Дело№2-43/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Северодвинск | 24 января 2020 года |
Северодвинский городской суд города Архангельской области в составе
председательствующего судьи Чистякова О.Н.
при секретаре Снегиревой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда Архангельской области гражданское дело по исковому заявлению Богданова ФИО20 к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о понуждении организовать отсыпку грунтом до проектного уровня земельного участка, предоставленного многодетной семье для индивидуального жилищного строительства, а также обеспечить земельный участок объектами транспортной и инженерной инфраструктуры,
установил:
Богданов И.Н. обратился с иском к Администрации муниципального образования «Северодвинск» (официальное сокращенное наименование – Администрация Северодвинска) о понуждении организовать отсыпку грунтом до проектного уровня земельного участка, предоставленного многодетной семье для индивидуального жилищного строительства, а также обеспечить земельный участок объектами транспортной и инженерной инфраструктуры,
Требования мотивировал тем, что на основании распоряжения первого заместителя главы Администрации Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ.....-риз истцу и членам его многодетной семьи (супруге Шаповаловой ФИО21, детям – ФИО6, ФИО7 и ФИО8) предоставлен в общую долевую собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером ..... площадью 600 кв.м, находящийся относительно ориентира – здания, расположенного за пределами границ земельного участка по адресу: <адрес> (л.д.11). Право общей долевой собственности истца и членов его семьи на земельный участок зарегистрировано 27.09.2017.
Территория, в границах которой выделен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, не освоена, отсутствуют объекты транспортной и инженерной инфраструктуры: не произведена отсыпка грунтом участка до проектного уровня, к участку не подведены коммуникации, позволяющие подключиться к сетям водоснабжения, канализации (водоотведения), электроснабжения, отсутствуют подъездные пути.
Использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства из-за этого не представляется возможным.
Обеспечение земельных участков, предоставляемых безвозмездно для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, в границах муниципального образования «Северодвинск», объектами инженерной и транспортной инфраструктуры отнесено законодательством к вопросам местного значения городского округа. Решение данных вопросов относится к компетенции Администрации Северодвинска, которая является органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления соответствующих земельных участков.
Учитывая изложенное просил обязать Администрацию Северодвинска в срок до 31.03.2020 обеспечить предоставленный ему и членом его семьи земельный участок объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, а именно: организовать отсыпку грунтом земельного участка до проектного уровня, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, строительство автомобильных дорог (л.д. 3-5)
В ходе судебного разбирательства истец изменил предмет заявленных требований, в уточненных исковых заявлениях, принятых к производству суда, просил обязать администрацию муниципального образования «Северодвинск» в срок не позднее 30 сентября 2021 года организовать в отношении земельного участка с кадастровым номером ..... (находящегося относительно ориентира – здания, расположенного за пределами границ земельного участка по адресу: <адрес> отсыпку грунтом до проектного уровня 3,1метра; организовать возможность подключения указанного земельного участка к объектам водоснабжения, водоотведения; организовать строительство автомобильных дорог, въездов и выездов на территорию микрорайона (градостроительного квартала 164) и внутриквартальных проездов к земельному участку с кадастровым номером ..... согласно проекту межевания и проекту планировки территории.
В судебном заседании истец Богданов И.Н. (одновременно являющийся законным представителем (отцом) третьих лиц ФИО6, ФИО7 и ФИО8) просил уточненные исковые требования удовлетворить в полном объёме по основаниям, приведенным в исковом заявлении. Пояснил, что без отсыпки участка песком (грунтом) до проектного уровня 3,1 метра, невозможно обеспечить водоснабжение участка и водоотведение. Отсутствие въездов и выездов из градостроительного квартала 164, а также внутриквартальных проездов к земельному участку препятствует осуществлению индивидуального жилищного строительства. При этом заявил об отказе от требований о возложении на Администрацию Северодвинска обязанности организовать электроснабжение земельного участка, поскольку возможность подключения объектов, возводимых на земельном участке, к сетям электроснабжения обеспечена ПАО «МРСК Северо-Запада».
Определением суда от 24.01.2020 прекращено производство по делу в части требований Богданова И.Н. о возложении на Администрацию Северодвинска обязанности организовать электроснабжение земельного участка с кадастровым номером ......
