Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Седельниково 16 октября 2015 года
Седельниковский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Ренгольд Л.В.,
при секретаре Сабаевой Н.А.,
с участием прокурора Седельниковского района Омской области Дубошеева П.П., помощника прокурора Смирнова А.М., представителя ответчика Сабаева А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-400/2015 по иску прокурора Седельниковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», Государственному предприятию Омской области «Седельниковское дорожное ремонтно-строительное управление» о признании незаконным бездействия в части не обеспечения должного содержания участка автомобильной дороги, обязании произвести ремонт дорожного полотна,
у с т а н о в и л:
Прокурор Седельниковского района Омской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Казенному учреждению Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» (далее по тексту- КУ «УДХ Омской области»), Государственному предприятию Омской области «Седельниковское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее по тексту-ГП «Седельниковское ДРСУ») о признании незаконным бездействия в части не обеспечения должного содержания автомобильной дороги «<данные изъяты>» в границах Седельниковского муниципального района Омской области, и проведению ремонта дорожного полотна на указанной дороге, обязании произвести ремонт дорожного полотна автомобильной дороги « <данные изъяты>»: с 266 км. по 268 км., с 270 км. по 271 км., с 273 км. по 274 км., с 276 км. по 279 км., 281 км., 286 км., 287 км. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности КУ «УДХ Омской области» и ГП «Седельниковское ДРСУ». 01.06.2015 г. проведено обследование автомобильной дороги «<данные изъяты>» в границах Седельниковского муниципального района Омской области. В нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 на автомобильной дороге «<данные изъяты>» с 266 км. по 268 км., с 270 км. по 271 км., с 273 км. по 274 км., с 276 км. по 279 км., 281 км., 286 км., 287 км. имеются ямы, выбоины, сетки трещин, превышающие предельно допустимые размеры. В ходе повторного обследования указанной автомобильной дороги, проведенного 16.06.2015 г., ОГИБДД Седельниковского района, установлено, что выявленные в ходе первоначального обследования недостатки в содержании дороги не устранены. По указанной дороге передвигается неопределенное количество лиц (автомобилистов, пешеходов), которые имеют право на безопасные условия передвижения. Ненадлежащее состояние дорожного полотна ставит под угрозу безопасное передвижение граждан, создает повышенный риск дорожно-транспортных происшествий. Указанные дороги переданы в оперативное управление КУ «УДХ Омской области». ГП «Седельниковское ДРСУ» осуществляет обслуживание автомобильной дороги «<данные изъяты>» в границах Седельниковского муниципального района Омской области, в соответствии с государственным контрактом № 172 СТ- 2014 от 26.12.2014 г., заключенным с КУ «УДХ Омской области».
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по изложенным в них доводам.
В судебном заседании представитель ответчика ГП «Седельниковское ДРСУ» Сабаев А.М. исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве.
Согласно отзыву директора ГП «Седельниковское ДРСУ» Сабаева А.М. (л.д.16-17), ремонт на указанной автомобильной дороге не производился в течение последних 10-12 лет. Денежных средств, выделяемых на содержание сети автомобильных дорог протяженностью 235 км., не хватает. На 2015 г. был заключен государственный контракт № 172 СТ- 2014 от 26.12.2014 г. «На выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них на территории Седельниковского, Тарского, Муромцевского муниципальных районов Омской области (Приложение 1), сумма которого составляет 18061 тыс.руб. От требуемого норматива это составляет 12, 84 %, что подтверждается письмом на имя начальника ОГИБДД ОМВД России по Седельниковскому району Баранову А.А. от первого заместителя директора, главного инженера КУ «УДХ Омской области» Чибисова Е.А. Со стороны ГП «Седельниковское ДРСУ» в адрес КУ «УДХ Омской области», Министерство транспортного развития и Министерство строительства и ЖКХ Омской области был направлен ряд писем с просьбами об увеличении финансирования на восстановление указанных автомобильных дорог. Также ГП «Седельниковское ДРСУ» совместно с КУ «УДХ Омской области» и Администрацией Седельниковского муниципального района Омской области было проведено обследование автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, с последующим составлением акта обследования и дефектной ведомости. На восстановление автомобильной дороги «<данные изъяты>» протяженностью 50,2 км., был составлен и направлен в КУ «УДХ Омской области» локальный сметный расчет на выполнение ремонтных работ на сумму 46, 558 млн. руб. ГП «Седельниковское ДРСУ» за свой счет выполнить ремонтные работы не может. За последние 5 лет сумма по контрактам на содержание автомобильных дорог не превышала 19 млн. руб. Работы, предусмотренные государственным контрактом № 172 СТ- 2014 от 26.12.2014 г., в частности ямочного ремонта, выполнены на 100 %, что подтверждается актами КС-2 и записями в общих журналах работ на содержание автомобильных дорог. Считает ГП «Седельниковское ДРСУ» ненадлежащим ответчиком по делу.
