Дело № 2-400/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2018 года г. Горняк
Локтевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Шелкова Д.Ю.,
при секретаре Белокриницкой Н.В.,
с участием помощника прокурора Локтевского района Паршикова И.С., представителя ответчика ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц РФ к индивидуальному предпринимателю ФИО2 об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю ФИО2 об обязании совершить действия, указав, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в Локтевском районе.
Проверкой установлено, что ИП ФИО2 осуществлял свою деятельность на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (фактически участок расположен на берегу Гилевского водохранилища в его водоохранной зоне в 3 км на юго-восток от <адрес>). Целевое назначение участка — для сельскохозяйственного производства.
На указанном участке размещены 10 домиков отдыха (домики охотника и рыбака), оборудованных печным отоплением, помещение сторожки, баня, в которых установлены печи, работающие на твердом топливе, а также 3 сооружения хозяйственного бытового назначения, недостроенное здание кафе и 3 туалета, не имеющие герметичного выгреба.
При этом 5 домиков отдыха, сторожка, туалеты и 1 хозбытовая постройка размещены вне пределов предоставленного участка без законных на то оснований.
В момент проверки из трубы печи в сторожке осуществлялись выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В силу частей 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности регламентированы постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (далее - Правила).
При этом процедура подтверждения хозяйствующим субъектом отнесения отходов к конкретному классу опасности является первичной перед процедурой паспортизации отходов. Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующему субъекту, в процессе деятельности которого образуется отходы, необходимо направить в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности необходимые документы и обосновывающие материалы (письмо Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 «О направлении разъяснений по подтверждению отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и паспортизации отходов»).
Однако ИП ФИО2 подтверждение отнесения видов отходов к конкретным классам опасности в территориальном органе Росприроднадзора не получено, в связи с чем представленные последним паспорта на отходы нельзя признать надлежащими.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и перечень загрязняющих веществ.
Под загрязняющим веществом понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»),
В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Части 1 и 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закрепляют, что нормативы допустимых выбросов устанавливаются для стационарных и передвижных источников воздействия на окружающую среду субъектам хозяйственной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки, и выбросы допускаются на основании разрешений выданных органами исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ и разработку предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха.
Согласно ст. 14 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Аналогичные требования содержатся в ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В нарушение приведенных положений ИП ФИО2 разрешительные документы на стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствуют.
Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов, загрязняющих веществ определен постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
В соответствии с п. 6 указанного Положения предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Статья 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет:
1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
2. Субъекты хозяйственной деятельности разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями; представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных, химических, биологических и механических воздействий на атмосферный воздух.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Статьей 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что со дня вступления в силу указанного Федерального закона в течение двух лет индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ.
По смыслу ч. 2 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В нарушение указанных требований ИП ФИО2 инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ не проведена; не разработаны и не установлены предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух; производственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха на источниках вредных выбросов не проводится; осуществляется эксплуатация объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без постановки их на учет.
Кроме того, в ходе ранее проведенного осмотра (ДД.ММ.ГГГГ) прилегающего земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 22:26:020605 на расстоянии 20 м в юго-восточном направлении от южной точки земельного участка с кадастровым номером 22:26:020605:238 установлено снятие ИП ФИО2 верхнего плодородного слоя почвы и размещение отходов на площади 84 кв.м.
Таким образом, в результате механического воздействия специальной техникой на верхний плодородный слой почвы, произошло его самовольное снятие и перемещение.
В связи с нарушениями ИП ФИО2 по постановлениям природоохранного прокурора ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> привлечен к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2, 8.46 КоАП РФ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ привлечен к административной ответственности Управлением Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай по ч. 1 ст.8.6 и ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ соответственно, однако в силу ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
В целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 природоохранным прокурором внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Согласно ответу, поступившему ДД.ММ.ГГГГ, доводы представления признаны обоснованными, проводятся работы по устранению выявленных нарушений. Вместе с тем, документальное подтверждение устранения всех нарушений в прокуратуру не представлено, направлены копии паспортов на отходы, подтверждение направления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов.
Несоблюдение названных требований природоохранного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»).
