РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.п. Куйтун 16 октября 2018 года
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Карбовской Е.О.,
с участием представителя прокуратуры Куйтунского района Хертуевой А.О., представителя ФИО1 – ФИО2, представителя ФИО1 и администрации Куйтунского городского поселения – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-401/2018 по иску и.о. прокурора Куйтунского района в интересах Куйтунского муниципального образования к ФИО1, администрации Куйтунского городского поселения, ФИО4 о возмещении вреда, причиненного бюджету Куйтунского муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка законности перечисления из бюджета Куйтунского муниципального образования денежных средств в счет оплаты по договору аренды жилого помещения для проживания главы Куйтунского муниципального образования в размере 48 000 рублей. В ходе проверки установлено следующее. По результатам выборов, прошедших на территории Куйтунского муниципального образования 11.09.2017г. главой Куйтунского муниципального образования избрана ФИО1 Действующим законодательством Российской Федерации для выборных должностных лиц органов местного самоуправления предусмотрен ряд социальных гарантий, в том числе на предоставление жилого помещения на период исполнения полномочий, если глава поселения нуждается в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством. Согласно информациям администрации Куйтунского муниципального образования от 30.07.2018 за № 1869, от 01.08.2018 за № 1875 в собственности Куйтунского муниципального образования служебные жилые помещения отсутствуют, муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок предоставления главе Куйтунского муниципального образования служебного жилого помещения, а также оплату расходов по его аренде для проживания главы не разрабатывался. В условиях осознания того, что действующим законодательством и муниципальным правовым актом не определен порядок оплаты расходов по аренде жилого помещения для проживания главы, между администрацией Куйтунского муниципального образования в лице его главы ФИО1 и ФИО5 заключен договор аренды жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для проживания главы Куйтунского муниципального образования ФИО1 от 01.01.2018 № б/н., затем от 01.07.2018. Арендная плата составляет 8000 рублей в месяц. В отсутствие нормативно закрепленного порядка выплаты из бюджета Куйтунского муниципального образования денежных средств по договорам аренды жилых помещений для проживания главы администрацией Куйтунского муниципального образования в лице его главы ФИО1 заключены вышеуказанные договоры жилого помещения от 01.01.2018 б/н и от 01.07.2018 б/н. для ее проживания. По результатам исполнения указанных договоров в соответствии с платежными поручениями № 581175 от 26.02.2018, № 789052 от 16.03.2018, № 472009 от 07.05.2018, № 21073 от 14.06.2018, № 348654 от 11.07.2018 администрацией Куйтунского городского поселения на счет ФИО4 были перечислены денежные средства в размере 48000 рублей. Таким образом, незаконными действиями главы Куйтунского муниципального образования бюджету Куйтунского муниципального образования причинен вред в виде возникшего ущерба в связи с фактически понесенными необоснованными расходами в размере 48 000 рублей. Выплата указанных денежных средств из бюджета вышеуказанного муниципального образования является неправомерной, ведет к нарушению принципа эффективности использования бюджетных средств, поскольку действующим федеральным и региональным законодательством не предусмотрено финансирование из бюджета муниципальных образований договоров аренды жилых помещений, заключаемых для проживания выборного должностного лица, замещающего эту должность на постоянной основе. Каким-либо муниципальным правовым актом Куйтунского муниципального образования вышеуказанная социальная гарантия также не предусмотрена. Глава Куйтунского муниципального образования ФИО1, воспользовавшись своим должностным положением, в условиях отсутствия правовых оснований для выплаты из бюджета Куйтунского муниципального образования денежных средств в счет арендной платы по договорам аренды жилого помещения для собственного проживания, заключила от лица Куйтунского муниципального образования два договора аренды жилого помещения, тем самым злоупотребив своими правами получив для себя выгоду в виде имущественного права (права аренды жилого помещения). Сам факт финансирования из бюджета Куйтунского муниципального образования договоров аренды для проживания главы Куйтунского муниципального образования свидетельствует о ее неправомерных действиях, недобросовестности. Таким образом, денежные средства, необоснованно выплаченные из бюджета Куйтунского муниципального образования в счет оплаты по договорам аренды жилого помещения, предназначенного для проживания главы Куйтунского муниципального образования, подлежат возврату в бюджет рассматриваемого городского поселения. Учитывая, что финансирование расходов на оплату за жилое помещение по вышеуказанным договорам осуществляется из бюджета Куйтунского муниципального образования в отсутствие на то законных оснований, следовательно, факт заключения указанного договора свидетельствует о его несоответствии требованиям ч. 1 ст. 422 ГК РФ, и необходимости прекращения правоотношений возникших в результате заключения договора аренды жилого помещения от 01.07.2018 г. Просит суд взыскать с главы Куйтунского муниципального образования ФИО1 ущерб в размере 48 000 рублей в пользу бюджета Куйтунского муниципального образования. Обязать администрацию Куйтунского городского поселения расторгнуть договор аренды жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> заключенный между администрацией Куйтунского городского поселения в лице главы Куйтунского муниципального образования ФИО1 и ФИО5 от 01.07.2018 б/н.
В письменном отзыве ФИО1 указала, что считает требования истца незаконными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В исковом заявлении истец правомерно ссылается на норму п. 5.1. статьи 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (далее Закон 131-ФЗ) и норму статьи 14 Закона Иркутской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» от 17.12.2008 г. № 122-оз, (далее - Закон Иркутской области № 122-оз) предусматривающие возможность установления дополнительных социальных и иных гарантий для выборных должностных лиц органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Иркутской области № 122-оз гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области - правовые средства, обеспечивающие реализацию указанными лицами своей деятельности в соответствии с полномочиями, установленными федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами Иркутской области, уставом муниципального образования Иркутской области и иными муниципальными правовыми актами
Пунктом 3 части 4 статьи 25 Устава Куйтунского муниципального образования предусмотрено, что «В соответствии с законодательством для Главы Поселения, осуществляющему полномочия на постоянной основе, предоставляется:
3) жилое помещение на период исполнения полномочий, если Глава поселения нуждается в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством».
В исковом заявлении правильно изложены обстоятельства, при которых Администрация Куйтункского муниципального образования заключила договор аренды жилого помещения с гражданином ФИО5 для реализации гарантированного законодательством и Уставом Куйтунского муниципального образования права Главы муниципального образования на обеспечение жилым помещением.
Однако истец не учел, что в бюджете Куйтунского муниципального образования на 2018 год (решение Думы Куйтунского муниципального образования «О бюджете Куйтунского муниципального образования на 2018 год и плановый период 2019-2020 гг от 31 мая 2018 год № 40, Приложение №7) были предусмотрены расходы в размере 96 000 рублей для закупки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд (оплаты аренды жилого помещения, предоставляемого Главе муниципального образования). На которое получено положительное заключение контрольно-счетной палаты муниципального образования Куйтунский район от 21 ноября 2017 года.
Вывод истца о незаконности расходования средств бюджета Куйтунского муниципального образования для оплаты арендованного у ФИО5 в этих целях жилого помещения, равно как и о неправомерном извлечении ФИО1 выгоды основан исключительно на том, что на момент заключения договоров аренды отсутствовал муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок предоставления Главе Куйтунского муниципального образования служебного жилого помещения, а также оплату расходов по его аренде.
Считает, что отсутствие указанного муниципального правового акта само по себе не делает незаконным расходование средств муниципального бюджета на оплату аренды жилого помещения, предоставляемого Главе муниципального образования. Более того, реализация установленных законодательством и Уставом муниципального образования гарантий Главы муниципального образования не должна зависеть от наличия муниципального правового акта, определяющего порядок их реализации, поскольку в таком случае оказывается, что это обстоятельство лишает нормы законов и Устава юридической силы.
Кроме того, в настоящее время указанный недостаток устранен.
Постановлением Главы Куйтунского муниципального образования от 5 октября 2018 года № 418 «О реализации отдельных гарантий, предусмотренных статьями 25, 25.1 Устава Куйтунского муниципального образования» утверждено «Положение о реализации отдельных гарантий, предусмотренных статьями 25, 25.1 Устава Куйтунского муниципального образования». Пунктом 2 этого Постановления его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 августа 2017 года.
Указанный муниципальный нормативный правовой акт (прилагается) принят надлежащим должностным лицом (статья 23 Устава Куйтунского муниципального образования), опубликован в установленном порядке газете «Муниципальный вестник» от 05 октября 2018 года № 380 и на официальном сайте Администрации Куйтунского городского поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», вступил в силу с момента опубликования и его действие распространено на правоотношения, возникшие с 01 августа 2017 года. В нем, в том числе, определён «Порядок обеспечения Главы Куйтунского муниципального образования жилым помещением путем заключения договора найма (поднайма), аренды жилого помещения или возмещения расходов по найму (поднайму) жилого помещения». (л.д.35-37)
В письменных возражениях администрация Куйтунского городского поселения указала, что с доводами прокурора Куйтунского района, изложенными в исковом заявлении, не согласна, считает их необоснованными, а требования прокурора не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Согласно статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Однако, в чем именно нарушен этот принцип, прокуратурой Куйтунского района не говорится. Бюджетным Кодексом Российской Федерации закреплено понятие целевого использования бюджетных средств, которое заключается в направлении бюджетных средств на цели, определенные законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Для определения целей использования бюджетных средств в 2018 году был разработан проект бюджета Куйтунского муниципального образования на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
Контрольно-счетной палатой муниципального образования Куйтунский район проведена экспертиза проекта бюджета Куйтунского муниципального образования на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, по результатам рассмотрения получено положительное заключение, с рекомендацией принятия проекта бюджета Куйтунского муниципального образования на 2018 и плановый период 2019 и 2020 годов.
Решением Думы Куйтунского муниципального образования от 28 декабря 2017 года № 10 об утверждении бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов проект бюджета утвержден, с учетом заключения Контрольно-счетной палатой муниципального образования Куйтунский район. Определена цель выделения денежных средств на оплату аренды жилого помещения для главы Куйтунского муниципального образования в 2018 году. Объем средств, необходимый на аренду жилого помещения, определён исходя из стоимости аренды жилого помещения в месяц 8 000 рублей на 12 месяцев.
На основании решения Думы по разделу (подразделу) 01 02 «Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования» предусмотрены средства в размере 96 000 рублей на аренду жилого помещения для главы Куйтунского муниципального образования.
Таким образом, правовым основанием для выделения средств на аренду жилого помещения для главы Куйтунского муниципального образования явилось решение Думы Куйтунского муниципального образования от 28 декабря 2017 года № 10 об утверждении бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
Учитывая, что согласно принципа эффективности использования бюджетных средств необходимо достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств заданный результат по аренде жилого помещения для главы будет достигнут с использованием установленного объема средств, установленного решением Думы Куйтунского муниципального образования от 28 декабря 2017 года № 10 об утверждении бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, что соответствует принципу эффективности, закрепленному Бюджетным Кодексом Российской Федерации.
Кроме того, согласно абзаца 1 пункта 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» (далее — Закон Иркутской области № 122-оз) гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области - правовые средства, обеспечивающие реализацию указанными лицами своей деятельности в соответствии с полномочиями, установленными федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами Иркутской области, уставом муниципального образования Иркутской области и иными муниципальными правовыми актами.
Целью установления гарантий согласно пункта 1 статьи 2 Закона Иркутской области № 122-оз является обеспечение условий для эффективного и беспрепятственного осуществления полномочий выборного должностного лица.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Иркутской области № 122-оз гарантии осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, иными федеральными законами, а также настоящим Законом. Отдельные вопросы, связанные с установлением гарантий осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления, могут регулироваться иными муниципальными правовыми актами, если это предусмотрено уставом муниципального образования.
Согласно пункта 3 статьи 25 устава Куйтунского муниципального образования «Гарантии самостоятельности осуществления деятельности Главы Поселения в пределах его полномочий» в соответствии с законодательством для Главы Поселения, осуществляющему полномочия на постоянной основе предоставляется жилое помещение на период исполнения полномочий, если Глава поселения нуждается в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством.
Уставом не предусмотрено регулирование предоставления жилого помещения Главы муниципальными правовыми актами, следовательно, в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Устава Куйтунского муниципального образования предоставляется в соответствии с законодательством. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) определена сфера применения настоящего Федерального закона, который регулирует отношения направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования
В настоящее время с целью исключения правовых пробелов, Постановлением главы Куйтунского муниципального образования от 05 октября 2018 года № 418 принято Положение о реализации отдельных гарантий, предусмотренных статьями 25, 25.1 Устава Куйтунского муниципального образования (далее - Положение), данное постановление опубликовано надлежащим образом в газете «Муниципальный вестник» и на официальном сайте Администрации Куйтунского городского поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», вступил в силу со дня опубликования, а действие Положения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 августа 2017 года.
Договор аренды жилого помещения с ФИО4 заключен в соответствии с нормами, закрепленными Федеральным законом № 44-ФЗ и соответствует процедуре регламентированной Положением.
Кроме того, в обоснование своих требований прокуратура Куйтунского района ссылается на отсутствие муниципального правового акта, регламентирующего порядок предоставления главе Куйтунского муниципального образования служебного жилого помещения, а также оплату расходов по его аренде.
Муниципальным правовым актом, регламентирующим порядок обеспечения главы Куйтунского муниципального образования жилым помещением путем заключения договора аренды жилого помещения или возмещения расходов по найму (поднайму) жилого помещения, является действующее Положение.
