ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4016/14 от 31.07.2014 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

  Дело № 2-4016/14

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

 г. Ставрополь 31 июля 2014 года

 Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:

     председательствующего судьи

  Ф.

   при секретаре

  Р.

   с участием

    представителя заявителя

  Ш.

   представителя заинтересованного лица

  М.А.ЮА.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Ставропольского края и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

 Б.М.АБ. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края <номер обезличен> от <дата обезличена> в предоставлении земельного участка в собственность.

 В ходе подготовки дела к рассмотрению заявитель неоднократно уточнял свои требования.

 В судебном заседании представитель заявителя Ш., уточнив требования, просила признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Ставропольского края, выразившееся в невыполнении действий по приему и регистрации заявления о предоставлении в собственность за плату земельного участка от <дата обезличена> и обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения путем принятия и регистрации заявления.

 В обоснование заявленных требований представитель заявителя Ш. указала, что в ходе подготовки дела к рассмотрению выяснилось, что заявление ФИО1 не было принято заинтересованным лицом к рассмотрению в качестве заявления о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность". Данное заявление было рассмотрено как обращение, однако в заявлении не содержится никаких просьб о предоставлении какой-либо информации. Таким образом, бездействием заинтересованного лица нарушаются права и законные интересы заявителя.

 В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Ставропольского края - М.А.ЮБ. возражала против удовлетворения заявления и пояснила, что обращение ФИО2, поступившее в канцелярию (отдел организационного обеспечения и делопроизводства) Министерства имущественных отношений <дата обезличена> было рассмотрено в соответствии с п. 10 раздела 1 "Общие положения "требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги" Административного регламента предоставления министерством имущественных отношений Ставропольского края государственной услуги "предоставление земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, в аренду, в безвозмездное срочное пользование, в собственность утвержденного приказом <номер обезличен> от <дата обезличена> Министерства имущественных отношений Ставропольского края в порядке информирования гражданина о предоставлении государственных услуг. При этом рассмотреть обращение ФИО2 в ином порядке, в том числе как заявление о предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка в собственность за плату, не представилось возможным, ввиду того что заявление поступило без необходимых приложений, не содержало сведений подлежащих обязательному указанию в заявлении в соответствии с вышеуказанным регламентом.

 Заявитель Б.М.АБ. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

 В силу положений ч.2 ст.257 ГПК РФ неявка заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

 Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Из положений ч.1 ст.249 ГПК РФ следует, что обязанности по доказыванию законности оспариваемого бездействия органов государственной власти возлагаются на орган, который допустил оспариваемое бездействие.

 Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами, ФИО2, действуя по доверенности в интересах ФИО1, обратился к министру имущественных отношений Ставропольского края ФИО3 с заявлением, в котором изложил просьбу о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, район <адрес обезличен> Федеральной автомагистрали "<данные изъяты>" площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер <номер обезличен>. При этом указал, что на данном земельном участке расположены принадлежащие на праве собственности ФИО1 три помещения кафе.

 Данное заявление принято Министерством имущественных отношений Ставропольского края <дата обезличена>, что подтверждается копией заявления с соответствующей отметкой и не оспаривалось сторонами.

 Из письма <номер обезличен> от <дата обезличена> за подписью заместителя министра имущественных отношений Ставропольского края ФИО4, направленного в адрес ФИО2, следует, что обращение о предоставлении в собственность земельного участка рассмотрено. Однако предоставить в собственность указанный земельный участок не представляется возможным.

 Пунктом 2 ст. 10 ЗК РФ предусмотрено, что субъектами Российской Федерации осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

 В силу статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ.

 Исходя из положений п.1 ст.2 ФЗ РФ от <дата обезличена> N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", принятие исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности, является государственной услугой.

 Согласно ч.1 ст.12 указанного закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

 В соответствии с п.16 Административного регламента по оказанию государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от <дата обезличена> N 79 (далее - Административный регламент), указанная государственная услуга предоставляется Министерством имущественных отношений Ставропольского края.

 На основании п.45 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: 1) прием и регистрация документов, необходимых для предоставления государственной услуги; 2) формирование и направление межведомственного запроса; 3) рассмотрение документов; 4) направление заявителю результата предоставления государственной услуги.

 Административная процедура по приему и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги, описана в пунктах 46-50 Административного регламента, которыми установлено следующее.

 Основанием для начала предоставления государственной услуги является поступление документов, указанных в пункте 24 Административного регламента.

 Должностное лицо отдела земельных отношений устанавливает:

 представлен полный или неполный комплект документов;

 представленные документы соответствуют или не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 25 Административного регламента;

 подготавливает в двух экземплярах уведомление о приеме документов по форме согласно приложению 2 к Административному регламенту, один экземпляр прикладывает к документам, а второй экземпляр направляет заявителю.

 Максимальное время выполнения административной процедуры по приему и регистрации документов составляет 15 минут.

 Результатом выполнения административной процедуры является прием и регистрация документов с направлением заявителю уведомления о приеме документов.

 Способом фиксации результата административной процедуры является оформление на бумажном носителе уведомления о приеме документов.

 Как пояснила представитель заявителя в судебном заседании, предусмотренное вышеуказанными нормами уведомление о приеме документов ФИО2 лично в ходе приема документов не выдавалось, по адресу, указанному заявителем, не высылалось.

 Доказательств обратного представителем заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений Ставропольского края суду не представлено.

 Напротив, в судебном заседании представитель заинтересованного лица не отрицала, что государственная услуга "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность" ФИО1 не оказывалась, поскольку заявление поступило без необходимых приложений, не содержало сведений подлежащих обязательному указанию в заявлении в соответствии с вышеуказанным регламентом, в связи с чем оно было рассмотрено как обращение, в порядке информирования гражданина о предоставлении государственных услуг.

 Суд находит указанные доводы представителя заинтересованного лица несостоятельными по следующим основаниям.

 Из положений п.5 Административного регламента следует, что заявители обращаются в Министерство имущественных отношений Ставропольского края для получения информации о порядке предоставления государственной услуги и сведений о ходе предоставления государственной услуги.

 Индивидуальное письменное информирование заявителей осуществляется путем направления заявителю ответа в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении заявителя, или в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении заявителя, в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня регистрации такого обращения (п.10).

 При индивидуальном письменном информировании ответы на письменные обращения заявителей даются в простой, четкой и понятной форме в письменном виде и должны содержать: ответы на поставленные вопросы; должность, фамилию и инициалы должностного лица, подписавшего ответ; фамилию и инициалы исполнителя; номер телефона исполнителя (п.11).

 Вместе с тем, из буквального толкования заявления, поданного ФИО2 <дата обезличена>, следует, что заявитель просит предоставить ему в собственность за плату земельный участок, и не ставит никаких вопросов, касающихся информации о порядке предоставления государственной услуги и сведений о ходе предоставления государственной услуги.

 Отсутствие в заявлении сведений, которые должны быть указаны в обязательном порядке, а также непредставление заявителем необходимых документов, на которые ссылается заинтересованное лицо, в силу п.31 Административного регламента являются одними из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.

 Подготовка отказа в предоставлении государственной услуги в случае установления оснований и последующее направление заявителю уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причины отказа является одним из результатов административной процедуры - рассмотрение документов, основанием для начала которой является прием и регистрация документов, необходимых для предоставления государственной услуги (п.п.57-60 Административного регламента).

 Вместе с тем, ФИО2 уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги не направлялось, что также не отрицалось представителем заинтересованного лица.

 На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ФИО2, действуя по доверенности в интересах заявителя ФИО1, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, обратился в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату. Однако до настоящего времени по указанному заявлению заинтересованным лицом не выполнена административная процедура "Прием и регистрация документов", предусмотренная Административным регламентом, максимальное время выполнения которой ограничено 15 минутами с момента поступления заявления, в связи с чем такое бездействие Министерства имущественных отношений Ставропольского края не может быть признано законным, поскольку оно нарушает право заявителя на получение государственной услуги в установленном законом порядке.

 В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Суд признает заявление ФИО1 обоснованным, поскольку бездействие Министерства имущественных отношений Ставропольского края по указанным выше основаниям является незаконным, и считает возможным возложить на заинтересованное лицо обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя путем выполнения предусмотренной Административным регламентом административной процедуры по приему и регистрации документов.

 Руководствуясь статьями 194-198, 257 ГПК РФ, суд

решил:

 Заявление ФИО1 удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Ставропольского края, выразившееся в невыполнении административной процедуры по приему и регистрации документов по заявлению ФИО2, действующего по доверенности в интересах заявителя ФИО1, о предоставлении в собственность за плату земельного участка от <дата обезличена>.

 Обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края выполнить административную процедуру по приему и регистрации документов по заявлению ФИО2, действующего по доверенности в интересах заявителя ФИО1, о предоставлении в собственность за плату земельного участка от <дата обезличена> в соответствии с требованиями Административного регламента по оказанию государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность", утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от <дата обезличена> N 79.

 Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 - ¬

 Место для подписи

 L -