ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4013/20 от 12.08.2020 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело №2-4013/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области

В составе: председательствующего судьи - Им И.Т.,

при секретаре - Бадрутдиновой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» в защиту прав неопределенного круга лиц к областному автономному учреждению «Спортивно-туристический комплекс «Горный воздух» о запрете осуществления любых видов работ по рубке лесных насаждений, к Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска о запрете оформления и выдачи разрешения на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений,

у с т а н о в и л :

РОО «Экологическая вахта Сахалина» обратилась в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к областному автономному учреждению «Спортивно-туристический комплекс «Горный воздух» о запрете осуществления любых видов работ по рубке лесных насаждений, к Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска о запрете оформления и выдачи разрешения на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений.

В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии экспертным заключением эксперт ФИО от 19 мая 2019 г. на территории регионального памятника природы «Популяция кордиокринума (лилии) Глена» и на прилегающей территории в долине реки Еланька, называемой «Долиной туристов» в границах прямоугольника с угловыми координатами: 1) <данные изъяты>, соединенными прямыми линиями, произрастает не менее 4880 экземпляров растений 8-ми видов, занесенных в Красные книги России (6 видов) и Сахалинской области (все 8 видов):

Наименование

Красная книга России

Красная книга Сахалинской области

Категория статуса

Количество в границах территории

Кардиокринум сердцевидный Cardiocrinum cordatum

+

+

Кремастра изменчивая Сгеmastга variabilis

+

+

Гортензия черешчатая Hydrangea petiolaris

+

+

Пион обратнояйцевидный Paeonia obovata

+

+

Любка камчатская Platanthera camtschatica

+

+

Аралия сердцевидная Aralia cordata

+

+

Аралия высокая Aralia elata

+

Черёмуха сьори Padus ssiori

+

Экспертом ФИО сделано заключение, что, учитывая количество экземпляров кардиокринума сердцевидного (Cardiocrinum cordatum), эта территория является критическим местообитанием крупнейшей в России ценопопуляции этого вида.

Большая часть перечисленных редких растений произрастает в границах памятника природы «Популяция кардиокринума (лилии) Глена», установленных пунктом 1.4 Постановления администрации Сахалинской области от 07.03.2008 №58-па «Об утверждении изменения границ и упразднении памятников природы регионального значения Сахалинской области по результатам инвентаризации, проведенной в 2005 году».

В границах этой же территории ОАУ «СТК «Горный воздух» и его подрядчиками уже осуществляется и/или планируется к осуществлению в ближайшем будущем следующая хозяйственная деятельность:

1. Строительство объекта «Электроснабжение 1-го пускового комплекса Горной деревни и ППКД <данные изъяты>. Строительство кабельной линии <данные изъяты> Строительство осуществляется в настоящее время, лесная растительность под объект уже вырублена, просека расчищена для прокладки линии (приложение 3, 4).

2. Строительство объекта «Электроснабжение 1-го пускового комплекса Горной деревни и ППКД <данные изъяты>. Строительство <данные изъяты>», включая строительство подъездной автомобильной дороги с площадкой для разворота. Строительство осуществляется в настоящее время, лесная растительность под объект уже вырублена, просека расчищена для строительства подстанции (приложение 5).

3. Строительство объекта «Электроснабжение 1-го пускового комплекса Горной деревни и ППКД <данные изъяты>. Строительство распределительной сети <данные изъяты>». Строительство планируется в ближайшее время, лесная растительность под объект, подлежащая вырубке, помечена сигнальными лентами (приложение 6, 7, 8).

4. Строительство объекта «Парковая дорога к северо-западному подножию <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске». Уже построена до границ памятника природы «Популяция кардиокринума (лилии) Глена» (от ПК0 до ПК40+20), лесная растительность под объект вырублена (приложение 9, 10).

5. Строительство объекта «Парковая дорога к северо-западному подножию <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске, <данные изъяты>». Это продолжение парковой дороги от границ памятника природы «Популяция кардиокринума (лилии) Глена» до подножия <данные изъяты>. Объект на стадии завершения проектирования и проведения государственной экспертизы проекта (приложение 12). Вырубка леса под него пока не осуществлялась.

6. Строительство объекта «Горная деревня». Проект в стадии планирования, вырубка леса под него пока не осуществлялась (приложение 13).

Специалисты РОО «Экологическая вахта Сахалина» нанесли на спутниковый снимок координаты всех экземпляров растений, занесенных в Красные книги России и Сахалинской области, согласно экспертному заключению ФИО от 19.05.2020, а также места расположения перечисленных выше хозяйственных объектов (приложение 18). Исходя из полученной карты-схемы установлено, что все указанные объекты попадают непосредственно на места обитания и произрастания редких видов растений.

