ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4012/13 от 11.09.2013 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

 Дело № 2-4012/13

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 11 сентября 2013 года                                 г. Киров

     Первомайский районный суд г. Кирова в составе председательствующего судьи Никонова К.Ф. при секретаре Весниной С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ООО «Энергетик» о возмещении убытков, причиненных некачественным проведением работ, взыскании неустойки, компенсации морального вреда,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО2 обратился в суд с иском к ООО «Энергетик» о возмещении убытков, причиненных некачественным проведением работ, взыскании неустойки, компенсации морального вреда. В обосновании требований указал, что Дата между сторонами заключен договор Номер на выполнение работ по строительству индивидуального жилого по адресу: Адрес. По условиям настоящего договора ответчик должен был построить истцу жилой дом общей стоимостью 641750 руб., в том числе должен был выполнить монтаж крыши под утеплитель стоимость 278400 руб. В ходе выполнения условий договора истцом были переданы ответчику денежные средства в размере 610000 руб. В соответствии с п. 2.1.5 настоящего договора, ответчик обязан предоставить истцу акты приемки – сдачи выполненных работ. Оформление акта приемки выполненных работ относится на ответчика. Риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки истцом несет ответчик. Подписание акта приемки-сдачи выполненных работ является моментом перехода права собственности на результат выполненных работ от ответчика к истцу. Дата истец обратился к ответчику с требованием принять участие в осмотре дома, поскольку им была обнаружена интенсивная протечка в крыше дома. Дата истец вручил ответчику претензию, с которой он согласился, в связи с чем был согласован срок устранения дефектов, а именно до Дата. Истец считает, что дефекты возникли по вине ответчика, ответчик своих обязательств по договору не выполнил и недостатки не устранил. В связи с чем истец был вынужден заключить с ФИО7 договор Номер бытового подряда на ремонтно-строительные работы от Дата. Общая стоимость работ составила 319400 руб., стоимость строительных материалов составила 256863,21 руб. На основании вышеизложенного, просит суд взыскать с ООО «Энергетик» стоимость восстановительного ремонта в размере 319400 руб., неустойку в размере 319400 руб., стоимость строительных материалов, потребовавшихся для устранения недостатков, в размере 256863,21 руб.

 Представитель истца ФИО2 по доверенности ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме.

 Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

 Представитель ответчика ООО «Энергетик» по доверенности ФИО5 исковые требования не признает в полном объеме. Пояснил, что в договоре Номер от Дата не указан такой вид работы, как покрытие металочерепицей. Работы по монтажу металочерепицы ответчик не производил. Причина протечки не установлена. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

 Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

 Согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" недостаток товара (работы, услуги) - это несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

 Согласно п. 2 ст. 18 указанного Закона РФ требования о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

 На основании п. 1 ст. 29 указанного Закона потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы, при этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

 Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

 В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.

 Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе. Как следует из п. 5 ст. 29 указанного Закона, в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

 Как видно из дела, Дата между ФИО2 (заказчик) и ООО «Энергетик» (подрядчик) заключен договор Номер (л.д. 18-20), согласно которому заказчик поручает и оплачивает, подрядчик выполняет работы по строительству индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Адрес (п.1.1). В соответствии с п. 1.2 договора, срок выполнения работ: 07.08.2011. Согласно п. 2.1.5 договора подрядчик обязан предоставить заказчику акты приемки – сдачи выполненных работ. Оформление акта приемки выполненных работ относится на подрядчика. Риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком несет подрядчик. Подписание акта приемки-сдачи выполненных работ является моментом перехода права собственности на результат выполненных работ от подрядчика к заказчику. Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что гарантийный срок работы, выполняемых подрядчиком по договору, устанавливается 12 месяцев. В приложении Номер к договору Номер от Дата (л.д. 20) указан перечень работ, а именно монтаж стен из оцилиндрованного бревна, монтаж крыши под утеплитель, отделочные работы.

 Исходя из пояснений сторон, акты приема-передачи выполненных работ не составлялись и сторонами не подписывались.

 Согласно расписке от Дата и кассового чека (л.д. 13, 14), расписке от Дата (л.д. 15), расписке от Дата (л.д. 16), расписке от Дата (л.д. 17) директор ООО «Энергетик» ФИО6 получил от ФИО2 денежные средства в размере 460000 руб.

 Дата в ходе осмотра указанного жилого дома истцом совместно с директором ООО «Энергетик» ФИО6 и бригадиром ФИО1 установлен факт интенсивной протечки крыши в нескольких местах, что подтверждается актом (л.д. 12).

