ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-400/2018 от 05.06.2018 Чебаркульского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-400/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2018 года г.Чебаркуль Челябинской области

Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Рыжовой Е.В.,

при секретаре Федорцовой Т.В.,

с участием прокурора Зыкиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебаркульского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Чебаркульский городской округ» о возложении обязанности создать специализированную организацию по вопросам похоронного дела,

УСТАНОВИЛ:

Чебаркульский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Чебаркульский городской округ», в котором просил обязать администрацию МО «Чебаркульский городской округ» в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда по данному делу в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела (погребение умерших и оказание услуг по погребению) на территории Чебаркульского городского округа.

В обосновании иска указал, что Чебаркульской горпрокуратурой Челябинской области проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле. В силу п.23 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. В ч.4 ст.51 названного Федерального закона указано, что муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. В соответствии с п.2 ст.5 Федерального закона 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. В ст.9 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» указано, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня уcлуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (п.1). Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (п.2). Пунктом 2 ст.25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего, оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами места самоуправления. В статье 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» указано, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии настоящим Федеральным законом возлагается обязанность осуществлению погребения умерших (п.1). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов (п.2). Указом Президента РФ от 29 июня 1996 года №1001 установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей Федерального закона «О погребении и похоронном деле», по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Считать недопустим отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям (п.1). Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа; своевременно реагировать на жалобы граждан, связанные с нарушением специализированными службами по вопросам похоронного дела прав граждан на предоставление гарантированных безвозмездных услуг по погребению умерших (п.2). В ходе прокурорской проверки установлено, что на территории Чебаркульского городского округа предоставление гражданам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе не организовано, поскольку специализированная служба по вопросам похоронного дела администрацией Чебаркульского городского округа не создана. На основании Постановления администрации Чебаркульского городского округа от ДатаНомер полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела в Чебаркульском городском округе возложены на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа. При этом, материальными и техническими ресурсами УЖКХ администрации Чебаркульского городского округа для выполнения данного вида услуг не обеспечено. Кроме того, в статье 29 Закона о погребении установлено, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Законом о погребении возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления. Частью 1 статьи 9 Закона о погребении установлен вышеуказанный перечень услуг по погребению, оказываемой специализированной службой по вопросам похоронного дела. Кроме того, специализированной службой также оказываются услуги при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 12 Закона о погребении (в том числе не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего), которые включают в себя: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, средств Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. В силу ст. 10 Закона о погребении и похоронном деле родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Таким образом, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Следовательно, лицам, взявшим на себя обязанности по погребению, законом предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуг по погребению. С учетом указанных норм действующего законодательства органу местного самоуправления необходимо создать специализированную службу по вопросам похоронного дела для оказания гарантированного перечня услуг. При этом УЖКХ Администрации Чебаркульского городского округа не может являться специализированной службой (л.д.2-3).

В судебном заседании прокурор Зыкина И.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации МО «Чебаркульский городской округ», в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания (л.д.36).

Представитель третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа, извещенный надлежащим образом, участия в судебном заседании не принял (л.д.37).

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав прокурора, исследовав все материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения городского округа.

Из содержания части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно статье 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Статьей 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службой по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.

Статьей 26 Закона о погребении и похоронном деле определено, что финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Проанализировав указанные выше правовые нормы, и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что на органы местного самоуправления возложено не оказание услуг по погребению, а организация оказания таковых. Организация оказания услуг есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности, путем формирования и размещения муниципального заказа (статья 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ). Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 29 июня 1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных положениями ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», устанавливающей гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.

Таким образом, приведенные выше нормы закона, предоставляют гражданам определенные гарантии по погребению, реализация которых осуществляется посредством создания специализированных служб, уполномоченных оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе и невыполнение которых нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории соответствующего поселения.

В судебном заседании установлено следующее.

Из письма Администрации Чебаркульского городского округа Номер от Дата следует, что на территории Чебаркульского городского округа находится одно кладбище площадью 403200 кв.м. (л.д.6).

Постановлением администрации Чебаркульского городского округа Номер от Дата полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела в Чебаркульском городском округе возложены на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа (л.д.9).

Из Устава Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа (л.д.17-28) следует, что управление является муниципальным казенным учреждением; в целях реализации возложенных на него задач и в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований управление осуществляет, в том числе, в области оказания ритуальных и прочих услуг: содержание мест захоронения на территории МО «Чебаркульский городской округ» (п. 1 ст. 3.2.6 Устава).

Таким образом, в нарушение требований закона на территории МО «Чебаркульский городской округ» отсутствует специализированная служба по вопросам похоронного дела, ответчиком мер по созданию на территории городского округа такое специализированной службы не предпринимается, что подтверждает наличие незаконного бездействия со его стороны.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чебаркульского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Чебаркульский городской округ» о возложении обязанности создать специализированную организацию по вопросам похоронного дела удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Чебаркульский городской округ» создать специализированную службу по вопросам похоронного дела (погребение умерших и оказание услуг по погребению) на территории Чебаркульского городского округа, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление, в Челябинский областной суд через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: