РЕШЕНИЕ
ИФИО1
06 августа 2020 года г.о. Озеры
Озерский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Котовой О.А.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску администрации городского округа Озёры <адрес> к ФИО3, ФИО2 о возмещении ущерба,
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд с иском к ответчикам мотивируя свои требования тем, что в соответствии с Перечнем объектов движимого имущества, утвержденного приказом первого заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность городского поселения Озёры была передана 21 единица автомобильной техники. <адрес> Озёры <адрес>, являясь правопреемником городского поселения Озёры, организовало мероприятия по приему транспортных средств в собственность муниципального образования. Согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, начальнику ГОЧС и безопасности ФИО3 были переданы полномочия представлять интересы муниципального образования при осуществлении передачи объектов движимого имущества, с правом осуществления приемки и получения указанного имущества, подписания передаточного акта. Согласно актам о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, комиссия воинской части №, распложенная по адресу: <адрес>, передала, а ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ принял транспортные средства в количестве 21 штуки. Постановлением главы г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ вышеуказанные транспортные средства включены в состав имущества муниципальной казны г.о. Озёры. ДД.ММ.ГГГГ акты были утверждены председателем Комитета по управлению имуществом г.о. Озёры ФИО2 Главным бухгалтером ФИО5ДД.ММ.ГГГГ имущество было принято к бухгалтерскому учету. В результате ежегодной инвентаризации движимого имущества муниципальной казны г.о. Озёры, проведенной на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом от ДД.ММ.ГГГГ№-р, обнаружена недостача (отсутствие) указанных выше транспортных средств в количестве 21 шт. Распоряжением главы г.о. Озёры от ДД.ММ.ГГГГ№-РЛ была создана комиссия для проведения проверки, выявления причин и суммы ущерба по факту обнаружения недостачи движимого имущества муниципальной казны. Комиссией было установлено, что муниципальные контракты на перевозку, хранение, технический осмотр и утилизацию транспортных средств администрацией г.о. Озёры и Комитетом по управлению имуществом не заключались. Дальнейшая судьба транспортных средств, после получения их ФИО3 в воинской части, неизвестна. ФИО2 принял фактически отсутствующие транспортные средства в состав имущества муниципальной казны г.о. Озёры, утвердил акты приема-передачи объектов нефинансовых активов, отсутствовавших на момент приема. ФИО2, являясь руководителем Комитета по управлению имуществом, не предпринял мер, направленных на обнаружение транспортных средств и выяснения обстоятельств, связанных с его утратой или иных действий в соответствии с Положением об организации учета, управления и распоряжения имуществом муниципальной казны муниципального образования «<адрес> Озёры <адрес>», утвержденного решением Совета депутатов г.о. Озёры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. ДД.ММ.ГГГГ ответчикам были направлены уведомления о добровольном возмещении ущерба, которые оставлены без ответа. Прямой действительный ущерб составил № рублей.
Просит взыскать с ФИО3 и ФИО2 в пользу администрации г.о. Озёры прямой действительный ущерб в размере № рублей.
Представитель истца по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Указал, что ФИО2 несет полную материальную ответственность как руководитель Комитета по управлению имуществом, ФИО3 имущество было передано под отчет по разовому документу. К учету транспортные средства принимал ФИО2ФИО2 принял технику без технической документации. Так как рыночная стоимость имущества превышала балансовую, при определении размера ущерба применили балансовую стоимость. ФИО2 принимал участие в инвентаризации, давал расписку о наличии имущества, писал объяснительную.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что транспортные средства находились в неисправном состоянии, были разукомплектованы, поэтому не могли быть доставлены в городской округ Озёры. Технику в воинской части не принял, только подписал акт. Транспортные средства, техническая документация на них, акт приема-передачи остались в воинской части. О сложившейся ситуации доложил руководству. Стоимость транспортировки техники превышала ее действительную стоимость. Денежные средства для транспортировки техники в городской округ Озёры не были выделены, поэтому техника осталась на территории воинской части. Через год позвонил командир воинской части и попросил забрать технику, иначе она будет выброшена. Техника осталась на территории воинской части.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель ответчика ФИО2 по доверенности ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив все имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО2 являлся руководителем Комитета по управлению имуществом городского округа Озёры, ФИО3 занимал должность начальника отдела ГОЧС и безопасности администрации городского округа Озёры.