 Дата истец вручил ответчику претензию об устранении недостатков за свой счет до Дата, с которой ответчик фактически был согласен, в связи с чем, между сторонами был согласован срок для устранения недостатков до Дата (л.д. 11).

 В судебном заседании стороны не отрицали наличие протечки крыши. В связи с неисполнением требований потребителя об устранении недостатков выполненных работ в оговоренный срок, Дата между ФИО2 (заказчик) и ФИО7 (подрядчик) заключен договор Номер бытового подряда на ремонтно-строительные работы (л.д. 6), согласно которому подрядчик обязуется своими силами по заданию заказчика выполнить работы по ремонту (монтажу, наладке) объекта в сроки и на условиях настоящего договора, а заказчик принять и оплатить эти работы (п.1.1). Место выполнение работ и наименование работ: Адрес. Ремонт крыши индивидуального жилого дома (п. 1.2). Срок начала работ 18.04.2013, срок окончания работ Дата (п. 1.4). Стоимость работ по настоящему договору составляет 319400 руб. (п. 2.1).

 Согласно расписке от Дата (л.д. 8), расписке от Дата (л.д. 9) ФИО7 получил от ФИО2 денежные средства в размере 319400 руб.

 Судом установлено, что стоимость строительных материалов, необходимых для устранения недостатков, составила: 11000 руб. + 3960 руб. + 227828,46 руб. + 800 руб. + 778 руб. + 8646,15 руб. + 3077,8 руб. + 772,8 руб. = 256863,21 руб., что подтверждается накладной (л.д. 21), квитанциями, кассовыми чеками (л.д. 21 оборот), товарными и кассовыми чеками (л.д. 22), товарной накладной (л.д. 23), товарной накладной (л.д. 24), счет - фактурой (л.д. 25).

 В силу п. 6 ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" в случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен.

 Как видно из дела, истец представил суду достоверные и достаточные доказательства того, что в переданном ему по договору индивидуальном жилом доме имели место строительные недостатки, которые возникли до принятия истцом результата работы или по причинам, возникшим до этого момента. Доказательств отсутствия вины ответчика в выявленных недостатках суду не представлено.

 Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о взыскании с ООО «Энергетик» в пользу ФИО2 убытков, причиненных некачественным выполнением работ, в виде стоимости работ по устранению недостатков в размере 319400 руб., а также стоимости строительных материалов в размере 256863,21 руб.

 В соответствии с п.1 ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).

     Согласно п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

 В силу ст. 30 Закона РФ «О защите прав потребителей» недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

 Из приложения Номер к договору Номер от Дата (л.д. 20) следует, что цена договора составляет 641750 руб.

 Срок невыполнения требований потребителя по устранению строительных недостатков составил 74 дня за период с Дата по Дата.

 Таким образом, сумма неустойки составляет 1424685 руб. = 641750 руб. (цена договора)/100 х 3% х 74 дней.

 Согласно абзацу 4 п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» взыскиваемая неустойка не может превышать стоимость работ (оказанных услуг), в связи с чем в данном случае размер неустойки должен составлять не более 641750 руб.

 В соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

 Определяя размер неустойки, суд принимает во внимание тот факт, что неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, поэтому суд снижает размер неустойки до 10000 руб.

 На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

 В соответствии со ст.15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

 Истцом заявлено требование о возмещение компенсации морального вреда в размере 319400 руб.

 Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий истца и, исходя из принципов разумности и справедливости, суд оценивает размер возмещения морального вреда в сумме 5000 руб.

 Согласно п. 6. ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

 Поскольку судом удовлетворены требования ФИО2 в общей сумме 591263,21 руб., следовательно, с ООО «Энергетик» в пользу ФИО2 подлежит взысканию штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 295631,61 руб.

 Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

 РЕШИЛ:

     Исковые требования удовлетворить частично.

 Взыскать с ООО «Энергетик» в пользу ФИО2 убытки, причиненные некачественным выполнением работ, в виде стоимости работ по устранению недостатков в размере 319400 руб., а также стоимости строительных материалов в размере 256863,21 руб., неустойку за невыполнение требований потребителя в размере 10000 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке в размере 295631,61 руб.

 В удовлетворении остальной части требований отказать.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Первомайский районный суд г. Кирова в течение одного месяца после изготовления решения в окончательной форме.

     Срок обжалования исчислять с 16.09.2013.

 Судья К.Ф. Никонов