Осуществление ИП ФИО2 деятельности без наличия предусмотренной законодательством экологической документации нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать ИП ФИО2 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке: получить разрешение на стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № (<адрес>); разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, обеспечив его согласование в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, разработать паспорта на отходы 1-4 класса опасности, подтвердив отнесение вида отходов к конкретному классу опасности; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ; осуществить постановку на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; провести рекультивацию земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № на расстоянии 20 м в юго-восточном направлении от южной точки земельного участка с кадастровым номером № на площади 84 кв.м, в соответствии с утвержденным проектом. Обязать ИП ФИО2 осуществлять производственный экологический контроль в сроки, регламентированные программой производственного экологического контроля.
В судебном заседании помощник прокурора Локтевского района Паршиков И.С. подержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Ответчик ИП ФИО2 в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ответчика ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что в настоящее время база отдыха не введена в эксплуатацию, после ввода в эксплуатацию ФИО2 устранит все нарушения установленные проверкой.
Представитель третьего лица Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.
Судом с учетом мнения сторон определено продолжить рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства как каждое в отдельности, так и в их совокупности, приходит к следующему.
Как установлено проверкой проведенной Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой ИП ФИО2 осуществляет свою деятельность на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 22:26:020605:238, расположенный по адресу: <адрес> (фактически участок расположен на берегу Гилевского водохранилища в его водоохранной зоне в 3 км на юго-восток от <адрес>). Целевое назначение участка — для сельскохозяйственного производства.
На указанном участке размещены 10 домиков отдыха (домики охотника и рыбака), оборудованных печным отоплением, помещение сторожки, баня, в которых установлены печи, работающие на твердом топливе, а также 3 сооружения хозяйственного бытового назначения, недостроенное здание кафе и 3 туалета, не имеющие герметичного выгреба.
При этом 5 домиков отдыха, сторожка, туалеты и 1 хозбытовая постройка размещены вне пределов предоставленного участка без законных на то оснований.
В момент проверки из трубы печи в сторожке осуществлялись выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В силу частей 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности регламентированы постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (далее - Правила).
При этом процедура подтверждения хозяйствующим субъектом отнесения отходов к конкретному классу опасности является первичной перед процедурой паспортизации отходов. Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующему субъекту, в процессе деятельности которого образуется отходы, необходимо направить в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности необходимые документы и обосновывающие материалы (письмо Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 «О направлении разъяснений по подтверждению отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и паспортизации отходов»).
В свою очередь ИП ФИО2 подтверждение отнесения видов отходов к конкретным классам опасности в территориальном органе Росприроднадзора не получено, в связи с чем представленные последним паспорта на отходы нельзя признать надлежащими.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и перечень загрязняющих веществ.
Под загрязняющим веществом понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»),
В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Части 1 и 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закрепляют, что нормативы допустимых выбросов устанавливаются для стационарных и передвижных источников воздействия на окружающую среду субъектам хозяйственной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки, и выбросы допускаются на основании разрешений выданных органами исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ и разработку предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха.
Согласно ст. 14 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Аналогичные требования содержатся в ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Разрешительные документы на стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у ИП ФИО2 отсутствуют, что не оспаривается стороной ответчика, а также подтверждается материалами дела.
Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов, загрязняющих веществ определен постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
В соответствии с п. 6 указанного Положения предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Статья 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет: производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды; субъекты хозяйственной деятельности разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями; представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных, химических, биологических и механических воздействий на атмосферный воздух.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Статьей 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что со дня вступления в силу указанного Федерального закона в течение двух лет индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ.
По смыслу ч. 2 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В нарушение указанных требований ИП ФИО2 инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ не проведена; не разработаны и не установлены предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух; производственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха на источниках вредных выбросов не проводится; осуществляется эксплуатация объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без постановки их на учет.
Согласно акта проверки исполнения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, на прилегающем земельном участке, расположенном в кадастровом квартале 22:26:020605 на расстоянии 20 м в юго-восточном направлении от южной точки земельного участка с кадастровым номером 22:26:020605:238 установлено снятие ИП ФИО2 верхнего плодородного слоя почвы и размещение отходов на площади 84 кв.м.
Таким образом, в результате механического воздействия специальной техникой на верхний плодородный слой почвы, произошло его самовольное снятие и перемещение.
В соответствии с ч. 1 ст.79 Земельного кодекса РФ: сельскохозяйственные угодья - это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно п. 6, 7, 8 Приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка. Затраты на рекультивацию земель включают в себя расходы на: осуществление проектно-изыскательских работ, в том числе почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирование; проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации; работы по снятию, транспортировке и складированию (при необходимости) плодородного слоя почвы; работы по селективной выемке и складированию потенциально плодородных пород; планировку (выравнивание) поверхности, выполаживание, террасирование откосов отвалов (терриконов) и бортов карьеров, засыпку и планировку шахтных провалов, если эти работы технологически невыполнимы в процессе разработки месторождений полезных ископаемых и не предусмотрены проектом горных работ; деятельность рабочих комиссий по приемке - передаче рекультивированных земель (транспортные затраты, оплата работы экспертов, проведение полевых обследований, лабораторных анализов и др.); другие работы, предусмотренные проектом рекультивации, в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков, «Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород (лесс, лессовидные и покровные суглинки и др.) устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.
Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.
В соответствии с ГОСТ 17.4.3.02-85 «Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ» снятие и рациональное использование плодородного слоя почвы при производстве земляных работ следует производить на землях всех категорий. Снятие плодородного и потенциально-плодородного слоев почвы следует производить селективно. Плодородный слой почвы должен быть использован для землевания малопродуктивных угодий и биологической рекультивации земель; потенциально-плодородный слой почвы должен быть использован в основном для биологической рекультивации земель. Плодородный и потенциально-плодородный слои почв, используемые для землевания и биологической рекультивации земель, должны соответствовать требованиям ГОСТ 17.5.3.05-84. Потенциально-плодородный слой почвы при производстве земляных работ следует снимать отдельно от потенциально-плодородных пород.
Мощность снимаемого плодородного и потенциально-плодородного слоев почв должна быть установлена на основе: оценки уровня плодородия почвы и структуры почвенного покрова; оценки плодородия отдельных генетических горизонтов почвенного профиля основных типов и подтипов почв.
Хранение плодородного слоя почвы: плодородный слой почвы, не использованный сразу в ходе работ, должен быть сложен в бурты, соответствующие требованиям ГОСТ 17.5.3.04-83. Поверхность бурта и его откосы должны быть засеяны многолетними травами, если срок хранения плодородного слоя почвы превышает 2 года. Откосы бурта допускается засеивать гидроспособом. Плодородный слой почвы может храниться в буртах в течение 20 лет. Под бурты должны быть отведены непригодные для сельского хозяйства участки или малопродуктивные угодья, на которых исключается подтопление, засоление и загрязнение промышленными отходами, твердыми предметами, камнем, щебнем, галькой, строительным мусором.
На основании постановлений природоохранного прокурора ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> ИП ФИО2 был привлечен к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2, 8.46 КоАП РФ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ привлечен к административной ответственности Управлением Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> по ч. 1 ст.8.6 и ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ соответственно, однако в силу ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ, в целях устранения выявленных нарушений внесено представление об устранении ИП ФИО2 нарушений природоохранного законодательства.
Согласно ответу ИП ФИО2, поступившему ДД.ММ.ГГГГ в Алтайскую межрайонную природоохранную прокуратуру, доводы представления признаны обоснованными, проводятся работы по устранению выявленных нарушений. Вместе с тем, документальное подтверждение устранения всех нарушений в прокуратуру не представлено, направлены копии паспортов на отходы, подтверждение направления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов.
Несоблюдение названных требований природоохранного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»).
В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, к числу которых относится: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.
Судом установлено, что осуществление ИП ФИО2 деятельности без наличия предусмотренной законодательством экологической документации нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, суд признает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов.
В силу с пп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины при обращении с иском в суд по заявлениям в защиту неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, а также пп.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать ИП ФИО2 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке:
- получить разрешение на стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № (<адрес>);
- разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, обеспечив его согласование в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай;
- разработать паспорта на отходы 1-4 класса опасности, подтвердив отнесение вида отходов к конкретному классу опасности; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ;
- осуществить постановку на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
- провести рекультивацию земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 22:26:020605 на расстоянии 20 м в юго-восточном направлении от южной точки земельного участка с кадастровым номером № на площади 84 кв.м, в соответствии с утвержденным проектом.
Обязать ИП ФИО2 осуществлять производственный экологический контроль в сроки, регламентированные программой производственного экологического контроля.
Взыскать с ИП ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления в Локтевский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.Ю. Шелков
Разрешаю разместить на сайте
Решение не вступило в законную силу
Судья Д.Ю.Шелков
Председатель
Локтевского районного суда ФИО1