В соответствии с Перечнем объектов движимого имущества, утвержденного приказом первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность городского поселения Озёры были переданы 21 единица автомобильной техники.
ФИО3 на основании доверенности, выданной ФИО2, как руководителем Комитета по управлению имуществом городского округа Озёры, был наделен полномочиями представлять интересы муниципального образования при осуществлении передачи объектов движимого имущества, с правом осуществления приемки и получения указанного имущества, подписания передаточного акта, и ДД.ММ.ГГГГ принял имущество с документами.
ДД.ММ.ГГГГ председателем Комитета по управлению имуществом городского округа Озеры ФИО2 были утверждены акты о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, на основании которых главным бухгалтером КУИ ФИО5 указанное имущество принято к бухгалтерскому учету ДД.ММ.ГГГГ, транспортные средства включены в состав имущества муниципальной казны городского округа Озёры.
В результате ежегодной инвентаризации движимого имущества муниципальной казны городского округа Озёры, проведенной на основании распоряжения КУИ от ДД.ММ.ГГГГ, обнаружена недостача (отсутствие) указанных выше транспортных средств в количестве 21 шт.
Распоряжением главы городского округа Озёры от ДД.ММ.ГГГГ была создана комиссия для проведения проверки по факту обнаружения недостачи, по результатам которой была установлена недостача в размере 8195769,43 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ответчикам направлены уведомления о добровольном возмещении ущерба, которые оставлены без ответа.
Статьей 232 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) определена обязанность стороны трудового договора возместить причиненный ею другой стороне этого договора ущерб в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождение стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 232 ТК РФ).
Условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора установлены статьей 233 ТК РФ. В соответствии с этой нормой материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено данным Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
Главой 39 Трудового кодекса РФ определены условия и порядок возложения на работника, причинившего работодателю имущественный ущерб, материальной ответственности.
Согласно части 1 статьи 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (часть 2 статьи 238 ТК РФ).
В силу части 1 статьи 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт (часть 2 статьи 247 ТК РФ).
Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном Кодексом (часть 3 статьи 247 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействия) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
Из приведенных правовых норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что по общему правилу необходимыми условиями для наступления материальной ответственности работника за причиненный работодателю ущерб являются: наличие прямого действительного ущерба у работодателя, противоправность поведения (действия или бездействия) работника, причинно-следственная связь между действиями или бездействием работника и причиненным работодателю ущербом, вина работника в причинении ущерба.
При этом бремя доказывания наличия совокупности указанных обстоятельств законом возложено на работодателя, который до принятия решения о возмещении ущерба конкретным работником обязан провести проверку с обязательным истребованием от работника письменного объяснения для установления размера причиненного ущерба, причин его возникновения и вины работника в причинении ущерба.
Таким образом, к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения настоящего спора, обязанность доказать которые возлагается на администрацию городского округа Озёры как работодателя, относятся: наличие у него прямого действительного ущерба, противоправность действий или бездействия работников ФИО2 и ФИО3, причинная связь между поведением работников ФИО2 и ФИО3 и наступившим у работодателя ущербом, вина работников ФИО2 и ФИО3 в причинении ущерба работодателю администрации городского округа Озеры, размер ущерба, причиненного администрации городского округа Озеры, наличие оснований для привлечения работников ФИО2 и ФИО3 к ответственности в полном размере причиненного ущерба.
В качестве доказательств наличия прямого действительного ущерба, причиненного ответчиками истцу, а также размера этого ущерба истцом представлены копии инвентаризационных описей по объектам нефинансовых активов на ДД.ММ.ГГГГ; копия акта о результатах инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Требования к оформлению первичных учетных документов установлены частью 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа, дата составления документа, наименование экономического субъекта, составившего документ, содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения, наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события и подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 данной части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (пункты 1 - 7 части 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ).
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (часть 3 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ).
Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
В части 3 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ определено, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (часть 4 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н утверждено Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и проверка полноты отражения в учете обязательств (пункт 1.4 Методических указаний).
