ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4011/20 от 18.03.2021 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2 – 880 / 2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Адлерский район г. Сочи 18 марта 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 18.03.2021 г.

Мотивированное решение изготовлено 23.03.2021 г.

Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего Горова Г.М.

при секретаре Сытар Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в Адлерский районный суд города Сочи с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании права собственности на земельный участок.

В обоснование исковых требований истец указал, что он является собственником нежилого здания (детский сад № 51), лит. А, общая площадь 43,6 кв.м расположенного по адресу <адрес>. Нежилое здание расположено на земельном участке площадью 6 765 кв.м. кадастровый номер , по адресу: <адрес>. В целях реализации своих прав на приобретение земельного участка в собственность он обратился в уполномоченный орган, департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении ему за плату в собственность спорного земельного участка. Департамент имущественных отношений Краснодарского края вернул заявление о предоставлении спорного земельного участка. При этом ответчик обосновал возврат заявления тем, что отсутствовали необходимые для предоставлении в собственность земельного участка документы, отсутствует копия его паспорта, отсутствуют указания в доверенности представителя на право подписи (подачи) заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов. Также ответчик указал, что он не вправе распоряжаться спорным земельным участком в связи с отсутствием регистрации права государственной собственности Краснодарского края на спорный земельный участок. Между тем обращаю внимание суда на следующее. Все указанные в статье 39.17 Земельного кодекса РФ документы прилагались, сведения представлялись, то, что заявление не было оформлено, по мнению ответчика, в соответствии с требованиями Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 не может являться причиной для возврата заявления о предоставлении земельного участка в собственность, так как пунктом 3 статьи 39.17. Земельного кодекса РФ не предусмотрено такое основание для возврата заявления. П. 3 статьи 39.17. Земельного кодекса РФ не предусмотрено такое основание для возврата заявления как отсутствие копии документа, удостоверяющего личность заявителя, и отсутствие в нотариальной доверенности специального полномочия по подписанию (подаче) заявления о предоставлении испрашиваемого земельного участка без проведения торгов. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу было удовлетворено исковое заявление департамента имущественных отношений Краснодарского края о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности муниципального образования город Сочи на земельный участок из земель населённых пунктов площадью 6765 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. При рассмотрении данного дела Арбитражный суд установил следующее: Распоряжением Правительства РФ от 20.12.1998 № 1834-р принято предложение Мингосимущества России и администрации Краснодарского края, согласованное с Минсельхозпродом России, о передаче в государственную собственность Краснодарского края находящейся в федеральной собственности птицефабрики «Адлерская» Минсельхозпрода России. Правительством поручено Мингосимуществу России совместно с Минсельхозпродом России и администрацией Краснодарского края оформить в установленном порядке передачу в государственную собственность Краснодарского края птицефабрики «Адлерская» Минсельхозпрода России. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 16.06.1999 № 432 Комитету по управлению государственным имуществом Краснодарского края поручено провести передачу и регистрацию птицефабрики «Адлерская» из федеральной в краевую собственность. Распоряжением № 05/61 от 28.03.2000 Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края утверждена новая редакция устава ГУП Краснодарского края «Птицефабрика «Адлерская». В дело представлено свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения площадью 325 га, выданное птицефабрике «Адлерская» на основании постановления администрации города Сочи № 75 от 29.01.1993. До регистрации Устава государственного унитарного предприятия Краснодарского края земельный участок находился в собственности Российской Федерации. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель сельскохозяйственного назначения, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»). После регистрации устава государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Птицефабрика «Адлерская» земельный участок перешел в собственность Краснодарского края. Земельному участку присвоен кадастровый номер . Право собственности на него зарегистрировано за Краснодарским краем ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 23-АБ от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.10.2003 № 16 «О предоставлении ЗАО «Адлерская птицефабрика» земельных участков в Адлерском районе города Сочи» прекращено право постоянного бессрочного пользования ГУП «Птицефабрика «Адлерская» и предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 9561,12 кв.м. с кадастровым номером . На основании постановления главы города Сочи № 419 от 23.03.2004 кадастровый номер участка изменён на кадастровый номер (спорный земельный участок) в связи с изменением его площади. Арбитражным судом был сделан вывод, что спорный земельный участок относится к собственности Краснодарского края, так как он был образован из земельного участка с кадастровым номером , который принадлежал на праве собственности Краснодарскому краю. В соответствии с экспертным заключением от 30.03.2016 № 019/17 необходимая площадь земельного участка для эксплуатации здания детского сада № 51, литер «А», с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с СП 118.13330.2012, СП 42.13330, п. 5.5 СНиП 2.07.01, Пособием к СНиП 2.08.02-89, СНиП 2.07.01-89, СНиП П-12-77, Согласно МГСН 4.07-05 2006 должна составлять 6763 кв.м.. Арбитражный суд признал недействительным (ничтожным) договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером площадью 9561 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между департаментом имущественных отношений Краснодарского края и ЗАО «Адлерская птицефабрика», в части координат границ фактического используемого (необходимого для использования, эксплуатации) земельного участка для здания детского сада согласно соответствующим координатам. Арбитражный суд признал отсутствующим право аренды ЗАО «Адлерская птицефабрика», зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером площадью 9561 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе существующие сведения об иных объектах недвижимости в кадастре недвижимости, в части координат границ фактически используемого (необходимого для использования, эксплуатации) земельного участка для здания детского сада согласно соответствующим координатам. 15 арбитражный апелляционный суд в постановлении от 30.07.2020 указал, что в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правообладателе отсутствуют. В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» право собственности Краснодарского края на спорный земельный участок с кадастровым номером возникло у Краснодарского края в силу закона и признается юридически действительным. Данным судебным постановлением апелляционный арбитражный суд также подтвердил его право на земельный участок площадью, необходимой для эксплуатации принадлежащего ему задания. При этом ответчик продолжает утверждать, что испрашиваемый земельный участок не принадлежит им на праве собственности, не регистрирует право собственности субъекта РФ на него. Просил признать за ФИО1 право собственности на земельный участок площадью 6 765 кв.м., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес> после оплаты выкупной стоимости в размере определённой по результатам судебной экспертизы. Указать, что решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю для регистрации в ЕГРН права собственности ФИО1 на земельный участок площадью 6765 кв.м., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес> после оплаты выкупной стоимости без истребования дополнительных документов.