В судебное заседание представитель ответчика КУ «УДХ Омской области» не явился про неизвестной суду причине, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил отзыв.
Согласно отзыву представителя КУ «УДХ Омской области», постановлением Правительства Омской области от 15.09.2009 № 168-п утверждена долгосрочная целевая программа Омской области «Модернизация и развитие автомобильных дорог Омской области (2010 - 2025 годы)» (далее - Программа). Программой предусмотрены мероприятия, ' обеспечивающие государственные нужды Омской области, в пределах, предусмотренных в расходах областного бюджета. Целью Программы является осуществление ремонта и содержания действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области. Заказчиком Программы является Правительство Омской области; исполнителем-координатором - Министерство развития транспортного комплекса (далее - Минтранс), КУ «УДХ» и подрядные организации в соответствии с действующим законодательством. В ежегодно принимаемом законе об областном бюджете предусматриваются лимиты бюджетных ассигнований на текущий финансовый год на выполнение Программы. КУ «УДХ» является некоммерческой организацией, не занимается предпринимательской деятельностью и финансируется за счёт средств, предусмотренных соответствующими статьями областного бюджета. В соответствии с Уставом Учреждения, содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области не является предметом деятельности Учреждения. Предметом деятельности Учреждения является деятельность по исполнению функций государственного заказчика по выполнению работ в сфере осуществления дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружениях на них в целях обеспечения государственных нужд Омской области. После принятия закона об областном бюджете на текущий финансовый год главный распорядитель бюджетных средств — Минстрой доводит КУ «УДХ» лимиты бюджетных ассигнований на выполнение мероприятий Программы. КУ «УДХ» проводит процедуры закупок на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Омской области на право заключить государственный контракт в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с результатами закупок КУ «УДХ» заключает с победителями государственные контракты на содержание автомобильных, дорог общего пользования. По результатам закупок КУ «УДХ» на 2014-2015 год заключило государственные контракты:
-№ 110 Р-2014 от 07.10.2014 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги <данные изъяты>, участок км 171-км 173 в Муромцевском муниципальном районе Омской области с государственным предприятием Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6»;
-№ 103 Р-2014 от 07.10.2014, на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги <данные изъяты>, участок км 166-км 171 в Муромцевском муниципальном районе Омской области с государственным предприятием Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление №6»;
-№ 52 Р-2015 от 01.09.2015, на выполнение работ по ремонту на автомобильных дорогах общего пользования и сооружений на них регионального или межмуниципального значения в Муромцевском, Колосовском, Болынереченском, Саргатском, Тарском муниципальных районах омской области с государственным предприятием Омской области «Дорожное ремонтно- строительное управление №6».
По условиям данного Контракта КУ «УДХ» поручает на основании Программы и оплачивает, а ГП «ДРСУ № 6» принимает на себя выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них на территории Полтавского муниципального района Омской области, в соответствии с техническим заданием.
Минстрой, как главный распорядитель бюджетных средств, предусмотренных в законе Омской области на очередной финансовый год на выполнение Программы, может довести получателю бюджетных средств - КУ «УДХ» лимиты бюджетных обязательств только в объеме, предусмотренном законом. В свою очередь КУ «УДХ», как получатель бюджетных средств в соответствии со статьей 219 БК РФ, принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и проводит процедуры закупок в формах, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ. В соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 № 194-п «О нормативах финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области, и правилах расчета размера ассигнований областного бюджета на указанные цели», объем финансовых затрат на содержание автомобильных дорог протяженностью 10144,436 км в 2015 году должен составлять *,*** млрд. рублей с учетом содержания искусственных сооружений и ледовых переправ в составе автомобильной дороги (при нормативном содержании 1 км автодороги 649,073 тыс. рублей), что составляет 10,228 % от запланированных средств на текущий год по содержанию в объеме *** млн. *** тыс. *** рублей ** копеек. Ежегодно необходимо ремонтировать не менее 1193 км. Для выполнения ремонта автомобильных дорог сумма денежных средств должна составлять *,*** млрд. рублей (при нормативе *,*** млн. рублей в ценах 2015 года на ремонт одного километра автодороги). Запланированный объем финансовых средств на 2015 год предусмотрен в сумме ***,** млн. рублей, что составляет 4,6 % от потребности. Аналогичная ситуация по финансовому обеспечению проявляется в течение длительного времени.
В рамках государственного контракта по ремонту автомобильной дороги в 2014 году на автомобильной дороге «<данные изъяты> км 171-км 173» были выполнены с работы на общую сумму ******** рублей, в том числе:
ямочный ремонт покрытия;
отсыпка обочин;
ремонтная профилировка обочин.
В рамках государственного контракта по ремонту автомобильной дороги в
году на автомобильной дороге «<данные изъяты> км 166-км 171» были выполнены с работы на общую сумму ******** рублей, в том числе:
ямочный ремонт покрытия;
отсыпка обочин;
ремонтная профилировка обочин.
В рамках государственного контракта по ремонту автомобильных дорог в
году на автомобильных дорогах общего пользования и сооружений на них регионального или межмуниципального значения в Муромцевском, Колосовском, Большереченском, Саргатском, Тарском муниципальных районах Омской области были выполнены с работы на общую сумму *********,** рублей, в том числе:
ямочный ремонт покрытия;
отсыпка обочин;
ремонтная профилировка обочин.
Ненормативное содержание автомобильных дорог явилось следствием недостаточности лимитов бюджетных ассигнований в течение ряда лет.
В случае выделения дополнительных бюджетных ассигнований на осуществление мероприятий Программы, КУ «УДХ» будет дополнительно проведена процедура закупки на выполнение работ по содержанию и ремонту указанных автомобильных дорог. КУ «УДХ» в рамках отведенных лимитов бюджетных ассигнований предприняты все необходимые меры к обеспечению надлежащего состояния указанной автомобильной дороги, в связи с чем просит отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание представитель третьего лица без самостоятельных требований на стороне истца- ОГИБДД ОМВД России по Седельниковскому району не явился по неизвестной суду причине, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.3.1.1 «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 3 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Пунктом 3.1.2 указанного ГОСТ Р 50597-93 установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см., ширине-60 см. и глубине-5 см.
