РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 20 января 2016 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
Председательствующего судьи Н.В.Емельяновой,
при секретаре Клемешовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 –496/2016 по иску ОАО «Тамбовхимпромстрой» к ФИО1 об устранении препятствий
УСТАНОВИЛ:
14.12.2015 г. ОАО «Тамбовхимпромстрой» обратилось в суд с иском к ФИО1, в котором указало, что общество с декабря 2007 года осуществляет строительство многоэтажного жилого дома по адресу: *** Строительство ведется на основании разрешительной документации и проекта строительства прошедшего экспертизу в ТОГУ «***».
Предварительно планировалось осуществление строительства 35 квартирного жилого дома на земельном участке, площадью *** кв.м., из которых *** кв.м. предоставлены обществу на праве аренды, а недостающий земельный участок планировалось выкупить у собственника ФИО1
Поскольку соглашение о купле-продаже земельного участка с ФИО1 достигнуто не было, ОАО «Тамбовхимпромстрой» внесло изменения в проект строительства в части уменьшения площади застройки и строительных объемов. Для обеспечения норм противопожарной безопасности в сложившихся условиях с учетом существующих противопожарных разрывов в условиях застройки, по заказу истца ООО «***» были разработаны технические условия. Выполнение указанных технических условий направлено на обеспечение противопожарной безопасности не только строящегося многоквартирного дома, но и рядом стоящего домовладения, принадлежащего ФИО1
Ввиду изложенного просит устранить препятствие со стороны ФИО1 в согласовании специальных технических условий на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности на объект: 9-ти этажный многоквартирный жилой дом с магазинами продовольственных и непродовольственных товаров на первом и втором этажах по адресу: ***
Представитель истца в судебном заседании по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал по основаниям и в объеме, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что ОАО «Тамбовхимпромстрой» на основании разрешения на строительство, выданного 26.02.2015 г. является застройщиком 9-этажного многоквартирного жилого дома с магазинами продовольственных и непродовольственных товаров на первом и втором этажах по адресу: *** Площадь земельного участка под строительство составляет *** кв.м., строительный объем здания *** куб.м. Ранее планировалось по указанному адресу осуществить строительство жилого дома строительным объемом *** куб.м. увеличение объема строительства должно было быть достигнуто в результате сноса соседнего домовладения по адресу: *** принадлежащего ФИО1, однако, ввиду того, что договоренность между застройщиком и ФИО1 относительно условий сноса достигнута не была, были внесены изменения в проект строительства в сторону уменьшения строительных объемов. В результате, разработки нового проекта, расположение строящегося дома предусмотрено на расстоянии менее 10 м от домовладения ФИО1, что не отвечает требованиям пожарных норм и правил. В указанном случае допускается разработка технических условий, которые предусматривают устройство дополнительного оборудования и соблюдение некоторых особых условий при осуществлении строительства для обеспечения пожарной безопасности как объекта строительства, так и находящегося в непосредственной близости домовладения. Указанные технически условия были разработаны по заказу ОАО «Тамбовхимпромстрой» и направлены для согласования ФИО1, однако с ее стороны ни согласования, ни возражений относительно их утверждения не поступило. В отсутствие согласия ФИО1 согласовать технические условия с МЧС и Министерством регионального развития попыток не предпринимали.
Ответчица в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что является собственником ***. Считает, что имеющиеся технические условия должны быть с ней согласованы, так как нарушают ее права и интересы. Первоначально проектной документацией на строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома по адресу *** был предусмотрен снос принадлежащего ей домовладения, однако до настоящего времени дом так и не снесен. В результате многоэтажный дом построен в непосредственной близости от ее домовладения с нарушением всех норм и правил как строительных так и противопожарных. Она неоднократно обращалась в различные инстанции с жалобами на нарушение ее прав при осуществлении указанного строительства, но до настоящего времени строительство не приостановлено, ее права не защищены. Считает, что в случае согласования с ее стороны указанных технических условий, ОАО «Тамбовхимпромстрой» сможет внести изменения в проектную документацию на строительство многоквартирного дома, которые позволят застройщику закончить строительство и ввести дом в эксплуатацию без учета ее интересов. В связи с этим просит в иске отказать.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 просил отказать в удовлетворении исковых требований по тем же основаниям. Кроме того дополнительно пояснил, что в предлагаемых для согласования технических условиях предусмотрено, что расстояние от строящегося домовладения до домовладения, принадлежащего ФИО1 должно быть не менее 6 м. Однако, по данным, которые имеются у ответчицы, в настоящее время указанное расстояние не выдержано. Это обстоятельство препятствует согласованию указанных технических условий с ее стороны. Опасается, что утверждение указанных технических условий может привести к тому, что истец внесет соответствующие изменения в проектную документацию и дом будет введен в эксплуатацию с нарушениями строительных и противопожарных норм и правил.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.46 Конституции РФ каждый имеет право на судебную защиту.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается показаниями сторон и материалами дела, ФИО1 является собственником ***. На смежном с ее земельном участке ОАО «Тамбовхимпромстрой» осуществляет строительство 9-этажного многоквартирного жилого дома с магазинами продовольственных и непродовольтственных товаров на первом и втором этажах. Строительство указанного объекта осуществляется на основании разрешения на строительство от 18.11.2008 г. ***, выданного комитетом градостроительства и инвестиций администрации г. Тамбова. Строительный объем -*** куб.м., общая площадь квартир-*** кв.м., торговая площадь магазинов-*** кв.м. 06.06.2012 г. выданное ранее разрешение на строительство было продлено, а 26.02.2015 г. было выдано разрешение на строительство указанного объекта ***, которым установлена площадь земельного участка *** кв.м., строительный объем- *** куб.м., общая площадь квартир *** кв.м., количество квартир ***, общая площадь квартир- *** кв.м., торговая площадь-*** кв.м.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (ч.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
В раздел 9 проектной документации включаются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008г.N87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»).
