Дело № 2-401/2022Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Нелидово 05 сентября 2022 года
Нелидовский межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Павлова Э.Ю.,
с участием старшего помощника Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области Кондратьевой О.В.,
представителя ответчика Администрации Нелидовского городского округа Тверской области Казаковой А.А., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» Хозяиновой А.Б.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования Администрации Нелидовского городского округа Тверской области,Кротова Э.Н.,
при секретаре Гудковой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Нелидовского городского округа Тверской области и МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности обеспечить исполнение требований по антитеррористической защищенности объекта образования,
У С Т А Н О В И Л:
Нелидовский межрайонный прокурор Тверской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Нелидовского городского округа Тверской области и МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» и просит возложить Администрацию Нелидовского городского округа Тверской области в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обязанность профинансировать организацию ремонта ограждения МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа». Кроме этого, просит возложить обязанность на МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» в течение 3 месяцев с момента поступления финансирования принять меры по проведению ремонтаограждения МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа».
Свои требования мотивирует следующими обстоятельствами. Межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов образования в Управлении образования администрации Нелидовского городского округа Тверской области, администрации Нелидовского городского округа Тверской области и МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа». Установлено, что МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа»,по результатам проведенных обследования и категорирования 31.10.2019 г., присвоена четвертая категория, разработан план выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности. Проведенной проверкой установлено, что вопреки установленным требованиям действующего законодательства всфер антитеррористической защищенности ограждение (забор) объекта образования МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения ремонта. Это создает угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних, прибывающих в образовательном учреждении.
В судебном заседании старший помощник Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области Кондратьева О.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» Хозяинова А.Б. являясь директором Учреждения, исковые требования признала полностью, подтвердив, что в настоящее время выполнить требования, изложенные в иске, не успели в связи с отсутствием надлежащего финансирования, однако указанные прокурором нарушения буду исполнены. Просит установить более длительный срок исполнения решения суда.
Представитель ответчика Администрации Нелидовского городского округа Тверской области Казакова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования признала полностью, и пояснила, что выявленные прокурором нарушения антитеррористической защищенности МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» действительно имеют место быть, однако в настоящее время их устранить не представляется возможным по причине недостаточного финансирования. Просит представить более длительный срок исполнения решения в связи с определенной процедурой финансирования указанных мероприятий и предстоящим формированием бюджета.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования Администрации Нелидовского городского округа Тверской области, Кротов В.Г., действующий на основании доверенности, с требованиями прокурора согласился, также просит представить более длительный срок для устранения нарушений.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд приходи к следующему.
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.210 ГК РФ).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из основных целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В силу п.15 ч.3 ст.28 и п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации отнесено создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, обучающихся и работников образовательной организации, и возложена обязанность по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п.п.4, 6 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-ФЗ под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019г. №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту - Требования), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
31 октября 2019 года, по результатам проведенных обследования и категорирования, МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» присвоена четвертая категория, разработан план выполнения мероприятий на антитеррористической защищенности.
Проведенной прокуратурой проверкой установлены следующие нарушения в отношении антитеррористической защищенности объекта образования категорирования МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа», расположенной по адресу: Тверская область, Нелидовский городской округ, п.Земцы, ул.Матросова, д.34а: в нарушение пп.«а» п.17, пп.«б» и «г» п.18 Требований к воспрепятствованию неправомерного проникновения на объекты (территории) ограждение (забор) объекта образования МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения ремонта.
Таким образом, МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» и собственником образовательного учреждения - администрацией Нелидовского городского округа Тверской области, нарушены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской, что создает угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних прибывающих в образовательных учреждениях.
В силу п.5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Постановлением Администрации Нелидовского района Тверской области от 24.12.2015г. № 1112-па утвержден Устав МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа», согласно п.5.1.3. финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Школой или приобретенных Школой за счет средств, выделенных ей администрацией Нелидовского района на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имуществ, в том числе земельные участки.
Согласно п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п.3 ст.5 Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из системного толкования вышеуказанных положений следует, что орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа», обязан обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Согласно пунктам 43-50 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФи объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019г. №1006 в отношении каждого объекта в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.
Как установлено в судебном заседании, и не оспаривается сторонами, срок исполнения плана мероприятий Учреждения по обеспечению антитеррористической защищенности объекта определен до 31.12.2021г., однако сведений об исполнении указанных мероприятий в установленный сроксуду не представлено.
Сведений о наличии объективных причин, препятствующих реализации в полном объеме указанных мероприятий, являющихся обязательными к исполнению, в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки не установлено.
В ходе проведенной Нелидовской межрайонной прокуратурой Тверской области проверки установлено, что собственных средств для выполнения данных мероприятий по антитеррористической защищенности у образовательного учреждения не имеется, в связи с чем необходимые мероприятия не исполнены. Для выполнения указанных мероприятий необходимо финансирование, которое для устранения указанных нарушений обязана выделить администрация Нелидовского городского округа Тверской области.
