ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-401/2023 от 29.05.2023 Верхнеуральского районного суда (Челябинская область)

Дело №2-401/2023

УИД 74RS0013-01-2023-000402-55

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 мая 2023 года г. Верхнеуральск

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи Артемьевой О.В.,

при секретаре Логиновской А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области Ботвинкина В.Е., действующего в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию «Благоустройство» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Магнитогорский природоохранный прокурор Челябинской области Ботвинкин В.Е., действующий в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Благоустройство» (далее по тексту МУП «Благоустройство», Предприятие) о возложении обязанности в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение законодательства, а именно в установленном порядке обратиться в Министерство экологии Челябинской области за согласованием мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

В обоснование исковых требований указано, что Магнитогорской природоохранной прокуратурой Челябинской области проведена проверка исполнения законодательства в области охраны окружающей среды в деятельности МУП «Благоустройство», в ходе которой установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время МУП «Благоустройство» осуществляет деятельность по предоставлению населению, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам <адрес> услуги по содержанию жилья, водоснабжению, водоотведению, вывозу жидких бытовых отходов, а также деятельность по эксплуатации и обслуживанию канализационных и водопроводных сетей <адрес>. МУП «Благоустройство» осуществляет деятельность на территории очистных сооружений канализации <адрес> по адресу: <адрес>, которые находятся во временном владении и пользовании МУП «Благоустройство», на основании Договора муниципального имущества – объектов жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям общедоступной базы данных ПТО УОНВОС Росприроднадзора на сайте https://uonvos.rpn.gov/rpn/pro-uonvos очистные сооружения водоотведения поставлены на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением II категории. Уровень надзора – региональный. Природопользователь – МУП «Благоустройство» (ИНН 7425759157). В то же самое время, по информации заместителя Министра экологии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ в перечне юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих согласованные с Министерством экологии Челябинской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях, МУП «Благоустройство» не значится. Таким образом, в нарушение п.3 ст.19 Федерального закона от 04.04.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» МУП «Благоустройство» при эксплуатации зданий очистных сооружений канализации по адресу: <адрес>, не обеспечено согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с Министерством экологии Челябинской области, в периоды неблагоприятных метеорологических условий мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с Министерством экологии Челябинской области, не проводились. Между тем выявленное нарушение с учётом его длительности, количества источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, опасности выбрасываемых в атмосферный воздух загрязняющих веществ для жизни и здоровья граждан. Окружающих среды. Категории объекта негативного воздействия является существенным нарушением охраняемых общественных правоотношений, создаёт реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан в результате чего нарушено право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ), на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (ст.11 Федерального закона от 10.02.2002 №7-ФЗ «Об окружающей среды») (л.д.6-10).

Прокурор Толмачев В.Н., участвующий в деле, исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора Ботвинкина В.Е. поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, на их удовлетворении настаивал.

Представитель ответчика МУП «Благоустройство» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом (л.д.84), о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

Определением Верхнеуральского районного суда Челябинской области в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Верхнеуральского городского поселения Верхнеуральского района Челябинской области (далее по тексту Администрация Верхнеуральского городского поселения, Администрация города) (л.д.80).

Представитель третьего лица Администрации Верхнеуральского городского поселения в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом (л.д.82), о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

Заслушав прокурора Толмачева В.Н., участвующего в деле, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора Ботвинкина В.Е. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.43 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно п.3 ст.19 Федерального закона от 04.04.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Приказом Минприроды России от 28.11.2019 №811 утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

В соответствии с п.п.1,2, 3, 5 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 №811, требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды неблагоприятных метеорологических условий на объектах I, II и III категорий, определённых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора

Разработка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условий осуществляется для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Министерство экологии Челябинской области обратилось к Магнитогорскому природоохранному прокурору советнику юстиции Ботвинкину В.Е. с письмом , в котором указало, что в Министерство экологии Челябинской области из ОМВД России по Верхнеуральскому району Челябинской области поступили материалы КУСП от ДД.ММ.ГГГГ по факту сброса сточных вод в реку Урал с канализационной насосной станции, обслуживаемой МУП «Благоустройство». На основании сведений, полученных из государственного реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду, установлено, что МУП «Благоустройство» осуществляет эксплуатацию очистных сооружений водоотведения и отнесено к предприятиям II категории. В составе выбросов в атмосферу МУП «Благоустройство» содержатся вещества 1 и 2 класса опасности (бенз/а/пирен, формальдегид, сероводород), при этом в перечне юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих согласованные с Министерством экологии Челябинской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях, предприятие не значится. Отчет по программе экологического контроля за ДД.ММ.ГГГГ МУП «Благоустройство» в Министерство не представлялся. В связи с тем, что Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 г. №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» установлен мораторий в 2022 году на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, просят организовать проверку в отношении МУП «Благоустройство» с привлечением специалистов Министерства (л.д.11).

ДД.ММ.ГГГГ Магнитогорским природоохранным прокурором советником юстиции Ботвинкиным В.Е., с целью проверки информации заместителя Министра экологии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, принято Решение о проведении проверки в отношении МУП «Благоустройство» (л.д.12), с направлением в адрес Предприятия требований о предоставлении сведений и надлежащим образом заверенных копий документов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.17), а также запрос в Администрацию Верхнеуральского городского поселения.

Из полученной информации и представленных документов следует, что в соответствии с Постановлением Главы администрации Верхнеуральского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в качестве гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Верхнеуральского городского поселения определено МУП «Благоустройство» (л.д.34).

Кроме этого Постановлением Главы администрации Верхнеуральского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема водоснабжения и водоотведения Верхнеуральского городского поселения Челябинской области на период до ДД.ММ.ГГГГ, а также определена гарантирующая организация для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Верхнеуральского городского поселения - МУП «Благоустройство».

МУП «Благоустройство» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России №13 по Челябинской области за основным государственным регистрационным номером 1107425000352, ИНН 7425759157, КПП 745501001. Место нахождения МУП «Благоустройство» - <адрес> (л.д.66-72).

МУП «Благоустройство» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет деятельность по предоставлению населению, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам <адрес> услуг по содержанию жилья, водоснабжению, водоотведению, вывозу жидких бытовых отходов, а также деятельность по эксплуатации и обслуживанию канализационных и водопроводных сетей <адрес>.

В соответствии с Договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Благоустройство переданы объекты жилищно-коммунального хозяйства , в том числе очистные сооружения механической и биологической очистки по адресу: <адрес>л.д.21-23)

В соответствии с Договором аренды муниципального имущества - объектов водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ во временное владение и пользование МУП «Благоустройство» переданы, в том числе здания перекачки, согласно Акту приема-передачи имущества, являющегося Приложением к вышеуказанному Договору аренды (л.д.24)

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ Договор аренды муниципального имущества - объектов водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ был продлен в отношении объекта - канализационные сети, общей протяженностью <данные изъяты>. (л.д.39).

Как следует из информации Администрации Верхнеуральского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, Договор аренды муниципального имущества – объектов жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ не продлевался, на новый срок не заключался, в связи с тем, что МУП «Благоустройство» продолжает пользоваться имуществом, при отсутствии возражений арендодателя, Договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределённый срок (ст.621 Гражданского кодекса РФ) (л.д.33).

МУП «Благоустройство» осуществляет свою деятельность на очистных сооружениях механической и биологической очистки по адресу: <адрес>

Согласно информации, представленной МУП «Благоустройство» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14). от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16). от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19), в настоящее время услуги МУП «Благоустройство» по водоотведению хозяйственно-бытовых сточных вод предоставляются физическим лицам (<данные изъяты> абонента) и юридическим лицам <данные изъяты> абонента). Объем сброса сточных вод в реку Урал на выпуске с очистных сооружений составил в ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.м.; в ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.м.; ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.м., ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>м., ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.м., ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.м., ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.м., ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.м., ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.м., ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.м., ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты>.м.

Очистные сооружения канализации введены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (блок очистки, дренажная насосная, отделение решеток, насосно-компрессорная) и ДД.ММ.ГГГГ (иловая площадка, хлораторная, проходная) после реконструкции. В настоящее время они осуществляют механическую, биологическую очистку, обеззараживание сточных вод перед их сбросом в реку Урал.

Хозяйственно-бытовые сточные воды по канализационной сети от населения и предприятий <адрес> собираются в приёмный резервуар очистных сооружений. После очистки на очистных сооружениях сточные воды по железобетонному трубопроводу диаметром 400мм длиной 250м сбрасываются в реку Урал. Выпуск сточных вод находится в <адрес> от территории очистных сооружений, расположенной по адресу: <адрес> Географические координаты выпуска - <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущества и природных ресурсов Челябинской области выдано Решение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении водного объекта (река Урал) в пользование МУП «Благоустройство».

В ДД.ММ.ГГГГ разработан Проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, сбрасываемых со сточными водами с очистных сооружений <адрес> в реку Урал.

ДД.ММ.ГГГГ Приказом Врио. руководителя Нижне-Обского Бассейнового водного управления утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в реку Урал для МУП «Благоустройство».

Разрешение на сбросы загрязняющих веществ в водный объект МУП «Благоустройство» получено ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям общедоступной базы данных ПТО УОНВОС Росприроднадзора на сайте https://uonvos.rpn.gov/rpn/pto-uonvos очистные сооружения водоотведения поставлены на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением II категории. Уровень надзора - региональный. Природопользователь – МУП «Благоустройство» (ИНН 7425759157) (л.д.64-65).

В то же самое время по информации заместителя министра экологии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ в перечне юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих согласованные с Министерством экологии Челябинской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях, МУП «Благоустройство» не значится. Отчёт по программе экологического контроля за ДД.ММ.ГГГГ МУП «Благоустройство» в Министерство не представлялся (л.д.11).

Постановлением Магнитогорского территориального отдела регионального государственного экологического надзора от ДД.ММ.ГГГГ директор МУП «Благоустройство» Запьянцев Д.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях – несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000,00 рублей (л.д.57-61).

Указанное Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом обжаловано не было вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, административный штраф оплачен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61).

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспариваются, не опровергаются, иного в материалах дела не установлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в нарушение п.3 ст.19 Федерального закона от 04.04.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» МУП «Благоустройство» при эксплуатации зданий очистных сооружений канализации по адресу: <адрес> не обеспечило согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с Министерством экологии Челябинской области, в периоды неблагоприятных метеорологических условий, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с Министерством экологии Челябинской области, не проводились.

Выявленное нарушение с учётом его длительности, количества источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, опасности выбрасываемых в атмосферный воздух загрязняющих веществ для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, категории объекта негативного воздействия является существенным нарушением охраняемых общественных правоотношений, создаёт реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, в результате чего нарушено право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью МУП «Благоустройство».

Таким образом, исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области Ботвинкина В.Е., действующего в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к МУП «Благоустройство» о возложении обязанности являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Согласно ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.

Магнитогорский природоохранный прокурор просит установить срок исполнения обязанности по устранению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды – в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Со стороны ответчика МУП «Благоустройство» возражений против установления такого срока для исполнения обязанности по устранению нарушений требований действующего законодательства не поступало.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным установить срок для исполнения ответчиком обязанности по устранению нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды – в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области Ботвинкина В.Е., действующего в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию «Благоустройство» о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Благоустройство» в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение законодательства, а именно в установленном порядке обратиться в Министерство экологии Челябинской области за согласованием мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в месячный срок со дня принятия мотивированного решения.

Председательствующий О.В. Артемьева

Мотивированное решение изготовлено 09.06.2023.

Судья О.В. Артемьева