 18 ст. 2; глава 4 ст. 13, 15, 20, ФЗ №190 «О теплоснабжении», ст. 19.3, раздел 111 ст. 20-32, ст. 35; раздел IV ст. 50-52, ст. 124.5 ГШ №808, ст. 3 ст. 19 (п.е), ст. 22, -2, ст. 54, 55 ГШ № 354, », ст. 1, 2, 3, 6, 7, 12, 13, 17 18, 20, 21, 27 ГШ №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» ГОСТ 56779-2015 «Системы распределения горячего бытового водоснабжения», ГОСТ 2874-82 и СП 124.13330 п. 1.1 и 1.2 «приготовление горячей воды», ГОСТ 2874-82, СанПиН 4723-88, п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.8 СанПиН 2.1.4.2496-09 (ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), приказ министерства регионального развития РФ от 28.12.2009 г. №610 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок», СП 41-101-95 «Свод правил по проектированию теплопунктов», СП 124.13330. Ответчик ежемесячно с момента сдачи дома в эксплуатацию (2012 год) не законно брал завышенную плату «отопление на ГВС» за не предоставляемую и не соответствующую услугу ГВС, с каждой пользующейся нагретой холодной водой квартиры дома, и не отвечающую требованиям законодательства РФ, обманывал с платой за отопление, рассчитывая без учета площади нежилых помещений. На основании ст. 29 «Закона о защите прав потребителей» истец при обнаружении недостатков оказанной услуги требует безвозмездного возмещения оплаченных денежных средств на «отопление на ГВС» как за не предоставляемую и не соответствующую услугу ГВС.

На основании ст. 166 ГК РФ единый договор заключенный 01 октября 2015 года №1256-бп между АО «XXXX» и управляющей компании ООО «XXXX» является недействительным, так как он нарушает права и охраняемые законом интересы УК ООО «XXXX», так же нарушает права и охраняемые интересы истца, повлекшие неблагоприятные последствия. Договор по лицевому счету XXXX с собственником XXXX так же является недействительным по причине нарушения прав и охраняемых законом интересов, повлекшие неблагоприятные последствия для собственника XXXX.

В связи с чем, ответчику была направлена по почте первая претензия ДД.ММ.ГГ о прекращении начислений за «тепловую энергию на ГВС» и возврате денежных средств, полученных без оснований, ответчик ответил ДД.ММ.ГГ отказом, не приняв доводы обоснованными и уклонился от досудебного соглашения. ДД.ММ.ГГ по электронной почте ответчику было направлено коллективное заявление от двенадцати собственников квартир XXXX на прекращение начислений по ГВС, ответа не поступило. ДД.ММ.ГГ истцом была направлена по электронной почте вторая претензия по договору теплоснабжения об отсутствии коммунальной услуги ГВС в доме и возврату незаконно полученных денежных средств, так же произвести перерасчет за тепловую энергию собственникам жилых и всех жилых помещений XXXX, но в ответчик не признал доводы обоснованными и отказался в досудебном урегулировании, перерасчеты не произвел. ДД.ММ.ГГ была направлена по электронной почте третья претензия о приведении договора теплоснабжения в соответствии с законодательством РФ «О теплоснабжении» за подписью 60-ти собственников жилых и не жилых помещений XXXX. В ДД.ММ.ГГ года получен ответ от ДД.ММ.ГГ в виде отказа на досудебное урегулирование. По электронной почте юристам направлялись просьбы о личной встрече с представителем АО «XXXX», по разрешению данной ситуации, но все просьбы проигнорированы. Прошло более месяца с момента первой претензии, а ответчик не предпринимает и не совершает, ни каких действий на досудебное урегулирование сложившейся ситуации.

На основании ст. 15 ГК РФ истец просит полного возмещения убытков за нарушение прав потребителя и не устранение ответчиком в установленный законом срок, ущемленных законных прав потребителя и понесенных им убытков. Действия ответчика привели к нравственному, моральному и физическому страданию из за сильной жары в квартире свыше 35 градусов (перетоп в межсезонье, 95°С в отоплении), постоянно открытых окон в виде сквозняка и мытья осевшей сажи по всем квартирам от выбросов котельной, ухудшения здоровья из-за жары, сквозняков и физической нагрузки (мытью всей квартиры), перепадов давления, переживаний, потраченных денежных средств на моющие средства, душевные нравственные переживания за обман потребителя. В следствии чего, собственнику XXXX причинен материальный ущерб в виде не законной переплаты (за отопление и отопление на ГВС), в виде затрат на государственную пошлину, на нотариальную доверенность, на покупку МФУ, бумаги, затраты на услуги почтовых отправлений, затраты на бензин для передвижения по городу, но и причинен неизгладимый нравственно душевный моральный вред согласно расчету иска. За отказ от добровольного выполнения моих требований с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 50 % от взысканной судом суммы в пользу истца.

В судебном заседании представитель истца по доверенности на уточненных исковых требованиях изложенных в иске настаивал, суду пояснил, что считает действия ответчика не правомерными, ответчик незаконно производи начисление за тепловую энергию, которую поставляет как отопление, в доме установлен бойлер, который нагревает воду и подает по трубам каждому собственнику в квартиру. Так же считает незаконным договор между управляющей компанией и ответчиком незаконным, так как нарушены права как потребителя, в указанном договоре присоединены 10 домов, необходимо заключать договор на каждый дом, просит возложить обязанность на управляющую компанию заключить договор поставки тепловой энергии с собственником XXXX. Никто не проверял подачу горячей воды, должна быть проверка, в пиковые нагрузки воды не хватает, считать ее горячей незаконно. Так же просит обязать исключить из квитанций собственника помещения XXXX в г. Уссурийске незаконную плату как «тепловая энергия на ГВС», взыскать с ответчика денежную сумму за период с ДД.ММ.ГГ по настоящее время в сумме 4 644,70 рублей, взыскать проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами в соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ с суммы, подлежащей возврату по факту оказания незаконной услуги «тепловая энергия на ГВС» в размере 1315,99 рублей, возмещения материального вреда в виде затрат на передвижение по городу бензин в размере 999,69 рублей, уборка комнат на средство для мытья, ветошь для уборки, итого за 3 года в размере 3600 рублей, возмещение услуг почты в размере 99,50 рублей, покупка МФУ и картриджа в размере 14 528 рублей, ремонт ноутбука в размере 18 390 рублей, расход бумаги в размере 250 рублей, всего на сумму 38684,61 рублей, морального вреда в размере 600 000 рублей. Взыскать с ответчика АО «XXXX» за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ч. б ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей»).

Представитель ответчика по доверенности в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился в полном объеме, суду пояснил, что данный дом имеет централизованную систему горячего водоснабжения. При подключении дома эта система была не централизованной, подключали двухтрубную систему, через бойлер-теплообменник. По поводу маломощности ничего пояснить не может, так как это общедомовое имущество. Граница ответственности до стенки дома. Холодная вода поступает от Водоканала, XXXX тратит только тепловую энергию на подогрев воды. С 1 мая Агенство по тарифам установили норматив на подогрев, который умножается на объем горячей воды и на тариф тепловой энергии и выставляется жителям. По качеству воды ни управляющая организация, ни истец не обращались. Довод истца о начислении платы по п. 55, считает нет оснований, так как данный пункт предусмотрен, когда установлен в квартире водонагреватель и отдельной строкой плата за горячую воду не предусмотрена. Рассчитываем по п. 54 и действия законны, требования об исключении платы считает необоснованными. По расходам возражает в полном объеме, нарушение прав потребителя необоснованно. Так же предоставлено возражение на исковое заявление, согласно которого все доводы, изложенные в иске, состоят из неверного толкования норм права, регулирующие водоснабжение, теплоснабжение и предоставление коммунальных услуг. Основным доводом истца является необоснованное взимание платы за ГВС в отсутствие фактического предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения со стороны АО «XXXX». Между АО «XXXX» (ранее - XXXX) и собственниками многоквартирного дома по XXXX с 2013 года заключались договора энергоснабжения по условиям которого, предприятие обязалось бесперебойно и качественно подавать потребителю тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения. В указанный период, данный многоквартирный дом находился на непосредственном управлении. В последующем, между XXXX и ООО «XXXX» был заключен договор на теплоснабжение XXXX от 01.10.2015г. согласно которого, ресурсоснабжающая организация обязуется осуществить поставку Управляющей компании коммунального ресурса, для обеспечения Потребителей коммунальными услугами отоплением и горячей водой проживающих в многоквартирных домах, находящихся на управлении Управляющей компании, в том числе многоквартирный жилой XXXX в г. Уссурийске (п. 1.1. договора). При заключении договора сторонами был принят во внимание тот факт, что собственники помещений в многоквартирных жилых домах, ранее заключили договора с ресурсоснабжающей организацией на поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячую воду, и ООО «XXXX» поручило XXXX производить начисление и сбор оплаты за коммунальный ресурс, что нашло отражение в условиях пунктов указанного договора.

