ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-401/2021 от 12.08.2021 Серебряно-прудского районного суда (Московская область)

УИД 50RS0043-01-2021-000515-52

Дело №2-401/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2021 года р.п. Серебряные Пруды Московской области

Серебряно-Прудский районный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кургузова М.В.,

при секретаре Евлампиевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Серебряно-Прудского района Московской области к администрации городского округа Серебряные Пруды Московской области о понуждении установить систему экстренного оповещения работников и посетителей объекта,

УСТАНОВИЛ:

Истец прокурор Серебряно-Прудского района Московской области обратился в суд с иском к администрации городского округа Серебряные Пруды Московской области о понуждении установить систему экстренного оповещения работников и посетителей объекта.

Истец – помощник прокурора Мовля М.А. иск поддержал в полном объеме.

Ответчик – представитель администрация г.о. Серебряные Пруды Московской области в судебное заседание представителя не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Представитель третьего лица Муниципального физкультурно-оздоровительного спортивного учреждения спорткомплекса «Молодежный», будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание также не явился.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон.

Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Материалами дела установлено, что прокуратурой Серебряно-Прудского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере антитеррористической безопасности объектов (территорий) в сфере культуры, расположенных на территории городского округа Серебряные Пруды Московской области.

По результатам проверки выявлено, что в Муниципальном учреждении культуры «Культурно-досуговый центр Успенское городского округа Серебряные Пруды Московской области» ДК п. Дмитриевский отсутствует система экстренного оповещения работников и посетителей (в том числе несовершеннолетних) объекта (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, тем самым меры по обеспечению антитеррористической защищенности надлежащим образом не приняты.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.

В силу пунктов 7.1 и 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся - участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

В силу пункта 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно пункту 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;

2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В силу пункта 10 Концепции о противодействии терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, целью противодействия терроризму в Российской Федерации, является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

Пунктом 11 Концепции определены основные задачи противодействия терроризму, а именно выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий, норма отражена пункте 7 данной концепции, в правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, положение предусмотрено пунктом 29 настоящей концепции. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов, данное положение отражено в пункте 42 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

На основании ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно пункта 4 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 15 Бюджетного Кодекса Российской Федерации бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Согласно Постановления Правительства РФ от 06.05.2015 №202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта" установлены требования антитеррористической защищенности объектов спорта (далее по тексту Требования).

Настоящие Требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов спорта, а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности названных объектов, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов спорта, категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объекта спорта (далее - паспорт безопасности).

Согласно п.2 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объекта спорта возлагается на руководителя юридического лица, являющегося собственником объекта спорта или использующего его на ином законном основании, или физическое лицо, являющееся собственником объекта спорта или использующее его на ином законном основании (далее - ответственное лицо).

Согласно п.13 и 15 Требований установлено, что антитеррористическая защищенность объектов спорта обеспечивается путем осуществления установленных мероприятий, а также с учетом присвоенной категории опасности объекты спорта первой - третьей категорий опасности оборудуются инженерно-техническими средствами охраны.

Так, для объектов спорта, отнесенные к первой категории опасности в обязательном порядке, в том числе оборудуются охранной телевизионной системой, позволяющей при необходимости идентифицировать лица посетителей (п.п.а п.15 Требований)

В соответствии с Паспортом безопасности, разработанным 10.02.2017 МФОСУ СК «Молодежный» присвоена 1 категория опасности.

В ходе проверки было установлено, что на МФОСУ СК «Молодежный» в нарушение п. 15 Требований отсутствует охранная телевизионная система, позволяющая при необходимости идентифицировать лица посетителей.

Здание МФОСУ СК «Молодежный» предназначено для оказания физкультурно-оздоровительной работы как для взрослых, так и для несовершеннолетних.

22.04.2021 года по указанным выше нарушениям закона прокуратурой района в адрес начальника отдела по физической культуре и спорту администрации городского округа Серебряные Пруды было внесено представление №7-01/Прдп94-21-120460041 с требованием об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов спорта, по результатам рассмотрения которого получен ответ об отсутствии в бюджете денежных средств на 2021 год. До настоящего времени охранная телевизионная система, позволяющая при необходимости идентифицировать лица посетителей в муниципальном учреждении отсутствует.

Кроме того, по указанным нарушениям 24.09.2019 в адрес директора МФОСУ СК «Молодежный» было внесено представление №7-01-2019 с требованием об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов спорта, по результатам рассмотрения которого получен ответ об отсутствии в бюджете денежных средств на 2020 год.

Отсутствие охранной телевизионной системы, позволяющей при необходимости идентифицировать лица посетителей на объекте (территории) сферы спорта МФОСУ СК «Молодежный», отрицательно отражается на комплексной безопасности лиц, пребывающих на объекте (территории) в сфере спорта, поскольку не позволяет обеспечить контроль, предупреждения правонарушений, террористических актов и чрезвычайной ситуации на объекте в сфере спорта, может способствовать совершению противоправных действий отношении неопределенного круга лиц, связанных, в том числе с причинением вреда жизни и здоровью граждан.

В силу статьи 210 ГК РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно части 1 стать 296 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно устава МФОСУ СК «Молодежный» учредителем которого является Муниципальное образование городской округ Серебряные Пруды Московской области, от имени которого полномочия учредителя и собственника Учреждения осуществляет администрация городского округа Серебряные Пруды Московской области.

Обязанность по финансированию данных мероприятий возложена на органы местного самоуправления – администрацию городского округа Серебряные Пруды Московской области.

Муниципальное физкультурно-оздоровительное спортивное учреждение спорткомплекса «Молодежный» является объектом массового пребывания людей, то есть является одним из важнейших объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Осуществление деятельности учреждения при таких обстоятельствах – охранной телевизионной системы, позволяющая при необходимости идентифицировать лица посетителей, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего в области антитеррористической защищенности, существенно нарушает интересы неопределенного круга лиц.

До выявления указанных нарушений закона администрацией городского округа Серебряные Пруды Московской области, МФОСУ СК «Молодежный» надлежащих мер по их устранению и установлению охранной телевизионной системы, позволяющей при необходимости идентифицировать лица посетителей объекта принято не было.

Таким образом, в результате бездействия администрации г.о. Серебряные Пруды Московской области в МФОСУ СК «Молодежный» сложилась ситуация, не отвечающая требованиям действующего законодательства о противодействии терроризму и создающая угрозу жизни и здоровью граждан.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа Серебряные Пруды Московской области, муниципального физкультурно-оздоровительного спортивного учреждения спорткомплекса «Молодежный» по устранению нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов спорта в части установки охранной телевизионной системы, позволяющей при необходимости идентифицировать лица посетителей, на объекте расположенном по адресу: <адрес>

Обязать администрацию городского округа Серебряные Пруды Московской области в срок не более 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу установить охранную телевизионную систему, позволяющую при необходимости идентифицировать лица посетителей, на объекте МФОСУ СК «Молодежный» расположенном по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Московский областной суд путем подачи жалобы через Серебряно-Прудский районный суд Московской области.

Председательствующий М.В. Кургузов

Решение в окончательной форме принято 19.08.2021.