ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4009/2021 от 28.04.2022 Норильского городского суда (Красноярский край)

Делос № 2-503/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Норильск Красноярского края 28 апреля 2022 года

Норильский городской суд Красноярского края

председательствующего судьи Боднарчука О.М.,

при секретаре судебного заседания Янченко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карачаево-Черкесского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ООО «Норд-Авиа», ООО «СНК», ООО «Гранд Скай Сервис» о запрете деятельности по эксплуатации воздушного судна,

УСТАНОВИЛ:

Карачаево-Черкесский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры с учетом уточнения исковых требований обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Норд-Авиа», ООО «СНК», ООО «Гранд Скай Сервис» о запрете деятельности, связанной с эксплуатацией вертолета <данные изъяты> В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о безопасности полетов при эксплуатации воздушных судов авиации установлено, что на указанном вертолете, принадлежащем ООО «СНК», а также переданным в аренду ООО «Норд-Авиа» и ООО «Гранд Скай Сервис», 01.10.2021, 10.10.2021 и 13.10.2021 были осуществлены вылеты, в том числе с территории посадочной площадки «Домбай» и близлежащего земельного участка, в отсутствие действующего сертификата летной годности и без уведомления подразделений организации воздушного движения и органов местного самоуправления. По изложенным в иске основаниям истец просит: запретить ООО «Норд-Авиа», ООО «СНК», ООО «Гранд Скай Сервис» и иным лицам выполнение полетов в воздушном пространстве на воздушном судне - вертолете <данные изъяты> до получения сертификата летной годности воздушного судна, а также выполнение полетов в воздушном пространстве на указанном воздушном судне в целях перевозки пассажиров и осуществления авиационных работ до получения соответствующего сертификата эксплуатанта воздушного судна, за исключением полетов, осуществляемых по указанию органов Росавиации в целях получения соответствующих сертификатов. Запретить ООО «Норд-Авиа», ООО «СНК», ООО «Гранд Скай Сервис» передачу воздушного судна - вертолета <данные изъяты> третьим лицам в целях выполнения полетов в воздушном пространстве до получения сертификата летной годности указанного воздушного судна, а также для полетов в воздушном пространстве на воздушном судне в целях коммерческой перевозки пассажиров и осуществления авиационных работ до получения сертификата эксплуатанта воздушного судна.

В судебном заседании представитель истца - заместитель Норильского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Богданов Д.С. заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ООО «Норд-Авиа» ФИО1 и представитель ответчика ООО «Гранд Скай Сервис» ФИО2 в судебном заседании исковые требований не признали.

Представители ответчика ООО «СНК» и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, Южного МТУ Росавиации в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив исковое заявление, отзывы и возражения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ч. 1 ст. 66 ВК РФ к полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию, которая определена, в том числе в ч. 1 ст. 67 ВК РФ.

Из п.п. 1, 2 ст. 33 ВК РФ следует, что воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.

В силу требований ст. 36 ВК РФ гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.

Согласно п.п. 1, 3 Федеральных авиационных правил «Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 27.11.2020 № 519 воздушное судно допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Правила обязательны для юридических и физических лиц при допуске воздушного судна к эксплуатации.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 ВК РФ юридические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие авиационные работы, осуществляют свою деятельность при наличии документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей требованиям федеральных авиационных правил.

Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил, утверждены приказом Министерства транспорта РФ от 13.08.2015 № 246.

Наличие у лица сертификата (свидетельства) эксплуатанта является подтверждением его соответствия сертификационным требованиям, предъявляемым федеральными авиационными правилами к физическим и юридическим лицам, выполняющим авиационные работы.

Кроме того, согласно ст. 16 ВК РФ, Федеральными правилами использования воздушного пространства определяется порядок использования воздушного пространства: разрешительный или уведомительный.

По смыслу положений п.п. 123 - 127 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, при уведомительном порядке использования воздушного пространства пользователи воздушного пространства, планирующие выполнение полетов в воздушном пространстве класса G, обязаны уведомить органы управления полетами о своей деятельности в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

Федеральные правила обязательны для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами обслуживания воздушного движения (управления полетами).

Согласно п. 105 Федеральных правил, организация планирования использования воздушного пространства осуществляется в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными Приказом Минтранса России от 16.01.2012 № 6.