Представитель Администрации Северодвинска Черненко О.А., действующая на основании доверенности (л.д.39), с иском не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.35-38). Просила в удовлетворении требований отказать, считая, что законодательством не возложена обязанность на орган местного самоуправления по организации строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры до границ земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, а также по отсыпке таких земельных участков грунтом до проектного уровня. На вопросы суда пояснила, что в настоящее время отсыпка грунтом земельного участка истца не произведена, отсутствуют въезды и выезды из градостроительного квартала 164, где расположен земельный участок истца, а также внутриквартальные проезды к земельному участку. Строительство сетей водоснабжения и водоотведения не запланировано. В месте с тем, ответчиком организовано строительство дороги вдоль квартала 164 по муниципальному контракту на продление <адрес>, в ходе которого буду выполнены въезды и выезды из градостроительного квартала. Финансирование строительства сетей водоснабжения и водоотведения включено в инвестиционную программу АО «ПО «Севмаш», которое является водоснабжающей организацией.
Третьи лица Шаповалова Н.В., Правительство Архангельской области, Министерство имущественных отношений Архангельской области, Министерство строительства и архитектуры Архангельской области, АО «ПО «Севмаш», ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала «Архэнерго», надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства в суд не явились.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассмотрел дело при данной явке.
Заслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика Черненко О.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что семья истца, проживающая на территории города ФИО2 более трёх лет, является многодетной. Распоряжением первого заместителя главы Администрации Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ.....-риз семья Богданова И.Н. включена в реестр многодетных семей (л.д.10).
На основании распоряжения первого заместителя Главы Администрации Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ.....-риз истцу Богданову И.Н. и членам его многодетной семьи (супруге Шаповаловой ФИО21, детям – ФИО6, ФИО7 и ФИО8) предоставлен в общую долевую собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером ..... площадью 600 кв.м, находящийся относительно ориентира – здания, расположенного за пределами границ земельного участка по адресу: <адрес> (л.д.11).
Право собственности на земельный участок, с кадастровым номером ..... зарегистрировано за истцом и членами его семьи в равных долях 21.09.2017, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 12-26).
В силу части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (часть 2 статьи 7), а также необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации.
Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей39.5, которая предусматривает предоставление бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трёх и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Такой порядок установлен Законом Архангельской области от 07.10.2003 №192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан».
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09.11.2017 №2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определённого разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведённым жилым объектом.
Организация оснащённости таких земельных участков объектами необходимой инфраструктуры возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 №1119-р «Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей»).
Разрешая настоящий спор, суд исходит из того, что Администрация Северодвинска при решении вопроса о предоставлении бесплатно земельного участка в собственность членам семьи истца, должна была принимать во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащённости объектами необходимой инфраструктуры, на что указано в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 №372).
Из содержания муниципальной программы «Развитие жилищного строительства Северодвинска на 2016 – 2021 годы» следует, что на территории 164 градостроительного квартала г.Северодвинска, определённого под индивидуальную жилую застройку, для указанной категории граждан сформировано 149 земельных участков.
В муниципальной программе поставлены задачи - предоставленные земельные участки необходимо обеспечить объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территорий.
Из содержания подпрограммы 2 «Развитие инженерной и социальной инфраструктуры» следует, что в рамках мероприятия 1.10 предусмотрено обеспечение территории комплексной жилой застройки объектами инженерной инфраструктуры в целях подготовки земельных участков, определённых под индивидуальное жилое строительство, объектами инженерной инфраструктуры, для последующего предоставления многодетным семьям.
Вместе с тем, из пояснений представителя Администрации Северодвинска в судебных заседаниях следует, что ответчиком выполнена разработка проектной документации на строительство объектов инженерной инфраструктуры жилого квартала 164 по муниципальному контракту.
Постановлением Администрации Северодвинска от 22.08.2016 №286-па «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории градостроительного квартала 164 города Северодвинска» утверждены указанные проекты.
Проектом планировки территории градостроительного квартала 164 города Северодвинска, выписка из которого приобщена к делу предусмотрено, что микрорайон имеет три въезда-выезда – один на <адрес> как продолжение внутриквартального проезда между домом ..... и строящимся домом, другой в направлении реки <данные изъяты> с поворотом на <адрес> и третий на продолжение <адрес>.
Схема вертикальной планировки выполнена по осям проезжих частей дорог в максимальном приближении к отметкам существующего рельефа и обеспечивает отвод поверхностных вод с жилой территории малоэтажной застройки методом вертикальной планировки в дождеприемные колодцы ливневой канализации и далее на очистные сооружения; удобное и безопасное движение транспорта и пешеходов путем придания проездам и тротуарам допустимых продольных и поперечных уклонов.