При этом актом от 08.05.2020, составленным по результатам обследования строительства объекта «Электроснабжение 1-го пускового комплекса Горной деревни и ППКД <данные изъяты>» в долине реки Еланька (приложение 8), установлено, что полностью вырублены и раскорчеваны площадка под кВ, кабельную линию 35 кВ, подъездную автомобильную дорогу и разворотную площадку, в результате чего уничтожены или повреждены экземпляры кардиокринума сердцевидного и места его произрастания. Также актом зафиксирована множественная разметка сигнальными лентами деревьев, предполагаемых к вырубке, в месте произрастания которых располагаются и места массового произрастания кардиокринума (1191 экз.), кремастры изменчивой (4 экз.), гортензии черешчатой (1 экз.). Размеченная линия соответствует маршруту распределительной сети <данные изъяты>

Истец полагает, что деятельность ОАУ «СТК «Горный воздух» по строительству объектов «Электроснабжение 1-го пускового комплекса Горной деревни и ППКД <данные изъяты>», «Парковая дорога к северо-западному подножию <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске», «Горная деревня» создает опасность причинения вреда окружающей среде путем уничтожения растений, занесенных в Красные книги России и Сахалинской области, что нарушает требования федерального законодательства и права граждан на благоприятную окружающую среду и является основанием для запрещения такой деятельности.

Также в иске указано, что пересадка наиболее многочисленных на указанном участке растений невозможна в силу особенностей биологии данных видов, поскольку на сегодняшний день не существует апробированной методики комплекса мероприятий по пересадке растений тысячами экземпляров. Проведение такой сложной процедуры в отношении охраняемого вида растений без разработанной технологии, то есть кустарным способом, приведет к высокой гибели растений, как на этапе их изъятия из среды произрастания, так и на этапе культивирования пересаженных экземпляров в несвойственной им среде (другие физические и химические свойства почвы, иные условия освещенности, увлажнения и т.д.).

РОО «Экологическая вахта Сахалина» считает, что осуществление рубок лесных насаждений или добывание объектов растительного мира, занесенных в Красные книги России и Сахалинской области, в границах спорной территории приведет к уничтожению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, что повлечет сокращение их численности и ухудшит среду их произрастания.

Истец указывает, что угроза уничтожения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов живых организмов и среды их обитания при строительстве вышеперечисленных объектов носит неустранимый характер, поэтому такая деятельность подлежит запрету в целях сохранения растений, занесенных в Красные книги России и Сахалинской области.

Нарушение требований природоохранного законодательства нарушает и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В связи с изложенным, РОО «Экологическая вахта Сахалина», действуя на основании статьи 46 ГПК РФ, обратилось с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, в котором просит:

1. Запретить ОАУ «СТК «Горный воздух» осуществлять любые рубки лесных насаждений, а также иные технологически связанные с ними процессы в границах территории с угловыми координатами: 1) <данные изъяты>, соединенными прямыми линиями, либо заказывать другим лицам осуществление перечисленных видов работ на указанной территории;

2. Запретить Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска оформлять и выдавать любым лицам разрешения на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений в границах территории с угловыми координатами: 1) <данные изъяты>, соединенными прямыми линиями.

Определением суда от 30 июля 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечены Министерство экологии Сахалинской области, Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.

Протокольным определением от 04 августа 2020 г. Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, поскольку Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области реорганизовано в форме присоединения к нему Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области и переименовано в Министерство экологии Сахалинской области.

Представители истца в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях на возражения ответчиков.

Представители ответчика Департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска в судебном заседании возражали против заявленного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях. Просили отказать в удовлетворении исковых требований к Департаменту, поскольку считают себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Как следует из отзыва, решение вопросов об использовании объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, является полномочиями федеральных органов исполнительной власти – Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (п. 5.3.1 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 №400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования»). А уполномоченным органом на выдачу разрешений на добывание объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Сахалинской области является Министерство экологии Сахалинской области (п. 3.5 Положения о министерстве экологии Сахалинской области, утвержденном Постановлением Правительства Сахалинской области от 13.03.2020 №106). Со стороны Департамента не имеется нарушений действующего законодательства при выдаче соответствующих разрешений, поскольку он действует в пределах своих полномочий, в соответствии с Правилами благоустройства территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденных решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 24.06.2015 , которые предусматривают порядок выдачи разрешений на снос, обрезку и пересадку зеленых насаждений, виды которых не отнесены к растениям, занесенным в Красную книгу РФ и Красную книгу Сахалинской области, в рамках предоставления муниципальной услуги в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 15.06.2018 На момент подачи иска на 4 объекта строительства Департаментом уже выданы разрешения на снос, обрезку, пересадку зеленных насаждений, виды которых не отнесены к растениям, занесенным в Красную книгу РФ и Красную книгу Сахалинской области:

1. от 18.10.2019 (объект: Развитие спортивного комплекса СТК «Горный воздух», в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы «Большевик», горы «Красная», трассы «Спортивная», западного склона горы «Большевик», канатных дорог, экстрим арены» (Электроснабжение 1-го пускового комплекса Горной деревни и ППКД <данные изъяты>). Первый этап, г. Южно-Сахалинск) – заказчик ФРС ПАО «Сахалинэнерго»;

2. от 17.03.2020 (объект: Развитие спортивного комплекса СТК «Горный воздух», в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы «Большевик», горы «Красная», трассы «Спортивная», западного склона горы «Большевик», канатных дорог, экстрим арены» (Электроснабжение 1-го пускового комплекса Горной деревни и ППКД <данные изъяты>). Первый этап (подъездная дорога в границах сервитута, установленного соглашением от 13.01.2020) – заказчик ФРС ПАО «Сахалинэнерго»;

3. от 08.05.2020 (объект: Строительство кабельной линии КЛ-10 по проекту «Электроснабжение 1-го пускового комплекса Горной деревни ППКД <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске», Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, южный склон горы Большевик, в границах земельного участка с кадастровым номером » - заказчик ФРС ПАО «Сахалинэнерго»;

4. от 21.06.2018 (объект: Развитие спортивного комплекса СТК «Горный воздух», в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы «Большевик», горы «Красная», трассы «Спортивная», западного склона горы «Большевик», канатных дорог, экстрим арены» (парковая дорога к северо-западному подножию горы Красная в г. Южно-Сахалинске), Российская Федерация, Сахалинская область, МО ГО «Город Южно-Сахалинск») – заказчик ОАУ «СТК «Горный воздух».

Департамент полагает, что заявленные к нему требования о запрете выдачи и оформления разрешения на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений по указанным 4 объектам являются неисполнимыми в связи с их фактической выдачей на момент заявления данных требований. По другим двум объектам Департамент считает, что истцом не представлено доказательств, являющихся основанием для отказа в выдаче соответствующих разрешений. Кроме того считает, что требования заявлены фактически на запрет выдачи разрешений на снос, обрезку, пересадку любых зеленых насаждений, а не только занесенных в Красные книги. По мнению Департамента, выдача им разрешения на снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений не нарушает прав истца и неопределенного круга лиц. Полагает, что вопрос о сохранении растений, в том числе виды которых занесены в Красные книги, должен решаться на этапе формирования земельных участков и выдачи разрешений на строительство.

Представитель ответчика ОАУ «СТК «Горный воздух» в судебном заседании не согласился с иском, просил в удовлетворении отказать в полном объеме. Представил письменные возражения на исковое заявление, в которых указывает, что требования истца о запрете проведения работ на территории определенной в иске угловыми координатами, без учета границ ООПТ (особо охраняемые природные территории) памятника природы «Популяция кардиокринума (лили) Глена», определенных и указанных в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области по состоянию на 01.01.2017, утвержденном распоряжением Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 17.01.2017 являются необоснованными и незаконными, так как большая часть территории обозначенной истцом в заявлении не входит в состав ООПТ. Также считает, что истцом не представлено доказательств того факта, что на ООПТ - памятник природы «Популяция кардиокринума (лилии) Глена», в его границах согласно государственному кадастру ООПТ, ответчиком или третьими лицами планируется хозяйственная деятельность на основании указанных истцом государственных контрактов или, что в результате подобной деятельности существует риск негативных экологических последствий. А также указывает на то, что истец не привел доказательств обоснованности заявленного в иске запрета на осуществление ответчиком хозяйственной деятельности в границах заявленной территории, которые могут привести к причинению масштабного вреда окружающей природной среде, к экологической катастрофе, последствиям, которые непредсказуемы для окружающей среды, приведут к деградации естественных экологических систем, изменению или уничтожению генетического фонда растений, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды, то есть к последствиям, для избежания которых было бы справедливым и законным принятие таких исключительных запретных мер. Также указано на то, что экологическая безопасность видов текущей деятельности ОАУ «СТК «Горный воздух» на площадках ТОР (территории опережающего развития) «Горный воздух» подтверждена соответствующими, установленными законодательством РФ документами, в том числе проектной документацией. Полагает, что представленные суду акты обследования территории спорного земельного участка являются недопустимым доказательством, так как обследования проводилось без уведомления ОАУ «СТК «Горный воздух».

Представители третьего лица Министерства экологии Сахалинской области в судебном заседании до объявленного судом перерыва возражали против удовлетворения исковых требований. Согласно письменным пояснениям Министерства экологии Сахалинской области, постановлением администрации Сахалинской области от 07.03.2008 утверждено текстовое описание расположения памятника природы, а также его площадь. Сведения о местоположении границ памятника природы, которое описывается перечнем характерных (поворотных) точек его границ, в постановлении администрации Сахалинской области отсутствуют, а угловые координаты, приведенные в пункте 1.4 указанного постановления, таковыми не являются. В соответствии с действующим законодательством сведения о границах памятника природы внесены в ЕГРН, объекту присвоен кадастровый учетный .1. Выдача разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в красную книгу Сахалинской области (за исключением видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), осуществляется Министерством на основании Порядка, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 06.07.2010 , в соответствии с Административным регламентом Министерства экологии Сахалинской области по предоставлению государственной услуги «Выдача разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Сахалинской области, утвержденным приказом Министерства от 23.07.2020 Указанное полномочие закреплено в Положении о Министерстве, утвержденном постановлением Правительства Сахалинской области от 13.03.2020 . Успешный опыт пересадки растений на основании таких разрешений имеется.

Заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела и, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также – природоохранная деятельность).

Статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены принципы, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, включая:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;

обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

В соответствии со статьей 60 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Статьей 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены права некоммерческих организаций и общественных объединений выступать в защиту прав и законных интересов граждан в области охраны окружающей среды, обращения в государственные органы с заявлениями и исками по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2016 №200 на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области создана территория опережающего социально – экономического развития «Горный воздух» (далее - ТОР «Горный воздух»). Местоположение границ ТОР «Горный воздух» определяется по границам кадастровых кварталов и земельных участков по перечню согласно приложению №1 к постановлению.

Правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях определяет Федеральный закон от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2014 №473-ФЗ)

Согласно статье 31 Федерального закона от 29.12.2014 №473-ФЗ в целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития допускается размещение соответствующих объектов на землях лесного фонда.

Для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития в лесах допускается осуществление выборочных и сплошных рубок лесных насаждений (за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации).

Согласно статье 17 Лесного кодекса Российской Федерации рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок.

Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников.

Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.

Запрещаются сплошные рубки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В силу пункта 19 статьи 8 Федерального закона от 01.05.2016 №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в лесах, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случая, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций.

Использование лесов согласно статье 24 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.

Статья 89 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Государственная экологическая экспертиза в силу статьи 10 названного Федерального закона организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьями 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» установлен перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня и перечень объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня.

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 18).

29 августа 2017 г. между ОАУ «СТК «Горный воздух» (Заказчиком) и ООО «ИНПЭС» (Подрядчиком) заключен государственный контракт на выполнение проектных и изыскательских работ для строительства объекта «Развитие спортивного комплекса СТК «Горный воздух», в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы «Большевик», горы «Красная», трассы «Спортивная» западного склона горы «Большевик», канатных дорог, экстрим арены» (Электроснабжение 1-го пускового комплекса Горной деревни и ППКД <данные изъяты>)» в соответствии с Техническим заданием (Приложением ) и Сводным сметным расчетом (Приложение ).

Результатами выполненных работ по настоящему контракту являются результаты инженерных изысканий, разработанная и согласованная в установленном порядке проектная документация с положительным заключением государственной экспертизы, проект планировки и проект межевания территории линейного объекта, утвержденные Министерством по развитию Дальнего Востока, а также разработанная и переданная Заказчику проектная документация.

Дополнительных соглашением от 28 февраля 2018 г. стороны увеличили объем работ, выполняемых по контракту.

05 июня 2018 г. между ОАУ «СТК «Горный воздух» (Заказчиком) и ООО «Перевал» (Подрядчиком) заключен государственный контракт на выполнение работ по строительству объекта транспортной инфраструктуры.

По указанному контакту Подрядчик обязался выполнить работы по строительству объекта транспортной инфраструктуры «Развитие спортивного комплекса СТК «Горный воздух», и том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы «Большевик», горы «Красная», трассы «Спортивная» западного склона горы «Большевик», канатных дорог, экстрим арены (Парковая дорога к северо-западному подножию <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске), в соответствии с разработанной проектной документацией, действующими строительными нормами и правилами, в срок, установленный контактом, по цене, в соответствии со сводным сметным расчетов (Приложение ), а Заказчик производит оплату фактически выполненных работ, обеспечивает контроль выполнения работ и приемку результатов выполнения работ.

В рамках настоящего контракта Подрядчик обязуется выполнить следующие работы по объекту:

- подготовка территории строительства;

- выполнение строительно-монтажных работ, предусматривающее строительство и сдачу объекта, подготовленного к эксплуатации, включая комплектацию технологическим и инженерным оборудованием;

- выполнение пусконаладочных работ в соответствии с ПУЭ, строительными нормами и требованиями;

- передача готового Объекта Заказчику;

- выполнить иные работы, которые необходимы для достижения качественного результата или которые прямо предусмотрены для данного вида работ действующими нормативно-техническими актами, а также все работы, прямо не упомянутые в контракте и/или проектной документации, но необходимые для обеспечения качественной, безопасной, надежной и эффективной эксплуатации Объекта (результата работ);

- устранение недоделок и дефектов, выявленных в период установленного гарантийного срока.

06 августа 2019 г. между ОАУ «СТК «Горный воздух» (Заказчиком) и ООО «Управляющая компания «ДонГИС» (Подрядчиком) заключен государственный контракт .

В соответствии с условиями контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса инженерных изысканий для строительства объекта «Развитие спортивного комплекса СТК «Горный воздух», в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы «Большевик», горы «Красная», трассы «Спортивная» западного склона горы «Большевик», канатных дорог, экстрим арены» (Парковая дорога к северо-западному подножию <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске, от ПК 40+20 до ПК 50+26) в соответствии с Техническим заданием на выполнение комплекса инженерных изысканий (Приложение ) и Сметой стоимости работ (Приложение ).

Результатом работ по предмету настоящего контракта является технический отчет о выполнении комплекса инженерных изысканий, подготовленный Подрядчиком.

Также в материалы дела представлены положительные заключения государственной экспертизы ОАУ «Управление государственной экспертизы Сахалинской области» в отношении следующих объектов:

1. Объект экспертизы – проектная документация. Наименование объекта экспертизы «Развитие спортивного комплекса СТК «Горный воздух», в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы «Большевик», горы «Красная», трассы «Спортивная» западного склона горы «Большевик», канатных дорог, экстрим арена» (Парковая дорога к северо-западному подножию <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске, от <данные изъяты>

Согласно данному заключению на обследованной территории обнаружено 15 экземпляров кардиокринума сердцевидного, 1 экземпляр пиона обратнояйцевидного и 12 экземпляров аралии высокой, видов, требующих особой охраны.

Для сохранений популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов при строительстве парковой дороги необходимо пересадить все попадающие в зону отчуждения экземпляры видов растений, подлежащих особой охране, то есть включенных в Красную книгу России и Красную книгу Сахалинской области, в биотипы схожие по условиям произрастания. После пересадки растений важно установить постоянный контроль за их состоянием в течение трех лет.

Ближайшее расстояние до памятника регионального значения «Популяция кардиокринума (лилии) «Глена» - 17 м.

