КОПИЯ
70RS0003-01-2019-007355-35
№ 2–400/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2019 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Аюшевой Р.Н.,
при секретаре Калининой К.В.,
помощник судьи Опенкина Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску администрации Толпаровского сельского поселения Каргасокского района Томской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Толпаровского сельского поселения Каргасокского района Томской области обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области (далее по тексту – УФССП России по Томской области), в котором с учетом уточнения исковых требований просит освободить от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области от 26.11.2019 № 70024/19/405789, в размере 50000 рублей.
В обоснование иска указано, что администрация Толпаровского сельского поселения является должником по исполнительному производству от 01.10.2019 № 78733/19/70024-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа ФС №008139965 от 21.08.2019 об организации кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, выделенные под погребение. Считает, что в рамках указанного исполнительного производства истцом предприняты все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательств, были заключены муниципальные контракты, по которым выполнены все обязательства. Указывает, что должник неоднократно предпринимал зависящие от него меры по исполнению указанных судебных актов, однако, по независящим от них причинам не имел возможности исполнить требования исполнительного листа в установленный срок.
Истец, ответчик, будучи надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, об уважительных причинах неявки не сообщили, не просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, руководствуясь ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке заочного производства.
Исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 11 и 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст.112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ, размер исполнительского сбора для должника-организации в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера составляет пятьдесят тысяч рублей.
Частью 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ, закреплено право должника обратиться в суд, в частности с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3. ст.112 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 74 постановления от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее по тексту - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50), суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от взыскания исполнительского сбора не только при разрешении требований об освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, установив при этом обстоятельства, свидетельствующие о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Одновременно с этим в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Абзацем 3 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 разъяснено, что должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: виновное невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания – поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации. При этом правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч.7 ст.112 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ и п.1 ст.401 ГК РФ, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 №2201-О).
Таким образом, по смыслу приведенных законодательных положений и их толкования Конституционным Судом Российской Федерации, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
При этом лицо, требующее освободить от взыскания исполнительского сбора должно доказать, что им были предприняты все необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, неисполнение (несвоевременное исполнение) связано с причинами, не зависящими от его воли.
Судом установлено, что 21.08.2019 по делу №2а-118/2018 Каргасокским районным судом Томской области на основании решения Каргасокского районного суда Томской области от 28.04.2018, вступившего в законную силу 05.06.2018, выдан исполнительный лист серии ФС № 008139965.
Судебным приставом-исполнителем ОСП по Каргасокскому району на основании исполнительного листа серии ФС № 008139965 01.10.2019 возбуждено исполнительное производство № 18701/19/70012-ИП, предмет исполнения - обязать муниципальное казенное учреждение «Администрация Толпаровского сельского поселения» до 31.12.2018 поставить земельные участки, выделенные под погребение в п. Киевский, п. Неготка на кадастровый учет и осуществить государственную регистрацию указанных земельных участков, должник: Администрация Толпаровского сельского поселения, взыскатель: Прокуратура Каргасокского района Томской области.
В п. 3 постановления судебного пристава от 01.10.2019 разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
На основании Постановления и.о. Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области – главного судебного пристава Томской области А., постановлений судебного пристава – исполнителя ОСП по Каргасокскому району от 14.10.2019, постановления судебного пристава – исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области от 25.10.2019, исполнительное производство №18701/19/70012-ИП от 01.10.2019 передано из структурного подразделения ОСП по Каргасокскому району, принято к исполнению судебным приставом – исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучиной М.А.
Постановлениями судебного пристава – исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области от 26.11.2019 в связи с неисполнением исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, постановлено взыскать с должника Администрации Толпаровского сельского поселения исполнительский сбор в размере 50000 рублей, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа: 31.12.2019.
Копия постановления от 26.11.2019 о взыскании исполнительского сбора получена должником 03.12.2019, согласно входящему штампу на постановлении.
11.12.2019 должник - Администрация Толпаровского сельского поселения обратилась с настоящим иском в суд с требованием об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав, что неоднократно предпринимал зависящие от него меры по исполнению судебного акта, заключал муниципальные контракты на выполнение кадастровых работ, направил документы на согласование в Департамент архитектуры и строительства Томской области, однако, по независящим от него причинам не имел возможности исполнить требования исполнительного документа в установленный срок.
Оценивая указанные доводы, суд приходит к выводу, что они были подтверждены в судебном заседании надлежащими доказательствами.
Как после вынесения решения 28.04.2018, так и после возбуждения исполнительного производства 01.10.2019 администрация Толпаровского сельского поселения не имела возможности в пятидневный срок исполнить решение суда, предпринимая необходимые действия к исполнению решения суда.
Пункт 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона. Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р, утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, в том числе при оказании услуги, связанной с недвижимым имуществом.
16.04.2018 был заключен муниципальный контракт №10 на оказание услуг, согласно которому ИП Б. (Исполнитель) обязуется оказать услуги Муниципальному казенному учреждению администрации Толпаровского сельского поселения Каргасокского района Томской области (Заказчик), а именно: выполнение кадастровых работ по составлению карта (плана), границ населенного пункта (без закрепления на местности) п. Нёготка Каргасокского района Томской области в соответствии с «Техническим заданием» (Приложение №1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных в Контракте (п. 1.1.). Цена контракта составляет 74540,70 рублей (п. 2.1). Согласно п. 11.2 Контракт вступает в силу с момента его заключения и прекращает свое действие 20 марта 2019 г., но не ранее исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту в полном объеме.