На территории проектирования предполагается размещение малоэтажной индивидуальной жилой застройки и объектов коммунального обслуживания. Теплоснабжение от Северодвинской ТЭЦ-2, точка подключения – тепловая камера ...... Водоснабжение малоэтажной застройки организуется от проектируемого кольцевого водопровода диаметром 150 мм, подключенного к водопроводу диаметром 600 мм по проспекту <адрес> у дома №..... Отвод хоз-бытовых сточных вод предусматривается в коллектор диаметром 800 мм, точка подключения ...... Проектом предусмотрена КНС на выезде по <адрес>. Отвод ливневых вод в городскую ливневую канализацию, точка подключения колодец ...... Газоснабжение не предусмотрено. Электроснабжение от <данные изъяты>, запроектирована две КТП-10/0,4 кВ (разделы 1 и 2 Положения о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории).
Проектируемые внутриквартальные проезды, в том числе от въездов-выездов в микрорайон до участка, предоставленного многодетной семье Богданова И.Н., приведены в графической части проекта – Экспликация зданий и сооружений.
В ходе судебного заседания установлено, что до настоящего времени не выполнены работу по строительству спроектированных по заказу Администрации Северодвинска объектов дорог местного значения, в том числе въездов-выездов в микрорайон и внутриквартальных проездов, в градостроительном квартале 164, в том числе до участка истца Богданова И.Н.
При этом ответчиком не представлено доказательств принятия необходимых и достаточных мер к организации строительства данных объектов.
Факт заключения Администрацией Северодвинска муниципального контракта №0081-19-ГУиЗО от 07.05.2019 на строительство дороги по продлению проспекта <адрес> от проспекта <адрес> до пересечения с <адрес> (2 и 3 этапы), на который ссылается представитель ответчика, не свидетельствует о принятии ответчиком мер по организации дорожной деятельности в части организации строительства спроектированных въездов-выездов, а также внутриквартальных проездов в градостроительном квартале 164, поскольку данным контрактом выполнение данных работ не предусмотрено.
Земельный участок с кадастровым номером ..... площадью 600кв.м имеет уровень вертикальной планировки (отсыпки) от 1,661м до 2,618м, что подтверждается актом выноса участка в натуру, выполненным кадастровым инженером Петровым А.А.
В то же время, из отзыва акционерного общества «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие», которое является ресурсоснабжающей организации в части водоснабжения и водоотведения градостроительного квартала 164, следует, что техническая возможность подключения (технологического присоединения) индивидуального жилого дома на указанном земельном участке будет возможна только после строительства внутриквартальных сетей.
Мероприятие по проектированию и строительству сетей водоснабжения и водоотведения в квартале 164 включено в инвестиционную программу АО «ПО «Севмаш» по развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории города Северодвинска на 2014-2023 годы со сроком окончания реализации мероприятия – 2022 год.
Для проектирования и строительства внутриквартальных сетей водоснабжения и водоотведения в квартале 164 Администрацией Северодвинска в АО «ПО «Севмаш» предоставлены проект планировки и проект межевания территории градостроительного квартала 164. В соответствии с утвержденным проектом планировки 16.17.-ППТ Том 1 «Проект планировки территории (обосновывающая часть)», раздел 7.1 «Инженерная подготовка территории» подготовка территории включает в себя вертикальную планировку территории до проектных отметок, указанных в графических материалах «2.5. Схема вертикальной планировки и инженерной подготовки территории, М 1:1000». В соответствии со схемой вертикальной планировки существующие отметки земли около половины градостроительного квартала находятся ниже проектных от 0,2 м до 1,4 м., местами до 2,5 м., рельеф квартала не организован. В районе расположения земельного участка с кадастровым номером ..... проектная отметка земли составляет 3,1 м, существующая отметка 2,15.
При прокладке сетей по существующему рельефу не будут соблюдены нормативные требования по необходимой минимальной глубине заложения трубопроводов ниже глубины сезонного промерзания грунтов, что для города Северодвинска составляет 1,90 м.
Поскольку сети водоснабжения и водоотведения являются подземными сооружениями, их строительство в квартале 164 будет возможно только после полной вертикальной планировки территории до проектных отметок и организации рельефа местности в соответствии с проектом планировки (л.д. 128-130).
Несмотря на указанные обстоятельства, ответчиком не представлено суду доказательств принятия организационных мер к выполнению вертикальной планировки территории градостроительного квартала до проектных отметок и организации рельефа местности в соответствии с проектом планировки с установлением конкретных сроков их исполнения.
Таким образом, земельный участок истца в течение разумного срока после его предоставления многодетной семье для целей индивидуального жилищного строительства не обеспечивается соответствующей дорожной (транспортной) инфраструктурой, а также инженерной инфраструктурой, в том числе въездом-выездом, внутриквартальными проездами до земельного участка, системами водоснабжения и водоотведения), что нарушает права собственника на использование земельного участка по назначению.