В пункте 12 статьи 2 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ) дано понятие нецентрализованной системы горячего водоснабжения (далее - ГВС) - сооружения и устройства, в том числе ИТП, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.

При самостоятельном приготовлении горячей воды абонентом могут использоваться тепловая энергия, электрическая энергия, газ (пункт 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 642 от 29.07.2013).

Приготовление горячей воды в XXXX в г. Уссурийске, осуществляется следующим образом: в многоквартирный жилой дом (далее - МКД) поступает из централизованной системы холодного водоснабжения вода, которая нагревается теплообменниками (ИТП, бойлер), которые являются общедомовым имущество, от теплоносителя - сетевой горячей воды АО «XXXX», преобразуясь в самостоятельный коммунальный ресурс - горячую воду, поступающую в квартиры потребителей к точкам водозабора, через внутридомовые сети ГВС. В данном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии.

Таким образом, в многоквартирном жилом XXXX, что также не оспаривается истцом, закрытая нецентрализованная система горячего водоснабжения.

В части 6 статьи 31 Закона №416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 (далее — Правила № 354).

В соответствии с абзацем 3 пункта 40 Правил №354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правила № 354.

Согласно абзаца 5 пункта 54 Правил № 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по ГВС (при отсутствии централизованного ГВС, как в настоящем случае) определяется в соответствии с формулой 20 приложения № 2 к названным Правилам как сумма двух составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.

По смыслу пункта 54 Правил № 354, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной воды), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.

Ссылка истца на п.55 Правил №354 не обоснована, поскольку условия пункта касаются случаев, когда нагревательное оборудование установлено непосредственно в жилом помещении. Так, буквально указанный пункт закрепляет следующее: «При отсутствии централизованного горячего водоснабжения и использовании для обеспечения потребности в горячем водоснабжении нагревательного оборудования, установленного в жилом помещении, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не взимается. В этом случае объем холодной воды, а также электрической энергии, газа, тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, оплачивается потребителем в составе платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и теплоснабжению».

Следовательно, в случае самостоятельного производства коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется в соответствии с пунктом 54 Правил № 354, из которого следует, что потребитель оплачивает стоимость горячей воды, состоящую из суммы расходов коммунального ресурса (холодная вода) и коммунального ресурса (тепловая энергия) использованных для приготовления горячей воды с помощью бойлера (ИТП) расположенного в МКД. Таким образом, действия АО «XXXX», в части выставления в оплате за ГВС стоимости коммунального ресурса (тепловая энергия) использованного для приготовления горячей воды с помощью бойлера (ИТП) расположенного в доме по XXXX, осуществляются в рамках действующего законодательства.

Третье лицо по доверенности в судебном заседании с иском согласна, суду пояснила, что тепловые сети не являются исполнителями коммунальной услуги, горячую воду в дом не подают, требования законны и обоснованы. Управляющая компания в 2015 году заключила договоры ресурсоснабжения, так же на поставку тепловой энергии, которая считается по прибору общедомового учета. Напрямую с жильцами заключены договора. Истец не может обязать заключить договор непосредственно с ним. Имеет место два договора. Управляющая компания не ресурсоснабжающая организация, являются исполнителями. Собственники платят только за отопление, считает, что происходит двойное начисление. Требования о взыскании за тепловую энергию обоснованы.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив доказательства, полагает следующее.

Согласно ст. ст. 153, 155 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В соответствии с п. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

В соответствии с п. п. 5, 6, 7 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ; у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи; у застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

В пункте 12 статьи 2 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» понятие нецентрализованной системы горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе ИТП, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.

При самостоятельном приготовлении горячей воды абонентом могут использоваться тепловая энергия, электрическая энергия, газ (п. 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства РФ №642 от 29.07.2013).

Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: отопление - то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам. В соответствии с п. 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Согласно п. 40 указанных Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Из п. 43 Правил следует, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии указанный объем определяется исходя из применяемого в таком многоквартирном доме норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

В соответствии с п. п. 5, 6, 7 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ; у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи; у застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения по адресу XXXX.