При этом, как следует из материалов дела, 16.06.2021г. межрайонной прокуратурой руководителю управления образования администрации Нелидовского городского округа Кротову Э.Н. направлено предостережение о недопустимости нарушений законодательства об образовании, требований антитеррористической защищенности, а 14.02.2022 г. в администрацию Нелидовского городского округа Тверской области внесено представление в связи с непринятием мер к финансированию образовательных учреждений округа по исполнению требований антитеррористической защищенности объектов образования, однако, как установлено в судебном заседании, ответчиком представление исполнено не было.
При таких обстоятельствах, исходя из правового анализа вышеприведенных норм в их взаимосвязи, установлено, что в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» не обеспечены безопасные условия воспитания обучающихся, чем поставлена под угрозу безопасность жизни и здоровья несовершеннолетних, работников образовательной организации, других посетителей, круг которых невозможно определить, а поэтому, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
С учетом характера сложившихся правоотношений, необходимостью проведения определенных видов работ по изысканию денежных средств, объема, необходимого для устранения нарушений, суд считает необходимым установить ответчику Администрации Нелидовского городского округа Тверской области срок исполнения решения 6 месяцев, а МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» - 3 месяца с момента поступления финансирования, полагая, что данные сроки является разумными, и достаточным для исполнения ответчиками возложенной на них обязанностей.
Согласно абз.3 ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Поскольку не обеспечение исполнения требований по антитеррористической защищенности образовательного учреждения ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц, в т.ч. несовершеннолетних, работников учреждения и вероятных посетителей МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа», прокурор обоснованно, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с данным иском, при этом им был избран надлежащий способ защиты прав неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на Администрацию Нелидовского городского округа Тверской области в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обязанность профинансироватьорганизацию ремонта ограждения МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Тверская область, Нелидовский городской округ, пос.Земцы, ул.Матросова, д.34а.
Возложить на МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Тверская область, Нелидовский городской округ, пос.Земцы, ул.Матросова, д.34а, обязанность в течение 3 месяцев с момента поступления финансированияпринять меры по проведению ремонтаограждения МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа».
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Нелидовский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий Э.Ю. Павлов
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 05 сентября 2022 года
Председательствующий Э.Ю. Павлов
Дело № 2-401/2022Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Нелидово 05 сентября 2022 года
Нелидовский межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Павлова Э.Ю.,
с участием старшего помощника Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области Кондратьевой О.В.,
представителя ответчика Администрации Нелидовского городского округа Тверской области Казаковой А.А., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» Хозяиновой А.Б.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования Администрации Нелидовского городского округа Тверской области,Кротова Э.Н.,
при секретаре Гудковой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Нелидовского городского округа Тверской области и МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности обеспечить исполнение требований по антитеррористической защищенности объекта образования,
У С Т А Н О В И Л:
Нелидовский межрайонный прокурор Тверской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Нелидовского городского округа Тверской области и МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» и просит возложить Администрацию Нелидовского городского округа Тверской области в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обязанность профинансировать организацию ремонта ограждения МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа». Кроме этого, просит возложить обязанность на МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» в течение 3 месяцев с момента поступления финансирования принять меры по проведению ремонтаограждения МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа».
Свои требования мотивирует следующими обстоятельствами. Межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов образования в Управлении образования администрации Нелидовского городского округа Тверской области, администрации Нелидовского городского округа Тверской области и МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа». Установлено, что МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа»,по результатам проведенных обследования и категорирования 31.10.2019 г., присвоена четвертая категория, разработан план выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности. Проведенной проверкой установлено, что вопреки установленным требованиям действующего законодательства всфер антитеррористической защищенности ограждение (забор) объекта образования МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения ремонта. Это создает угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних, прибывающих в образовательном учреждении.
В судебном заседании старший помощник Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области Кондратьева О.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» Хозяинова А.Б. являясь директором Учреждения, исковые требования признала полностью, подтвердив, что в настоящее время выполнить требования, изложенные в иске, не успели в связи с отсутствием надлежащего финансирования, однако указанные прокурором нарушения буду исполнены. Просит установить более длительный срок исполнения решения суда.
Представитель ответчика Администрации Нелидовского городского округа Тверской области Казакова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования признала полностью, и пояснила, что выявленные прокурором нарушения антитеррористической защищенности МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» действительно имеют место быть, однако в настоящее время их устранить не представляется возможным по причине недостаточного финансирования. Просит представить более длительный срок исполнения решения в связи с определенной процедурой финансирования указанных мероприятий и предстоящим формированием бюджета.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования Администрации Нелидовского городского округа Тверской области, Кротов В.Г., действующий на основании доверенности, с требованиями прокурора согласился, также просит представить более длительный срок для устранения нарушений.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд приходи к следующему.