Из письменного отзыва представителя Министерства имущественных отношений Архангельской области Бубновой А.Г. от 22.10.2019 №312-04-06/4548, следует, что в Архангельской области действует государственная программа «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014-2024 годы)», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области 11.10.2013 №475-пп (в ред. от 01.10.2019).
Перечнем мероприятий подпрограммы №1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем жителей Архангельской области» данной государственной программы предусмотрено мероприятие 2.4 «Обеспечение земельных участков, предоставляемых многодетным семьям и кооперативам, созданным многодетными семьями, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, объектами инженерной инфраструктуры».
Согласно механизму реализации государственной программы данное мероприятие подлежит ежегодному включению в областную адресную инвестиционную программу в соответствии с Правилами формирования областной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденными постановлением Правительства Архангельской области от 10.07.2012 № 292-пп в разрезе объектов.
Участие в данной государственной программе осуществляется по инициативе местных администраций муниципальных образований Архангельской области.
Согласно информации Министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 18.10.2019 №201/3404 в составе заявки, представленной Администрацией Северодвинска для включения объектов муниципальной собственности в проект областной адресной инвестиционной программы на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, мероприятия по созданию инженерной инфраструктуры земельных участков с целью предоставления многодетным семьям отсутствуют (л.д. 148-149).
С учетом данных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии ситуации, когда Администрация Северодвинска фактически уклоняется от установления конкретных (разумных) сроков строительства объектов транспортной и инженерной инфраструктуры в градостроительном квартале 164, не выходит с предложениями о включении мероприятий по строительству объектов инфраструктуры в указанном квартале в государственную программу Архангельской области.
При этом администрация МО «Северодвинск», участвующая в реализации соответствующих публичных задач, не может быть ограничена в определении оптимальных вариантов их решения, в частности, с учётом существующих финансовых возможностей, в том числе посредством разработки и финансирования муниципальных программ.
Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципального образования «Северодвинск» влечёт обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование (абзац 3 пункта 1 и пункт 3 статьи 86, статьи 129, 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по делу нашли подтверждение доводы истца о противоправном бездействии Администрации МО «Северодвинск», выражающееся в непринятии организационных мер, направленных на обеспечение земельного участка истца объектами коммунальной, транспортной инфраструктуры в разумные сроки.
С учётом изложенного, полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Богданова И.Н. о возложении на ответчика обязанности организовать в отношении земельного участка с кадастровым номером ..... отсыпку грунтом до проектного уровня 3,1метра; организовать возможность подключения указанного земельного участка к объектам водоснабжения, водоотведения; организовать строительство автомобильных дорог, а именно въездов и выездов на территорию микрорайона (градостроительного квартала 164) и внутриквартальных проездов к земельному участку с кадастровым номером ..... согласно утвержденным проекту межевания и проекту планировки территории.
Определяя разумный срок исполнения данной обязанности, суд учитывает продолжительность периода после предоставления семье истца земельного участка, степень участия муниципального образования и обязательства органов местного самоуправления в рассматриваемых правоотношениях, принятые ими меры, а также время, необходимое для планирования в местном бюджете расходов на выполнение испрашиваемых истцом мероприятий, а также время необходимое для включения указанного объекта в государственную программу Архангельской области «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014-2024 годы)».
С учётом изложенного, срок исполнения ответчиком возложенных судом обязанностей разумно установить не позднее 30 сентября 2021 года.
Удовлетворяя исковые требования, суд на основании статьи 98 ГПК РФ взыскивает с Администрации Северодвинска в пользу Богданова И.Н. 300 рублей в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Богданова ФИО20 к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о понуждении организовать отсыпку грунтом до проектного уровня земельного участка, предоставленного многодетной семье для индивидуального жилищного строительства, а также обеспечить земельный участок объектами транспортной и инженерной инфраструктуры удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Северодвинск» в срок не позднее 30 сентября 2021 года организовать в отношении земельного участка с кадастровым номером ..... (находящегося относительно ориентира – здания, расположенного за пределами границ земельного участка по адресу: <адрес>) отсыпку грунтом до проектного уровня 3,1метра; организовать возможность подключения указанного земельного участка к объектам водоснабжения, водоотведения; организовать строительство автомобильных дорог, а именно въездов и выездов на территорию микрорайона (градостроительного квартала 164) и внутриквартальных проездов к земельному участку с кадастровым номером ..... согласно проекту межевания и проекту планировки территории.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Северодвинск» в пользу Богданова ФИО20 300 (триста) рублей в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 31 января 2020 года.
Председательствующий О. Н. Чистяков