Дело № 2-4017/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе
председательствующего Верещака М.Ю.,
при секретаре Зеленовакс Н.В.,
рассмотрев 05.10.2017 в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело № 2-4017/2017 по иску Омского транспортного прокурора в защиту Российской Федерации и неопределенного крага лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Омский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту Российской Федерации и неопределенного крага лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной на территории Российской Федерации, указав, что Омской транспортной прокуратурой проведен мониторинг информации, размещенной на сайтах телекоммуникаций сети «Интернет».
Транспортной прокуратурой с персонального компьютера с возможностью выхода в сеть Интернет, размещенного в кабинете Омской транспортной прокуратуры по адресу: <адрес>, выявлена интернет-страница, на которой содержится информация о продаже удостоверений машиниста электровоза.
Проверка и поиск Интернет - ресурсов осуществлялась с использованием программы браузера: Яндекс.Браузер, который входит в стандартный пакет программных компонентов операционных систем. В адресной строке браузера был введен адрес поискового ресурса «Яндекс», в окне поиска ключевых слов ресурсов набрано «Купить удостоверение машиниста электровоза в Омске», отобразился список адресов и ссылок (Интернет - сайтов).
В ходе проверки выявлен факт размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц страница в сети Интернет. http://oksus.com/omsk/mashinist-elektrovoza.
На вышеназванном интернет-сайте содержится информация о продаже удостоверения машиниста электровоза (далее - Удостоверение).
При этом в ходе проверки установлено, что к указанному интернет-сайту имеется открытый, неограниченный доступ.
Интернет – страница http://oksus.com/omsk/mashinist-elektrovoza содержит такие сведения, пропагандирующие противоправные действия, как незаконные приобретение или сбыт официальных документов, представляющих права или освобождающих от обязанностей в целях его использования либо сбыт такого документа, и являются преступлениями ответственность, за которые предусмотрена ст. 324 УК РФ и ст. 327 УК РФ.
Приказом Минтруда России от 19.05.2014 № 321н утвержден профессиональный стандарт «Работник по управлению и обслуживанию локомотива» (далее - Приказ № 321 н).
Пунктом 3.3 Приказа № 321н установлены требования к образованию и обучению, согласно которым на указанную должность принимаются лица, имеющие среднее общее образование по основные программам профессионального обучения - программы профессиональной подготовки, переподготовки или образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения - программы профессиональной подготовки, переподготовки, а также опыт практической работы в качестве действующего помощника машиниста локомотива не менее двух лет.
Таким образом, с учетом требований профессионального стандарта «Работник по управлению и обслуживанию локомотива» выдача удостоверения возможна только определенным кругом организаций, имеющих соответствующие полномочия, выдача удостоверений иными лицами признается незаконной.
Продажа удостоверений машиниста электровоза на сайте http://oksus.com/omsk/mashinist-elektrovoza лицам, не имеющим специального образования и соответствующей квалификации, не прошедшие обучение, и иным лицам, уклоняющимся от получения указанного удостоверения в соответствии с требования действующего законодательства, создаёт угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, создаёт предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.
Вышеназванный интернет-сайт, на котором содержится информация о продаже удостоверений машиниста электровоза, нарушает интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, поскольку создает угрозу нарушения федерального законодательства и дает возможность недобросовестными лицами самостоятельного изготовления и использования удостоверений, что является противоправным деянием.
Заявитель просит признать информацию о продаже удостоверений машиниста электровоза, размещенную на интернет - странице. http://oksus.com/omsk/mashinist-elektrovoza информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Направить копию решения суда с отметкой о вступлении в законную силу в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ФИО1 проезд, д. 7, стр. 2, <...>) - оператору Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для внесения сведений в Единый реестр.
В судебном заседании помощник Омского транспортного прокурора Иордан Я.В. требования заявления поддержала, просила его удовлетворить.
Заинтересованные лица Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управление Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Транспортной прокуратурой с персонального компьютера с возможностью выхода в сеть Интернет, размещенного в кабинете Омской транспортной прокуратуры по адресу: <адрес>, выявлена интернет-страница, на которой содержится информация о продаже удостоверений машиниста электровоза.