В соответствии с положениями ч.5 ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия.
Специальные технические условия, являются документом, согласованным с МЧС России, Минрегионом России и отражающим специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности.
В соответствии с п.2 ст.78 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований данного Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 1 апреля 2008г. N36. Указанный документ не применяется только в отношении согласования специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности.
Специальные технические условия применительно к Порядку разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденному приказом Министерства регионального развития РФ от 1 апреля 2008г. N36, являются техническими нормами, содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта.
Решением Нормативно-технического совета Министерства регионального развития РФ от 1 февраля 2011г. N1 утверждены Методические рекомендации, определяющие порядок построения и оформления специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства
Целью специальных технических условий является создание системы обеспечения пожарной безопасности, способствующей предотвращению пожара, безопасности людей и защите имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:
систему предотвращения пожара;
систему противопожарной защиты;
комплекс организационно-технических мероприятий.
Специальные технические условия разрабатываются для зданий, на которые отсутствуют противопожарные нормы, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.3 высотой более 75 м, зданий других классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м и зданий с числом подземных этажей более одного, а также для особо сложных и уникальных объектов.
Разработка специальных технических условий включает в себя анализ нормативных документов по пожарной безопасности, разработку системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, а также расчет пожарного риска и согласование в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и Министерстве регионального развития РФ (Минрегион России).
Так, анализ существующей нормативной базы по пожарной безопасности в отношении соответствующего объекта защиты необходимо длявыявления отсутствующих или недостаточных нормативных положений. На его основе разрабатывается система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. Расчет пожарного риска позволяет провести проверку достаточности принятых решений в области обеспечения пожарной безопасности объекта.
Специальные технические условия разрабатываются на стадии предпроектной проработки, их требования должны учитываться при разработке соответствующих разделов проектной документации. Требования специальных технических условий обязательны для применения всеми организациями, частными лицами и объединениями, участвующими в проектировании и строительстве конкретного объекта защиты.
В специальных технических условиях обосновывается с помощью расчетных методов необходимый уровень обеспечения пожарной безопасности на объекте, уровень безопасности людей при пожаре, а также разрабатываются дополнительные инженерно-технические и организационные противопожарные мероприятия, которые компенсируют вынужденные отступления от норм пожарной безопасности.
Такие компенсирующие мероприятия могут включать в себя технологические, строительные решения, решения по выбору систем противопожарной защиты, а также организационные решения. При разработке таких мероприятий учитывается:
пожарная опасность объекта;
эффективность и приоритетность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре, возможность спасения людей при пожаре;
эффективность мероприятий, направленных на предотвращение и ограничение распространения пожара;
возможность доступа пожарных подразделений к очагу пожара и подачи средств пожаротушения с учетом расположения и технического оснащения пожарных подразделений и др.
Разработка специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства проводится в соответствии с техническим заданием заказчика (инвестора) проектной организацией, научно-исследовательской или другой организацией, обладающей научно-техническим потенциалом и опытом практической работы в соответствующей области.
В техническом задании должны быть приведены (п.5 Порядка, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 1 апреля 2008г. N36):
краткое обоснование необходимости разработки специальных технических условий;
данные об уровне ответственности объектов в соответствии с действующими строительными нормами;
другие требования, необходимые для их разработки, в том числе требования, связанные с пожарной и сейсмической безопасностью.