Воздействие на редкие охраняемые виды растительности – лилию Глена, произрастающую за границей участка автомобильной дороги на территории памятника природы, при строительстве и эксплуатации дороги отсутствует.

2. Объект экспертизы «Развитие спортивного комплекса СТК «Горный воздух», в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы «Большевик», горы «Красная», трассы «Спортивная» западного склона горы «Большевик», канатных дорог, экстрим арена» (Электроснабжение 1-го пускового комплекса Горной деревни и ППКД <данные изъяты>).

Согласно данному заключению с целью выявления редких и исчезающих видов растений проведены полевые инженерно-экологические изыскания, по результатам маршрутного наблюдения и рекогносцировок непосредственно на участках строительства, растения, занесенные в Красные книги РФ и Сахалинской области, не выявлены.

3. Объект экспертизы «Развитие спортивного комплекса СТК «Горный воздух», в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы «Большевик», горы «Красная», трассы «Спортивная» западного склона горы «Большевик», канатных дорог, экстрим арена» (Электроснабжение 1-го пускового комплекса Горной деревни и ППКД <данные изъяты>).

Согласно данному заключению проектируемая ПС 35/10 вК расположена неподалеку от действующего памятника природы регионального значения «Популяция кардиокринума (лилии) Глена)» (25 м) памятника природы регионального значения «Роща ореха маньжурского» (13 м). Непосредственно на площадках строительства отсутствуют растения, занесенные в Красные книги РФ и Сахалинской области.

4. Объект экспертизы «Развитие спортивного комплекса СТК «Горный воздух», в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы «Большевик», горы «Красная», трассы «Спортивная» западного склона горы «Большевик», канатных дорог, экстрим арена» (Парковая дорога к северо-западному подножию <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске).

Воздействие на редкие охраняемые виды растительности – лилию Глена, произрастающую за границей участка проектирования парковой автомобильной дороги на территории памятника природа, при строительстве и эксплуатации дороги отсутствует.

26 августа 2019 г. Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства (этапа) в соответствии с проектной документацией «Развитие спортивного комплекса СТК «Горный воздух», в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы «Большевик», горы «Красная», трассы «Спортивная» западного склона горы «Большевик», канатных дорог, экстрим арены» (Электроснабжение 1-го пускового комплекса Горной деревни и ППКД <данные изъяты>) Первый этап.

19 июня 2020 г. Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства (этапа) в соответствии с проектной документацией «Развитие спортивного комплекса СТК «Горный воздух», в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы «Большевик», горы «Красная», трассы «Спортивная» западного склона горы «Большевик», канатных дорог, экстрим арены» (Парковая дорога к северо-западному подножию <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске).

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено следующее.

Судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ). Истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности (например, при планировании строительства или возведении нового промышленного объекта в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов).

Наличие у ответчика разрешительной документации на осуществление деятельности, создающей опасность причинения вреда, положительного заключения экологической экспертизы не является основанием для отказа в иске.

В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлено экспертное заключение ФИО, старшего научного сотрудника СФ БСИ ДВ РАН, кандидата биологических наук.

В соответствии с данным заключением ФИО 05 февраля 2020 г. совместно с комиссией ОООС ДГХ администрации Южно-Сахалинска в присутствии представителей ПАО «Сахалинэнерго» и РОО «Экологическая вахта Сахалина» проведено обследование планируемого объекта «Строительство дороги к проектируемой ПС 35/10 кВ по проекту «Электроснабжение 1-го пускового комплекса «Горной деревни» и ПККД <данные изъяты>» в г. Южно-Сахалинске». При дальнейшем анализе результатов обследовании даны следующие оценки.

1. Разворотная площадка проектируемой автодороги не затрагивает места произрастания редких охраняемых растений.

2. В зону проектируемой автодороги попадают участки с растениями кардиокринума сердцевидного, заактированными в 2019 г., располагающиеся вокруг точек со следующими номерами: нижние трети участков <данные изъяты> был заактирован также 1 экземпляр любки камчатской (Platanthera camtschatica) (Красная книга России).

3. В зону проектируемой автодороги попадают две точки в той зоне, где подсчет редких охраняемых растений в 2019 г. не проводился, но цветоносы кардиокринума были зафиксированы в 2016 г. В одной из этих точек был зафиксирован 1 цветонос, в другой – 4. Исходя из соотношения 9,53 экз./1 цветонос, количество растений кардиокринума сердцевидного на этом участке приблизительно равно 48 экз.

4. Суммирование количества растений на обоих участках проектируемой автодороги позволяет оценить число редких охраняемых растений, занесенных в Красную книгу России, произрастающих в границах дороги приблизительно в 160 экз., кардиокринума сердцевидного и 1 экз. любки камчатской. Точный подсчет количества растений возможен исключительно в период с 15 мая по 5 июня. Согласно многолетним наблюдениям СФ БСИ ДВО РАН, это период вегетации сеянцев кардиокринума первого года жизни. А в точке присутствовали 19 таких сеянцев. Заранее предсказать количество годовалых сеянцев в текущем году в этой и других точках невозможно. Кроме того, в более поздний период подсчет растений кардиокринума более старшего возраста проблематичен из-за поднимающегося к этому времени крупнотравья, к зарослям которого приурочены местообитания кардиокринума.

По итогам сделаны следующие выводы.

1. Строительство дороги к проектируемой ПС 35/10 кВ по проекту «Электроснабжение 1-го пускового комплекса «Горной деревни» и ПККД <данные изъяты>» в г. Южно-Сахалинске невозможно, поскольку в границах дороги произрастают приблизительно 160 экз. кардиокринума сердцевидного и 1 экз. любки камчатской, занесенных в Красную книгу России. Опыт успешной пересадки такого количества растений кардиокринума сердцевидного неизвестен. Точный подсчет количества растений возможен исключительно в период с 15 мая по 5 июня.

2. Оценка воздействия на краснокнижные растения и их мест обитания только в пределах объекта экспертной оценки, - Дороги к проектируемой ПС 35/10 кВ, - невозможна и некорректна без оценки всего комплекса инженерных сооружений в целом, а именно: дороги, двух ЛЭП, подстанции и самой «Горной деревни». В свою очередь, такая оценка позволяет сделать вывод, что любые мероприятия, направленные как на пересадку редких охраняемых растений за пределы границ автодороги, проектируемой к электроподстанции, так и на перенос границ автодороги и самой подстанции в пределах того же района, с точки зрения спасения от уничтожения крупнейшей в России ценопопуляции кардиокринума сердцевидного бессмысленны и недопустимы. Строительство комплекса инженерных сооружений в целом будет сопровождаться уничтожением порядка 3 тысяч экземпляров растений из Красной книги России. Такие мероприятия в рамках оцениваемого проекта будут нести в себе все признаки приготовления к уничтожению критических местообитаний организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшему гибель популяций этих организмов, то есть к совершению преступления по статье 259 УК РФ. Проект должен быть пересмотрен с выносом электроподстанции в район нижних терминалов канатных подъемников.

Согласно экспертному заключению ФИО от 19 мая 2020 г., составлен реестр координат/мест произрастания видов растений, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области, на территории памятника природы «Популяция кардиокринума (лилии) Глена» и на прилегающей территории в долине реки Еланька, называемой «Долиной туристов, в границах прямоугольника с угловыми координатами: 1) <данные изъяты>.

В соответствии с реестром в границах указанной территории произрастают следующие виды:

Наименование

Красная книга России

Красная книга Сахалинской области

Категория статуса

Количество в границах территории

Кардиокринум сердцевидный Cardiocrinum cordatum

+

+

Кремастра изменчивая Сгеmastга variabilis

+

+

Гортензия черешчатая Hydrangea petiolaris

+

+

Пион обратнояйцевидный Paeonia obovata

+

+

Любка камчатская Platanthera camtschatica

+

+

Аралия сердцевидная Aralia cordata

+

+

Аралия высокая Aralia elata

+

Черёмуха сьори Padus ssiori

+

В соответствии с Приказом МПР России от 25 октября 2005 г. №289 «Об утверждении перечней (списков) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации (по состоянию на 1 июня 2005 г.)», категории статуса редкости видов (подвидов) дикорастущих растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, определяются по соответствующей шкале, согласно которой:

- категория статуса 2 – сокращающиеся в численности. Таксоны с неуклонно сокращающейся численностью, которые при дальнейшем воздействии факторов, снижающих численность, могут в короткие сроки попасть в категорию находящихся по угрозой исчезновения.

- категория статуса 3 – редкие. Таксоны с естественной невысокой численностью, встречающиеся на ограниченной территории (или акватории) или спорадически распространенные на значительных территориях (или акваториях), для выживания которых необходимо принятие специальных мер охраны.

Таким образом, в границах территории с угловыми координатами 1) <данные изъяты>, зафиксировано не менее 4 880 экземпляров растений 8 видов, занесенных в Красные книги России (6 видов) и Сахалинской области (все 8 видов).

При опросе в судебном заседании в качестве специалиста ФИО подтвердил исследования и выводы, перечисленные в экспертных заключениях.

Истцом в материалы дела представлена копия письменных пояснений ФИО, кандидата биологических наук по специальности 03.02.01 - «ботаника», ведущего научного сотрудника лаборатории геоботаники ФГБУН Ботанический сад-институт Дальневосточного отделения Российской Академии Наук.

Исходя из этих пояснений, ФИО обследованы акты:

- от 03 августа 2019 г., составленного по результатам общественного обследования редких охраняемых растений в южной части памятника природы «Популяция кардиокринума (лилии) Глена», проведенного 19.05.2019, подписанного ФИО, ФИО, ФИО;

- от 23 октября 2019 г., составленного по результатам общественного обследования редких охраняемых растений к юго-востоку от памятника природы «Популяция кардиокринума (лилии) Глена», проведенного 25.05.2019, подписанного ФИО, ФИО, ФИО;

- от 27 октября 2019 г., составленного по результатам общественного обследования редких охраняемых растений к востоку от памятника природы «Популяция кардиокринума (лилии) Глена», проведенного 01.06.2019, подписанного ФИО, ФИО;

- от 04 ноября 2019 г., составленного по результатам общественного обследования редких охраняемых растений к югу от памятника природы «Популяция кардиокринума (лилии) Глена», проведенного 08.6.2019, подписанного ФИО, ФИО;

- от 05 ноября 2019 г., составленного по результатам общественного обследования редких охраняемых растений к юго-востоку от памятника природы «Популяция кардиокринума (лилии) Глена (а также с незначительным заходом на его территорию), проведенного 02.06.2018, подписанного ФИО, ФИО.

