Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-401/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2011 года город Барнаул
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Е.В.,
при секретаре Бутаевой О.В.,
с участием прокурора Беликова Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждению к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Индустриального района обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1, в котором просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в нарушении природоохранного законодательства, непринятии действий к разработке документации в сфере охраны окружающей среды и уменьшения негативного воздействия на окружающую среду в результате предпринимательской деятельности, обязать ответчика разработать нормативы, в соответствии с которыми производить оплату за осуществляемое негативное воздействие на окружающую среду, предоставить за ДД.ММ.ГГГГ и предоставлять в последующем отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов, произвести инвентаризацию и паспортизацию отходов, производимых в результате хозяйственной деятельности.
В обоснование заявленных требований указал на то, что прокуратурой Индустриального района г.Барнаула проведена проверка исполнения природоохранного законодательства индивидуальным предпринимателем ФИО1, в ходе которой выявлено, что у ответчика отсутствует необходимая документация, направленная на обеспечение безопасной деятельности и погашение негативного воздействия, оказываемого деятельностью ответчика, в результате которой образуются хозяйственные отходы, которые в процессе деятельности не сортируются, не производится инвентаризация отходов, не определяется класс опасности отходов, отсутствует паспортизация отходов, не определяется их количество, отсутствуют специально оборудованные площадки с контейнерами для хранения отходов, не разработаны предусмотренные законодательством нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, что исключает возможность возмещения вреда, причиненного окружающей среде и, как следствие, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, Южно-Сибирское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) (л.д. 1).
Процессуальный истец прокурор Беликов Е.Г. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Ответчик, ее представитель в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Ответчиком ФИО1 представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором указано, что исковые требования она признает в полном объеме, для устранения выявленных нарушений и оформления всех необходимых документов требуется более 6 месяцев (л.д. 72).
Представитель ответчика ФИО2, действуя в пределах предоставленных доверенностью полномочий (л.д. 71), представил письменное заявление о признании исковых требований в полном объеме, последствия признания иска разъяснены и понятны.
Представители третьих лиц Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, Ростехнадзора в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель Ростехнадзора просил рассмотреть дело без его участия.
В силу ст.39 ГПК Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
В соответствии со ст. 173 ГПК Российской Федерации при признании иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Хозяйственная (предпринимательская) деятельность должна осуществляться в соответствии с принципами, указанными в ст. 3 данного Закона: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 16 указанного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 22 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47-48, 55-56), основной вид деятельности – реализация в розницу периодических печатных изданий и сопутствующего товара, для осуществления указанной деятельности ответчик арендует помещения и киоски у разных организаций, администрации города (л.д. 43-44, л.д. 12-41).
На уборку территории рядом с арендуемыми киосками, расположенными , ответчиком заключены договоры подряда с организациями (л.д. 7-11).
Согласно должностной инструкции киоскера, утвержденной индивидуальным предпринимателем ФИО1, весь мусор необходимо упаковывать и передавать через водителя один раз в день (л.д. 42).
Мероприятия, направленные на уменьшение неблагоприятного воздействия на окружающую среду – благоустройство прилегающей к киоскам территории, установка вазонов с цветами рядом с киосками, уборка мусора с прилегающей территории (л.д. 43-44).
Сведений о других мероприятиях, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, а также другой документации, кроме указанной выше, регламентирующей мероприятия по охране окружающей среды, в ходе проведенной проверки не установлено (л.д. 51-54, 57-58), в суд не представлено.
Таким образом, предусмотренные законодательством нормативы допустимого воздействия на окружающую среду ответчиком не разработаны, в связи с чем невозможно оценить воздействие, оказываемое на окружающую среду в результате осуществления предпринимательской деятельности, что исключает возможность возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно ст. 1 указанного Закона отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии со ст. 11 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Статьей 14 данного Закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено наличие следующих видов отходов: полиэтиленовые веревки (обрывки), бумага, картон, целлофан, пластик б/у (бутылки), этикетки с клеевой основой, смет с территории. Отходы хранятся в картонных коробках, специально оборудованные площадки с контейнерами отсутствуют. Кроме того, установлено, что для обеспечения работы на местах для освещения используются ртутьсодержащие лампы. Договор со специализированной организацией на утилизацию указанных отработанных ламп ответчиком не заключен.
В нарушение перечисленных требований закона ответчиком инвентаризация отходов потребления не производится, класс отходов не определяется, паспортизация отходов отсутствует, что подтверждается актами проверки исполнения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59-66), не отрицается ответчиком (л.д. 43-44).
Согласно ст. 19 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 утвержден «Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)», зарегистрированный в Минюсте Российской Федерации 20.04.2010, регистрационный номер 16938, который устанавливает требования к содержанию и предоставлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной деятельности (иной деятельности) которых образуются отходы.
Отчетность включает общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства; баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период; сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы. Информация предоставляется по каждому виду отходов, включена информация о классе опасности отходов и коды отходов по федеральному классификационному каталогу отходов.
Отчетность предоставляется в уведомительном порядке в соответствующие федеральные органы Ростехнадзора до ДД.ММ.ГГГГ, следующего за отчетным, по месту осуществления своей хозяйственной деятельности.
Ответчиком такая отчетность не представляется, что подтверждается актами проведенной проверки (л.д. 59-66), не отрицается ответчиком (л.д. 43-44).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлены факты нарушения ответчиком требований природоохранного законодательства, выразившиеся в непринятии действий к разработке документации в сфере охраны окружающей среды и уменьшения негативного воздействия на окружающую среду в результате предпринимательской деятельности, в неразработке нормативов, в соответствии с которыми производится оплата за осуществляемое негативное воздействие на окружающую среду, непредоставлении отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов, в непроведении инвентаризации и паспортизации отходов, производимых в результате хозяйственной деятельности.
В то же время, суд полагает правильным отказать в удовлетворении требований прокурора о возложении на ответчика обязанности предоставлять в последующем отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов, поскольку данная обязанность имеется у ответчика в силу закона. Кроме того, согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав, тогда как сведений о намерении ответчика нарушать в последующем указанные требования закона суду не представлено.
Учитывая, что признание иска ответчиком не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не противоречит закону, суд считает возможным принять признание иска ответчиком и частично удовлетворить исковые требования прокурора Индустриального района г. Барнаула.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. С ответчика подлежит взысканию в доход местного госпошлина в сумме ... рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждению к совершению действий удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 по исполнению требований о разработке документации в сфере охраны окружающей среды и уменьшения негативного воздействия на окружающую среду в результате предпринимательской деятельности.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 разработать нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, в соответствии с которыми производить оплату за осуществляемое негативное воздействие на окружающую среду, предоставить за ДД.ММ.ГГГГ отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов, производимых в результате хозяйственной деятельности, произвести инвентаризацию и паспортизацию отходов, производимых в результате хозяйственной деятельности.
В остальной части требований прокурора Индустриального района г.Барнаула отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.
Судья Е.В. Емельянова
Верно:
Мотивированное решение изготовлено 31 января 2011 года.