Дело № 2-400/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Нагиной О.Ю.,
при секретаре Городиловой Т.О.,
с участием представителя истца - Комитета экономики Волгоградской области по доверенности ФИО1, представителей ответчика ФИО2 по доверенности ФИО3 и ФИО4,
« 26 » января 2016 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Комитета экономики Волгоградской области к ФИО2 о взыскании подлежащих возврату в бюджет субсидий,
У С Т А Н О В И Л:
Комитет экономики Волгоградской области обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании подлежащих возврату в бюджет субсидий.
В обоснование искового заявления указано, что в ДД.ММ.ГГГГ года индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2(ИП глава КФХ ФИО2) в рамках Положения о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ г. №-п, обратилась в Управление развития предпринимательства администрации Волгоградской области (в настоящее время - комитет экономики Волгоградской области) с запросами на предоставление государственных услуг по оказанию поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям и по поддержке субъектов молодежного предпринимательства.
В соответствии с п. 1.4 Положения (в редакции, действующей на момент рассмотрения заявления на предоставление субсидий), субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках бюджетных ассигнований осуществлялось главным распорядителем средств бюджета - Управлением развития предпринимательства Администрации Волгоградской области в соответствии с бюджетной росписью.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№-№ бюджету Волгоградской области из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, была представлена субсидия в соответствии с утвержденной постановлением Администрацией Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О долгосрочной областной целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» на ДД.ММ.ГГГГ.
Пункт 1.1 Положения определяет условия, критерии и порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета, а также средств, поступивших на эти цели в областной бюджет из федерального бюджета, на территории Волгоградской области субъектам малого и среднего предпринимательства.
С целью получения субсидий ИП главой КФХ ФИО2 в Управление развития предпринимательства Администрации Волгоградской области были представлены документы, предусмотренные разделами 1, 8, 13 Положения, а также сведения, подтверждающие произведенные ей затраты на приобретение оборудования капельного орошения по договору купли - продажи № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. и на аренду земельного участка в размере <данные изъяты> руб. по договору от ДД.ММ.ГГГГ в рамках проекта «Организация выращивания овощей с использованием капельного орошения».
В соответствии с пунктами 8.2 и 13.2 Положения (в редакции, действующей на момент рассмотрения запросов на предоставление субсидий) размер субсидии, подлежащей предоставлению начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе начинающим малым инновационным компаниям, на возмещение части указанных в бизнес-плане затрат составлял не более <данные изъяты> тыс. рублей на одного заявителя и определялся из расчета <данные изъяты> процентов произведенных заявителем затрат; размер субсидии субъектам молодежного предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с ведением предпринимательской деятельности составлял не более <данные изъяты> тыс. рублей в год на одного заявителя и определялся из расчета <данные изъяты> процентов произведенных заявителем затрат.
По результатам рассмотрения запроса на предоставление государственной услуги по оказанию поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям, представленного ИП главой КФХ ФИО2, комиссией по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства <адрес> было принято решение о возмещении ей части затрат (предоставлении субсидии) по проекту «Организация выращивания овощей с использованием капельного орошения» по мероприятию «Оказание поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям», как заявителю, соответствующему требованиям Положения (протокол от ДД.ММ.ГГГГг. №).
По результатам рассмотрения запроса на предоставление государственной услуги по поддержке молодежного предпринимательства, представленного ИП главой КФХ ФИО2, Комиссией принято решение о возмещении ей части затрат (предоставлении субсидии) по проекту «Организация выращивания овощей с использованием капельного орошения» по мероприятию «Поддержка субъектов молодежного предпринимательства», как заявителю, соответствующему требованиям Положения (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно протоколам заседаний Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, а также составленным на их основании сводным реестрам субъектов малого и среднего предпринимательства на перечисление субсидии, субсидии в суммах <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. подлежали выплате ИП главе КФХ ФИО2 за счет поступивших в областной бюджет средств федерального бюджета.