Проверка и поиск Интернет - ресурсов осуществлялась с использованием программы браузера: Яндекс.Браузер, который входит в стандартный пакет программных компонентов операционных систем. В адресной строке браузера был введен адрес поискового ресурса «Яндекс», в окне поиска ключевых слов ресурсов набрано «Купить удостоверение машиниста электровоза в Омске», отобразился список адресов и ссылок (Интернет - сайтов).
В ходе проверки выявлен факт размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц страница в сети Интернет. http://oksus.com/omsk/mashinist-elektrovoza.
На вышеназванном интернет-сайте содержится информация о продаже удостоверения машиниста электровоза (далее - Удостоверение).
При этом в ходе проверки установлено, что к указанному интернет-сайту имеется открытый, неограниченный доступ.
Интернет – страница http://oksus.com/omsk/mashinist-elektrovoza содержит такие сведения, пропагандирующие противоправные действия, как незаконные приобретение или сбыт официальных документов, представляющих права или освобождающих от обязанностей в целях его использования либо сбыт такого документа, и являются преступлениями ответственность, за которые предусмотрена ст. 324 УК РФ и ст. 327 УК РФ.
Удостоверения являются документами строгой отчетности, процедура их выдачи строго регламентирована законом. Статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт бланков документов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) указанный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
Согласно части 1 статьи 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности (часть 5 статьи 15 Закона № 149-ФЗ).
Частью 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу статьи 9 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124- 1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Приказом Минтруда России от 19.05.2014 № 321н утвержден профессиональный стандарт «Работник по управлению и обслуживанию локомотива» (далее - Приказ № 321 н).
Пунктом 3.3 Приказа № 321н установлены требования к образованию и обучению, согласно которым на указанную должность принимаются лица, имеющие среднее общее образование по основные программам профессионального обучения - программы профессиональной подготовки, переподготовки или образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения - программы профессиональной подготовки, переподготовки, а также опыт практической работы в качестве действующего помощника машиниста локомотива не менее двух лет.
Таким образом, с учетом требований профессионального стандарта «Работник по управлению и обслуживанию локомотива» выдача удостоверения возможна только определенным кругом организаций, имеющих соответствующие полномочия, выдача удостоверений иными лицами признается незаконной.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч.4 ст.15.1 Закона №149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом, в п.2 ч.5 ст. 15.1 Закона №149-ФЗ в качестве одного из оснований для включения в соответствующий реестр сведений," предусмотрено вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Продажа удостоверений машиниста электровоза на сайте. http://oksus.com/omsk/mashinist-elektrovoza лицам, не имеющим специального образования и соответствующей квалификации, не прошедшие обучение, и иным лицам, уклоняющимся от получения указанного удостоверения в соответствии с требования действующего законодательства, создаёт угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, создаёт предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.
Вышеназванный интернет-сайт, на котором содержится информация о продаже удостоверений машиниста электровоза, нарушает интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, поскольку создает угрозу нарушения федерального законодательства и дает возможность недобросовестными лицами самостоятельного изготовления и использования удостоверений, что является противоправным деянием.
Согласно п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемая информация, размещенная на Интернет-ресурсах, является запрещенной.
Кроме того, доступ к данной информации, размещенной на Интернет-ресурсах, не ограничен.
Российская Федерация формирует и проводит единую государственную политику в области информации, информационных технологий и защиты информации, установив требования к распространению информации.
Кроме того, этот сайт оказывает прямое негативное воздействие на нравственность граждан - пользователей сети «Интернет», нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Омского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, размещенную в сети на Интернет – ресурсах: http://oksus.com/omsk/mashinist-elektrovoza.
Вступившее в законную силу судебное решение направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (109074, <...>) для внесения сведений в единый реестр доменных имен, указатели страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано подачей апелляционной жалобы в Омский областной суд в течение месяца с даты его изготовления в окончательной форме через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья