ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4010/18 от 15.10.2018 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2018 года.

Дело № 2-4010/2018.

УИД 66RS0005-01-2018-002006-55.

Решение

Именем Российской Федерации

10 октября 2018 года Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга

в составе председательствующего судьи Сухневой И.В.,

при секретаре Николаевой Е.Н.,

с участием помощника Свердловского транспортного прокурора Колпащикова С.С.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свердловского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу Авиакомпания «Уральские авиалинии» о признании незаконными действий, возложении обязанности,

Установил:

Свердловский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с иском к ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» о признании незаконными действий, возложении обязанности.

В обоснование указал, что ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» является юридическим лицом, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. В силу ч. 2 ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

Согласно п. 136 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее ФАП № 82), при перевозке сверхнормативного багажа в случае заключения пассажиром договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, разница между установленной нормой бесплатного провоза багажа и весом мест багажа, предъявленного к перевозке, оплачивается по установленным перевозчиком багажным тарифам.

Согласно п. 82 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155 (далее Правила № 155), багажные тарифы устанавливаются на единицу веса/места багажа в абсолютном значении или в процентах от пассажирского нормального тарифа экономического класса.

Согласно п. 10 Временного порядка установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях, утвержденного Роскомцен № 01-55/306-15, Минтрансом Российской Федерации № 1-ц 19.02.1993 (далее Временный порядок), перевозка багажа, превышающего норму бесплатной перевозки, производится по багажным тарифам, исчисленным в размере одного процента от пассажирского тарифа экономического класса на каждый килограмм веса багажа, превышающего установленную норму.

В нарушение положений п. 10 названного Временного порядка по результатам проверки по жалобе ФИО2, ФИО3, проводимой в отношении ответчика, установлено, что ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» исчисляет тариф за перевозку сверхнормативного по весу багажа пассажира в абсолютном значении, которое превосходит значение одного процента от пассажирского нормального тарифа экономического класса на каждый килограмм веса багажа, превышающего установленную норму.

На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, просит признать незаконными действия ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» по взиманию с пассажиров платы за перевозку багажа, превышающего норму бесплатной перевозки, в сумме, превышающей размер одного процента от пассажирского нормального тарифа экономического класса на каждый килограмм веса багажа, превышающего установленную норму. Обязать ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда устранить указанное нарушение законодательства путем прекращения взимания с пассажиров платы за перевозку багажа, превышающего норму бесплатной перевозки, в сумме, превышающей размер одного процента от пассажирского нормального тарифа экономического класса на каждый килограмм веса багажа, превышающего установленную норму.

В судебном заседании помощник Свердловского транспортного прокурора Колпащиков С.С. на удовлетворении исковых требований настаивал.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 против удовлетворения исковых требований возражала. В обоснование указала, что в настоящее время в ОАО «Уральские авиалинии» действует багажная система, которой установлен багажный тариф за превышение веса одного бесплатного или сверхнормативного (дополнительного) места багажа в размере 2000 руб., а в определенных случаях для тарифов группы «Промо» - 2500 руб. Указанный багажный тариф установлен авиаперевозчиком в соответствии с действующим законодательством, а именно положениями ч. 2 ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, п. 89 ФАП № 82, а также пп. 80 и 82 Правил № 155, которыми предусмотрено, что багажные тарифы устанавливаются перевозчиком на единицу веса/места багажа в абсолютном значении или в процентах от пассажирского нормального тарифа экономического класса. Ограничений по размеру тарифа действующим законодательством не предусмотрено. Временный порядок не подлежит применению, поскольку установление тарифов производится в соответствии с выше перечисленными подзаконными нормативными актами, а именно ФАП № 82 и Правилами № 155, которые приняты во исполнение норм, содержащихся в Воздушном Кодексе Российской Федерации, а также имеют большую юридическую силу ввиду более позднего времени принятия. Также указала, что Временный порядок не подлежит применению к перевозке пассажиров и багажа, поскольку принят во исполнение п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 17.09.1992 № 1089 «О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов», отмененного Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221, а также п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.1992 № 724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги», которое с принятием постановления Правительства Российской Федерации № 600 от 26.06.1995 действует только в части формирования тарифов на работы и услуги, связанные с перевозкой воздушным транспортом (аэропортовые и тому подобные услуги). С учетом изложенного, поскольку ответчик не допускает нарушений действующего законодательства при установлении платы за провоз сверхнормативного багажа, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерства транспорта Российской Федерации не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв на иск, где указал, что в соответствии с действующим законодательством коммерческие воздушные перевозки не относятся к сфере деятельности естественных монополий, как следствие, не подлежат государственному регулированию. Воздушным законодательством, а именно п. 5 ст. 64 Воздушного кодекса <...> ФАП № 82, п. 80 и 82 Правил № 155 не определен размер процента от пассажирского тарифа, взимаемого перевозчиком за перевозку сверхнормативного багажа.