Субсидия в размере <данные изъяты> руб. была перечислена на счет ИП главы ФХ ФИО2 платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГг. №, субсидия в размере <данные изъяты> руб. - платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№.
При подаче документов на получение субсидий ИП главой ФИО2 было подписано обязательство об осуществлении предпринимательской деятельности в течении двух лет с момента получения субсидий или по возврату субсидий, в случае, если планируется прекращение предпринимательской деятельности до истечения двух лет с момента получения субсидий.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО2 утратила статус индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения двух лет с момента получения субсидий.
Сообщения о прекращении предпринимательской деятельности от ФИО2 в комитет экономики Волгоградской области не поступало.
В соответствии с разделом пунктом 16.6 Положения возврат средств бюджета производится получателем субсидии в месячный срок со дня получения письменного уведомления о принятии Комиссией решения о возврате средств бюджета.
Комиссия постановила обязать ФИО2 произвести возврат полученных субсидий в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. по мероприятию «Оказание поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям» и в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. по мероприятию «Поддержка субъектов молодежного предпринимательства» в месячный срок со дня получения письменного уведомления о принятии Комиссией решения о возврате полученных субсидий (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№).
Уведомление о возврате средств бюджета № было направлено ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ по адресу, указанному в запросах на предоставление субсидий.
Заказное письмо с уведомлением о необходимости возврата субсидии номер почтового идентификатора <данные изъяты>) вернулось по обратному адресу в комитет экономики Волгоградской области с отметкой на почтовом уведомлении: «Истек срок хранения».
В силу пункта 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что почтовое отправление возвращается по обратному адресу: по заявлению отправителя; при отказе адресата (его законного представителя) от его получения; при отсутствии адресата по указанному адресу; при невозможности прочтения адреса адресата; при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.
П.п. «о» п. 1.5 Положения (в редакции, действующей на момент смотрения запросов на предоставление субсидий) предусмотрено, что субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, которые обязуются сообщать в Управление информацию о смене места ведения предпринимательской деятельности.
Информации о наличии иного адреса, смене адреса, а также о каких-либо изменениях местонахождения или смене места ведения предпринимательской деятельности ФИО2 в Комитет не поступало.
Таким образом, причины, по которым ФИО2 не получила направленное по указанному ей в запросе на предоставление субсидии адресу уведомления о возврате средств бюджета, нельзя признать независящими от нее, поскольку необходимых мер для получения указанной корреспонденции ей не принято.
До настоящего времени субсидия в бюджет Волгоградской области не возвращена.
В силу пункта 16.7 Положения в случае отказа получателя от добровольного возврата субсидии организация работы по взысканию средств бюджета осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, перечисленные субсидии в общей сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. подлежат возврату в бюджет Волгоградской области.
Согласно пункту 2.12 Положения о комитете экономики Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГг. № комитет осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, бюджетных трансфертов из федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета.
Таким образом, комитет экономики Волгоградской области, взыскивая с ФИО2 подлежащие возврату в областной бюджет субсидии, выступает от имени и в интересах Волгоградской области.
На основании вышеизложенного истец просил суд взыскать с ФИО2 в пользу Комитета экономики Волгоградской области, подлежащие возврату в областной бюджет субсидии в общей сумме <данные изъяты> рублей 19 копеек.
В судебном заседании представитель истца – Комитета экономики Волгоградской области по доверенности ФИО1 исковые требования и доводы, изложенные в их обоснование, поддержала, настаивала на удовлетворения иска.
Ответчик ФИО2, будучи извещенной надлежащим образом о слушании дела, в судебное заседание не явилась, доверив представление своих интересов в суде представителям.