Пунктом 1.5 Методических указаний предусмотрено, что в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризации является обязательным, в том числе при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел) и при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц (пункты 2.4, 2.8 Методических указаний).
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и о принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества (пункты 2.5, 2.7, 2.10 Методических указаний).
Первичные учетные документы, подлежащие своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, и данные инвентаризации, в ходе которой выявляется фактическое наличие товарно-материальных ценностей и сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета, должны быть составлены в соответствии с требованиями законодательства. Так, первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты, в том числе даты их составления, наименование экономического субъекта, составившего документ, наименование хозяйственной операции, подписи лиц, совершивших хозяйственную операцию, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Акты инвентаризации в обязательном порядке подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом, в конце описи имущества материально ответственное лицо дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.
Кроме того, согласно пунктов 3.1, 3.4 Методических указаний, до начала инвентаризации рекомендуется проверить: а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.
Приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями.
Согласно разделу 3 Приказа Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф.0504031) применяется для индивидуального учета объектов основных средств, непроизведенных и нематериальных активов. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект, заполняется на основании первичных учетных документов по поступлению объекта нефинансового актива, в том числе акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, приходного ордера на приемку нефинансовых активов, паспортов заводов-изготовителей, технической и иной документации, характеризующий объект, принимаемый к учету. В инвентарной карточке отражается информация об изменении стоимости объекта, а также об основных изменениях его характеристик, ограничениям по владению, пользованию, распоряжению. В инвентарной карточке указываются признаки объекта: инвентарный номер объекта, чертеж, проект, модель, тип, марка, заводской номер, дата выпуска, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость объекта, сведения об изменении стоимости объекта, сведения о начисленной амортизации, иные сведения об объекте.
Отступление от этих правил оформления документов влечет невозможность с достоверностью установить факт наступления ущерба у работодателя, определить, кто именно виноват в возникновении ущерба, каков его размер, имеется ли вина работника в причинении ущерба.
Инвентарные карточки на 21 единицу транспортных средств суду истцом не представлены.
В соответствии с положениями Приказа Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н, акт о результатах инвентаризации составляется комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения. При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к акту о результатах инвентаризации прилагается ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).
В силу статьи 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Распоряжением Главы г.о. Озёры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-РЛ была назначена служебная проверка с целью выявления причин и суммы ущерба. На основании данного распоряжения у ФИО2 и ФИО3 были истребованы письменные объяснения.
Как следует из материалов дела, проверка, предусмотренная ст. 247 ТК РФ, была сведена лишь к получению объяснений с ответчиков.
При этом при проведении служебной проверки истец не установил, имеются ли обстоятельства, исключающие материальную ответственность ФИО2 и ФИО3; не установил противоправность поведения (действия или бездействие) ФИО2 и ФИО3; не установил вину ФИО2 и ФИО3, степень вины каждого в причинении ущерба; не установил причинную связь между поведением ФИО2, ФИО3 и наступившим ущербом; не установил наличие прямого действительного ущерба.
Истец, ссылаясь на подтвержденность факта наличия ущерба у работодателя и размера этого ущерба, не представил в суд документы, содержащие сведения о результатах предыдущих инвентаризаций, и документы, подтверждающие размер ущерба, в том числе первичные учетные документы и отчеты о движении материальных ценностей.
Как следует из материалов дела, транспортные средства в количестве 21 шт. были переданы Министерством обороны РФ администрации г.о. Озёры по безвозмездной сделке.
Согласно актам о приеме-передачи объектов нефинансовых активов от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость передаваемых транспортных средств с учетом начисленной амортизации составляет 0 рублей.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истцом не доказан факт причинения ответчиками материального ущерба – реального уменьшения наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работниками третьим лицам.
Ссылка истца в обоснование заявленных требований на списание объектов нефинансовых активов на сумму 8195769,43 рублей не является бесспорным доказательством размера причиненного ущерба и вины ответчиков в причинении ущерба.
Таким образом, основания для взыскания с ФИО2 и ФИО3 прямого действительного ущерба отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований администрации городского округа Озёры к ФИО3, ФИО2 о возмещении ущерба отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Озерский городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна
Судья О.А. Котова
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Секретарь ФИО4