Согласно акта обследования автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, обслуживаемых ГП «Седельниковское ДРСУ» от 27.08.2015 г. (л.д.101-103), в ходе обследования выявлены следующие нарушения требований эксплуатационного состояния, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения: Автомобильная дорога регионального значения «<данные изъяты>» (км.242- км.293):
Наличие участков разрушенного асфальтобетонного покрытия на всю ширину проезжей части в виде просадок, пучин, выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые на : км.242, км.243-км. 245, км.249- км.252, км.254-км.255, км.258-км.262, км.265- км.266, км.269- км.280, км.292-км.293, что является нарушением требований п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;
Наличие участков разрушенного асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые, на : км.245-км.249, км.252-км.258, км.262- км.265, км.266-км.269, км.271 км.273, км.276, км.280-км.292, что является нарушением требований п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;
Наличие участков разрушенного асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде выбоин, площадью в одном месте более 3 кв.м., на : км.246-км.249, км.252-км.254, км.256- км.257, км.263-км.265, км.267-км.269, км.271 км.273, км.276, км.280-км.292, что является нарушением требований п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;
Наличие участков разрушенного асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде выбоин, площадью в одном месте до 1 кв.м., на : 246-км.249, км.252-км.254, км.256- км.257, км.263-км.265, км.267-км.269, км.271 км.273, км.276, км.280-км.292,, что является нарушением требований п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;
Наличие деформаций и занижение грунтовых обочин относительно уровня прилегающей кромки проезжей части на: км. 242-км.244, км.251-км.255, км.259- км.263, км.266, км.268, км.273, км.277, км.279-км.280, что является нарушением требований п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Выводы комиссии: покрытие, основание и грунтовые обочины обследованных автомобильных дорог находятся в эксплуатационном состоянии, не соответствующем требованиям безопасности дорожного движения.
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 01.06.2015 г. на автомобильной дороге «<данные изъяты>» с 266 по 268 км., с 270 по 271 км., с 273 по 274 км., с 276 по 279 км., 281 км., 286 км., 287 км. выявлены следующие недостатки в содержании дороги: имеются ямы, выбоины, сетка трещин, превышающие предельно допустимые размеры по ГОСТ Р 50597-93 (л.д.10).
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 16.06.2015 г. на участке автомобильная дорога «<данные изъяты>», 268 + 50 км., 268 + 100 км., 268 + 300 км., 268 + 310 км., 268 + 350 км., 268 + 360 км., 268 + 370 км., 268 + 380 км., 268 + 900 км., 269 + 10 км., 269 + 100 км., 269 + 200 км., 269 + 300 км., 269 + 620 км., 270 + 100 км., 270 + 110 км., 270 + 120 км., 270 + 130 км., 270 + 900 км., 271 км., 272 + 100 км., 273 + 100 км., 276 + 300 км., 276 + 700 км., 276 + 800 км., 277 + 800 км., 278 + 100 км., 179 км. выявлены следующие недостатки в содержании дороги: на проезжей части асфальтобетона имеются ямы, выбоины, предельный размер отдельных просадок, выбоин превышает по длине 15 см., ширине 60 см. и глубине 5 см., в нарушение ГОСТ Р 50597-93 (л.д.11).
Согласно акту обследования автомобильных дорог <данные изъяты> (л.д.59) комиссией в составе начальника сектора приемки дорожных работ отдела приемки и контроля качества дорожных работ КУ «УДХ Омской области» Тарана А.Ю., главного инженера ГП «Седельниковское ДРСУ» Р А.И. произвела обследование указанных дорог, согласно которому установлено: на участке автомобильной дороги Омск-Муромцево-Седельниково км. 242-256 (99400 кв.м.) происходят просадки, пучения дорожной одежды, асфальтобетонное покрытие имеет сетку трещин, частично разрушено, данный участок требует капительного ремонта с заменой всей конструкции дорожной одежды, проезд общественного транспорта затруднен; на участке автомобильной дороги Омск-Муромцево-Седельниково: км.268-270, км.271-275, км.279-280, км.283-293 (42450 кв.м.) асфальтобетонное покрытие имеет сетку трещин, частично разрушено, присутствуют выбоины, данные участки требуют ремонта а/б покрытия картами.