ДД.ММ.ГГ между XXXX и Кревсун В.А. ( представителем по доверенности истца) заключен договор энергоснабжения ( в горячей воде) XXXX, согласно которому предприятие обязано подавать потребителю тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение до границы раздела эксплуатационной ответственности, согласно постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

ДД.ММ.ГГ между XXXX и ООО «XXXX» заключен договор на теплоснабжение XXXX-бп, согласно которого, организация обязана осуществить поставку коммунального ресурса управляющей компании, для обеспечения потребителей услугами отопления и горячей водой, проживающих в многоквартирных домах, находящихся на управлении Управляющей компании.

Согласно приложения XXXX к договору теплоснабжения XXXX-юп от ДД.ММ.ГГ, жилой дом по XXXX, находится в управлении ООО «XXXX».

Актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей, согласно приложения XXXX к договору теплоснабжения XXXX-бп от ДД.ММ.ГГ, установлена граница ответственности.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.

В части обеспечения дома горячим водоснабжением, судом установлено, что многоквартирный дом, находящийся по адресу: XXXX, не имеет централизованного горячего водоснабжения, а осуществляется путем подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме через индивидуальный тепловой пункт, в котором установлен аппарат теплообменный пластинчатый разборный (котел).

Приготовление горячей воды осуществляется путем поступления из централизованной системы холодного водоснабжения, путем нагревания теплообменником (бойлером) от теплоносителя – сетевой горячей воды АО «XXXX», преобразуясь в самостоятельный коммунальный ресурс – горячую воду, поступающую в квартиру потребителя – истца, через внутридомовые сети ГВС.

С учетом имеющейся системы отопления, оплата за горячее водоснабжение производится на основании п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

В силу п. 54 Правил в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.

Доводы истца о неправомерном начислении платы за тепловую энергию для приготовления горячей воды, при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Разрешая требования о признании недействительным договор на теплоснабжение от ДД.ММ.ГГXXXX-бп, а так же договор на теплоснабжение с квартирой 79 от ДД.ММ.ГГXXXX и возложении обязанности заключить договор теплоснабжения XXXX в г. Уссурийске с УК ООО «XXXX», суд, руководствуясь положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, исходя из представленных доказательств, приходит к выводу, что технологический процесс подогрева горячей воды происходит с использованием пластинчатого теплообменника ИТП, с помощью указанного оборудования и поставляемой тепловой энергии происходит приготовление коммунальных услуги горячего водоснабжения и не имеется оснований для признания заключенных договоров недействительными, а так же возложение обязанности заключить договор теплоснабжения с управляющей компанией, которая не является поставщиком коммунальной услуги.

Так же не подлежат удовлетворению требования истца об исключении из квитанции собственника XXXX в г. Уссурийске незаконной платы «тепловая энергия на ГВС», так как судом установлено, что ответчиком поставляется тепловая энергия на подогрев холодной воды, для поставления горячей воды потребителю.

Довод истца о качестве поставляемой горячей воды не подтверждены допустимыми доказательствами, в судебном заседании установлено, что с претензией к ответчику по данному вопросу не обращался, и не подлежащими рассмотрению.

По остальным требованиям о взыскании с ответчика денежной суммы за период с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ как необоснованно выплаченную сумму по незаконной услуге «тепловая энергия на ГВС» в размере 4644,70 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ в сумме 1315,99 рублей, возмещение материального и морального вреда в размере 600 000 рублей, судебные расходы в размере 38 684,61 рублей, суд не находит оснований для удовлетворения, так как основные требования истца, оставлены без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования Калюжной Т. И. к Акционерному обществу «Уссурийское предприятие тепловых сетей» о признании недействительным договора на теплоснабжение от ДД.ММ.ГГXXXX-бп заключенного между АО «XXXX» и управляющей компанией ООО «XXXX», а так же договор на теплоснабжение XXXX от ДД.ММ.ГГ, обязании заключить договор теплоснабжения XXXX в г. Уссурийске с УК ООО «XXXX» и с собственником жилого помещения XXXX в XXXX, обязании ответчика АО «XXXX» исключить из квитанции XXXX в г. Уссурийске незаконную плату как «тепловая энергия», взыскании с ответчика денежной суммы за период с марта 2018 года по март 2021 в размере 4644,70 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ в сумме 1315,99 рублей, возмещение материального и морального вреда в размере 600 000 рублей, судебные расходы в размере 38 684,61 рублей - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2021 года.

Председательствующий Н.В. Дроздова