16.04.2018 был заключен муниципальный контракт №11 на оказание услуг, согласно которому ИП Б. (Исполнитель) обязуется оказать услуги Муниципальному казенному учреждению администрации Толпаровского сельского поселения Каргасокского района Томской области (Заказчик), а именно: выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка для ритуальной деятельности (размещение кладбища) в п. Нёготка Каргасокского района Томской области в соответствии с «Техническим заданием» (Приложение №1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных в Контракте (п. 1.1.). Цена контракта составляет 29816,28 рублей (п. 2.1). Согласно п. 11.2 Контракт вступает в силу с момента его заключения и прекращает свое действие 30 декабря 2018 г., но не ранее исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту в полном объеме.
16.04.2018 был заключен муниципальный контракт №9 на оказание услуг, согласно которому ИП Б. (Исполнитель) обязуется оказать услуги Муниципальному казенному учреждению администрации Толпаровского сельского поселения Каргасокского района Томской области (Заказчик), а именно: выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка для ритуальной деятельности (размещение кладбища) в п. Киевский в соответствии с «Техническим заданием» (Приложение №1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных в Контракте (п. 1.1.). Цена контракта составляет 29816,28 рублей (п. 2.1). Согласно п. 11.2 Контракт вступает в силу с момента его заключения и прекращает свое действие 30 декабря 2018 г., но не ранее исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту в полном объеме.
16.04.2018 был заключен муниципальный контракт №8 на оказание услуг, согласно которому ИП Б. (Исполнитель) обязуется оказать услуги Муниципальному казенному учреждению администрации Толпаровского сельского поселения Каргасокского района Томской области (Заказчик), а именно: выполнение кадастровых работ по составлению карта (плана), границ населенного пункта (без закрепления на местности) п. Киевский Каргасокского района Томской области в соответствии с «Техническим заданием» (Приложение №1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных в Контракте (п. 1.1.). Цена контракта составляет 74540,70 рублей (п. 2.1). Согласно п. 11.2 Контракт вступает в силу с момента его заключения и прекращает свое действие 20 марта 2019 г., но не ранее исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту в полном объеме.
09.07.2018 было принято решение Совета Толпаровского сельского поселения Муниципального казенного учреждения Муниципального образования Толпаровское сельское поселение Каргасокского района Томской области №30, согласно которому Совет Толпаровского поселения решил подготовить проект изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки Толпаровского сельского поселения Каргасокского района Томской области, в части изменения границ населенных пунктов ..., установления границ территориальной зоны – Зоны специального назначения СН1 (подзона размещения кладбищ).
В 2018 г. главным инженером «Архитектурного бюро» Б. был подготовлен Генеральный план и правила землепользования и застройки Толпаровского сельского поселения Каргасокского муниципального района Томской области, Проект внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки в части изменения границ населенных пунктов п. Киевский и п. Нёготка. Установления территориальной зоны – Зоны специального назначения СН-1 (подзона размещения кладбищ).
26.10.2018 Департаментом лесного хозяйства Томской области Администрации Толпаровского сельского поселения дано разъяснение №74-11-6356 (на вх. № 04-01-4447/18-0 от 10.10.2018) о том, что Департамент рассмотрел обращение о согласовании схем расположения земельных участков площадью 7534 кв.м. (кладбище в п. Неготка), 3910 кв.м. (кладбище в п. Киевский) на кадастровом плане территории, Департамент не согласовывает схему расположения данных земельных участков, так как проектируемый участок входит в составь земель лесного фонда, имеет местоположение: Каргасокское лесничество, Тымское участковое лесничество, кварталы 207 и 135.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Определением Каргасокского районного суда Томской области от 01.03.2019 удовлетворено заявление Главы Толпаровского сельского поселения о предоставлении отсрочки исполнения решения суда муниципальному казенному учреждению «Администрация Толпаровского сельского поселения» предоставлена отсрочка исполнения решения Каргасокского районного суда Томской области от 28.04.2018 на срок до 30.06.2019.
Судебный пристав-исполнитель письмом от 18.11.2019 (вх. от 25.11.2019) был уведомлен должником, что в настоящее время (25.11.2019) Администрацией поселения осуществляются работы по межеванию и постановке на кадастровый учет лесного участка в соответствии с планом мероприятий по переводу земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов под существующими кладбищами.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а именно: проведение работ по межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков в соответствии с планом мероприятий по переводу земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов под существующими кладбищами, требуют значительных временных затрат, в связи с чем, фактическая возможность поставить земельные участки, выделенные под погребение в п. Киевский, п. Неготка на кадастровый учет и осуществить государственную регистрацию указанных земельных участков в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у истца отсутствовала.
Таким образом, оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, не имеется.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что истец предпринял все меры для своевременного исполнения решения Каргасокского районного суда Томской области от 28.04.2018, суд приходит к выводу о том, что не исполнение решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок не было вызвано виновным противоправным поведением должника, что дает основания для освобождения Администрации Толпаровского сельского поселения от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования администрации Толпаровского сельского поселения к Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Томской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию Толпаровского сельского поселения от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № №78733/19/70024-ИП от 01.10.2019, взысканного с Толпаровского сельского поселения на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП и ИОВИП УФССП по Томской области от 26.11.2019.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: /подпись/
Копия верна. Судья Р.Н.Аюшева Секретарь: К.В.Калинина «03» марта 2020 года |
Мотивированный текст решения изготовлен 03.03.2020
Судья Р.Н.Аюшева
Оригинал хранится в деле № 2-400/2020 в Октябрьском районном суде г. Томска.