Дело № 2-400/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2020 г. г. Ростов-на-Дону
Октябрьский районный суд г. Ростов-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Юрченко Е.Ю.
при секретаре судебного заседания Басюк Р.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, Администрации г. Ростова-на-Дону, третье лицо: НКО «РОФСКР», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района» г. Ростова-на-Дону о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с названным иском, указав в обоснование, что она заключила с ЗАО «Кубанская марка» от ... г. договор купли-продажи <...> многоквартирном доме по адресу: <...>. Многоквартирный жилой дом по адресу - Ростов-на-Дону, <...>, № (кадастровый №) построен ЗАО «Кубанская марка», сдан в эксплуатацию ... г., согласно акта приема передачи от ... г. истице передано жилое помещение - <...> указанном доме. Решением собственников жилья выбран следующий способ управления многоквартирным домом - посредством управляющей компании. С 05.2018 и впоследствии каждый месяц истцу стали поступать квитанции с начисленными платежами на оплату капитального ремонта за принадлежащее ей жилое помещение на расчетный счет НКО «Фонд капитального ремонта». В дальнейшем истцом было установлено, что дом постановлением Правительства Ростовской области от ... г.№ «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 26.12.2013 №803 «Об утверждении Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в МКД на территории Ростовской области на 2014-2049 годы» включен в Региональную программу (п.10.5.2 дополнен пунктами 211-212) Капитального ремонта. Истица полагает, что действиями органа местного самоуправления нарушены ее права как собственника жилья в части преждевременного начисления платежей за капитальный ремонт многоквартирного жилого <...> по адресу: <...> в региональную программу капитального ремонта. В целях устранения своих нарушенных прав истица обращалась с письменными жалобами по вопросу необоснованного начисления платежей за капитальный ремонт в Правительство Ростовской области, Администрацию Ростова-на-Дону, Администрацию Октябрьского района Ростова-на-Дону, Государственную жилищную инспекцию Ростовской области, Федеральную антимонопольную службу РФ. Информацию по существу заявления предоставили только Государственная жилищная инспекция Ростовской области (сообщила, что органом местного самоуправления процедура проведена с ошибками) и Федеральная антимонопольная служба РФ (сообщила что проверка законности данных действий не входит в ее компетенцию).
На основании изложенного ФИО1 просит суд: признать незаконным действия органа местного самоуправления - Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, Администрации г. Ростова-на-Дону по ненадлежащему исполнению обязанности, предусмотренной ч. 6 ст. 170 Жилищного кодекса РФ по своевременному созыву общего собрания собственников жилого помещения по адресу: Ростов-на-Дону, <...>, для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта и надлежащему информированию граждан, а также по оказанию помощи в выборе того или иного решения и его реализации.
Истица и представитель НКО «РОФСКР» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не известили в связи с чем, дело в их отсутствие рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истицы – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить, дал объяснения, соответствующие содержанию искового заявления.
Представитель администрации г. Ростова-на-Дону ФИО3, представитель администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону ФИО4, представитель МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района» г. Ростова-на-Дону ФИО5 в удовлетворении заявленных исковых требований просили отказать, ссылаясь на то, что удовлетворение иска не повлечет за собой возможности восстановления каких-либо прав ФИО1 и не повлияет на ее обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является собственником <...>, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <...> на основании договора купли-продажи от ... г..
Постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2013 № 803 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 года.
Постановлением Правительства Ростовской области от 25.10.2017 № 77 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 26.12.2013 № 803 «Об утверждении Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы», дом по адресу: <...> программу (п.10.5.2 дополнен пунктами 211-212) Капитального ремонта.
Исходя из того, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> в установленный срок не реализовали право по выбору способа формирования фонда капитального ремонта, Администрация г. Ростова-на-Дону приняла постановление от 15.02.2018 № 165 о формировании фонда капитального ремонта в отношении дома по <...> на счете регионального оператора.
В рамках настоящего дела, ФИО1, выражая несогласие с необходимостью уплаты взносов на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, просит признать незаконным действия администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону и администрации г. Ростова-на-Дону по не исполнению обязанности, предусмотренной ч. 6 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, в части своевременного созыва общего собрания собственников жилого помещения по адресу: <...>, для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта, а также обязанности по надлежащему информированию граждан и оказанию помощи в выборе того или иного решения, его реализации.
Статьей 169 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Доходы от передачи в пользование объектов общего имущества в многоквартирном доме, средства товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, в том числе доходы от хозяйственной деятельности товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, могут направляться по решению собственников помещений в многоквартирном доме, решению членов товарищества собственников жилья, решению членов жилищного кооператива, принятым в соответствии с настоящим Кодексом, уставом товарищества собственников жилья, уставом жилищного кооператива, на формирование фонда капитального ремонта в счет исполнения обязанности собственников помещений в многоквартирном доме по уплате взносов на капитальный ремонт и (или) на формирование части фонда капитального ремонта сверх формируемой исходя из установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт, которая может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 170 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (ч. 3).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение. (ч. 5)
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. (ч. 5.1)
Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее. (ч. 6)
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы. (ч. 7)
В Ростовской области, согласно ч.2 ст.7 Областного закона Ростовской области №1101-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области», обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в такую региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором были официально опубликованы изменения в региональную программу капитального ремонта, которыми этот многоквартирный дом включен в такую региональную программу.
В данном случае, как уже было указано выше дом по адресу: <...> включен в Региональную программу Капитального ремонта, постановлением Правительства Ростовской области от 25.10.2017 №77 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 26.12.2013 №803 «Об утверждении Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы».
Соответственно обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в указанном многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором были официально опубликованы изменения в региональную программу капитального ремонта, то есть, в мае 2018 года.
Исходя из того, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> не реализовали право по выбору способа формирования фонда капитального ремонта, администрация г. Ростова-на-Дону приняла постановление от 15.02.2018 №165 о формировании фонда капитального ремонта в отношении дома по <...> на счете регионального оператора.
Учитывая изложенное, удовлетворение требований ФИО1 о признании незаконными действий (фактически - бездействия) органов местного самоуправления по ненадлежащему исполнению обязанности, предусмотренной ч. 6 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, по созыву общего собрания собственников жилого помещения по адресу: <...>, для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта, информированию граждан, а также по оказанию помощи в выборе того или иного решения и его реализации – не может в настоящее время повлечь восстановления каких-либо охраняемых законом прав и интересов ФИО1, поскольку выбор способа формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме по адресу: <...> уже осуществлен органом местного самоуправления.
При этом соответствующее решение органа местного самоуправления по выбору способа формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме по адресу: <...> ни ФИО1, ни кем-либо из иных заинтересованных лиц не оспаривалось и не оспаривается.
Кроме того, суд отмечает, что вопреки позиции истицы, принятое органом местного самоуправления решение по выбору способа формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме по адресу: <...>, в силу приведенных выше нормативных положений, не влияет на то, с какого именно времени у собственников помещений многоквартирного дома возникла обязанность по внесению соответствующих взносов.
Доводы же истицы об отсутствии у нее обязанности оплачивать взносы на капитальный ремонт до истечения гарантийного срока в отношении вновь возведенного многоквартирного дома – основаны на неверном толковании действующего жилищного законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, Администрации <...> о признании бездействия незаконным.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требований ФИО1 к Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, Администрации г. Ростова-на-Дону, третье лицо: НКО «РОФСКР», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района» г. Ростова-на-Дону о признании бездействия незаконным - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 03 февраля 2020 г.
Судья