Считает, что требования прокурора Куйтунского района, отраженные в рассматриваемом исковом заявлении, не основаны на законе, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований прокурора Куйтунского района к Администрация Куйтунского городского поселения отказать. (л.д.63-66)
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Куйтунского района Хертуева А.О. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства (л.д.26), в судебное заседание не явилась.
Представитель ФИО1 по доверенности (л.д.30-31) ФИО2 исковые требования не признал по доводам, указанным в письменных возражениях.
Представитель ответчиков администрации Куйтунского городского поселения и ФИО1 по доверенностям (л.д.32-33, 34) ФИО3 исковые требования не признал по доводам, указанным в письменных возражениях.
Ответчик ФИО4, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (л.д.28), в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.29)
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.
По результатам выборов, прошедших на территории Куйтунского муниципального образования 11.09.2017 года, главой Куйтунского муниципального образования избрана ФИО1 (л.д.23)
Пунктом 5.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из смысла данной нормы закона следует, что предусмотренные уставами муниципальных образований гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления не должны противоречить федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 Закона Иркутской области от 17.12.2008 года № 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе и не имеющему постоянного места жительства в населенном пункте, в котором расположен соответствующий орган местного самоуправления, может предоставляться служебное жилое помещение в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст.93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В статье 25 Устава Куйтунского муниципального образования закреплено право главы поселения, осуществляющего полномочия на постоянной основе, на предоставление жилого помещения на период исполнения полномочий, если глава поселения нуждается в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указаны в ст.51 Жилищного кодекса РФ.
Сведений о том, что ФИО1 была признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, суду ответчиками не представлено.
Согласно информациям администрации Куйтунского муниципального образования от 30.07.2018 № 1869, от 01.08.2018 № 1875, в собственности Куйтунского муниципального образования служебные жилые помещения отсутствуют, в период с 25.09.2017 года по 25.07.2018 года служебное жилое помещение главе Куйтунского муниципального образования не предоставлялось. В соответствии с п.3 ч. 4 ст. 25 Устава Куйтунского муниципального образования, решением Думы от 28.12.2018 года №10 «О бюджете Куйтунского муниципального образования на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов», в период с 01.01.2018 года по 25.07.2018 года администрацией Куйтунского городского поселения был заключен договор аренды жилого помещения от 01.01.2018 года и договор аренды жилого помещения от 01.07.2018 года. Отдельный муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок предоставления главе Куйтунского муниципального образования служебного жилого помещения и оплату расходов по его аренде для проживания главы Куйтунского муниципального образования, не разрабатывался. (л.д.6,7)
Из материалов дела следует, что ФИО1 до избрания ее главой Куйтунского муниципального образования постоянного места жительства на территории р.п.Куйтун не имела.
Судом установлено, между администрацией Куйтунского муниципального образования в лице его главы ФИО1 и ФИО5 заключен договор аренды жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для проживания главы Куйтунского муниципального образования ФИО1 от 01.01.2018 № б/н.
Согласно п. 1 договора аренды жилого помещения от 01.01.2018 года, Арендодатель в лице ФИО5 сдает, а арендатор принимает по акту приема-передачи в аренду для проживания главы Куйтунского городского поселения квартиру общей площадью 36,54 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>
Согласно пункту 4 указанного договора, арендная плата в сумме 8000 рублей за календарный месяц перечисляется Арендатором до 10 числа текущего месяца на расчетный счет Арендодателя.
Пунктом 7 договора установлен срок аренды с 01.01.2018 года по 31.06.2018 года. (л.д.8-9)
01.07.2018 года вышеуказанными лицами заключен новый договор аренды вышеуказанного жилого помещения б/н, на аналогичных условиях, сроком до 31.12.2018 года. (л.д.11-12)
В соответствии с платежными поручениями № 581175 от 26.02.2018 года, № 789052 от 16.03.2018 года, № 472009 от 07.05.2018 года, № 21073 от 14.06.2018 года, № 348654 от 11.07.2018 года администрацией Куйтунского городского поселения на счет ФИО4 были перечислены денежные средства в размере 48000 руб. (л.д.13,14,15,16,17)
Суд приходит к выводу, что администрация Куйтунского городского поселения не вправе была заключать договор аренды жилого помещения для проживания главы Куйтунского городского поселения, поскольку в соответствии с вышеуказанным Законом Иркутской области от 17.12.2008 года № 122-оз гарантии выборного лица местного самоуправления в части обеспечения его жилой площадью могли быть реализованы только лишь в виде предоставления служебного жилого помещения.
Действующим федеральным и областным законодательством не предусмотрена возможность заключения договора аренды жилого помещения для проживания выборного лица местного самоуправления.
Кроме того, в администрации Куйтунского городского поселения на момент заключения спорных договоров аренды жилого помещения отсутствовал муниципальный правовой акт, которым был бы определен порядок предоставления жилого помещения для проживания главы муниципального образования и оплаты расходов.
При вынесении настоящего решения суд также принимает во внимание, что жилищным законодательством Российской Федерации установлено, пользование гражданами жилыми помещениями и коммунальными услугами является возмездным.
В соответствии с ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п.2.1.3 Договоров аренды жилого помещения, заключенных между администрацией Куйтунского городского поселения в лице главы ФИО1 и ФИО4, от 01.01.2018 и 01.07.2918, арендодатель обязуется обеспечивать предоставление коммунальных услуг и других услуг.
В соответствии с п.3.2.1 Договоров арендатор имеет право требовать от арендодателя своевременного и качественного выполнения комплекса работ по содержанию жилого помещения, а также предоставления коммунальных и других услуг, предусмотренных договором аренды.
Таким образом, из содержания указанных договоров следует, что в арендную плату вошла не только плата за жилое помещение, но и за коммунальные услуги. Из чего можно сделать вывод о том, что ФИО1 каких-либо расходов по пользованию жилым помещением и коммунальными услугами не понесла. Доказательств иного суду не представлено.
Суд приходит к выводу, что вышеуказанные договоры главой Куйтунского городского поселения были заключены незаконно.
В результате незаконными действиями главы Куйтунского муниципального образования ФИО1 бюджету Куйтунского муниципального образования причинен вред в виде возникшего ущерба в связи с фактически понесенными необоснованными расходами по аренде жилого помещения в размере 48 000 рублей.
Выплата указанных денежных средств из бюджета вышеуказанного муниципального образования является неправомерной, ведет к нарушению принципа эффективности использования бюджетных средств, поскольку действующим федеральным и региональным законодательством не предусмотрено финансирование из бюджета муниципальных образований договоров аренды жилых помещений, заключаемых для проживания выборного должностного лица, замещающего эту должность на постоянной основе. Каким-либо муниципальным правовым актом Куйтунского муниципального образования вышеуказанная социальная гарантия на момент заключения договоров аренды также не была предусмотрена.
Включение в бюджет Куйтунского муниципального образования расходов в сумме 96 000 рублей на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд (л.д.50) само по себе не свидетельствует о законности договоров аренды жилого помещения.
Также не влияет на выводы суда издание главой Куйтунского городского поселения ФИО1 впоследствии 05.10.2018г. постановления №418, которым утверждено Положение о реализации отдельных гарантий, предусмотренных статьями 25, 25.1 Устава Куйтунского муниципального образования. (л.д.38)
В силу ч. 4 ст. 10 ГК РФ если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков, прекращения или изменения правоотношения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Из ч. 1 ст. 422 ГК РФ следует, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», законность, публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления, а также приоритетное применение мер по предупреждению коррупции отнесены к основным принципам противодействия коррупции.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупцией является злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Судом установлено, что глава Куйтунского муниципального образования ФИО1, воспользовавшись своим должностным положением, в условиях отсутствия правовых оснований для выплаты из бюджета Куйтунского муниципального образования денежных средств в счет арендной платы по договорам аренды жилого помещения для собственного проживания, заключила от лица Куйтунского муниципального образования два договора аренды жилого помещения, тем самым злоупотребив своими правами получив для себя выгоду в виде имущественного права (права аренды жилого помещения).
Денежные средства, необоснованно выплаченные из бюджета Куйтунского муниципального образования в счет оплаты по договорам аренды жилого помещения, предназначенного для проживания главы Куйтунского муниципального образования, подлежат возврату в бюджет Куйтунского городского поселения.
Учитывая, что финансирование расходов на оплату за жилое помещение по вышеуказанным договорам осуществляется из бюджета Куйтунского муниципального образования в отсутствие на то законных оснований, следовательно, факт заключения указанного договора свидетельствует о его несоответствии требованиям ч. 1 ст. 422 ГК РФ, и о необходимости прекращения правоотношений возникших в результате заключения договора аренды жилого помещения от 01.07.2018 г.
Суд приходит к выводу, что исковые требования и.о. прокурора Куйтунского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 1640 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Куйтунского района удовлетворить полностью.
Взыскать с ФИО1 в пользу бюджета Куйтунского муниципального образования ущерб в размере 48000 рублей.
Обязать администрацию Куйтунского городского поселения расторгнуть договор аренды жилого помещения от 01.07.2018 б/н, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между администрацией Куйтунского городского поселения в лице главы Куйтунского муниципального образования ФИО1 и ФИО5
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 1640 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.
Судья Степаненко В.ПРешение не вступило в законную силу