Представители ответчика по доверенности ФИО3 и ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признали. Не отрицая изложенные в исковом заявлении обстоятельства, пояснили, что ответчик ошибочно полагала, что двух годичный срок осуществления предпринимательской деятельности должен исчисляться с момента подачи ею заявления о получении субсидий, а не с момента получения субсидии.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий дарственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
На основании п. 3 ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ года индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2(ИП глава КФХ ФИО2) в рамках Положения о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п, обратилась в Управление развития предпринимательства администрации Волгоградской области (в настоящее время - комитет экономики Волгоградской области) с запросами на предоставление государственных услуг по оказанию поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям и по поддержке субъектов молодежного предпринимательства (л.д.71,84).
В соответствии с п. 1.4 Положения (в редакции, действующей на момент рассмотрения заявления на предоставление субсидий), субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках бюджетных ассигнований осуществлялось главным распорядителем средств бюджета - Управлением развития предпринимательства Администрации Волгоградской области в соответствии с бюджетной росписью.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№ бюджету Волгоградской области из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, была представлена субсидия в соответствии с утвержденной постановлением Администрацией Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГг. №-№ «О долгосрочной областной целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» на ДД.ММ.ГГГГ годы (л.д.24-28).
Пункт 1.1 Положения определяет условия, критерии и порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета, а также средств, поступивших на эти цели в областной бюджет из федерального бюджета, на территории Волгоградской области субъектам малого и среднего предпринимательства.
С целью получения субсидий ИП главой КФХ ФИО2 в Управление развития предпринимательства Администрации Волгоградской области были представлены документы, предусмотренные разделами 1, 8, 13 Положения, а также сведения, подтверждающие произведенные ей затраты на приобретение оборудования капельного орошения по договору купли - продажи № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. и на аренду земельного участка в размере <данные изъяты> руб. по договору от ДД.ММ.ГГГГ в рамках проекта «Организация выращивания овощей с использованием капельного орошения» (л.д.72-83).
В соответствии с пунктами 8.2 и 13.2 Положения (в редакции, действующей на момент рассмотрения запросов на предоставление субсидий) размер субсидии, подлежащей предоставлению начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе начинающим малым инновационным компаниям, на возмещение части указанных в бизнес-плане затрат составлял не более <данные изъяты> тыс. рублей на одного заявителя и определялся из расчета <данные изъяты> процентов произведенных заявителем затрат; размер субсидии субъектам молодежного предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с ведением предпринимательской деятельности составлял не более <данные изъяты> тыс. рублей в год на одного заявителя и определялся из расчета <данные изъяты> процентов произведенных заявителем затрат.
По результатам рассмотрения запроса на предоставление государственной услуги по оказанию поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям, представленного ИП главой КФХ ФИО2, комиссией по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области было принято решение о возмещении ей части затрат (предоставлении субсидии) по проекту «Организация выращивания овощей с использованием капельного орошения» по мероприятию «Оказание поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям», как заявителю, соответствующему требованиям Положения (протокол от ДД.ММ.ГГГГг. №) (л.д.30-42).
По результатам рассмотрения запроса на предоставление государственной услуги по поддержке молодежного предпринимательства, представленного ИП главой КФХ ФИО2, Комиссией принято решение о возмещении ей части затрат (предоставлении субсидии) по проекту «Организация выращивания овощей с использованием капельного орошения» по мероприятию «Поддержка субъектов молодежного предпринимательства», как заявителю, соответствующему требованиям Положения (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№) (л.д.43-54).
Согласно протоколам заседаний Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, а также составленным на их основании сводным реестрам субъектов малого и среднего предпринимательства на перечисление субсидии, субсидии в суммах <данные изъяты>5 руб. и <данные изъяты> руб. подлежали выплате ИП главе КФХ ФИО2 за счет поступивших в областной бюджет средств федерального бюджета.
Субсидия в размере <данные изъяты> руб. была перечислена на счет ИП главы ФХ ФИО2 платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГг. №, субсидия в размере <данные изъяты> руб. - платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 67-68).
В рассматриваемом случае предоставление и порядок возврата субсидий регулирует указанное выше Положение о субсидировании субъектов малого среднего предпринимательства, утвержденное постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-№.
Согласно п.п. «о» п. 1.5 Положения (в редакции, действующей на момент рассмотрения запросов на предоставление субсидий) субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, которые обязуются:
осуществлять предпринимательскую деятельность в течение двух лет с момента получения субсидии или произвести возврат субсидии в случае, если планируется прекращение предпринимательской деятельности до истечения двух лет с момента получения субсидии;
сообщать в Управление информацию о смене места ведения предпринимательской деятельности и (или) планируемой ликвидации;
в течение двух лет после получения субсидии ежегодно, не позднее 01 апреля отчетного года, представлять в Управление сведения об основных показателях деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства с пояснительной запиской о результатах деятельности и анкету получателя поддержки.
Подпунктом «в» пункта 16.5 Положения (в редакции, действующей на момент рассмотрения запросов на предоставление субсидий) установлено, что субсидия подлежит возврату в областной бюджет заявителями в случае принятия решения о прекращении предпринимательской деятельности до истечения двух лет с момента получения субсидии.
Кроме того, при подаче документов на получение субсидий ИП главой ФИО2 было подписано обязательство об осуществлении предпринимательской деятельности в течении двух лет с момента получения субсидий или по возврату субсидий, в случае, если планируется прекращение предпринимательской деятельности до истечения двух лет с момента получения субсидий (л.д. 95).
В соответствии с требованиями п. 16.3 Положения комитетом экономики Волгоградской области проведены мероприятия по проверке осуществления предпринимательской деятельности, достоверности сведений, представленных получателями субсидий, на предмет соблюдения норм, определенных Положением.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО2 утратила статус индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения двух лет с момента получения субсидий (л.д. 100-110).
Сообщения о прекращении предпринимательской деятельности от ФИО2 в комитет экономики Волгоградской области не поступало.
В соответствии с разделом пунктом 16.6 Положения возврат средств бюджета производится получателем субсидии в месячный срок со дня получения письменного уведомления о принятии Комиссией решения о возврате средств бюджета.
В соответствии с Положением о комиссии по поддержке субъектов чалого и среднего предпринимательства Волгоградской области, малого им среднего предпринимательства Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п, ДД.ММ.ГГГГг. состоялось заседание Комиссии, на котором рассматривался, в том числе, вопрос о возврате полученных субсидий ФИО2
Комиссия постановила обязать ФИО2 произвести возврат полученных субсидий в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. по мероприятию «Оказание поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям» и в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. по мероприятию «Поддержка субъектов молодежного предпринимательства» в месячный срок со дня получения письменного уведомления о принятии Комиссией решения о возврате полученных субсидий (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№) (л.д.53-66).
ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено уведомление о возврате средств бюджета № по адресу, указанному в запросах на предоставление субсидий (л.д. 69-70).
Однако до настоящего времени субсидия в бюджет Волгоградской области не возвращена.
С учетом вышеприведенных норм права, и принимая во внимание наличие обязательства ответчика об осуществлении предпринимательской деятельности в течении двух лет с момента получения субсидий или по возврату субсидий, в случае, если планируется прекращение предпринимательской деятельности до истечения двух лет с момента получения субсидий, суд считает исковые требования комитета экономики Волгоградской области о взыскании с ФИО2 подлежащих возврату в областной бюджет субсидии обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом размер взыскиваемой государственной пошлины должен быть определен по правилам ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть от цены иска.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика следует взыскать государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городского округа город-герой Волгоград в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета экономики Волгоградской области к ФИО2 о взыскании подлежащих возврату в бюджет субсидий - удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Комитета экономики Волгоградской области, подлежащие возврату в областной бюджет субсидии в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования городского округа город-герой Волгоград государственную пошлину в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г.Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.Ю. Нагина
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий О.Ю. Нагина