В судебное заседание третье лицо ФИО2, ФИО3 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица ФИО3 – ФИО4 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил письменные пояснения, в которых полагал исковые требования прокурора законными и обоснованными, поскольку плата за перевозку сверхнормативного багажа должна определяться в соответствии с п. 10 Временного порядка как действующего и специального нормативного акта по отношению к нормам более поздних подзаконных нормативных актов.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Как установлено судом, ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» осуществляет деятельность по коммерческой перевозке пассажиров воздушным транспортом.

Приказом генерального директора ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» от 27.02.2017 № 25 (с учетом дополнения № 1 от 25.05.2017) введена в действие багажная система, в соответствии с которой, помимо прочего, установлены тарифы для оплаты багажа, превышающего вес одного бесплатного или сверхнормативного (дополнительного) места багажа в размере 2000 руб., а для тарифов группы «Промо» при весе багажа от 10 кг до 23 кг и менее чем за 24 часа до рейса - 2500 руб.

Из материалов дела также следует, что в соответствии с данными правилами перевозки с ФИО2 при ее следовании 06.06.2017 рейсом U6525 (тариф «Промо») по маршруту Москва (Домодедово) – Симферополь удержана плата за перевозку сверхнормативного по весу багажа в сумме 2500 руб.

В соответствии с письмом ПАО «Транспортная Клиринговая Палата» от 07.03.2018 нормальный тариф экономического класса установлен в размере 20000 руб. (л.д. 53).

В соответствии с п. 1 ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

В силу п. 3 той же статьи пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом, помимо прочего, сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Согласно п. 1, 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В соответствии с п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Согласно п. 2 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

В силу ч. 5 ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

Согласно п. 122 ФАП № 82 при заключении договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной перевозчиком нормы без дополнительной платы (далее - норма бесплатного провоза багажа).

Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа, установленная перевозчиком, не может предусматривать менее десяти килограммов на одного пассажира воздушного судна.

В силу п. 89 ФАП № 82 за провоз багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа, иного багажа, подлежащего оплате, взимается плата по тарифу, установленному перевозчиком.

Согласно п. 136 ФАП № 82 при перевозке сверхнормативного багажа в случае заключения пассажиром договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, разница между установленной нормой бесплатного провоза багажа и весом мест багажа, предъявленного к перевозке, оплачивается по установленным перевозчиком багажным тарифам.

При перевозке сверхнормативного багажа в случае заключения пассажиром договора воздушной перевозки пассажира, не предусматривающего норму бесплатного провоза багажа, перевозка такого багажа оплачивается по установленным перевозчиком багажным тарифам.

В силу п. 30 ФАП № 82 провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г., регистрационный N 12793) и в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.

Согласно п. 5 Правил № 155 денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами (далее - тариф) и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком.

В соответствии с п. 6 Правил № 155 за перевозку между двумя пунктами одного пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа устанавливается пассажирский тариф.

За перевозку между двумя пунктами единицы веса/места багажа устанавливается багажный тариф.

В силу п. 80 Правил № 155 за перевозку сверхнормативного багажа, негабаритного багажа, тяжеловесного багажа, багажа, который необходимо перевозить только в салоне воздушного судна, комнатных животных (птиц) (далее - багаж, подлежащий дополнительной оплате) взимается сумма, определяемая на основе багажного тарифа.

Согласно п. 82 Правил № 155 багажные тарифы устанавливаются на единицу веса/места багажа в абсолютном значении или в процентах от пассажирского нормального тарифа экономического класса.

В силу п. 85 Правил № 155 багажные тарифы могут устанавливаться дифференцированно: по типам воздушных судов; в зависимости от веса сверхнормативного багажа; в зависимости от размеров негабаритного багажа; по рейсам; по классам обслуживания; для определенных категорий багажа; для определенных категорий пассажиров.

Суд, проанализировав выше изложенные положения закона, полагает, что действия ответчика по взиманию с пассажиров платы за перевозку сверхнормативного по весу багажа в размере, установленном правилами перевозчика, соответствуют действующему законодательству, которым авиаперевозчику предоставлено право самостоятельно устанавливать багажные тарифы. В свою очередь, пассажир, будучи свободным в заключении договора и имея реальную возможность ознакомиться с правилами перевозки, вправе самостоятельно принимать решение о заключении договора перевозки с учетом установленных конкретным перевозчиком тарифов.