В соответствии с п. 49 Федеральных правил авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

В силу п. 40.5 указанных Правил Минтранса, разрешение и условия на использование воздушного пространства при выполнении авиационных работ и парашютных прыжков, а также демонстрационных полетов над населенными пунктами выдается соответствующими оперативными органами Единой системы на основании представленного плана полета воздушного судна, который должен быть подан на этапе предтактического планирования использования воздушного пространства, а также с разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Как установлено судом, Карачаево-Черкесской транспортной прокуратурой в ходе проверки соблюдения требований федерального законодательства, регламентирующего безопасность полетов при использовании воздушного пространства вблизи п. Домбай Карачаево-Черкесской Республики, выявлены факты полетов 01.10.2021, 10.10.2021 и 13.10.2021 вертолета <данные изъяты> с территории посадочной площадки «Домбай» и близлежащего земельного участка, в том числе без уведомления подразделений организации воздушного движения и органов местного самоуправления.

Факты эксплуатации воздушного судна подтверждаются представленными материалами прокурорской проверки, включая объяснения старшего авиационного начальника посадочной площадки «Домбай» П. учредителя В. собственника вертолетной площадки П. очевидцев Д. и В. актами осмотров записей камер видеонаблюдения, размещенных на фасаде ангара вертолетной площадки «Домбай», результатами оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками ЛОП на ст. Невинномысская Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте.

Также информация о возможности совершения туристических полетов на данном воздушном судне содержится в представленных прокурором копиях интернет-страниц рекламного характера, часть из которой решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.10.2021 признана запрещенной к распространению в России.

Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, ответчиками данные обстоятельства в установленном законом порядке не оспорены и каких-либо доказательств в обоснование своих возражений не представлено.

Вертолет <данные изъяты> свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна принадлежит собственнику ООО «СНК» на основании свидетельства о государственной регистрации прав на ВС .

На основании договора аренды воздушного судна (вертолета) без экипажа от 10.02.2020 , заключенного между ООО «СНК» (собственником) и ООО «Норд-Авиа» (арендатор), указанный вертолет был передан за плату во временное пользование и владение ООО «Норд-Авиа» для осуществления авиационных работ на территории РФ, а также за пределами территории РФ.

В соответствии пп. 11.1 договора он заключен до 10.02.2021 на условиях пролонгации, в случае если ни одна из сторон не заявит о своем намерении расторгнуть настоящий договор.

10.02.2021 между ООО «СНК» (собственник) и ООО «Норд-Авиа» (арендатор) заключено дополнительное соглашение согласно которому срок действия договора от 10.02.2020 продлен до 10.02.2022.

Согласно информации Южного МТУ Росавиации и данных Федеральной государственной информационной системе «Реестр эксплантатов и воздушных судов» действующие сертификат летной годности на указанное воздушное судно, а также сертификаты эксплуатанта ответчики не имеют. Действие сертификата эксплуатанта ООО «Норд-Авиа» от 07.02.2020 приостановлено.

Установленные факты осуществления полетов 01.10.2021, 10.10.2021 и 13.10.2021 на вышеуказанном воздушном судне свидетельствуют о нарушении ООО «Норд-Авиа» и ООО «СНК» требований воздушного законодательства.

В настоящее время вертолет <данные изъяты> находится на стоянке на земельном участке с кадастровым , расположенном в границах поселка Домбай Карачаево-Черкесской Республики.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 20.12.2021 ООО «Гранд Скай Сервис» направило в Южное МТУ Росавиации заявление на получение (продление) сертификата летной годности, к которому была приложена копия договора аренды воздушного судна (вертолета) без экипажа от 20.09.2021 , между ООО «СНК» и ООО «Гранд Скай Сервис» (место заключения - г. Норильск).

В ходе судебного заседания 28.02.2022 представителем ООО «СНК» суду представлена копия аналогичного договора между ООО «СНК» и ООО «Гранд Скай Сервис», датированного 15.12.2021, с указанием иного места заключения договора - г. Нижний Новгород, а также с приложением копий акта приема-передачи воздушного судна (вертолета) между сторонами от 15.12.2021 и соглашения о расторжения договора аренды воздушного судна (вертолета) без экипажа от 10.02.2020 , заключенного между ООО «СНК» и ООО «Норд-Авиа».

При этом в возражениях от 16.01.2022 представитель ООО «Норд-Авиа» не указывал на расторжение договора аренды воздушного судна (вертолета) без экипажа от 10.02.2020 , заключенного между ООО «СНК» (собственником) и ООО «Норд-Авиа», а напротив сообщил об обращении ООО «Норд-Авиа» в декабре 2021 г. в Южное МТУ Росавиации для сертификации воздушного судна в целях проверки соответствия требованиям летной годности и оформления соответствующего сертификата.

О принятии мер к оформлению сертификата летной годности представителем ООО «Норд-Авиа» также указано в ходатайстве об изменении ранее наложенных мер по обеспечение иска от 18.01.2022.

С учетом наложения определением Норильского городского суда от 03.12.2021 ареста на воздушное судно подобное процессуальное поведение ответчиков по предоставлению в суд нетождественных копий документов с однотипными опечатками об изменении арендатора воздушного судна и попытке введения суда в заблуждение относительно характера взаимоотношений между ответчиками и их невзаимосвязанности не может быть добросовестным.

Из пояснений в суде представителя ООО «Гранд Скай Сервис» ФИО2, учредителем и генеральным директором которого (Общества) является ФИО3, следует, что целью регистрации ООО «Гранд Скай Сервис» в качестве юридического лица (26.03.2021) являлась возможность получения определенных льгот по месту регистрации вновь созданного юридического лица и эксплуатации воздушного судна (Карачаево-Черкесская Республика), что было бы невозможно при указании арендатором ООО «Норд-Авиа».

Также ФИО2 является исполнительным директором ООО «Норд-Авиа», о чем указано в соглашении о расторжения договора аренды воздушного судна (вертолета) без экипажа от 10.02.2020 .

При таких обстоятельствах, а также учитывая процессуальную позицию ООО «Норд-Авиа» по делу, заверение от своего имени и представление суду копий документов ООО «Гранд Скай Сервис» фактически в интересах указанного юридического, суд полагает, что до настоящего времени ООО «Норд-Авиа» не утратило заинтересованность в эксплуатации воздушного судна, в связи с чем наряду с собственником воздушного судна - ООО «СНК» и текущим арендатором - ООО «Гранд Скай Сервис» является надлежащим ответчиком по делу.

Давая оценку установленным обстоятельствам, суд полагает, что неисполнение до настоящего времени ответчиками обязанностей по получению в установленном порядке сертификата летной годности на воздушное судно и действующих сертификатов эксплуатанта, в том числе у периодически сменяющихся арендаторов, а также осуществление полетов на вышеуказанном воздушном судне без соответствующих документов при рекламировании возможности совершения коммерческих полетов и при возможности дальнейшей передачи воздушного судна третьим лицам свидетельствуют о невозможности обеспечения ответчиками безопасности полетов на должном уровне и соответственно наличии реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, утраты и повреждения их имущества в случае транспортных происшествий с участием указанного воздушного судна.

Статьей 12 ГК РФ установлен перечень способов защиты гражданских прав, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам.

В связи с этим суд находит заявленные к ответчикам исковые требования законными и обоснованными.

На основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу, подлежит взысканию в солидарном размере с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета в сумме 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Карачаево-Черкесского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры удовлетворить.

Запретить ООО «Норд-Авиа», ООО «СНК», ООО «Гранд Скай Сервис» и иным лицам выполнение полетов в воздушном пространстве на воздушном судне - вертолете <данные изъяты> до получения сертификата летной годности воздушного судна, а также выполнение полетов в воздушном пространстве на указанном воздушном судне в целях перевозки пассажиров и осуществления авиационных работ до получения соответствующего сертификата эксплуатанта воздушного судна, за исключением полетов, осуществляемых по указанию (разрешению) органов Росавиации в целях получения соответствующих сертификатов.

Запретить ООО «Норд-Авиа», ООО «СНК», ООО «Гранд Скай Сервис» передачу воздушного судна - вертолета <данные изъяты> третьим лицам в целях выполнения полетов в воздушном пространстве до получения сертификата летной годности указанного воздушного судна, а также для полетов в воздушном пространстве на данном воздушном судне в целях коммерческой перевозки пассажиров и осуществления авиационных работ до получения сертификата эксплуатанта воздушного судна.

Взыскать с ООО «Норд-Авиа», ООО «СНК», ООО «Гранд Скай Сервис» в солидарном порядке в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий О.М. Боднарчук

Мотивированное решение изготовлено 05.05.2022.