ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4012/2021 от 11.10.2021 Ногинского городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2021 года <адрес>

Ногинский городской суд <адрес> в составе судьи Новиковой А.Е., с участием ответчика ФИО1, при секретаре Кручанковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных отношений <адрес> к ФИО1 о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных отношений <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с уведомлением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГВХ-44299 об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ земельною участка изменен вид разрешенного использования (ВРИ) земельного участка с кадастровым номером 50:16:0102023:118, находящегося в собственности ФИО1, с ВРИ «дачное строительство» на ВРИ «для индивидуального жилищного строительства».

Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от ДД.ММ.ГГГГИСХ-37789 (далее - Уведомление) на общую сумму 219 556,35 руб. в адрес ФИО1, указанный в предоставленных Управлением Росреестра по <адрес> документах. Согласно отчету, об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России Уведомление вернулось в Минмособлимущество ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона N 23/96-03 собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Минмособлимуществу) заказного письма. В соответствии с ч. 16 ст. 5.1 Закона N 23/96-03 собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления.

В связи с не поступлением в бюджет <адрес> платы за изменение ВРИ земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес ФИО1 претензию от ДД.ММ.ГГГГИСХ-30576 на сумму 219 556,35 руб. Согласно отчету, об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России претензия вернулась в Минмособлимущество ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что уведомление и претензия направлены по адресу ФИО1, указанному в предоставленных Управлением Росреестра по <адрес> документах, претензионный порядок разрешения вопроса соблюден. До настоящего времени плата за изменение ВРИ земельного участка в бюджет <адрес> не поступила. При невнесении платы за изменение ВРИ земельного участка в срок, установленный ч. 16 статьи 5.1. Закона N 23/96-03, Минмособлимущество обеспечивает защиту бюджетных интересов <адрес> в судебном порядке (ч. 10 ст. 5.<адрес> N 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в <адрес>»).

Истец просит взыскать с ответчика ФИО1 в пользу Министерства имущественных отношений <адрес> плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:16:0102023:118 в размере 219 556,35 рублей.

Истец Министерство имущественных отношений <адрес> в суд своего представителя не направил, извещен о времени и месте судебного заседания, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание явилась, исковые требования Министерства имущественных отношений <адрес> не признала, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнениям к отзыву на исковое заявление.

С учетом мнения присутствующих участников судебного процесса, судебное разбирательство в соответствии с положениями части 3 статьи 167 ГПК РФ проведено при данной явке.

Проверив доводы истца в обоснование предъявленных требований, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства
в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, – суд приходит
к следующим выводам.

Согласно материалам дела, в соответствии с уведомлением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГВХ-44299 об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ земельною участка изменен вид разрешенного использования (ВРИ) земельного участка с кадастровым номером 50:16:0102023:118, площадью 2201 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Богородский городской округ, д. Дядькино, <адрес>, земельный участок , находящегося в собственности ФИО1, с ВРИ «дачное строительство» на ВРИ «для индивидуального жилищного строительства».

Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от ДД.ММ.ГГГГИСХ-37789 (далее - Уведомление) на общую сумму 219 556,35 руб. в адрес ФИО1, указанный в предоставленных Управлением Росреестра по <адрес> документах. Согласно отчету, об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России Уведомление вернулось в Минмособлимущество ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона N 23/96-03 собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Минмособлимуществу) заказного письма. В соответствии с ч. 16 ст. 5.1 Закона N 23/96-03 собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления.

В связи с не поступлением в бюджет <адрес> платы за изменение ВРИ земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес ФИО1 претензию от ДД.ММ.ГГГГИСХ-30576 на сумму 219 556,35 руб. Согласно отчету, об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России претензия вернулась в Минмособлимущество ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что уведомление и претензия направлены по адресу ФИО1, указанному в предоставленных Управлением Росреестра по <адрес> документах, претензионный порядок разрешения спора соблюден.

До настоящего времени плата за изменение ВРИ земельного участка в бюджет <адрес> не поступила.

На основании пп. 14.4 п. 14 Положения о Министерстве имущественных отношений МО, утвержденного Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 842/27, Минмособлимущество наделено полномочиями представлять и защищать интересы <адрес> в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, в исполнительном производстве, в органах прокуратуры и иных правоохранительных органах по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в том числе обращаться с требованием об изъятии земельного участка сельскохозяйственного назначения у собственников ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 13.36.1, 13.36.2 указанного Положения, органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений <адрес> (Минмособлимущество).

При невнесении платы за изменение ВРИ земельного участка в срок, установленный ч. 16 статьи 5.1. Закона N 23/96-03, Минмособлимущество обеспечивает защиту бюджетных интересов <адрес> в судебном порядке (ч. 10 ст. 5.<адрес> N 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в <адрес>»).

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решения об изменении вида разрешенного использования (далее - ВРИ) земельных участков, расположенных на территории субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы, <адрес>, находящихся в собственности физических или юридических лиц, принимаются при условии внесения собственниками земельных участков платы за изменение ВРИ, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы, <адрес>.

Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории <адрес>, установлен статьей 5.<адрес> N 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в <адрес>» (далее - Закон N 23/96-03), а также принятым на основании указанной статьи постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1190/57 «Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития <адрес>, и перечня муниципальных образований <адрес>, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается».

В соответствии с законодательством <адрес> плата взимается в бюджет <адрес> по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную) ведение личного подсобного хозяйства, ведение дачного хозяйства, ведение садоводства. Плата взимается за указанное изменение ВРИ земельных участков, осуществленное:

1) на основании постановлений <адрес> о включении земельных участков в границы населенных пунктов и одновременном изменении их ВРИ (указанные постановления принимались до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»);

2) на основании актов органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> (указанные акты принимались до ДД.ММ.ГГГГ вплоть до перехода к изменению ВРИ земельных участков на основании правил землепользования и застройки муниципальных образований <адрес> (далее - 1133) путем обращения правообладателей земельных участков в Росреестр);

3) на основании ПЗЗ (как указано выше, с ДД.ММ.ГГГГ изменение ВРИ земельных участков осуществляется только путем обращения правообладателей в Росреестр, без принятия соответствующих актов органов местного самоуправления; вместе с тем, до указанной даты изменение ВРИ земельных участков также осуществлялось непосредственно Росреестром по заявлениям правообладателей земельных участков при наличии в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) координатного описания границ территориальных зон, установленных ПЗЗ);

4) на основании актов уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти <адрес> - Комитета по архитектуре и градостроительства <адрес> - о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков.

При невнесении платы за изменение ВРИ земельного участка в срок, установленный ч. 16 статьи 5.1. Закона N 23/96-03, Минмособлимущество обеспечивает защиту бюджетных интересов <адрес> в судебном порядке (ч. 10 ст. 5.<адрес> N 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в <адрес>»).

Представленные истцом расчеты не опровергнуты ответчиком, подтверждаются перечисленными доказательствами, и у суда нет оснований не доверять предоставленным истцом расчетам, исковые требования в части взыскания в пользу истца с ответчика суммы задолженности по плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка подлежат удовлетворению.

Довод ответчика, что ее обращение в МФЦ <адрес> не направлено на изменение вида разрешенного использования земельного участка опровергается материалами дела, в том числе, обращением ФИО1 о внесении в Единый государственный реестр недвижимости изменений использования земельного участка разрешенное строительство «дачное строительство на индивидуальное жилищное строительство»).

В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГВХ-44299 изменен вид разрешенного использования земельного участка с «дачное строительство» на «индивидуальное жилищное строительство». Вследствие чего у ответчика появилась обязанность по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.

Изменение норм законодательства, на которое ссылается ФИО1, никак не влияет на факт возникновения у ответчика обязанности по внесению в бюджет спорной платы.

Таким образом, данные обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании исследованными материалами дела, в связи с чем, имеются все основания для удовлетворения искового заявления Министерства имущественных отношений <адрес> к ФИО1 о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:16:0102023:118, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Богородский городской округ, д. Дядькино, <адрес>, земельный участок , площадью 2201 кв.м, находящегося в собственности ФИО1 в размере 219556,35 рублей.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ к уплате по делу подлежит государственная пошлина в сумме 5396 рулей, которую, исходя из положений ст. ст. 98, 103 ГПК РФ суд находит необходимым взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства имущественных отношений <адрес> к ФИО1 о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства имущественных отношений <адрес> плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:16:0102023:118, площадью 2201 кв.м в размере 219556 руб. 35 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5396 руб.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: А.Е. Новикова