В перечисленных актах содержатся ссылки на страницы в сети Интернет, на которых находятся фотографии с изображениями включенного прибора для определения географических координат (GPS-навигатор) на фоне растений, названия которых указаны в подписях к фотографиям.

ФИО подтверждает, что:

- изображенные на фотографиях растения относятся к видам Cardiocrinum cordatum (Thunb.) Makino (кардиокринум сердцевидный, «лилия Глена»), Paeonia obovata Maxim. (пион обратнояйцевидный), Platanthera camtschatica (Cham. Et Schlecht.) Makino, включенным в Красную книгу Российской Федерации.

- исходя из изображений GPS-прибора на изученных фотографиях, относящихся ко всем 5 актам, фото сделаны в моменты фиксации географических координат, то есть до активирования иконки «ОК».

Проведенная выборочная проверка координат 50 географических пунктов (по 10 пунктам из 5 составленных актов) подтвердила соответствие указанных географических координат точкам, которые наложены на спутниковые снимки местности, содержащиеся в актах.

Из-за низкого качества фотоснимков ФИО не смог подтвердить соответствие координат для 7 фотоснимков из 674 для акта от 23 октября 2019 г., для 9 фотоснимков из 86 для акта от 27 октября 2019 г., для 11 фотоснимков из 737 для акта от 04 ноября 2019 г., для одного фотоснимка из 368 для акта от 05 ноября 2019 г. То есть в общей сложности – для 28 фотоснимков из 2 131.

Истцом также представлена карта-схема расположения строящихся и планируемых к строительству объектов ОАУ «СТК «Горный воздух» в местах произрастания редких растений, занесенных в Красные книги России и Сахалинской области, в границах прямоугольника с угловыми координатами 1) <данные изъяты> (далее – карта-схема).

Согласно пояснениям представителя истца данная схема составлена ФИО, специалистом по геоинформационным системам (ГИС) РОО «Экологическая вахта Сахалина».

Как следует из копии письма некоммерческого партнерства «Прозрачный мир» от 18 марта 2015 г., ФИО:

1. повышал квалификацию в НП «Прозрачный мир – технологии доступа к данным дистанционного зондирования земли»,

2. принимал участие в научно-практическом семинаре по использованию геотехнологий в природоохранных проектах, в период с 19 по 22 октября 2010 г., в <адрес>.

3. проходил стажировки (03 – 23 апреля 2011 г., 27 ноября – 09 декабря 2011 г., 03 – 16 декабря 2013 г. в <адрес>) на рабочем месте в НП «Прозрачный мир» по освоению теоретических, методических и практических знаний по следующим направлениям:

- основы современного программного обеспечения для обработки данных дистанционного зондирования земли (космических снимков), включая основные методы картографирования с использованием данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и визуально-интерактивной тематической обработки в <данные изъяты>.

- обработка, анализ и дешифрования данных ДЗЗ, включая основные методы дешифрования, углубленный анализ и тематическую обработку космических снимков для решения прикладных задач в природоохранной деятельности, мониторинге и охране природных территорий и комплексов, а также методы верификации получаемых результатов.

На основании вышеуказанного некоммерческое партнерство «Прозрачный мир» подтверждает, что ФИО имеет необходимые для специалиста-эксперта познания в следующих областях:

- работа с программами для обработки космических снимков,

- создание карт-схем с использованием космоснимков с последующим выводом на печать с сохранением масштабирования.

- географическая привязка различных типов векторных и растровых данных к системе координат.

- измерения размерных значений линейных и полигональных объектов на космоснимке.

- дешифрования основных природных и антропогенных объектов на космоснимках.

Вместе с тем из карты-схемы невозможно установить, какими документами либо сведениями руководствовался ФИО при нанесении на карту координат указанных на ней объектов, в том числе:

- объект «Электроснабжение 1-го пускового комплекса Горной деревни и ППКД <данные изъяты>. Строительство кабельной линии <данные изъяты>;

- объект «Электроснабжение 1-го пускового комплекса Горной деревни и ППКД <данные изъяты>. Строительство <данные изъяты>

- подъездная дорога к <данные изъяты>

- разворотная площадка для автотранспорта;

- объект «Электроснабжение 1-го пускового комплекса Горной деревни и ППКД <данные изъяты>. Строительство распределительной сети <данные изъяты>

- объект «Парковая дорога к северо-западному подножию <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске, от <данные изъяты>

- объект «Горная деревня».

Из представленных в материалы дела документов невозможно сопоставить указанное в экспертном заключении ФИО от 19 мая 2020 г. месторасположение растений, занесенных в Красную книгу Сахалинской области и Красную книгу России, с границами объектов, где ответчиком проводятся соответствующие работы и планируется проведение работ.

Таким образом, не доказано нахождение растений и деревьев, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и в Красную книгу Сахалинской области, непосредственно (локально) в местах проведения работ, предусмотренных проектной документацией.

Также не доказано, что ФИО имеет необходимый опыт специалиста-эксперта в соответствующих областях для составления карты-схемы. Прохождение обучения и стажировок в 2010 – 2013 годах таким доказательством не является.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что при составлении карты-схемы использованы программа и система координат, имеющие определенную погрешность.

С учетом погрешности GPS-прибора, которым пользовался ФИО при измерении координат места нахождения растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и в Красную книгу Сахалинской области, общая погрешность является очень значительной.