Разработке специальных технических условий должно предшествовать определение принципиальных технических решений объекта (в том числе объемно-планировочные и конструктивные решения, применяемые материалы и изделия), а также анализ имеющейся нормативной базы в отношении конкретного объекта, который служит основой для выработки недостающих нормативных положений или разработки отсутствующих норм по определенным направлениям. Принципиальные технические решения могут быть определены применительно к объекту в целом, его частям или отдельным видам конструкций или инженерных систем.
Причем в соответствии с п.8 Порядка, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 1 апреля 2008г. N36, допускается включение в состав специальных технических условий положений, содержащих отступления от действующих норм, при условии:
обоснования необходимости таких отступлений;
разработки в составе специальных технических условий нормативных положений, компенсирующих эти отступления.
Аналогично должны быть обоснованы дополнительные требования по сравнению с требованиями, установленными в действующих технических нормативных документах.
Специальные технические условия подлежат согласованию с МЧС России.
Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, утвержден приказом МЧС РФ от 28 ноября 2011г. N710.
По итогам предоставления государственной услуги производится согласование специальных технических условий, либо специальные технические условия признаются нуждающимися в доработке (п.9 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС РФ от 28 ноября 2011г. N710).
Срок рассмотрения МЧС России специальных технических условий - 30 календарных дней с момента их поступления в МЧС России или территориальный орган МЧС России (п.10 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС РФ от 28 ноября 2011г. N710).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления указанной государственной услуги регламентирован п.12 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС РФ от 28 ноября 2011г. N710.
Согласование специальных технических условий оформляется в виде письма.
Согласование специальных технических условий проводится также Министерством регионального развития РФ.
Как установлено в судебном заседании основанием для разработки специальных технических условий на 9-тиэтажный многоквартиный жилой дом с магазинами продовольственных и непродовольственных товаров на первом и втором этаже явилось несоответствие фактических пожарных разрывов между строящимся домовладением и домовладением ФИО4 нормативным требованиям.
В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 45, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
Таким образом, с иском о нарушении права может обратиться не только собственник имущества, но и любое другое лицо, законное право владения либо пользования имуществом которого нарушено.
По смыслу ст.304 ГК РФ обстоятельством, имеющим юридическое значение для правильного разрешения данного спора, которое подлежат доказыванию сторонами, является факт наличия у истца препятствий в утверждении технических условий без согласования их с ФИО1
Обязанность доказывания данных обстоятельств в силу ст.56 ГПК РФ возлагается на истца, ответчики обязаны представить доказательства в подтверждение своих возражений по поводу заявленных исковых требований.
Анализируя изложенные выше нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что законодательно не закреплена обязанность застройщика согласовывать технические условия с гражданами-совладельцами жилых помещений, расположенных на смежных земельных участках. Доказательств того, что отсутствие согласования технических условий со стороны ФИО1 препятствует ОАО «Тамбовхомпромстрой» их согласованию с соответствующими органами либо иным образом нарушает права и законные интересы истца в суд не представлено.
Судом установлено, что разработанные технические условия в случае их утверждения и включения в состав проектной документации, будут возлагать на ОАО «Тамбовхимпромстрой» обязанность выполнить ряд работ, необходимых для обеспечения пожарной безопасности как самого объекта строительства, так и смежного домовладения, принадлежащего ответчице. Совершение каких-либой действий, либо возложение обязанностей в ходе исполнения технических условий со стороны ФИО1 не предусматривается. Ввиду чего объективные данные, полагать, что разработка указанных технических условий каким-либо образом затронула права ответчицы, у суда отсутствуют.
Доводы ответчика и его представителя о том, что согласование указанных технических условий в дальнейшем приведет к тому, что дом в эксплуатацию будет введен с нарушением проектной документации и строительных норм и правил в настоящее время ничем обоснованно не подтверждены, носят предположительный характер. В силу ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации, а в настоящее время строительство объекта не закончено. Сам по себе факт разработки указанных технических условий и включения их в состав проектной документации не может расцениваться судом как нарушение прав ответчика. В связи с чем суд считает, что стороной ответчика также не предоставлено доказательств в обоснование доводов о том, что указанные технические условия должны быть с ней согласованы ввиду того, что они затрагивают ее права.
Разрешая спор, суд принимает во внимание, что по смыслу ст.9 ГК РФ, ст.ст.3, 4, 39, 196 ГПК РФ только истцу принадлежит право определять предмет и основание иска, и в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям. Истец просит устранить препятствия, наличие которых судом не установлено; истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушения его прав со стороны ФИО1
Руководствуясь ст.ст.194-198, ст.235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ОАО «Тамбовхимпромстрой» к ФИО1 об устранении препятствий, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Н.В.Емельянова
Решение в окончательной форме принято 25.01.2016 г.
Судья: Н.В.Емельянова