Сторонами не оспаривается наличие на автомобильной дороге «<данные изъяты>» в границах Седельниковского муниципального района нарушений требований п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», не представлено доказательств соответствия дорожного полотна данной автомобильной дороге нормативным требованиям.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно положений ст. 33 указанного Закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности статьей 12 указанного Закона отнесено утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области, утвержденного распоряжением Правительства Омской области от 9 сентября 2009 г. N 130-рп «О внесении изменения в распоряжение Правительства Омской области от 26.03.2008 г. N 38-РП « О внесении изменения в распоряжение Правительства Омской области от 26 марта 2008 года N 38-рп "О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области », автомобильная дорога <данные изъяты> ( под № 1 в Перечне) является собственностью Омской области.
На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Омской области № 418-рк от 07.12.2001г. автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящиеся к собственности Омской области, переданы в оперативное управление Казенному учреждению Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области».
Организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении КУ Омской области «УДХ Омской области», осуществляется КУ Омской области «УДХ Омской области».
Проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется с привлечением в установленном федеральным законодательством порядке подрядных организаций в соответствии с ежегодными планами проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно государственному контракту № 172 СТ-2014 от 26.12.2014 года ( л.д.18-24) между КУ «УДХ Омской области» ( «Государственным Заказчиком») и ГП «Седельниковское ДРСУ» («Подрядчиком») был заключен государственный контракт на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них на территории Седельниковского, Тарского, Муромцевского муниципальных районов Омской области.
В силу положений п. 4.3.1 указанного государственного контракта заказчик КУ "Управление дорожного хозяйства Омской области" осуществляет технический надзор за выполнением работ по контракту, приемку выполненных работ и их оплату.
При этом пунктом 3.1 указанного государственного контракта стоимость работ, поручаемых подрядчику, составляет ********* рубля ** копеек без НДС, в соответствии с расчетом стоимости (Приложение № 2 к настоящему Контракту). Цена контракта на весь период действия является твердой и изменению не подлежит. Цена контракта включает в себя расходы на выполнение работ, перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Согласно расчету стоимости на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них на территории Седельниковского, Тарского, Муромцевского муниципальных районов Омской области (л.д.42), сметная стоимость (локальные ресурсные сметные расчеты) летнего содержания а/д на них на территории Седельниковского, Тарского, Муромцевского муниципальных районов Омской области составляет ********,** руб., зимнего содержания а/д на них на территории Седельниковского, Тарского, Муромцевского муниципальных районов Омской области составляет *******,** руб.
Согласно информации директора ГП «Седельниковское ДРСУ» Сабаева А.М. на имя директора КУ «УХД Омской областиЗ. А.В. от 28.01.2015 г. (л.д.65-67), Сабаев А.М. просит рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании ремонтных работ перечисленных объектов, в том числе автомобильной дороги <данные изъяты>, указав, что объемы данных работ невозможно выполнить за счет средств, выделяемых на содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, также с целью предотвращения аварийности.
Согласно локального ресурсного сметного расчета № 1 на ремонт автомобильной дороги <данные изъяты>, км.242,8-293 (выборочно) (л.д.48-50), составленного ГП «Седельниковское ДРСУ», составляет *****,*** тыс. руб.
Согласно обращения директора ГП «Седельниковское ДРСУ» Сабаева А.М. (л.д.68) на имя начальника ОП и ККДР КУ «УДХ Омской области» В. О.В. от 09.02.2015 г., С. А.М. просит оказать содействие в решении вопроса об увеличении финансирования в 2015 году на содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и сооружений на них, обслуживаемых ГП «Седельниковское ДРСУ», с целью проведения ремонтных работ на указанных аварийных участках, в том числе на 242-256 км., на 268-270 км., 271-275 км., 279-280 км., 283-293 км. автомобильной дороги <данные изъяты> указана необходимая сумма денежных средств для данной дороги – 3 млн. руб.
Из письма первого зам.директора КУ «УДХ Омской области» Ч. Е.А. на имя директора ГП «Седельниковское ДРСУ» С. А.М. от 27.02.2015 г. (л.д.70) усматривается, что КУ «УДХ Омской области», рассмотрев обращение директора ГП «Седельниковское ДРСУ» С. А.М., сообщает, что на автомобильные дороги, в том числе «<данные изъяты>», дополнительное финансирование не предусмотрено. В 2014 г. на содержание автомобильных дорог Седельниковского муниципального района было выделено ******** руб., а именно на содержание автомобильных дорог «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» было выделено ******** руб. Специалистами Учреждения была проведена диагностика указанных автомобильных дорог и установлено, что автомобильные дороги не соответствуют нормативным требованиям, а именно на всем протяжении покрытие имеет сетку трещин, выбоины, пучины, обратные поперечные уклоны, что влияет на безопасность дорожного движения. Для приведения указанных дорог в нормативное состояние, необходимо ** млн.руб., объем выделяемых средств на содержание данных дорог в размере ** млн. руб. не позволяет привести их в нормативное состояние. При условии увеличения бюджетных ассигнований дорожного фонда Омской области, данные ассигнования будут направлены на приведение указанных дорог в нормативное состояние.
Таким образом, судом установлено, что работы по обеспечению бесперебойного и безопасного движения в рамках технического задания к государственному контракту на спорном участке проводились ГП "Седельниковское ДРСУ" в явно недостаточных объемах для восстановления поврежденного дорожного полотна проезжей части.
На основании п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
КУ "Управление дорожного хозяйства Омской области", как юридическое лицо, имеющее организационно-правовую форму государственного казенного учреждения, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, пределы которой ограничены находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Постановлением Правительства Омской области от 17.11.2011 г. N 222-п утвержден Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области. Согласно Порядку организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, относящихся в оперативном управлении КУ "Управление дорожного хозяйства Омской области", осуществляется учреждением.
Поскольку спорная автомобильная дорога отнесена к оперативному управлению КУ "Управление дорожного хозяйства Омской области", которое заключает государственные контракты с подрядчиком ГП "Седельниковское ДРСУ", необходимо возложить обязанность по устранению нарушений законодательства о дорожной деятельности в части устранения выявленных недостатков на поверхности проезжей части дорог в силу вышеприведенных положений закона на КУ "Управление дорожного хозяйства Омской области". ГП "Седельниковское ДРСУ" является ненадлежащим ответчиком по делу.
В судебное заседание ответчиком не представлено доказательств, безусловно свидетельствующих о проведении мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений на указанной автомобильной дороге. Из заключенных государственных контрактов между КУ «УДХ Омской области» и ГП Омской области «ДРСУ № 6» в 2014-2015 годах усматривается, что на основании данных контрактов работы по ремонту автомобильной дороги <данные изъяты> ГП Омской области «ДРСУ № 6» проводились и проводятся на территории Муромцевского муниципального района, а не Седельниковского муниципального района. Ненадлежащее состояние дорожного полотна ставит под угрозу безопасное передвижение граждан, создает повышенный риск дорожно-транспортных происшествий.
Иных доказательств, помимо исследованных в судебном заседании, суду не представлено.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Статьей 61.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что государственная пошлина подлежит зачислению в доход бюджета муниципальных районов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Седельниковского района Омской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» в части не принятия мер по обеспечению должного содержания автомобильной дороги «<данные изъяты>» в границах Седельниковского муниципального района Омской области, и проведению ремонта дорожного полотна на указанной дороге.
Обязать Казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» произвести ремонт дорожного полотна автомобильной дороги « <данные изъяты>»: с 266 км. по 268 км., с 270 км. по 271 км., с 273 км. по 274 км., с 276 км. по 279 км., 281 км., 286 км., 287 км., в срок до 01 октября 2016 года.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» в пользу бюджета Седельниковского муниципального района Омской области судебные расходы в размере **** рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Седельниковский районный суд Омской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Ренгольд Л.В.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 21 октября 2015 года.
Председательствующий Ренгольд Л.В.