Представитель истца ФИО1 – ФИО2 по доверенности в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края, представитель третьего лица Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, что не противоречит положениям ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании права собственности на земельный участок не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ г. право собственности на нежилое здание (детский сад № 51) с кадастровым номером , площадью 463,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> зарегистрировано за ФИО1.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 через представителя ФИО2 обратился в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 6765 кв.м. с кадастровым номером в Адлерском районе города-курорта Сочи путем заключения договора купли-продажи, указав, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание (детский сад № 51), площадью 463,6 кв.м. с кадастровым номером , на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ года, о чём в Едином государственном реестре сделана запись , что подтверждается выпиской из ЕГРН. Вышеуказанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. К заявлению приложил электронные выписки ЕГРН; копию договора купли-продажи нежилого здания от ДД.ММ.ГГГГ; копию доверенности представителя.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ "О возврате заявления о предоставлении земельного участка в городе-курорте Сочи" ФИО2 (представителю ФИО1 по доверенности) сообщено о возврате заявления и представленных документов на основании пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. В заявлении не указаны сведения, предусмотренные подпунктами 1, 7, 10 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Сообщение, оформленное в соответствии с требованиями, установленными Перечнем документов, подтверждающих право заявителя в приобретение земельного участка без проведения торгов, утв. приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя в приобретение земельного участка без проведения торгов», не представлено. Сведения о зданиях, сооружениях, указанные в сообщении, должны соответствовать иным документам, подтверждающим право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, в том числе сведениям, содержащимся Едином государственном реестре недвижимости. В соответствии с пунктом 2 приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» в случае направления заявления о приобретении прав на земельный участок посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя, а в случае направления такого заявления представителем физического лица - копия документа, подтверждающего полномочия представителя физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем копия документа, удостоверяющего личность заявителя, не представлена. Также в доверенности от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует указание на право подписи (подачи) заявления о предоставлении испрашиваемого земельного участка без проведения торгов. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, право государственной собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером не зарегистрировано, в связи с чем в настоящее время Департамент не является органом, уполномоченным на распоряжение указанным земельным участком. При этом в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ земельный участок, необходимый для эксплуатации принадлежащего ФИО1 объекта, относится к государственной собственности Краснодарского края, то, как следует из положений пункта 1 статьи 3.3 Закона № 137-ФЗ, распоряжение таким участком (в том числе его предоставление) возможно только после государственной регистрации права собственности Краснодарского края на него в установленном порядке. Разъяснено, что после устранения указанных замечаний ФИО1 вправе повторно обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости, без проведения торгов с приложением документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе документов согласно Перечню.

В силу ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Как следует из пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ, который предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На основании ч. 3 ст. 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Материалами дела подтверждено, что в заявлении о предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ действительно не указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя, цели использования земельного участка, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, что является нарушением п.п. 1, 7, 10 ст. 39.17 ЗК РФ.

Указание цели использования земельного участка в заявлении к ответчику было необходимо, но не заявлено истцом. Реквизиты паспорта должны были быть указаны непосредственно в заявлении, чего также сделано не было. Почтовый адрес и (или) адрес электронной почты ФИО2, подписавшего заявление по доверенности от имени ФИО1, в заявлении отсутствует.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно п. 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 (действующим на дату подачи заявления) документами, подтверждающими право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемыми к заявлению о приобретении прав на земельный участок, являются:

- документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН,

- документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок),

- сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю,

- выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке),

- выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о здании и (или) сооружении, расположенном(ых) на испрашиваемом земельном участке),

- выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о помещении в здании, сооружении, расположенном на испрашиваемом земельном участке, в случае обращения собственника помещения),

- выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем,

- выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем.

На основании п. 2 Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" (действующим на дату подачи заявления) установлено, что лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению. В случае направления заявления о приобретении прав на земельный участок посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя, а в случае направления такого заявления представителем юридического или физического лица - копия документа, подтверждающего полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> площадью 6765 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: фактически используемый нежилыми строениями, используемыми под детский спортивный комплекс, для размещения объектов физической культуры и спорта отсутствуют. Кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости: .

Таким образом, на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером расположен объект недвижимости кадастровый номер которого () не совпадает с кадастровым номером нежилого здания (детский сад № 51), площадью 463,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве собственности ФИО1 ().

Вопреки требованиямп. 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 (действующим на дату подачи заявления) к заявлению о предоставлении земельного участка от 15.07.2020 г. не приобщено сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.

Отказывая в удовлетворении заявленного ФИО1 иска, суд исходит из несоответствия поданного им через представителя заявления требованиям ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации

Доводы о длительном рассмотрении заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка от 15.07.2020 г. основаниями для признания незаконным правильного по существу возврата заявления, не являются.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

На основании исследования и оценки предоставленных доказательств суд отказывает в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании права собственности на земельный участок.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании права собственности на земельный участок – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, начиная с 23.03.2021 года.

Председательствующий: Г.М. Горов