При этом, по мнению суда, размер тарифа, взимаемого перевозчиком за перевозку сверхнормативного по весу багажа, действующим законодательством не ограничен, что прямо следует из положений п. 80 и 82 Правил № 155.

В качестве такового не может рассматриваться положение п. 10 Временного порядка, согласно которому перевозка багажа, превышающего норму бесплатной перевозки, производится по багажным тарифам, исчисленным в размере одного процента от пассажирского тарифа экономического класса на каждый килограмм веса багажа, превышающего установленную норму, исходя из следующего.

Данный Временный порядок установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях утвержден Роскомцен и Минтрансом Российской Федерации и принимался во исполнение п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 17.09.1992 № 1089 «О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов» и п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.1992 № 724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги».

Вместе с тем с 01.01.1995 введена в действие часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, а с 01.03.1996 - часть вторая того же Кодекса, которыми введено новое регулирование договорных отношений, в том числе в сфере перевозки пассажиров. В частности, как выше указано, п. 2 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации отсылает в части регулирования платы за перевозку пассажиров к транспортным уставам и кодексам.

С 01.04.1997 в действие введен Воздушный кодекс Российской Федерации, в силу ч. 5 ст. 64 которого и с учетом положений п. 82 Правил № 155 плата за воздушные перевозки пассажиров и багажа устанавливается перевозчиками, в том числе багажные тарифы устанавливаются на единицу веса/места багажа в абсолютном значении или в процентах от пассажирского нормального тарифа экономического класса.

Согласно ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 136 Воздушного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с данным Кодексом. Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области авиации и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с данным Кодексом, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Кодексу.

Изданные до введения в действие данного Кодекса нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно данному Кодексу могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

Аналогичные положения предусмотрены ст. 4 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, суд полагает, что с введением Гражданского кодекса Российской Федерации и Воздушного кодекса Российской Федерации правовое регулирование платы за перевозку, в том числе тарифов за перевозку сверхнормативного багажа, осуществляется в соответствии с положениями данных кодексов, а также подзаконных нормативных актов, принятых во исполнение Воздушного кодекса Российской Федерации, а именно ФАП № 82 и Правил № 155.

При этом ФАП № 82 и Правила № 155 приняты тем же федеральным органом исполнительной власти (Министерством транспорта Российской Федерации), что и Временный порядок.

Как выше указано, вновь введенным, более поздним нормативным регулированием (ч. 5 ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, пп. 30, 89, 136 ФАП № 82, пп. 80, 82, 85 Правил № 155) не предусмотрено государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом (за исключением действия антимонопольного законодательства). Установление тарифов, в том числе за перевозку сверхнормативного по весу багажа, отнесено к усмотрению перевозчика.

Обратное же приведет к применению к правоотношениям сторон устаревших положений Временного порядка, тем более что он принят во исполнение подзаконных актов, положения которых в настоящее время отменены либо не применяются к перевозкам пассажиров воздушным транспортом (п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 17.09.1992 № 1089 «О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов» отменен, п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.1992 № 724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги» утратил силу, за исключением работ и услуг, связанных с перевозками воздушным транспортом (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 600)).

Иное толкование норм материального права, данное как прокурором, так и представителем третьего лица ФИО3, является, исходя из выше изложенного, по мнению суда, неверным.

В частности, суд полагает ошибочным мнение прокурора о том, что Правила № 155 устанавливают общие рамки порядка формирования тарифов, тогда как Временный порядок является специальным актом и конкретизирует общие правила в части формирования тарифов за перевозку сверхнормативного по весу багажа, поскольку Временный порядок как принятый ранее нормативный акт не может конкретизировать более поздние Правила № 155. Доказательств совместного действия Временного порядка и Правил № 155 в части установления тарифов за перевозку сверхнормативного по весу багажа прокурором не представлено.

Ссылки прокурора и представителя третьего лица ФИО3 на судебную практику, а именно дело № А40-123653/2016 суд не принимает, поскольку судебные акты по указанному делу не имеют преюдициального значения для настоящего спора, не являются нормативными актами и более того касаются разрешения спора в сфере иных правоотношений, а именно норм бесплатной перевозки багажа, содержание правового регулирования которых с принятием ФАП № 82 и Правил № 155 фактически не изменилось.

С учетом изложенного, не усматривая в действиях перевозчика при взимании с пассажиров платы за сверхнормативный багаж нарушений действующего законодательства, суд полагает необходимым в исковых требованиях отказать.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

Решил:

В удовлетворении исковых требований Свердловского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу Авиакомпания «Уральские авиалинии» о признании незаконными действий, возложении обязанности - отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления в мотивированном виде путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья И.В. Сухнева