ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4009/2014 от 24.04.2014 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

 Дело № 2-4009/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 Сыктывкарский городской суд Республики Коми

 в составе председательствующего судьи Батовой Л.А.,

 при секретаре Абрамовой Н.М.

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 24 апреля 2014 года дело по иску Хоробрых Н.А к Агентству Республики Коми по социальному развитию, ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда», обязании выплачивать меры социальной поддержки,

 у с т а н о в и л:

 ФИО1 обратилась в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию, ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда», обязании выплачивать меры социальной поддержки.

 В обоснование иска указала, что 09.01.2014г. назначена пенсия по старости. 09.01.2014г. была награждена Почетной грамотой Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Министерства здравоохранения РФ за многолетний добросовестный труд, заслуги в области здравоохранения и социального развития и в связи с 50-летием. 13.01.2014г. обратилась в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», в удовлетворении которого было отказано на основании приказа Агентства РК по социальному развитию от ** ** **. на основании пп. 2 п. 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РК от 19.12.2007 г. № 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми». Считая отказ в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, истец обратились в суд с требованиями об обязании присвоить звание с момента обращения, а также предоставить меры социальной поддержки.

 В судебном заседании истец участия не приняла, просила рассмотреть дело в свое отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

 Представители Агентства Республики Коми по социальному развитию, Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» с требованиями не согласились, поддержав доводы изложенные в отзывах.

 Заслушав доводы явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 По смыслу приведенных конституционных положений, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

 Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.

 Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

 В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.

 Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" регулируется правовой статус ветеранов труда, установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. При этом в силу пункта 1 статьи 7 данного Закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 В силу ст. 22.1 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» звание "Ветеран труда" присваивается уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми:

 - лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

 - лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Присвоение звания "Ветеран труда" осуществляется на основании письменных заявлений граждан, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", и документов, подтверждающих основания для его присвоения.

 В целях реализации положений статей 22 и 22.1 данного Закона Республики Коми Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, которым определен порядок и условия присвоения звания, перечень документов, необходимых для присвоения данного звания, установлен порядок представления этих документов и их рассмотрения уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми.

 В соответствии с п. 3 названного Положения звание «Ветеран труда» присваивается гражданам, которым установлена (назначена) трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности:

 - награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подп. 1);

 - начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).

 Как предусмотрено п. 6 Положения, для лиц, указанных в подп. 1 п. 3 Положения, основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение орденами, медалями либо присвоение почётных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде.

 Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", согласно приложению N 2 к данному Положению.

 При присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.

 В Приложении N 2 к Положению приведен перечень ведомственных знаков отличия в труде, под которыми, в частности, понимаются медали, почетные звания, почетные грамоты, нагрудные знаки и значки отличия, учрежденные правовыми актами ведомств и являющиеся индивидуальной формой поощрения за высокие достижения в труде и большие заслуги в служебной и иной общественно полезной деятельности.

 Виды поощрения, перечисленные в Приложении N 2, предусмотрены правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации и являются безусловным основанием для рассмотрения вопроса о присвоении награжденным этими знаками лицам звания.

 Между тем, Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30 сентября 2011 года Приложение N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания на территории Республики Коми", в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания, признано не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.

 Как отмечено в указанном Постановлении, Приложением N 2 предусмотрен исчерпывающий и далеко не полный перечень ведомственных знаков отличия в труде, что противоречит статье 7 Федерального закона "О ветеранах" и статье 22.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", императивно устанавливающим основания для присвоения звания, и ведет к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаков отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших своего отражения в данном Приложении. Кроме того, ведомства Российской Федерации не лишены возможности принимать правовые акты об учреждении новых знаков отличия в труде, которые в силу закона являются основанием для рассмотрения вопроса о присвоении звания, и поэтому отсутствие в Приложении N 2 нормы, предусматривающей право граждан на присвоение данного звания в случае их награждения вновь учрежденными ведомственными знаками отличия в труде, также не согласуется с установленными законодательством большей юридической силы и приведенными выше принципами присвоения указанного звания.

 Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания ограничены федеральным законодательством. При этом граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, как и предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

 Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание, однако он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

 Почетная грамота, которой награждена ФИО1, была учреждена приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от ** ** **. № ....

 Положениями пунктов 1, 2, 3, пп. "а" п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 г. N 155 (в редакции от 28.01.2011 г.) "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития" предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития являются: а) организация и осуществление контроля и надзора в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, в том числе за медицинской деятельностью, деятельностью в сфере обращения лекарственных средств, деятельностью по оказанию протезно-ортопедической помощи.

 Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения" Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения находится в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).

 Таким образом, судом установлено, что почетная грамота Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) отнесена к ведомственной награде органа исполнительной власти, награждение ею напрямую связано с конкретными заслугами федерального государственного гражданского служащего.

 Принимая во внимание, что истец является пенсионером по старости, награждена ведомственной наградой, суд приходит к выводу, что отказ Агентства Республики Коми по социальному развитию в присвоении звания является незаконным, на Агентство подлежит возложению обязанность присвоить истцу звание «Ветеран труда» с момента отказа, т.е. с 17.01.2014г.

 В соответствии с ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация делегировала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению ветеранам и приравненным к ним лицам мер социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги.

 Статьей 11 Закона Республики Коми от 12.11.2004г. № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» предусмотрены меры социальной поддержки ветеранам труда.

 В целях реализации вышеуказанного Закона № 55-РЗ постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 утверждены Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

 Решение о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг принимается центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства гражданина, имеющего право на их получение (пункт 2 Правил).

 Для получения мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданин или лицо, являющееся его представителем, представляет в центр по предоставлению государственных услуг по месту жительства заявление с приложением предусмотренных пунктом 3 Правил документов.

 Согласно пункту 12 Правил меры социальной поддержке по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначаются с даты предоставления в центр документов, указанных в пунктах 3 и 4 Правил.

 Таким образом, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам на заявительной основе.

 В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Порядка и условий выплаты республиканской ежемесячной денежной выплаты, республиканской ежегодной выплаты и пособия на оплату проезда в пассажирском транспорте, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 21.12.2004 № 280, республиканская ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается со дня обращения за ней.

 Таким образом, процедура получения удостоверения «Ветеран труда» самостоятельна от процедуры назначения мер социальной поддержки, которые назначаются по заявлению получателя мер социальной поддержки.

 Как следует из материалов дела, истец с заявлением о назначении мер социальной поддержки в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» не обращалась.

 Учитывая, что на Агентство РК по социальному развитию возложена обязанность присвоить истцу звание «Ветеран труда», за истцом следует признать право на предоставление мер социальной поддержки с даты обращения ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

 р е ш и л:

 Отменить приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию № ... от ** ** ** года об отказе в присвоении Хоробрых Н.А звания «Ветеран труда».

 Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию присвоить Хоробрых Н.А звание «Ветеран труда» с 17 января 2014 года.

 Признать за Хоробрых Н.А право на предоставление мер социальной поддержки с даты обращения в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путём подачи апелляционной жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий Л.А. Батова