В связи с чем суд отказывает в удовлетворении исковых требований к ОАУ «СТК «Горный воздух» о запрете осуществлять любые рубки лесных насаждений, а также иные технологически связанные с ними процессы в границах территории с угловыми координатами: 1) <данные изъяты>, соединенными прямыми линиями, либо заказывать другим лицам осуществление перечисленных видов работ на указанной территории.

При этом судом также принимается во внимание, что необходимость запрета рубки лесных насаждений и иных работ на всем земельном участке с указанными в иске координатами, истцом также не доказана.

В соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, утвержденным решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 21.06.2017 Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее – Департамент) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Южно-Сахалинска, уполномоченным решать вопросы местного значения по организации работы объектов жилищно-коммунального хозяйства, по благоустройству территории городского округа и реализации положений жилищного законодательства в пределах своей компетенции, а также вопросы по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», по организации мероприятий по охране окружающей среды на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 24.06.2015 утверждены Правила благоустройства территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – Правила), согласно которым благоустройство территории – деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного Правилами благоустройства, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Согласно статье 38 Правил зеленые насаждения являются неделимой частью земельных участков, на которых они произрастают. Обязанности по созданию, охране и восстановлению зеленых насаждений (далее – обязанности по озеленению) и ответственность за выполнение этих обязанностей и сохранность зеленых насаждений возлагается на землепользователей.

На территории городского округа, за исключением земель лесного фонда, снос или пересадка зеленых насаждений, обрезка деревьев, кустарников и лиан, в том числе формирование их кроны, производятся по разрешению уполномоченного органа администрации города в сфере городского хозяйства и охраны окружающей среды. Выдача разрешений на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденным постановлением администрации города.

При этом разрешения на снос и/или пересадку растений, включенных в Красную книгу Российской Федерации или в Красную книгу Сахалинской области и произрастающих на территории городского округа, выдаются соответствующими государственными органами.

Снос и/или пересадка лесных насаждений на землях лесного фонда осуществляются на основании решений органов государственной власти Сахалинской области или их уполномоченных учреждений.

Уничтожение и/или повреждение зеленых насаждений производится на компенсационной основе, с возмещением затрат на озеленение в соответствии с порядком, утверждаемым решением городской Думы города Южно-Сахалинска.

Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 15.06.2018 утвержден административный регламент администрации города Южно-Сахалинска о предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешений на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений» (далее – административный регламент).

В соответствии с пунктом 2.2 административного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией города Южно-Сахалинска через Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (Отдел охраны окружающей среды) - непосредственного исполнителя муниципальной услуги.

Предоставление муниципальной услуги осуществляется во взаимодействии с Комиссией по обследованию зеленых насаждений, уполномоченной на принятие решений о пересадке, обрезке, сносе зеленых насаждений, а также на иные действия и решения в соответствии с Положением о Комиссии по обследованию зеленых насаждений.

Результатом предоставления муниципальной услуги является:

- при положительном решении - разрешение на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений;

- при отрицательном решении - мотивированный отказ, оформленный на бланке Департамента городского хозяйства за подписью его руководителя.

При положительном решении разрешение может содержать иные отличные от заявленных в запросе (пересадка, обрезка, снос) мероприятия по содержанию, охране и сохранению зеленых насаждений (пункт 2.3).

Пунктом 2.8 административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:

2.8.1. Непредставление (отсутствие) документов, предусмотренных административным регламентом;

2.8.2. Нарушения требований (несоответствие требованиям) к запросу и прилагаемым документам, установленных подразделом 2.6 административного регламента;

2.8.3. Отсутствие оснований для запроса:

- заявитель не имеет права на обращение за получением муниципальной услуги;

- заявитель не имеет имущественных прав на земельный участок и зеленые насаждения, на нем произрастающие и являющиеся неделимой частью этого участка;

- отсутствие (прекращение действия, признание недействительными, неверное толкование и т.п.) санитарно-гигиенических, эксплуатационных требований, послуживших основанием для запроса;

2.8.4. Мотивированный отказ Комиссии по обследованию зеленых насаждений в принятии решения на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений;

2.8.5. Представление документов, текст которых не поддается прочтению или качество которых не позволяет однозначно идентифицировать реквизиты и/или содержание документа;

2.8.6. Отсутствие контактной информации (реквизитов) заявителя, препятствующее уведомлению заявителя, предусмотренному административным регламентом, в том числе о предоставлении муниципальной услуги, об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Непредставление заявителем документов, которые он вправе представить по собственной инициативе, не является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Таким образом, законодательством не предусмотрен отказ в выдаче разрешения на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений в связи с произрастанием на земельном участке растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и/или в Красную книгу Сахалинской области.

Также, как указано выше, истцом не доказана необходимость запрета выдачи разрешения на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений на всем земельном участке с указанными в иске координатами.

В связи с чем суд также отказывает в удовлетворении исковых требований к Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска о запрете оформлять и выдавать любым лицам разрешения на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений в границах территории с угловыми координатами: 1) <данные изъяты>, соединенными прямыми линиями.

На основании вышеизложенного суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» в защиту прав неопределенного круга лиц к областному автономному учреждению «Спортивно-туристический комплекс «Горный воздух» о запрете осуществления любых видов работ по рубке лесных насаждений, к Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска о запрете оформления и выдачи разрешения на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в апелляционном порядке через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья И.Т. Им

В окончательной форме решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья И.Т. Им