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.210 ГК РФ).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из основных целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В силу п.15 ч.3 ст.28 и п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации отнесено создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, обучающихся и работников образовательной организации, и возложена обязанность по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п.п.4, 6 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-ФЗ под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019г. №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту - Требования), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
31 октября 2019 года, по результатам проведенных обследования и категорирования, МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» присвоена четвертая категория, разработан план выполнения мероприятий на антитеррористической защищенности.
Проведенной прокуратурой проверкой установлены следующие нарушения в отношении антитеррористической защищенности объекта образования категорирования МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа», расположенной по адресу: Тверская область, Нелидовский городской округ, п.Земцы, ул.Матросова, д.34а: в нарушение пп.«а» п.17, пп.«б» и «г» п.18 Требований к воспрепятствованию неправомерного проникновения на объекты (территории) ограждение (забор) объекта образования МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения ремонта.
Таким образом, МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» и собственником образовательного учреждения - администрацией Нелидовского городского округа Тверской области, нарушены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской, что создает угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних прибывающих в образовательных учреждениях.
В силу п.5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Постановлением Администрации Нелидовского района Тверской области от 24.12.2015г. № 1112-па утвержден Устав МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа», согласно п.5.1.3. финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Школой или приобретенных Школой за счет средств, выделенных ей администрацией Нелидовского района на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имуществ, в том числе земельные участки.
Согласно п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п.3 ст.5 Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из системного толкования вышеуказанных положений следует, что орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа», обязан обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Согласно пунктам 43-50 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФи объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019г. №1006 в отношении каждого объекта в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.
Как установлено в судебном заседании, и не оспаривается сторонами, срок исполнения плана мероприятий Учреждения по обеспечению антитеррористической защищенности объекта определен до 31.12.2021г., однако сведений об исполнении указанных мероприятий в установленный сроксуду не представлено.
Сведений о наличии объективных причин, препятствующих реализации в полном объеме указанных мероприятий, являющихся обязательными к исполнению, в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки не установлено.
В ходе проведенной Нелидовской межрайонной прокуратурой Тверской области проверки установлено, что собственных средств для выполнения данных мероприятий по антитеррористической защищенности у образовательного учреждения не имеется, в связи с чем необходимые мероприятия не исполнены. Для выполнения указанных мероприятий необходимо финансирование, которое для устранения указанных нарушений обязана выделить администрация Нелидовского городского округа Тверской области.
При этом, как следует из материалов дела, 16.06.2021г. межрайонной прокуратурой руководителю управления образования администрации Нелидовского городского округа Кротову Э.Н. направлено предостережение о недопустимости нарушений законодательства об образовании, требований антитеррористической защищенности, а 14.02.2022 г. в администрацию Нелидовского городского округа Тверской области внесено представление в связи с непринятием мер к финансированию образовательных учреждений округа по исполнению требований антитеррористической защищенности объектов образования, однако, как установлено в судебном заседании, ответчиком представление исполнено не было.
При таких обстоятельствах, исходя из правового анализа вышеприведенных норм в их взаимосвязи, установлено, что в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» не обеспечены безопасные условия воспитания обучающихся, чем поставлена под угрозу безопасность жизни и здоровья несовершеннолетних, работников образовательной организации, других посетителей, круг которых невозможно определить, а поэтому, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
С учетом характера сложившихся правоотношений, необходимостью проведения определенных видов работ по изысканию денежных средств, объема, необходимого для устранения нарушений, суд считает необходимым установить ответчику Администрации Нелидовского городского округа Тверской области срок исполнения решения 6 месяцев, а МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа» - 3 месяца с момента поступления финансирования, полагая, что данные сроки является разумными, и достаточным для исполнения ответчиками возложенной на них обязанностей.
Согласно абз.3 ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Поскольку не обеспечение исполнения требований по антитеррористической защищенности образовательного учреждения ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц, в т.ч. несовершеннолетних, работников учреждения и вероятных посетителей МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа», прокурор обоснованно, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с данным иском, при этом им был избран надлежащий способ защиты прав неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на Администрацию Нелидовского городского округа Тверской области в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обязанность профинансироватьорганизацию ремонта ограждения МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Тверская область, Нелидовский городской округ, пос.Земцы, ул.Матросова, д.34а.
Возложить на МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Тверская область, Нелидовский городской округ, пос.Земцы, ул.Матросова, д.34а, обязанность в течение 3 месяцев с момента поступления финансированияпринять меры по проведению ремонтаограждения МБОУ «Земцовская средняя общеобразовательная школа».
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Нелидовский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий Э.Ю. Павлов
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 05 сентября 2022 года
Председательствующий Э.Ю. Павлов
1версия для печатиДело № 2-401/2022 ~ М-429/2022 (Решения)